Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело №А12-19314/2017
18 августа 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 19 августа 2017 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Сейдалиевой А.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калашниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Служба весового контроля республики Башкортостан (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца – не явился, извещен;
от ответчика – ФИО2, по доверенности от 18.07.2017 года;
У С Т А Н О В И Л:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесного груза в размере 293 217 руб.
Представитель ответчика возражал, полагает требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, подробнее позиция изложена в отзыве.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда Волгоградской области, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Как следует из материалов дела, 14.04.2015 года на пункте весового контроля, расположенного на 10 км автомобильной дороги Дюртюли-Нефтекамск, произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки Мерседес Бенц, регистрационный номер <***>, с полуприцепом регистрационный номер ВС 1272 34, принадлежащий ИП ФИО1, под управлением водителя ФИО3
Представителем истца составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось №627 от 14.04.2015 года, подписанный водителем.
Ссылаясь на причинение автомобильной дороге ущерба, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием возместить ущерб в сумме 293 217 руб. Неоплата суммы ущерба в добровольном порядке явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ответственность наступает при наличии следующих условий: наличие убытков (факт причинения вреда), противоправность действий лица, обязанного к возмещению убытков (вреда), причинно-следственная связь между противоправным поведением указанного лица и возникшими убытками (причинением вреда), вину лица, обязанного к возмещению убытков (возмещению вреда).
При этом, первоначально именно лицо, требующее возмещение вреда (взыскания убытков) обязано доказать наличие в совокупности первых трех условий.
Отсутствие одного из названных условий, влечет отсутствие ответственности в порядке статьи 15 ГК РФ.
Поэтому, истец требуя возмещение убытков, должен доказать противоправное поведение ответчика, размер причиненных убытков, и наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями в виде убытков.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - постановление N 934), принятым в пределах компетенции, предоставленной частями 8, 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ, утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Пунктом 3 Правил возмещения вреда предусмотрено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125.
Согласно подпункту 2.1.1.2.2. приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", в акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
В подтверждение факта нарушения ответчиком правил перевозки тяжеловесных грузов, выразившегося в превышении предельно допустимых значений нагрузок на оси транспортного средства, истцом представлен акт от 14.04.2015 N 627.
При рассмотрении спора судом установлено, что данный акт не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку в акте отсутствуют наименования и идентификационные номера региональных дорог и пройденного по федеральным, региональным и иным автодорогам расстояния, что препятствует достоверному определению как маршрута движения, так и расстояния, пройденного автомашиной ответчика по региональным дорогам.
В акте указано: маршрут движения Волгоград – Агидель, в качестве пройдённого расстояния указано 98 км, однако материалы дела не содержат ссылок на реквизиты документов, документально обосновывающих протяженность маршрута движения ответчика, следование по которому нанесло ущерб дороге. Путевой лист, либо иные обосновывающие документы, подтверждающие пройденный путь не представлены
Ссылки истца на представленную товарную накладную №1062 от 10.04.2015 года не могут быть приняты судом, поскольку в ней отсутствуют сведения о водителе, либо перевозчике, в качестве получателя груза указано ООО «Спецзащита+», в качестве поставщика ООО «ТД Профиль», таким образом, не доказана связь данного документа с ответчиком.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Перевозка третьими лицами груза на основании товарной накладной не является подтверждением маршрута движения автомобиля по данному делу.
Кроме того, в акте отсутствует подпись должного лица, осуществившего взвешивание транспортного средства (специалист отдела весового контроля таким должностным лицом не является).
Сведений о полномочиях специалиста ППВК ФИО4 на подписание акта и проведение взвешивания истец не предоставил.
Аналогичная судебная практика, изложена в Постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 31.05.2016 по делу №А65-17767/2015, от 22.06.2016 по делу № А65-22956/2015, от 05.10.2016 по делу №А65-26381/2015.
Кроме этого, суд находит обоснованными возражения ответчика в части порядка взвешивания.
Из акта №627 от 14.04.2015 усматривается, что взвешивание производилось на весах ВА-20П, согласно сведений паспорта весов максимальная масса измерений составляет 20 тонн.
В акте указано, что полная масса автомобиля составила 32,11 тонн, при этом истец указал, что взвешивание производилось поосно.
Согласно пункту 1.3.3. паспорта весов для взвешивания АТС в целом количество грузоприемных платформ должно быть увеличено и равно удвоенному числу его осей. Все колеса ТС должны одновременно находиться на грузоприемных платформах, при этом количество грузоприемных платформ не может быть более восьми.
Таким образом, для взвешивания данного транспортного средства с пятью осями необходимо удвоенное число грузоприёмных платформ, то есть десять, однако весы на котором производилось взвешивание (ВА-20П) максимальное количество грузоприемных платформах не может превышать более восьми.
Также в акте указана погрешность в 2%, тогда как пунктом 1.3.2 паспорта весов установлено, что значение массы всего АТС, определенное суммированием результатов последовательных измерений осевых нагрузок в статичном режиме, будет лишь ориентировочным и поэтому не нормируется.
С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд приходит к выводу о том, что представленный истцом акт не соответствует требованиям Порядка осуществления весового контроля и габаритного контроля транспортных средств, не может быть принят в качестве надлежащего доказательства.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Исследовав и оценив все представленные документы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый Арбитражный Апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья А.Т. Сейдалиева