ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-13240/16 от 07.07.2016 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.  им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 факс: (8442)24-04-60 


Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Волгоград                                                                                           Дело № А12-13240/2016

« 11 » июля 2016 года     

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 11 июля 2016 года.  

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Финансового отдела администрации Дубовского муниципального района (ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области об обжаловании действий по приостановлению операций по расходованию средств

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,  индивидуальный предприниматель ФИО1, Отдел №5 Управления Федерального Казначейства по Волгоградской области

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: ФИО2, доверенность от 28.04.2016 №3; ФИО3, доверенность от 28.04.2016 №4;

от ответчика: ФИО4,  доверенность от 16.10.2015;

от ИП ФИО1: ФИО5, доверенность от 14.06.2016

остальные: не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

Финансовый отдел администрации Дубовского муниципального района обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, в котором, с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, просит признать незаконными действия по приостановлению операций по расходованию средств на лицевом счете Финансового отдела администрации Дубовского муниципального Волгоградской области района на основании уведомления от 17.03.2016 г. № УБЛ-15-6405.

В судебном заседании представители заявителя поддержали требования.

Представитель Управления Федерального казначейства по Волгоградской области в пояснениях, данных в судебном заседании,  в отзыве просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ФИО1 возражает против удовлетворения заявления, представлен отзыв.

Изучив представленные документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно статье 198 АПКРФграждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным решения заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов юридического лица.

         В соответствии со статьей 65 АПК РФ обязанность доказывания факта  нарушения прав и законных интересов  лежит на истце. 

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2008 по делу № А12-20245/2006 взыскано с Территориального управления Дубовского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области за счет казны Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу некоммерческой организации "Фонд содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области "Содействие деревне" в порядке субсидиарной ответственности 20 435 665,35 рублей.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2008 изменено, взыскано с муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области за счет казны муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области в лице Территориального управления Дубовского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в пользу некоммерческой организации "Фонд содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области "Содействие деревне" в порядке субсидиарной ответственности 20 434 884,04 рублей.

На основании постановления от 17.11.2008 по делу № А12-20245/2006 Двенадцатым арбитражным апелляционным судом выдан исполнительный лист от 17.11.2008                       № А 001990. Предмет исполнения: взыскать с муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области за счет казны муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области в лице Территориального управления Дубовского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в пользу Некоммерческой организации «Фонд содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области «Содействие деревне» в порядке субсидиарной ответственности 20434884 рублей 4 копейки. 

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.09.2009 в соответствии со статьей 48 АПК РФ произведено процессуальное правопреемство путем замены первоначального взыскателя - некоммерческой организации "Фонд содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области "Содействие деревне" на ИП ФИО1

Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу №А12-20245/2006 изменен порядок и способ исполнения судебного акта путем взыскания с муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области за счет казны муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области в лице финансового отдела в пользу ИП ФИО1 в порядке субсидиарной ответственности 20 434 884,04 рублей.

На основании определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу №А12-20245/2006 муниципальное образование Дубовский муниципальный район Волгоградской области в лице финансового отдела является субсидиарным должником.

Согласно пункту 3 раздела 1 Положения о финансовом отделе администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Дубовской районной Думы от 06.03.2012 №32/199, финансовый отдел является муниципальным казенным учреждением.

Частью 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

В силу пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

В рассматриваемом случае, Финансовому отделу администрации Дубовского муниципального районалицевой счет получателя бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов местного бюджета открыт в УФК по Волгоградской области.

16.12.2015в адрес Управления Федерального казначейства по Волгоградской области поступил исполнительный лист № 001990 о взыскании с муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области за счет казны муниципального образования Дубовский муниципальный район Волгоградской области в лице финансового отдела в пользу ИП ФИО1 в порядке субсидиарной ответственности денежных средств в размере 20 434 884,04 рублей.

18.12.2015Финансовым отделом администрации Дубовского муниципального района получено уведомление от 17.12.2015 №УПЛ-15-7812 о поступлении исполнительного документа к лицевому счету получателя бюджетных средств                               № 03293054260, открытому финансовому отделу.

Информация об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы по исполнению исполнительного документа, представлена Финансовым отделом администрации Дубовского муниципального района 28.12.2015.

Согласно пункту 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете получателя бюджетных средств № 03293054260 приостановлено 17.03.2016 до момента устранения нарушения.

При поступлении межбюджетных трансфертов в бюджет Дубовского муниципального района, финансовым органом осуществляется доведение бюджетных данных до главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих доведение бюджетных данных до получателей бюджетных средств, использующих межбюджетные трансферты, в том числе с последующим перечислением в бюджеты поселений.

Довод заявителя о том, что обращение взыскания на лицевой счет финансового отдела, приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, является несостоятельным, поскольку на лицевом счете финансового отдела операции с субсидиями, субвенциями и иными межбюджетными трансфертами, имеющими целевое назначение, не проводились, что подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств от 01.04.2016.

В связи с этим, приостановление операций по расходованию средств на лицевом счете получателя бюджетных средств № 03293054260 не может привести к прекращению всех расходных операций по исполнению обязанностей, функций и задач финансового органа, организующего исполнение местного бюджета.

В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно пункту 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, то есть муниципальной казной.

В состав казны помимо муниципального имущества входят средства местного бюджета (абзац 2 пункта 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Обращение финансового отдела в Дубовскую районную Думу о необходимости выделения должнику дополнительных бюджетных ассигнований и отказ данного органа в выделении денежных средств на оплату исполнительного листа не освобождает должника от обязанности исполнения решения суда. При этом, недостаток бюджетного финансирования не является основанием для неприменения положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу №А12-20245/2006 финансовый отдел администрации Дубовского муниципального района является субсидиарным должником и в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", частью 1 статьи 16 АПК РФ вступивший в законную силу судебный акт является обязательным для должника и подлежит исполнению.

Поэтому, исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета, по смыслу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Диспозиция пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо условий для ее применения - не исполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.

Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа Федерального казначейства.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, законоположения гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абз. 9 ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абз. 5 п. 3 ст. 217 Кодекса).

В силу специального указания п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия УФК по Волгоградской области по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах финансового отдела администрации Дубовского муниципального района соответствуют пункту 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не нарушают законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

 Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении требованийФинансового отдела администрации Дубовского муниципального района к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области о признании незаконными действий по приостановлению операций по расходованию средств на лицевом счете Финансового отдела администрации Дубовского муниципального Волгоградской области района на основании уведомления от 17.03.2016 г. № УБЛ-15-6405.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области).

Судья                                                                                                      Стрельникова Н.В.