Арбитражный суд Волгоградской области Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ |
г. Волгоград
28 июня 2016 г.Дело № А12 – 17798/2016
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 28 июня 2016 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кремс Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ксендзовой М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волжский институт леса» (ИНН <***> ОГРН <***>, 410017, <...>) к Комитету лесного хозяйства Волгоградской области (ИНН <***> ОГРН <***>, <...>) с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании государственного контракта недействительным
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, директор,
от ответчика – не явился, извещен,
от третьего лица – ФИО2, доверенность от 01.02.2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Волжский институт леса» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Волгоградской области о признании недействительным государственного контракта № 42 от 16.11.2015 г.
Истец просил удовлетворить исковые требования.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв в котором исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области просил в иске отказать.
В силу ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив фактические обстоятельства, находит заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 16.11.2015 между Комитетом лесного хозяйства Волгоградской области и обществом с ограниченной ответственностью «Волжский институт леса» заключен государственный контракт №42 (реестровый номер на официальном сайте - 2344420044815000016) (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. контракта Исполнитель обязуется выполнить работы по разработке документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов Волгоградской области, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и произвести их оплату в пределах средств, обусловленных в п.2.1, настоящего Контракта.
Согласно пункту 1.2. контракта состав и объем работ определяется в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к государственному контракту).
Пунктом 2.1. контракта установлено, что цена Контракта является твердой, не может изменяться в ходе исполнения Контракта. Цена Контракта составляет 87 900 (восемьдесят семь тысяч девятьсот) руб. 00 коп., НДС не облагается на основании п. 1 ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации.
Работы, предусмотренные Контрактом, должны быть выполнены Исполнителем в течение 40 (сорока) календарных дней с даты заключения Контракта (пункт 4.1. контракта).
В соответствии с п. 3.2.4 контракта заказчик обязан предоставлять Исполнителю в соответствии с обоснованной письменной заявкой необходимую дополнительную информацию в части, касающейся Технического задания.
В обоснование исковых требований истец указывает, что общество в установленные сроки приступило к выполнению работ.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения проектной документации, разработанной истцом, Рослесхоз сообщил следующее:
1. Программой газификации Волгоградской области на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области № 187-п от 23 апреля 2013 года, являющейся основанием для изменения границ лесопарковых зон, не предусмотрена реконструкция газопровода высокого давления р.п. Рудня от ул. Советской до котельной «Сельхозтехники».
2. Лесным кодексом Российской Федерации не запрещается реконструкция линейных объектов в лесопарковых зонах. В связи с этим Комиссия считает нецелесообразным изменение границ лесопарковых зон для заявленных целей.
В связи, в том числе, с изложенным проектная документация не была согласована.
Истец указывает, что для реконструкции линейных объектов в лесопарковых зонах не требуется изменение границ лесопарковых зон, следовательно, заключенный проект контракта не направлен на удовлетворение потребностей публично-правового образования - Волгоградской области, и не отвечает требованиям, и является заведомо невыполнимым.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договоров. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как указано в исковом заявлении, Общество своевременно приступило к выполнению работ. Однако согласно заключению комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению документации по проектированию границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон, а также материалов по отнесению лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделению особо защитных участков лесов, установлению их границ, отнесению лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установлению и изменению их границ, созданной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 20 мая 2015 г. № 166 (далее - Комиссия), от 05 февраля 2016 г. проектная документация не была согласована в связи с тем, что проектная документация не соответствует требованиям законодательства, а также материалами проектной документации не подтверждена необходимость изменения границ лесопарковых зон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, в силу пункта 16 которого проектная документация разрабатывается по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных пунктом 15 Положения, в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, Комитетом принято решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны лесов Волгоградской области, о чем издан приказ комитета от 21 сентября 2015 г. № 467 «О внесении изменений в план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд комитета лесного хозяйства Волгоградской области на 2015 год» с введением новой процедуры - разработка документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов Волгоградской области путем проведения запроса котировок, с начальной (максимальной) ценой контракта 100,00 тыс. руб., срок размещения - октябрь 2015 года. Приказом комитета от 07 октября 2015 г. № 523 выбран способ определения исполнителя на разработку документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой зоны лесов, расположенных в границах Руднянского лесничества Волгоградской области - запрос котировок.
Согласно выписке из заседания Комиссии от 05 февраля 2016 г. на рассмотрение Комиссии были представлены проектная документация и обращение Общества от 25 декабря 2015 г. № 155/01-21 о согласовании проектной документации. При этом срок выполнения работ - в течение 40 календарных дней с даты заключения контракта, то есть до 26 декабря 2015 г.
В выписке из заключения Комиссии от 05 февраля 2016 г. указано, что целью изменения границ лесопарковых зон является необходимость реконструкции газопровода высокого давления р.п. Рудня от ул. Советская до котельной «Сельхозтехники». В качестве обоснования изменения границ лесопарковых зон разработчиком представлена программа газификации Волгоградской области на 2013-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Волгоградской области № 187-п от 23 апреля 2013 г.
В замечаниях (пункт 3) Комиссия указывает на то, что программой газификации Волгоградской области на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области № 187-п от 23 апреля 2013 г., не предусмотрена реконструкция газопровода высокого давления р.п. Рудня от ул. Советская до котельной «Сельхозтехники».
Вместе с тем указанная Программа не действует с 09 февраля 2014 г. Со 02 июня 2015 г. действует Программа газификации Волгоградской области, финансируемой из средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа открытым акционерным обществом «Газпром Газораспределение Волгоград» на 2015 год», утвержденная приказом комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 02 июня 2015 г. № 59-ОД, пунктом 2.1.1 которой предусмотрены строительно-монтажные работы по реконструкции газопровода высокого давления ПЭ р.п. Рудня от ул. Советская до котельной Сельхозтехники № А-005414.
Также в пункте 2 замечаний Комиссии указано на то, что выписка из государственного лесного реестра, предусмотренная пунктом 17 (г) Положения, выдана с нарушением пункта 1.3 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2007 г. № 282 (далее - Административный регламент).
Вместе с тем, в силу пункта 1.3 Административного регламента в исполнении государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставлении государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра участвуют в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также согласно пункту 1.6 Административного регламента государственная услуга по предоставлению выписки из государственного лесного реестра предоставляется по запросам физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.
Однако Общество не обращалось в Комитет с запросом о предоставлении выписки из государственного лесного реестра.
Аналогично замечания Комиссии, указанные в пунктах 4 (отсутствие в проектной документации карты распределения лесов по целевому назначению и защитных лесов по категориям) и 5 (разночтения в части площади исключаемого из границ лесопарковых зон участка по тексту и в приложении А) выписки из заседания Комиссии, являются недостатками работ при выполнении государственного контракта со стороны Общества.
Объект газопровода, реконструкция которого предусмотрена действующей Программой газификации Волгоградской области, был завершен строительством и введен в эксплуатацию в 1989 году.
Вместе с тем, как указано выше, лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов. Организация отдыха населения невозможна на территории прохождения газопровода.
В силу пункта 3 части 1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах запрещается, в том числе размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. Таким образом, в настоящее время размещение газопровода как объекта капитального строительства в лесопарковой зоне не допускается.
В связи с указанным и необходимостью проведения реконструкции газопровода Комитетом было принято решение о подготовке документации по проектированию изменения границ лесопарковой зоны с соблюдением части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающей недопустимость уменьшения площади лесопарковых зон при изменении их границ.
В силу пункта 3.3.2 государственного контракта Исполнитель вправе запрашивать у Заказчика информацию, необходимую для выполнения Контракта.
Согласно пункту 3.2.4 государственного контракта Заказчик обязан предоставлять Исполнителю в соответствии с обоснованной письменной заявкой необходимую дополнительную информацию в части, касающейся Технического задания (Приложение № 1 к государственному контракту).
Письмом от 15 декабря 2015 г. № 29-08-13/6438 Комитет разъяснил Обществу о согласовании разработанной проектной документации, предусмотренном Техническим заданием, с Рослесхозом со ссылкой на нормы действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, согласование проектной документации с Федеральным агентством лесного хозяйства не может являться обременительным и невыполнимым условием государственного контракта, так как полностью согласуется с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а именно с положением пункта 19 Положения, в силу которого, если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ, в том числе ценных лесов, проектная документация до ее представления разработчиком в орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий по установлению границ этих лесов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, в данном случае в Рослесхозом.
На основании вышеизложенного, государственный контракт не может являться недействительной сделкой. Заключенный государственный контракт не содержит в себе заведомо невыполнимые условия, а преследует своей целью обеспечение сохранение лесопарковыми зонами своего предназначения.
Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявленное истцом требование не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-171 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Волжский институт леса» (ИНН <***> ОГРН <***>, 410017, <...>)
в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
В соответствии с ч.2 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Л.А. Кремс