АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442)23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-2052/2011
18 марта 2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2011 года.
Полный текст решения изготовлен 18.03.2011 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Сапронова В. В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановской Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования городской округ город-герой Волгоград (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ИНН <***>, ОГРН <***>), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), с участием третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ГУВД по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамента финансов администрации Волгограда (ИНН <***>, ОГРН <***>), Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), о компенсации понесенных расходов в размере 1 071 000,00 руб.,
в судебном заседании участвуют:
от истца – извещен, в судебное заседание не явился;
от ответчика – Министерство финансов РФ - ФИО1, доверенность № 15-06/189
от 24.08.2010 г.;
УФК по Волгоградской области – ФИО1- доверенность №15-06/289 от 31.12.2010 г.;
от третьих лиц:
ГУВД по Волгоградской области – извещен, в судебное заседание не явился;
КБФПиК администрации Волгоградской области – извещен, в судебное заседание не явился.
Департамент финансов администрации Волгограда– представитель: ФИО2, по доверенности №12-11/2091 от 18.05.2010 года.
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Волгограда (истец) обратилась в Арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с требованиями о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 1 071 000,00 руб., понесенных в результате возмещения стоимости благоустроенного жилого помещения заместителю начальника ОВД Краснооктябрьского района г. Волгограда ФИО3.
Представитель истца в судебное заседание не явился без извещения суда о причинах неявки. Дело рассматривается в отсутствие представителя истца как это предусмотрено ст. 156 АПК РФ.
Представитель ответчика и УФК по Волгоградской области в судебном заседании, и в письменных отзывах на исковое заявление возражают против исковых требований и полагают иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, указанным в письменных отзывах.
Представитель третьего лица- ГУВД по Волгоградской области, в судебное заседание не явился, без извещения суда о причинах неявки, в письменном отзыве на исковое заявление полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица как это предусмотрено ст. 156 АПК РФ.
Представители третьих лиц – Департамента финансов администрации г. Волгограда и Комитета бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области в письменных отзывах на исковое заявление поддерживают позицию истца и полагают исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме по основаниям указанным в письменных отзывах на исковое заявление. От Комитета бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в судебном заседании в его отсутствие, ходатайство судом удовлетворено (протокол судебного заседания от 17.03.2011 года).
Изучив представленные доказательства, выслушав доводы участвующих по делу лиц, оценив фактические обстоятельства дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как следует из искового заявления и это подтверждается материалами дела, на основании протокола № 19 заседания комиссии по жилищным вопросам, связанным с предоставлением служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях отдельным категориям граждан, администрации Волгограда, заместитель начальника ОВД Краснооктябрьского района Волгограда ФИО3 принят на учет для получения служебного жилого помещения.
Постановлением главы Волгограда от 28.05.2009 № 1182 ФИО3 предоставлено служебное жилое помещение (квартира) № 118 дома 33 по ул. 39-й Гвардейской Краснооктябрьского района Волгограда.
Решением Краснооктябрьского районного суда Волгограда от 15.07.2009, вступившим в законную силу 31.07.2009, удовлетворены исковые требования ФИО3 к администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района Волгограда о понуждении к заключению договора приватизации жилого помещения.
Во исполнение указанного судебного акта между ФИО3 и администрацией Краснооктябрьского района Волгограда заключен договор на передачу в собственность гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда от 28.08.2009. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по Волгоградской области № 34 - 34 - 01/222/2009 -67 от 14.09.2009.
Разрешая возникший спор Арбитражный суд исходит из ниже следующего.
Статьей 1 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 12.02.1993 № 209, определено, что милиция общественной безопасности является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей и т.д.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статьям 132, 133 Основного Закона Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправление, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Предоставление благоустроенного жилого помещения (квартиры) сотруднику милиции на территории муниципального образования за счет средств местного бюджета (муниципального жилого фонда) является обязанностью органа местного самоуправления на основании статей 30, 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и дополнительными расходами местного самоуправления, подлежащими полной компенсации из федерального бюджета как возникшие при осуществлении этой обязанности.
Согласно статьи 30 Закона РФ от 18.04.1991 г. «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательствам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Статьей 30 названного закона не определены источники финансирования предоставления жилых помещений, механизм компенсации расходов органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений во исполнение данного федерального закона.
Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 15.02.2005 № 58-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилым помещением по установленным законодательством нормам по смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Установленная обязанность органов местного самоуправления не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие - обеспечение жильем такой категории государственных служащих, как работники расположенных на территории муниципального образования органов милиции, имеет как общегосударственное, так и местное значение. Содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, подлежат совместному разрешению государственными органами и органами местного самоуправления.
Таким образом, положения ст. 30 Закона РФ «О милиции» в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам милиции признанным нуждающимся жилых помещений, а федеральных органов государственной власти -компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Только при условии компенсации понесенных расходов не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью; от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Передача жилого помещения в собственность граждан в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» является основанием для выбытия недвижимого имущества (квартиры) из муниципальной собственности.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (ст. 12 ГК РФ). В п. 1 ст. 15 ГК Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе, в случае необходимости, передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
В силу ст. ст. 84, 86 Бюджетного кодекса РФ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень власти, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета. Передача таких расходов осуществляется путем включения в федеральный бюджет.
В настоящее время на федеральном уровне механизм и порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации полномочий, возложенных Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», не разработан, компенсация расходов, понесенных муниципальным образованием, осуществляется в соответствии со ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ. Ответственность, предусмотренная ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Поскольку льгота по предоставлению жилого помещения сотрудникам милиции предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета. Доказательством возникновения у администрации Волгограда убытков является выбытие жилого помещения (квартиры) № 118 дома 33 по ул. 39-й Гвардейской Краснооктябрьского района Волгограда.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для определения суммы убытков, связанных с выбытием жилого помещения из собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, проведена оценка рыночной стоимости имущества. Согласно отчету № 209 об оценке квартиры № 118 дома 33 по ул. 39-й Гвардейской Краснооктябрьского района Волгограда рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 14.09.2009 составила 1 067 000 (Один миллион шестьдесят семь тысяч) рублей.
Кроме того, администрацией Волгограда понесены убытки сумме 4 000 руб. (четыре тысячи рублей), связанные с проведением оценки рыночной стоимости имущества.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по компенсации расходов на реализацию установленных законом льгот, является непосредственно публично-правовое образование.
В случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Финансовым органом, уполномоченным выступать от имени казны Российской Федерации, является Минфин России, на какой-либо иной орган данная обязанность в настоящее время не возложена.
От имени Министерства финансов Российской Федерации по специальному поручению могут выступать в суде государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 ст. 125 ГК РФ).
Пунктом 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образовано Федеральное казначейство, которому переданы правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» утверждено Положение о Федеральном казначействе, в соответствии с которым Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы (пункты 1,2,4 Положения).
В соответствии с совместным приказом Министра финансов Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации от 25.08.2006 №114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» обязанность по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации, возложена на управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (за исключением Управления Федерального казначейства по городу Москве), а в судебных органах города Москвы - на правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов от 04.03.2005 №33н утверждено Положение об управлении Федерального казначейства по Волгоградской области. Согласно п. 11.3 указанного Положения Управление Федерального казначейства по Волгоградской области вправе представлять в судебных органах на основании доверенности, выданной Министерством финансов РФ, интересы Министерства финансов РФ и интересы Правительства РФ, в случае, когда их представление поручено Министерству финансов РФ.
Кроме того, при определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, в связи с возмещением стоимости благоустроенного жилого помещения сотруднику милиции, признанному в соответствии со статьей 30 Закона «О милиции» нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд исходит из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 08.07.2004 г. N 303-О, от 15.02.2005 г. N 58-О, от 09.06.2005 г. N 224-О.
Исходя из указанных определений, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников органов милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация
расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Вышеуказанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
В связи с тем, что федеральным законодателем не разработан порядок финансирования данной льготы и компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации данной льготы, суд приходит к выводу о необходимости взыскания суммы убытков, понесенных администрацией г. Волгограда, с Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», возложение на органы местного самоуправления дополнительных полномочий без обеспечения их финансовыми ресурсами, будет означать нарушение самостоятельности местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.
В материалах дела не имеется доказательств обеспечения Российской Федерацией надлежащего финансирования (компенсации) за счет средств федерального бюджета расходов органа местного самоуправления, связанных с обеспечением сотрудников милиции жилой площадью.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в доход бюджета города следует взыскать убытки в сумме 1 071,00 руб.(1 067 000,00 руб. – стоимость квартиры + 4 000,00 руб. расходы, связанных с проведением оценки стоимости имущества- квартиры № 118 дома 33 по ул. 39-й Гвардейской Краснооктябрьского района Волгограда).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ по делу N А57-16074/2009.
Возражения ответчика и третьих лиц, изложенные в письменных отзывах не могут быть приняты судом, так как основаны на ошибочном понимании норм права.
Кроме того суд отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ стороны несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Вопреки требованиям указанной процессуальной нормы, а также правил статьи 65 АПК РФ о доказывании обстоятельств дела и раскрытии доказательств ответчик не представил суду документов, свидетельствующих об ошибочной позиции истца по заявленным им требованиям.
Ответчик, выступающий в защиту государственных интересов, освобожден от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 101-110, 167-170,176 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград убытки в сумме 1 067 000,00 руб., понесенные в результате возмещения стоимости благоустроенного жилого помещения заместителю начальника ОВД Краснооктябрьского района г. Волгограда ФИО3, а также убытки в сумме 4 000,00 руб., связанные с проведением оценки рыночной стоимости имущества – жилого помещения (квартира) № 118 дома 33 по ул. 39-й Гвардейской Краснооктябрьского района Волгограда.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.
Судья В.В. Сапронов