АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005 http://volgograd.arbitr.ruтелефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60 |
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград Дело № А12-26033/2014
«22» сентября 2014 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик Инны Васильевны, рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – административный орган, Госжилнадзор, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 703-П-3/мк от 10.06.2014г. о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.07.2014г. указанное заявление в порядке части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства с присвоением делу № А12-26033/2014.
В силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направлений ему копии судебного акта.
Стороны извещены надлежащим образом о начавшемся процессе, определение суда от 28.07.2014г. вручено лицам, участвующим в деле.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 135, части 2 статьи 228 АПК РФ одновременно с указанным определением сторонам были направлены данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела, заявлению и приложенных к нему документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в электронном виде (код доступа к материалам дела на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru).
В установленный судом срок административный орган представил административный материал и отзыв по существу заявления.
Заявление мотивировано тем, что допущены грубые нарушения требованийФедерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – ФЗ-294).
В соответствии с представленным отзывом административного органа, Госжилнадзор считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что в период с 05 мая по 19 мая 2014 г. департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда была проведена проверка деятельности ООО «Дом-Сервис» на предмет исполнения требований жилищного законодательства в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <...> д.7,9, ул. Богунская, д.26, 28А, ул. Поддубного, № 14А,16,20, пос. Северный городок, д.1А, ул. Созидательская, д.6, ул. Генерала Штеменко, д.50,52,58, в ходе которой были установлены нарушения обязательных требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 261-ФЗ): не проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов, а именно в отношении общего имущества собственников помещений не исполнены меры, определенные Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 14.07.2011 № 756 "Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно или регулярно", несмотря на то, что указанные МКД длительное время находятся в управлении ООО «Дом-Сервис».
Так, не были проведены следующие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома: не выполнена замена ламп накаливания на энергоэффективные лампы в местах общего пользования, не выполнена установка оборудования для автоматического освещения помещений в местах общего пользования, не произведено уплотнение и утепление дверных блоков при входе в подъезды, не выполнена установка теплоотражающих пленок на окна в подъездах, что свидетельствует о нарушении требований ч. 4 ст. 12 Закона № 261-ФЗ.
Результаты проверки отражены в акте проверки № 703-П от 19.05.2014, составленным с участием представителя ООО "Дом-Сервис".
По факту выявленных нарушений 21.05.2014г. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без участия представителя общества при наличии надлежащего уведомления.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 10.06.2014г. общество признано виновным в совершении правонарушения по ч.4 ст. 9.16 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей. Дело рассмотрено без участия представителя при наличии надлежащего уведомления, копия постановления направлена и получена 07.07.2014г. В суд заявитель обратился 21.07.2014г. Процессуальный срок на обжалование не пропущен.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Исходя из части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 4 статьи 12 Закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В силу требований части 4 статьи 12 Закона № 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно или регулярно, на территории Волгоградской области утвержден Постановлением № 756.
Пунктом 13 вышеуказанного Постановления № 756 с целью экономии электроэнергии и улучшения качества освещения предусмотрена замена ламп накаливания на энергоэффективные лампы - люминисцентные лампы, светодиодные лампы, которая должна производится в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 16 вышеуказанного Постановления № 756 с целью автоматического регулирования освещенности и экономии электроэнергии предусмотрена установка оборудования для автоматического освещения помещений в местах общего пользования, а именно, датчиков освещенности и датчиков движения. Указанные мероприятия проводятся также в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 2 Постановления № 756 с целью рационального использования тепловой энергии, экономии потребления тепловой энергии в системе отопления предусмотрена замена изоляции трубопроводов системы отопления в подвальном помещении с применением энергоэффективных материалов, которая должна производится в счет платы за капитальный ремонт общего имущества.
Пунктом 17 Постановления № 756 с целью снижения утечек тепла через двери подъездов, рационального использования тепловой энергии предусмотрено уплотнение и утепление дверных блоков при входе в подъезды. Данное мероприятие производится в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения. Пунктом 20 Постановления № 756 с целью снижения инфильтрации через оконные блоки и рационального использования тепловой энергии предусмотрена заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах. Данное мероприятие производится в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 22 Постановления № 756 с целью снижения инфильтрации через оконные блоки, рационального использования тепловой энергии и увеличения срока службы окон предусмотрена замена оконных блоков. Данное мероприятие производится в счет платы за капитальный ремонт общего имущества. Пунктом 21 Постановления № 756 с целью снижения потерь лучистой энергии через окна и рационального использования тепловой энергии предусмотрена установка теплоотражающих пленок на окна в подъездах. Данное мероприятие производится в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статьей 29 Закона № 261-ФЗ установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом указанного административного правонарушения является установленный законодательством Российской Федерации порядок энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Объективная сторона вменяемого юридическому лицу правонарушения выражается в несоблюдении требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, выполнение которых возложено в соответствии с действующим законодательством именно на указанных лиц.
Субъектами административной ответственности по данной части статьи являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, определяемый в соответствии с Законом № 261-ФЗ.
Целью Федерального закона № 261, является обеспечение стабильности в сфере создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, посягает на интересы государства в сфере решения вопросов энергетической эффективности и энергосбережения, что в итоге препятствует планомерной политики государства в сфере энергосбережения.
В рассматриваемом случае правонарушение допущено обществом в результате безразличного или пренебрежительного отношения к формальным требованиям публичного права, в результате не проявления должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований закона. Кроме того, общественная опасность правонарушения соизмеряется самим законодателем, в том числе видом и размером установленной за правонарушение санкции.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного заявителем не приведено и судом таких исключительных обстоятельств не усмотрено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у общества, как у лица, ответственного за содержание и своевременное выполнение работ в многоквартирном доме, отсутствовали возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности по соблюдению требований Закона № 261-ФЗ.
Суд отклоняет доводы заявителя о наличии грубых нарушений требований ФЗ-294, исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 9 Закона №294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Порядок разработки и утверждения ежегодного плана проведения плановых проверок предусмотрен частью 5-7 статьи 9 Закона №294-ФЗ.
Так, в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и в срок до 01 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, внося предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
Соответственно, ежегодный план проведения плановых проверок на 2014 год должен быть утвержден органом государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля до 01 ноября 2013 года.
Ежегодный план проведения плановых проверок на 2014 год был разработан и утвержден Инспекцией в строгом соответствии с требованиями указанной статьи и размещен на официальном сайте Инспекции в сети «Интернет»: www.volganet.ru. В соответствии с размещенным Планом проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год проведение плановой проверки в отношении ООО «Дом-Сервис» запланировано на 05 мая 2014 года (строка 32).
Цель проверки - региональный государственный жилищный надзор в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ. соблюдение требований Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Согласно части 2 статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 10.01.2014 № 12-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора» (далее - Закон №12-ОД) с 01.01.2014 государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора (далее - государственные полномочия) в части осуществления надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности наделены органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области.
Таким образом, с 01.01.2014 государственный жилищный надзор в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ в части переданных полномочий осуществляют городские округа Волгоградской области.
Решением Волгоградской городской Думы от 05.02.2014 N 10/249 "О внесении изменений в Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, утвержденное решением Волгоградской городской Думы от 06.02.2008 N 57/1443 "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда" (в редакции на 19.06.2013)" осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности возложено на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Департамент).
Учитывая, что осуществление государственного жилищного надзора в соответствии со ст. 20 Жилищного Кодекса РФ в отношении ООО «Дом-Сервис» запланировано на 05.05.2014 (дата которого утверждена еще в 2013 года, т.е. до передачи полномочий), а лицом, осуществляющим государственный жилищный надзор, в части переданных городскому округу-город-герой Волгоград полномочий является Департамент, проведение плановой выездной проверки в отношении ООО «Дом-Сервис» на основании распоряжения от 25.04.2014 №703-П является законным и обоснованным.
Более того, Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 313 от 11.08.2010г. "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не исключает возможность изменения плановых мероприятий надзорных органов.
Так, согласно абзацу 4 пункта 20 Приказа Генерального прокурора РФ № 313, при реорганизации контролирующего органа и передаче части его полномочий иному контролирующему органу запланированные на текущий год проверочные мероприятия утратившего полномочия органа из планов не исключаются, а передаются его правопреемнику. Органами прокуратуры принимаются меры к обеспечению выполнения плана правопреемником контролирующего органа.
Судом учитывается, что имеются различия в понятиях государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Распоряжение от 25.04.2014 №703-п было издано в рамках осуществления Департаментом государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора в порядке Закона № 12-ОД (государственный жилищный надзор), а не в рамках осуществления муниципального жилищного контроля.
Осуществление муниципального жилищного контроля предусмотрено Законом Волгоградской области от 22.02.2013 № 19-ОД «О муниципальном жилищном контроле» и не может подменять собой государственный жилищный надзор.
Следовательно, принимая во внимание положения части 1, части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, Закона №294-ФЗ, Закона № 12-ОД, проверка в отношении ООО «Дом-Сервис» проведена законно и обоснованно.
Судом отклоняются доводы ООО «Дом-Сервис» о нарушении срока и времени проведения плановой выездной проверки.
Согласно части 2 статьи 13 Закона №294-ФЗ в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В соответствии с пунктом 7 распоряжения Департамента от 25.04.2014 №703-П срок проведения проверки установлен 11 рабочих дней: с 05.05.2014 по 19.05.2014. По проведению плановой выездной проверки по распоряжению Департамента №703-П от 25.04.2014 утвержден график, с указанием адреса, даты проведения проверки и количества часов проверки.
Согласно утвержденного графика общий срок проведения плановой выездной проверки составляет 12 часов, что не превышает установленного Законом №294-ФЗ общего срока проведения плановой выездной проверки в отношении субъекта малого предпринимательства.
При таких обстоятельствах, в деяниях ООО "Дом-Сервис" по несоблюдению требований Закона № 261-ФЗ содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: несоблюдение лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, выполнение которых возложено в соответствии с действующим законодательством именно на указанных лиц.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного заявителем не приведено и судом таких исключительных обстоятельств не усмотрено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран административный штраф в минимальном размере, предусмотренный санкцией данной нормы. Мера наказания соразмерна совершенному деянию. Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности.
Согласно пункту 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установил, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановленияпо делу об административном правонарушении № 703-П-3/мк от 10.06.2014г. о привлечении ООО «Дом-Сервис» к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья И.В. Кулик