Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
«25» декабря 2023 года
Дело № А12-20964/2023
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2023 года
Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2023 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Васюковой Е.С., при ведении протокола судебного заседания и осуществлении его аудиозаписи помощником судьи Козленковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению финансового управляющего ФИО1 ФИО2 (г. Москва) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 400094, г. Волгоград город, ул. 51-й Гвардейской, д. 38) о признании решения недействительным,
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Карповский» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 403022, <...> здание 57а), ФИО1, ФИО3, ФИО4,
и по заявлению ФИО4 (г. Москва) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании решения недействительным,
с участием в деле ФИО1, финансового управляющего ФИО2, общества с ограниченной ответственностью «Совхоз Карповский», ФИО3,
при участии в судебном заседании:
от ФИО2 – ФИО5, представитель по доверенности от 28.09.2023 (до перерыва);
от ответчика – ФИО6, представитель по доверенности от 09.01.2023 (до перерыва), ФИО7, представитель по доверенности от 09.01.2023;
от ООО «Совхоз «Карповский» - ФИО8, представитель по доверенности от 10.10.2023 (до перерыва);
от ФИО1 - ФИО8, представитель по доверенности от 19.07.2023 (до перерыва);
от ФИО3 – ФИО9, представитель по доверенности от 22.08.2022 (до перерыва);
от иных лиц – представители не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
финансовый управляющий ФИО1 ФИО2 (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее – регистрирующий орган) о государственной регистрации незаконным: признании записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 14.08.2023 за ГРН 2233400246913 о внесении изменений сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Совхоз «Карповский» недействительной; обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда в течение трех рабочих дней с момента вступления в законную силу о признании записи от 14.08.2023 за ГРН 2233400246913 о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Совхоз «Карповский» недействительной.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Совхоз «Карповский», ФИО1, ФИО3, ФИО4.
Судом установлено, что в производстве Арбитражного суда Волгоградской области находится дело №А12-20586/2023 по заявлению ФИО4 (заявитель) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (регистрирующий орган) о государственной регистрации незаконным: признании записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 14.08.2023 за ГРН 2233400246913 о внесении изменений сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Совхоз «Карповский» недействительной; обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда в течение трех рабочих дней с момента вступления в законную силу о признании записи от 14.08.2023 за ГРН 2233400246913 о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Совхоз «Карповский» недействительной.
К участию в деле привлечены ФИО1, финансовый управляющий ФИО2, общество с ограниченной ответственностью «Совхоз Карповский», ФИО3.
Определением суда от 18.10.2023 настоящее дело объединено в одно производство с делом №А12-20586/2023 для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен статистический номер № А12-20964/2023.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда представлен отзыв, в удовлетворении требований просит отказать.
ФИО1 представлен письменный отзыв на заявление, поддержаны доводы регистрирующего органа.
ООО «Совхоз «Карповский» письменный отзыв не представлен, в удовлетворении требований просит отказать.
ФИО3 письменный отзыв не представлен, поддержаны требования заявителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно положениям статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из смысла указанных норм права усматривается, что для признания ненормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие этого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим ненормативным актом прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Государственная регистрация носит заявительный характер. Заявителем подтверждается, что изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, а также документы, представляемые в регистрирующий орган, установлены статьей 17 Закона № 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Статьей 4 Закона № 129-ФЗ определено, что ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, при этом сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в порядке пункта 1 статьи 6 указанного закона, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».
Обязанность обеспечивать достоверность и актуальность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений возложена на юридические лица.
Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется, в том числе, в случае направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
При этом из удостоверительной надписи, совершаемой при свидетельствовании подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении в нотариальном порядке, а также из сертификата ключа проверки электронной подписи заявителя, которой подписаны представленные в регистрирующий орган электронные документы, должно следовать, что физическое лицо, подписавшее указанные заявление или электронные документы, обладает полномочиями выступать заявителем при данном виде регистрации.
За совершением такого нотариального действия, как свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации, может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 9 Закона №129-ФЗ.
Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения названного нотариального действия или отказа в таковом.
В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) и с Приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования» (вместе с «Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования», утв. решением Правления ФНП от 28.08.2017 № 10/17, приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2017 № 48092) (далее – Приказ № 156), при свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает их личность и полномочия на право подписи (п. п. 10, 10(1), 19,21 Регламента нотариальных действий № 156).
Согласно пункту 19 главы IV Приказа № 156 информацию о наименовании органа юридического лица, действующего без доверенности от имени юридического лица, и порядке его формирования нотариус устанавливает на основании учредительного документа юридического лица, документа (протокола, решения) о назначении лица на соответствующую должность.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ), утверждена форма Р13014 Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – Заявление).
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом №129- ФЗ.
Пунктом 4.1 статьи 9 Закона №129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 129-ФЗ.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации закреплен в статье 23 Закона № 129-ФЗ и является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, 07.08.2023 в регистрирующий орган представлен комплект документов (вх. № 4308631А) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в ООО «Совхоз «Карповский» ОГРН <***>, а именно: заявление по форме Р13014; решение единственного участника ООО «Совхоз «Карповский»; свидетельство об удостоверении решения единственного участника юридического лица; определение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2023 по делу № А12-30546/2020; сообщение о судебном акте.
Указанные документы представлены в регистрирующий орган заявителем ФИО10 лично. Подлинность подписи засвидетельствована нотариусом г. Волгограда ФИО11 (свидетельство от 03.08.2023 №34АА4362649).
По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации (вх. от 14.08.2022 №4308631А), регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации внесение изменения в сведения об ООО «Совхоз Карповский», которым внесена запись в ЕГРЮЛ от 14.08.2023 за ГРН 2233400246913 о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Совхоз «Карповский» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>).
Положениями пункта 2 статьи 17 и пунктов 1.2, 4, 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ определено, что государственная регистрация изменений сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, осуществляется на основании заявления по форме №Р13014. Представление иных документов Законом №129-ФЗ не предусмотрено.
Таким образом, при данном виде государственной регистрации регистрирующий орган проверяет только соблюдение формы представленного заявления на предмет ее соответствия федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В части доводов заявителей о том, что при принятии регистрирующим органом оспариваемого решения, налоговый орган достоверно располагал сведениями о том, что ФИО1 является банкротом, который в силу закона осуществляет свои права (в том числе управленческие) через финансового управляющего, суд отмечает следующее.
Согласно представленным материалам, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.10.2021 по делу А12-30546/2020 ФИО1 признан банкротом и в силу пункта 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Заявители полагают, что поскольку ФИО1 признан банкротом, то в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, а именно ФИО1, как единственный участник ООО «Совхоз «Карповский» был не вправе принимать решения о прекращении полномочий директора ООО «Совхоз «Карповский» ФИО3 и назначении директором ФИО10
Однако при обращении с заявлением государственной регистрации изменений в регистрирующий орган было представлено определение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2023 по делу № А12-30546/2020 (резолютивная часть определения оглашена 31.07.2023), согласно которому, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 прекращено в связи с погашением требований кредиторов.
Согласно статье 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в определенных случаях, а именно удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 57 Закона о банкротстве, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные статьей 56 Закона о банкротстве, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 56 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим федеральным законом и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.
В соответствии со статьей 149 Закона о банкротстве определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению, а также в случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 129 Закона о банкротстве, с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.
Учитывая вышеизложенное, оспаривание заявителями в апелляционном порядке определения Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2023 по делу № А12-30546/2020 (резолютивная часть определения оглашена 31.07.2023) о прекращении дела о банкротстве ФИО1 не имело для регистрирующего органа правового значения.
Также суд отмечает, что постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2023 определение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2023 оставлено без изменения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что регистрирующим органом произведена оспариваемая государственная регистрация сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, на основании представленных заявителем достоверных сведений.
Согласно пункту 4.3 статьи 9 Закона №129-ФЗ, основания, условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1268@ утверждены основания, условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, порядок использования результатов этих мероприятий (далее – Основания и Порядок).
Подпунктом 1 пункта 2 Оснований и Порядка установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является, в том числе, наличие в регистрирующем органе письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением подтверждающих документов.
Пунктом 5 Оснований и Порядка определен перечень условий, при которых установленные данным нормативно-правовым актом обстоятельства (пункты 2, 4) не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. К числу данных условий, в том числе, отнесены следующие обстоятельства: в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основано возражение, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.
Также суд отмечает, что в регистрирующий орган 03.08.2023 вх. №4308523А поступило возражение заинтересованного лица ФИО2 по форме Р38001 в котором указано о том, что определение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2023 по делу №А12-30546/2020 (резолютивная часть определения оглашена 31.07.2023) обжалуется в апелляционном порядке.
Однако, как было отмечено ранее, факт вступления в законную силу вышеуказанного определения не имеет правового значения, а само определение должно быть исполнено немедленно, в связи с чем данное возражение не повлияло на принятия решения о государственной регистрации от 14.08.2023 о внесении изменений в отношении ООО «Совхоз «Карповский» (ГРН 2233400246913).
Согласно части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников регулируемых им отношений, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Действующим законодательством регистрирующему органу не представлено право вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов правоотношений.
Как следует из материалов дела и подтверждено судом, на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, в том числе нотариально удостоверенное заявление по форме Р13014 и решение от 03.08.2023 единственного участника ООО «Совхоз «Карповский» ФИО1
При этом в полномочия регистрирующего органа не входит проведение обязательной правовой экспертизы представленных документов, у регистрирующего органа не возникло сомнений в достоверности документов.
Учитывая указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда действовала в рамках своих полномочий, оспариваемое решение соответствует нормам действующего законодательства, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы подлежат отнесению на истцов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований финансового управляющего ФИО1 ФИО2 (г. Москва) отказать.
В удовлетворении требований ФИО4 (г. Москва) отказать.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Е.С. Васюкова