Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-23895/2018
«01» октября 2018 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Масловой И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Иловлинского районного потребительского общества (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области от 20.06.2018 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 29.05.2018 № ТА-2018/44,
УСТАНОВИЛ:
Иловлинское районное потребительское общество (далее – Иловлинское РАЙПО, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее – Волгоградстат, административный орган) от 20.06.2018 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 29.05.2018 № ТА-2018/44.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, отсутствует; правонарушение является малозначительным.
Определением суда от 02.08.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установлен срок для представления административным органом отзыва на заявление и обосновывающих отзыв письменных доказательств, а также срок для представления в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направления друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда.
В установленный срок Волгоградстатом представлен отзыв, в котором административный орган требования заявителя отклонил, указав, что Федеральный план статистических работ, утверждённый Правительством Российской Федерации, содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления заинтересованным пользователям и органам власти, сроки предоставления первичных статистических данных установлены приказами Федеральной службы государственной статистики в целях соблюдения сроков, предусмотренных Федеральным планом статистических работ, и никакие исключения не предусмотрены (например, незначительное нарушение срока), поэтому доводы заявителя о не наступлении серьёзных последствий и отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, несостоятельны. Кроме того, в декабре 2017 года Иловлинское РАЙПО привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ постановлением Волгоградстат от 05.12.2017 № ТА/2017-93 с назначением наказания в виде предупреждения. Вышеуказанный факт говорит о систематичности характера правонарушения, совершённого Обществом, что не позволяет применить к данному случаю положения статьи 2.9 КоАП РФ. Учитывая доводы Иловлинского РАЙПО о трудном финансовом положении, административный орган назначил Обществу штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
В соответствии с частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ решение вышестоящего органа по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в порядке, предусмотренном главой 25 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Заявление Иловлинского РАЙПО направлено в Арбитражный суд Волгоградской области с соблюдением десятидневного срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, частью 2 статьи 208 АПК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Волгоградстатом был выявлен факт нарушения Иловлинским РАЙПО срока подачи первичных статистических данных за январь - март 2018 года по форме № 3-ТОРГ (ПМ) «Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия», срок представления которых истёк 16 апреля 2018 года.
По данному факту 14.05.2018 административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
29 мая 2018 заместителем руководителя Волгоградстата было вынесено постановление № ТА-2018/44 о привлечении Иловлинского РАЙПО к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением заместителя руководителя Волгоградстата № ТА-2018/44 от 29.05.2018 Иловлинское РАЙПО обжаловало его вышестоящему должностному лицу – руководителю Волгоградстата.
Решением руководителя Волгоградстата от 20.06.2018 жалоба Иловлинского РАЙПО оставлена без удовлетворения, постановление - без изменения.
Иловлинское РАЙПО, полагая, что обжалуемое решение является незаконным и необоснованным, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 22.09.2017 № 621 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей и деятельностью в сфере транспорта» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 3-ТОРГ (ПМ) «Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия».
В соответствии с указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 3-ТОРГ (ПМ), сведения по данной форме предоставляются юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю (включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями) в органы государственной статистики не позднее 15 числа после отчётного периода.
Исходя из положений статьи 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае если последний день срока представления государственной статистической отчетности отчитывающимися субъектами по формам федерального государственного статистического наблюдения приходится на нерабочий день, то днём окончания срока представления отчетности отчитывающимися субъектами является ближайший следующий за ним рабочий день.
Обществом первичные статистические данные за январь - март 2018 года по форме № 3-ТОРГ (ПМ) «Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия», срок представления которых истёк 16.04.2018, представлены 19.04.2018.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.19 КоАП РФ.
На дату совершения рассматриваемого правонарушения – 16.04.2018, вступившим в законную силу 21.12.2017 постановлением по делу об административном правонарушении № ТА/2017-93 от 05.12.2017 Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии квалифицирующего признака - повторность, необходимого для квалификации действий Общества, связанных с несвоевременным предоставлением статистической информации по форме № 3-ТОРГ (ПМ) за январь – март 2018, по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет (статья 2.2).
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Общества имелась возможность представления статистической отчётности по форме № 3-ТОРГ (ПМ) в установленный срок.
Постановление № ТА-2018/44 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением от 29.05.2018 № ТА-2018/44 по делу об административном правонарушении, Иловлинское РАЙПО в порядке подпункта 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП РФ обжаловало его вышестоящему должностному лицу.
В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, должностным лицом вышестоящего органа проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Решением руководителя Волгоградстата от 20.06.2018 постановление от 29.05.2018 № ТА-2018/44 по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба Иловлинского РАЙПО без удовлетворения.
Изучив указанное решение, суд пришел к выводу, что вышестоящим административным органом был соблюден порядок рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренный частью 2 статьи 25.1, частью 1 статьи 29.10, статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, выполнена обязанность по проверке на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законности и обоснованности постановления Волгоградстата от 29.05.2018 № ТА-2018/44, что предусмотрено пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суд приходит к выводу, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Объектом правонарушения по статье 13.19 КоАП РФ является государственная информационная политика, неотъемлемой частью которой является обеспечение государственных органов своевременной и достоверной информацией о политических, социально-экономических и иных процессах общественного развития.
Формирование статистической информации по региону и в целом по России осуществляется в строго определённые сроки, установленные Федеральным планом статистических работ, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности, от своевременности исполнения которой зависит государственная информационная политика.
Положения статьи 4.1 КоАП РФ административным органом соблюдены, Волгоградстат назначил Обществу наказание в пределах санкции части 2 статьи 13.19 КоАП РФ, в минимальном размере - 100000 рублей.
В данном случае суд считает, что назначенное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения, степени вины Общества.
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает, так как на момент совершения вменяемого правонарушения Общество было привлечено к административной ответственности вступившим в законную силу 21.12.2017 постановлением по делу об административном правонарушении № ТА/2017-93 от 05.12.2017.
При данных обстоятельствах основания для удовлетворения требований заявителя у суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать Иловлинскому районному потребительскому обществу (ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении требований об оспаривании решения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области от 20.06.2018 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 29.05.2018 № ТА-2018/44.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья И.И. Маслова