ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-22339/2011 от 23.12.2011 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 факс: (8442) 24-04-60

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело №А12-22339/2011

«27» декабря 2011 года

Резолютивная часть объявлена 23 декабря 2011г.

Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2011г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономарев А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

прокурора Серафимовичского района Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью «ДонГеоПлан» (ИНН 3427102105, ОГРН 1043400781830) о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от прокуратуры Волгоградской области – Балычева А.С. старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области служебное удостоверение,

от ООО «ДонГеоПлан» - Синицын В.И. доверенность № 70 от 20.12.2011

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратура Серафимовичского района (далее – заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ДонГеоПлан» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представители ООО «ДонГеоПлан» заявленные требования не признали. Подробно доводы изложены в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 09 октября 2011 года прокуратурой Серафимовичского района проведена проверка соблюдения лицензионных требований в аптеке ООО «ДонГеоПлан», расположенной по адресу: Волгоградская область г. Серафимович ул. Октябрьская д. 140.

ООО «ДонГеоПлан» в указанной аптеке, осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № ЛО-34-02-000146.

В ходе проверки установлено грубое нарушение условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившееся в несоблюдении обществом пункта 3.1 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80, и СНиПа 35-01-2001, а именно в вышеуказанном аптечном пункте предпринимателем не предусмотрена возможность входа и выхода в помещения (из помещений) аптек людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата – отсутствие пандуса.

Подробно результаты проверки отражены в акте от 09.10.2011г.

По результатам проверки Прокуратурой в отношении ООО «ДонГеоПлан» 23.11.2011 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, о чем составлено соответствующее постановление.

Постановление было вынесено с участием директора Общества права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены, о чем также свидетельствует его подпись на постановлении.

Заявление и материалы административного дела были направлены прокуратурой в Арбитражный суд Волгоградской области для рассмотрения.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо, предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Пунктом 33 статьи 4 Федерального закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный Закон № 61 - ФЗ) определено, что фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Частью 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Основ законодательства об охране здоровья граждан, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию ( действовавшего на момент проведения проверки) .

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №416.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» под лицензионными требованиями и условиями подразумевается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. «а» ст. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500. 05. 0007 - 2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее – Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

Пунктом 2.3 отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 установлено, что аптечные организации в своей работе должны руководствоваться определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами, правилами охраны труда и техники безопасности.

В силу пункта 3.1 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, в соответствии со статьями 2, 3, 6, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Пунктами 3.9, 3.13, 3.14, 3.25 СНиП 35-01-2001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73) предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметьпоручни. Поверхности покрытий входных площадок должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании. Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Между тем, в ходе проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности ООО «ДонГеоПлан» выявлен факт отсутствия пандусов при наружных лестницах либо иных средств подъема маломобильных групп населения, инвалидов.

На основании пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 416 от 06.07.2006 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 настоящего Положения.

Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что в принадлежащем аптечном пункте в момент проведения проверки входы в аптеку не были оснащены техническими устройствами, пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ в помещение людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

В силу подпункта "а" пункта 4, пункта 5 Положения N 416 указанное нарушение относится к грубым нарушениям лицензионных требований.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности Общества.

Исходя из изложенного, учитывая, что выявленные в ходе проверки факты административного правонарушения подтверждаются материалами дела, суд усматривает в действиях ответчика состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, прокуратурой не допущено.

Доказательства, исключающие возможность Обществом соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.

В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий, установленных Положением № 416.

Рассматриваемые лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности, которые были грубо нарушены лицензиатом, направлены исключительно на реализацию права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое гарантировано Конституцией РФ и обеспечивается государством.

Получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, общество обязано было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства в сфере обращения лекарственных средств, но, и обязано обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При определении размера санкции суд в силу статьей 4.1, 4.3 КоАП РФ принимает во внимание конкретные обстоятельства и характер совершенного предпринимателем административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.

Учитывая осуществляемый Обществом социально значимый вид деятельности, а также указанные общеправовые принципы справедливости наказания, его индивидуализации, дифференцированности и соразмерности, с учетом того, что ООО «ДонГеоПлан» в судебное заседание представлены фотоматериалы, технический паспорт, письмо администрации Серафимовичского района Волгоградской области, свидетельствующие об обустройстве пандусами аптеки, в которой ООО «ДонГеоПлан» осуществляется фармацевтическая деятельность, суд считает возможным назначить минимальное наказание.

На основании итоженного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «ДонГеоПлан» к административной ответственности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Волгоградской области (Прокуратура Волгоградской области)

ИНН 3444048120 КПП 344401001

р/сч. 40101810300000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области, г. Волгоград

БИК 041806001 ОКАТО 18401000000

Назначение платежа: КБК 415 116 900 400 4 0000 140

Назначение платежа: административный штраф

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке

Судья А.В. Пономарев