ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-20040/16 от 05.06.2016 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Волгоград                                                                                                  12 июля 2016 г.

                                                                                                               Дело № А12-20040/2016

Резолютивная  часть  решения объявлена 05 июня 2016 г.

Полный текст  решения изготовлен  12 июля 2016 г.

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Машлыкин А.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бегоян Г.Т., рассмотрев  в открытом судебном заседании арбитражное дело по иску Комитета по рекламе Администрации Волгограда (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «РКС» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании неосновательного обогащения,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 27.07.2015 г. № ДР-213/01-10,

от ответчика – представитель не явился,  о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:       

          Комитет по рекламе Администрации Волгограда(далее также – истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с искомк обществу с ограниченной ответственностью «РКС»  (далее – ответчик), в котором просит взыскать  денежные средства в размере 805 695 руб. 88 коп., из которых 784 427 руб. 47 коп. – основной долг, 21 268 руб. 41 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами.

         В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просит удовлетворить заявленные требования.

      Представитель ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменный отзыв на исковое заявление не представил.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 ФЗ «О рекламе». Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с частями 5, 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии со статьей 37 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда и состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по рекламе администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 г. №31/972 (далее – Положение) комитет является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, созданным для реализации полномочий органов местного самоуправления Волгограда в сфере распространения наружной рекламы, праздничного оформления Волгограда.  

Согласно пункту 2.1.5 Положения комитет в установленном порядке оформляет и заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности и не закрепленном на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином вещном праве за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.

В силу пунктов 2.1.8, 2.1.9 Положения комитет осуществляет контроль за соблюдением требований муниципальных правовых актов Волгограда при установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории Волгограда, принимает меры, направленные на демонтаж рекламных конструкций, установленных с нарушением правил, закрепленных законодательством Российской Федерации о рекламе и муниципальными правовыми актами Волгограда.

Между правопредшественником комитета и обществом с ограниченной ответственностью «ЮгСтройИнвест» были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (далее – договоры).

Предметом договоров являлось предоставление комитетом владельцу рекламной конструкции за плату возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций на муниципальном имуществе, не закрепленном собственником за другими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления или ином вещном праве. При этом тип рекламных конструкций, размеры, расчеты платы и места их установки определены в приложении № 1 к договорам (адресные программы).

В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 г.  №40/1251 «О даче согласия на реорганизацию комитета по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда в форме преобразования в департамент по рекламе администрации Волгограда и утверждении Положения о департаменте по рекламе администрации Волгограда» комитет по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда преобразован в департамент по рекламе администрации Волгограда.

В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 №31/972 «О переименовании департамента по рекламе администрации Волгограда в комитет по рекламе администрации Волгограда и об утверждении Положения о комитете по рекламе администрации Волгограда» департамент по рекламе администрации Волгограда переименован в комитет по рекламе администрации Волгограда.

Из содержания искового заявления ответчика о признании недействительными муниципальных контрактов на демонтаж рекламных конструкций (вх.№КР-385 от 05.02.2016г.) комитету стало известно, что между обществом с ограниченной ответственностью «РКС» и обществом с ограниченной ответственностью «ЮгСтройИнвест» заключен договор купли-продажи рекламных конструкций от 24.04.2015г.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «РКС» эксплуатирует рекламные конструкции в указанные в расчете периоды в отсутствие договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и разрешений, что подтверждается соответствующими актами, составленными сотрудниками комитета.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт  2 статьи 1105 ГК РФ).

Эксплуатация ответчиком рекламных конструкций, осуществляемая при отсутствии соответствующих договоров, в силу статьи 1102 ГК РФ является неосновательным обогащением.

До 19.06.2015 г. размер платы за эксплуатацию рекламной конструкции без договора (неосновательное обогащение) рассчитывается в соответствии с Методикой определения размера платы, взимаемой по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, являющихся муниципальной собственностью Волгограда, утвержденной Постановлением администрации г. Волгограда от 05.08.2002 г.  №927 (далее – Методика).

Согласно пунктам 3.1, 3.2 Методики, размер платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций устанавливается администрацией Волгограда, исходя из соответствующих:

а) значений дифференцированных (в зависимости от вида и размеров рекламоносителей), удельных коэффициентов стоимости размещения одного кв. м наружной рекламы в день - Ус (руб./день);

б) площади поверхности рекламоносителя - Пр, определяемой с учетом количества его рекламных сторон;

в) рейтинговых коэффициентов мест дислокации рекламоносителя - Рк;

г) количества календарных дней предоставленного права распространения наружной рекламы - Кд. Расчет размера платы за распространение наружной рекламы для одного рекламоносителя - Со определяется по формуле: Со = Ус x Пр x Рк x Кд.

До 19.06.2015 г. действовало решение Волгоградской городской Думы от 20.12.2007 г.  №54/1374 «О согласии на установление размеров коэффициентов, формирующих плату, взимаемую по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью Волгограда», которым были установлены размеры коэффициентов, формирующих плату, взимаемую по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью Волгограда.

С 20.06.2015 г. размер платы, взимаемой за эксплуатацию рекламной конструкции без договора (неосновательное обогащение) рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договору на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договору на установку и эксплуатацию объекта городской наружной информации на территории Волгограда, утвержденным Решение Волгоградской городской Думы от 10.06.2015 г.  №30/946 (далее – Порядок).

Согласно п.п.2.1, 2.2 Порядка расчет размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на территории Волгограда, осуществляется уполномоченным в сфере распространения наружной рекламы отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда – Комитетом. Размер платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на территории Волгограда, рассчитывается исходя из:

- значения (размера) базовой ставки стоимости за один квадратный метр площади информационного поля рекламной конструкции (рекламной поверхности), информационного поля объекта городской наружной информации в день (Бс) (единица измерения - рубль x квадратный метр/день) согласно приложению 1 к Порядку;

- площади информационного поля рекламной конструкции (рекламной поверхности), информационного поля объекта городской наружной информации (Пр), определяемой с учетом количества сторон информационного поля (единица измерения - квадратный метр);

-коэффициента, учитывающего территориальное размещение рекламной конструкции, объекта городской наружной информации, (Кт) согласно приложению 2 к Порядку;

- количества календарных дней предоставленного права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, объекта городской наружной информации (Кд);

- коэффициента индексации (Ки). Расчет размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на территории Волгограда, для одной рекламной конструкции (РП) определяется по формуле: РП = Бс x Пр x Кт x Кд x Ки.

В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 14.08.2014 г.  №992 «Об установлении коэффициента индексации, необходимого для расчета размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договору на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договору на установку и эксплуатацию объекта городской наружной информации на территории Волгограда, внесении изменений в постановления главы Волгограда, администрации Волгограда» на 2015 год установлен коэффициент индексации, необходимый для расчета размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договору на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договору на установку и эксплуатацию объекта городской наружной информации на территории Волгограда в размере 1,311.

В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 30.09.2015 г.  №1359 «Об установлении коэффициента индексации, необходимого для расчета размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договору на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договору на установку и эксплуатацию объекта городской наружной информации на территории Волгограда, на 2016 год» на 2016 год установлен коэффициент индексации, необходимый для расчета размера платы, взимаемой по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договору на размещение рекламы на муниципальном транспорте, договору на установку и эксплуатацию объекта городской наружной информации на территории Волгограда, в размере 1,460.

12.01.2016 г. комитетом и обществом с ограниченной ответственностью  «ВолгаТехстрой» заключен муниципальный контракт №3 на выполнение работ по демонтажу отдельно стоящих рекламных конструкций», в соответствии с которым рекламные конструкции, указанные в исковом заявлении, принадлежащие ответчику, демонтированы 28.01.2016 г. и 04.02.2016 г., что подтверждается актами на выполнение работ-услуг от 04.02.2016 г. № 4, от 28.01.2016 г. № 5, №7

Рекламные конструкции, указанные в пунктах  1, 2 расчета по неосновательному обогащению, являющимся приложением к исковому заявлению комитета, эксплуатируются ответчиком до настоящего времени, что подтверждается актами от 03.06.2016г. №№458-459. 

Таким образом, сумма неосновательного обогащения при эксплуатации ответчиком рекламных конструкций подлежит исчислению за период с 24.04.2015 г. (дата договора купли-продажи рекламных конструкций) по 28.01.2016 г., 04.02.2016г. (дата демонтажа рекламных конструкций №№3-5), по 03.06.2016г. (дата актов №№458-459) и составляет 784 427 руб. 47 коп.

Согласно пункту 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ предусмотрено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Из расчета, представленного истцом, видно, что размер процентов за пользование чужими денежными средствами за спорный период составляет 21 268 руб. 41 коп.

         Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.  

        Суд считает, что истец представил доказательства, подтверждающие заявленные требования, поэтому  исковые требования подлежат удовлетворению.                 

         Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 101, 106, 110, 184-188  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волгоградской области  

решил:

          Взыскать собщества с ограниченной ответственностью «РКС» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Комитета по рекламе Администрации Волгограда (ИНН <***>, ОГРН <***>) денежные средства в размере 805 695 руб. 88 коп., из которых 784 427 руб. 47 коп. – основной долг, 21 268 руб. 41 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами.

          Взыскать собщества с ограниченной ответственностью «РКС» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 19 114 руб.         

          Решение  может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.    

      Судья                                                                                               А.П. Машлыкин