АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-2855/2008-К2-26/116
"07" августа 2008 года
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи
Романовой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Романовой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фон-
да Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Владимире Влади-
мирской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Частное
охранное предприятие "Атлант" штрафа в размере 6107 руб.20 коп.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя не явились (почтовое уведомление № 27605),
от заинтересованного лица не явились (заказные конверты с почтовыми уведомления-
ми №№ 27607, 27606, 27608),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Владимире Владимирской области (далее по тексту - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие Атлант" (далее по тексту – Общество) штрафа в размере 6107 руб.20 коп., предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту – Федеральный закон № 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2007 год.
Общество не представило отзыв на заявление, его представитель не явился в судебное заседание. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.07.2008, представленной в материалы дела инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владимира по запросу Арбитражного суда Владимирской области, место нахождение Общества: <...> корп.б. Почтовая корреспонденция арбитражного суда, направлявшаяся в адрес Общества по указанному адресу, возвратилась с отметкой органа связи "нет данной организации".
В соответствии с частью 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Дело рассмотрено в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в нем доказательствам в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, Управлением установлен факт нарушения Обществом срока представления сведений, а именно, непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 26.03.2008 № 55, в котором отражено, что Обществом указанные выше сведения по состоянию на 26.03.2008 в Пенсионный фонд не представлены.
Представитель Общества при составлении акта не присутствовал, акт направлен Обществу заказным письмом с уведомлением.
На основании акта проверки от 26.03.2008 № 55 и иных материалов о правонарушении начальником Управления вынесено решение от 08.04.2007 № 31 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 6107 руб.20 коп., в адрес Общества направлено требование 28.04.2008 № 19 об уплате указанной суммы штрафа в срок до 08.05.2008.
Неуплата Обществом в добровольном порядке указанной суммы штрафа, послужила основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о ее принудительном взыскании.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению на основании нижеследующего.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.
В статье 3 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что целью индивидуального (персонифицированного) учета является, в частности, создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Следовательно, при привлечении к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, подлежит применению Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс).
Поскольку Федеральными законами № 27-ФЗ и № 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда Российской Федерации следует руководствоваться положениями статьи 101 Налогового кодекса РФ при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение указанного правонарушения.
В соответствии с п. 1, 2, 5, 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в
2
отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как следует из материалов дела, в акте проверки от 26.03.2008 указано: "рассмотрение акта с учетом предоставленных страхователем документов состоится в 10 час.00 мин. 15.04.2008 в здании Управления ПФР в г. Владимире Владимирской области по адресу: 600007, <...>."
Решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, вынесено 08.04.2008, тогда как Общество извещено о времени и месте рассмотрения материалов 15.04.2008.
Кроме того, как следует из материалов дела и не оспаривается Управлением, решение о привлечении Общества к ответственности от 08.04.2008 вынесено в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности либо его законного представителя.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что неисполнение Управлением требований статьи 101 Налогового кодекса РФ и лишение Общества права на представление возражений и объяснений является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.
В действиях Управления имеются существенные нарушения порядка привлечения Общества к ответственности и, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требования Управления и взыскания штрафа в размере 6107 руб.20 коп.
При таких обстоятельствах заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается в связи с освобождением Управления от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (<...>) в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.В.Романова