АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005
http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А12-21156/2009
г.Волгоград от « 10 » декабря 2009г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Лаврик Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Лаврик Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива «Север-11» (г.Волгоград) к Государственному учреждению – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
об оспаривании решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - юриста ФИО1 (дов. от 08.09.2009г. б/н),
от ответчика - консультанта ФИО2 (дов. от 11.01.2009г. № 01-21/05/17)
установил:
Жилищно-строительный кооператив «Север-11» (далее – ЖСК, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ( филиал № 7 ) от 03.08.2009г. № 30 по результатам документальной выездной проверки, отраженным в акте от 10.07.2009г. № 30с/с, о непринятии к зачету расходов в сумме 18 462,07 руб., произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования при выплате пособия по беременности и родам работнику по совместительству - оператору-кассиру ФИО3 (с учетом уточнения требований в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятых судом 25.11.2009г. к рассмотрению).
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение не соответствует статьям 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», статье 11 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». Такое решение, по мнению заявителя (страхователя), незаконно ограничивает права работодателя-организации: - заключать трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом на условиях, устраивающих и работодателя и работника, в т.ч. нанимать на работу более квалифицированного и более активного в выполнении работника; - выплачивать работнику, установленную в трудовом договоре и соответствующую штатным расписанием заработную плату за выполнение всего объема работ, но за меньшее количество времени.
Ответчик (страховщик) не согласен с заявленными требованиями, просит оставить их без удовлетворения. В обоснование возражений ссылается на то, Фонд социального страхования: - обязан обеспечивать контроль за правильностью начисления страховых взносов, а также за расходами на обязательное социальное страхование; - вправе не принять к зачету выплаченные суммы, если выплаты произведены с нарушением действующего законодательства. Пояснил, что в ходе проведения документальной выездной проверки в ЖСК «Север-11» выявлен факт выплаты работнику по совместительству ФИО4 пособия по беременности и родам при расчете, произведенном из необоснованно завышенного заработка. Зарплата ФИО4 выплачивалась из расчета полного должностного оклада и полного восьмичасового рабочего дня, хотя ей как работнику по совместительству установлен рабочий день продолжительностью 4 часа. Переплата составила 18462, 07 руб., которые не приняты к зачету, т.к. ЖСК создал искусственную и экономически необоснованную ситуацию с целью получения возмещения из средств Фонда социального страхования в наибольшем размере.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что уточненные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела усматривается, что ЖСК «Север-11» является страхователем филиала № 7 Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования. Филиалом № 7 Отделения Фонда 09.07.2009г. проведена документальная выездная проверка страхователя - ЖСК по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН за период с 01.01.2007 по 30.06.2009 года.
По результатам проверки составлены акты от 10.07.2009 г. № 30н/с и № 30с/с.
В акте № 30с/с зафиксировано, что пособие по беременности и родам работнику по совместительству ФИО4 (на основании больничного листа ВУ 7246267) начислено в размере 36923,60 руб., из которых 18462,07 руб. являются переплатой, т.к. страхователь произвел выплату на указанную сумму с нарушением требований законодательства в сфере обязательного социального страхования. (т.1 л.д. 51)
На основании выводов, сделанных в указанном акте проверки, Отделением Фонда в лице филиала № 7 принято решение от 03.08.2009г. № 30 о непринятии к зачету расходов ЖСК на сумму 18462,07 руб., что послужило заявителю основанием для подачи в арбитражный суд настоящего заявления.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел, вытекающих из публичных (административных) правоотношений арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта, решения и устанавливает: соответствие оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному правовому акту; наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение; нарушает ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, а также законности этого акта, решения возлагается на орган и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение (часть 3 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 20 Закона № 165-ФЗ расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из пункта 2 этой же статьи, страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены статьями 10, 11 и 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», действующего с 01.01.2007. (далее - Закон № 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам , включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 14 Закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней , приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 данного Федерального закона. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Исходя из подпункта 3 пункта 1 части 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ, страховщики вправе не принимать к зачету только те расходы на обязательное социальное страхование, которые произведены с нарушением законодательства Российской Федерации.
Между тем суд не может согласиться с утверждением ответчика о том, что заявителем нарушено действующее законодательство при выплате пособия по беременности и родам своему работнику по совместительству ФИО4
Так, в силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в т.ч за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях…) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В соответствии со статьей 282 ТК РФ совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Статьей 284 ТК РФ установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.
Согласно статье 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Статей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работниками ... конкретного вида поручаемой работнику работы...
Конкретно поручаемая ФИО4 работа была указана в трудовом договоре № 7 от 01.10.2008г.
В Российской Федерации существует система оплаты труда (методы установления уровня оплаты труда работников) которая может быть повременной, сдельной, договорной с учетом качества и результативности работы.
В ЖСК «Север-11» применяется договорная оплата труда.
Как установлено материалами дела, до 01.10.2008г. в штатном расписании ЖСК была должность оператора по начислению жилищно-коммунальных платежей с окладом 4100 руб. В обязанности оператора входило внесение данных на собственников квартир, доработку распечатки в специальной программе коммунальных квитанций. При этом до 01.08.2008г. квитанции по коммунальным платежам готовило ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», жители оплачивали через сберкассу, почту и телеграф; платежи поступали первоначально на счет ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», которое составляло отчеты и перечисляло деньги на расчетный счет ЖСК.
С 01.10.2008г. в штатном расписании была введена должность оператора - кассира по начислению и приему жилищно-коммунальных платежей с окладом 8000 руб., т.е. увеличены обязанности работника.
Как пояснил заявитель, до увеличения обязанностей и заработной платы ЖСК подыскал работника с достаточно высокой квалификацией и способностями отрегулировал начисление платежей; наладить получение коммунальных платежей; вести лицевые счета, готовить отчеты по начислению и погашению коммунальных платежей и т.д.
Принятая на работу в ЖСК ФИО4 имеет высшее образование, работала значительное время заместителем начальника отдела по бухгалтерскому учету, она молода и активна. По договоренности сторон, зафиксированной в трудовом договоре, ФИО4 взяла на себя обязательства выполнять вест объем работ за 20 часов в неделю.
ЖСК утверждает, и ответчиком это не оспорено, что свои трудовые обязанности ФИО4 выполняла полностью и надлежащим образом. Принятая на работу после нее работник ФИО5 является пенсионеркой, не имеет высшего образования и не могла выполнять объем работы за 20 часов в неделю.
Проанализировав собранные доказательства, суд считает, свои выводы об искусственном завышении заработка работника по совместительству ФИО6 Фонд социального страхования не доказал, хотя факт наступления страхового случая им не оспаривается.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не опровергнуто что: - продолжительность рабочего времени ФИО4 не превышала пределов, установленных трудовым законодательством; - образование, познания, опыт и возможности указанного лица соответствуют необходимым квалификационным требованиям для выполнения обязанностей по должности; - размер оклада ФИО4 сопоставим с окладами остальных работников.
В этой связи суд приходит к заключению, что оплата труда ФИО4 производилась в соответствии с трудовым договором и начисление пособия по беременности и родам сделано в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, а решение - незаконным.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения должно содержаться указание на обязанность соответствующего органа, должностного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК)
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела судом.
Частью 1 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судебное решение принято не в пользу ответчика, уплаченная заявителем государственная пошлина, подлежит возмещению за его счет как с проигравшей стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 102, 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные требования ЖСК «Север-11» удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 7) № 30 от 03.08.2009г . о непринятии к зачету расходов в сумме 18 462,07 руб., произведенных ЖСК «Север-11» на цели обязательного социального страхования при выплате пособия по беременности и родам работнику по совместительству - оператору-кассиру ФИО3, как несоответствующееположениям Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», Трудовому кодексу Российской Федерации.
Обязать ГУ - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушение прав заявителя -
В порядке возмещения судебных расходов заявителя взыскать с Государственного учреждения – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Жилищно-строительного кооператива «Север-11» государственную пошлину 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд или в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 273 - 277 АПК РФ.
Судья Н.В. Лаврик
Информацию о движении дела можно получить по телефону <***>, а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru