Арбитражный суд Волгоградской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Волгоград
10 декабря 2019 г.
Дело № А12-34056/2019
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2019 года.
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Я.Л. Сорока,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.П. Фроловой, рассмотрев в судебном заседании материалы дела № А12-34056/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
«Управление отходами – Волгоград»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, ФИО1,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области – ФИО2, доверенность от 05.11.2019 №04-01-06-02/2422, диплом от 05.04.2008 №23526;
остальные лица, участвующие в деле извещены, не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» (далее – заявитель, общество, ООО «Управление отходами – Волгоград») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – административный орган, Инспекция) от 30.08.2019 № 2517-Р о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Лица, участвующие в деле, о судебном разбирательстве извещены надлежащим образом, в порядке ст.ст. 121-123 АПК РФ.
В судебном заседании и отзыве Инспекция возражала против удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
С 01.01.2019 деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Волгоградской области осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО на территории Волгоградской области - ООО «Управление отходами – Волгоград» в рамках заключенного 06.08.2018 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По результатам проведенной Инспекцией на основании распоряжения № 2517-р от 04.06.2019 в период с 06.06.2019 по 19.06.2019 в отношении «Управление отходами – Волгоград» документарной проверки, Инспекцией выявлены нарушения обязательных требований пункта 17 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), а именно: коммунальная услуга по обращению с ТКО потребителям, проживающим по ул. Маяковского, <...> Кировского района г. Волгограда предоставлялась с нарушением периодичности, установленной в п. 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.
Согласно представленному письму исх. № 2487 от 06.06.2019 ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД" организация коммунальной услуги по обращению с ТКО по ул. Маяковского, д| № 190, ул. Ляпунова, д. 140 осуществляется бестарным способом по графику с 11.02.2019 - понедельник, четверг; с марта по июнь 2019 года - четверг, воскресенье.
Согласно представленным к проверке копиям маршрутных журналов (путевых листов) движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твердых коммунальных отходов, вывоз ТКО по ул. Маяковского, <...> Кировского района г. Волгограде осуществлялся:
- февраль 2019 года - 11.02.2019, 14.02.2019 (только с ул. Маяковского, д. № 190),
25.02.2019, 28.02.2019 (только с ул. Маяковского, д. № 190);
-март 2019 года - 07.03.2019, 10.03.2019, 14.03.2019, 17.03.2019, 28.03.2019,31.03.2019;
- апрель 2019 года - 04.04.2019, 07.04.2019 (только с ул. Ляпунова, д. № 140), 11.04.2019, 18.04.2019, 21.04.2019, 25.04.2019, 28.04.2019;
- 02.05.2019, 05.05.2019, 09.05.2019, 12.05.2019, 16.05.2019, 23.05.2019, 26.05.2019,
30.05.2019,
В соответствии с информацией, размещенной на сайте https://rp5.ru/ лицензированной организации ООО "Расписание Погоды" (приказ Росгидромета от 11.09.2013 № 469 "О предоставлении лицензии обществу с ограниченной ответственностью "Расписание Погоды"), среднесуточная температура воздуха с 01.02.2019 по 01.03.2019 в г. Волгограде составила -3,6°С; с 01.03.2019 по 01.04.2019 среднесуточная температура воздуха в г. Волгограде составила +3,4°С; с 01.04.2019 по 01.05.2019 среднесуточная температура воздуха в г. Волгограде составила +11,1°С; с 01.05.2019 по 01.06.2019 среднесуточная температура воздуха в г. Волгограде составила +19,4°С.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем, должностным лицом Инспекции 16.08.2019 в отношении ООО "Управление отходами - Волгоград" был составлен протокол № 2517-р об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ. ООО «Управление отходами - Волгоград» извещено 05.08.2019 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении указаны в протоколе об административном правонарушении. Протокол получен обществом 19.08.2019, что подтверждено входящим штампом ООО «Управление отходами - Волгоград».
Постановлением Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 30.08.2019 № 2517-Р ООО "Управление отходами - Волгоград" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о его отмене.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Пунктом 2 Правил № 354 установлено, что под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Исходя из требований подпункта «ж», пункта 4 Правил № 354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твёрдыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно пункту 4(1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил.
Для коммунальной услуги по обращению с ТКО пунктом 17 Приложения №1 Правилам № 354, установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твёрдых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, которым утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами).
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённых с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
ООО «Управление отходами-Волгоград» является исполнителем коммунальной услуги на территории Волгоградской области, что также не оспаривается заявителем.
ООО «Управление отходами-Волгоград» 06.08.2018 заключило соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с комитетом на территории Волгоградской области (далее – Соглашение), согласно данному соглашению ООО «Управление отходами Волгоград» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
В пункте 1.3 соглашения установлено, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области, описание границы зоны содержится в Приложении № 1 к Соглашению.
Из указанного приложения следует, что зоной деятельности является вся территория Волгоградской области.
Пунктом 2.1.8 определён срок начала деятельности – не позднее 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 2.1.12 Соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора.
Оператор не вправе допускать более 40 нарушений графика вывоза ТКО.
Исходя из того, что ООО «Управление отходами-Волгоград» еженедельно осуществляло вывоз твёрдых коммунальных отходов, можно сделать вывод, что у регионального оператора была возможность осуществлять вывоз отходов с большей периодичностью, указанные заявителем обстоятельства об отсутствии определённых мест (площадок) накопления отходов их вывозу не препятствовало. В представленных маршрутных журналах движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твёрдых коммунальных отходов указан бестарный сбор отходов по наименованиям улиц (в частности ул. Маяковского, ул. Ляпунова).
Отсутствие определённых мест (площадок) накопления отходов их вывозу не препятствовало.
Суд отмечает, что на регионального оператора пунктом 2.1.17 Соглашения возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения ТКО, образующихся в зоне деятельности оператора.
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 №47/23 на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Управление отходами - Волгоград".
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила № 1156).
В силу пункта 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутри домовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил № 1156).
На территории Волгоградской области установлен Порядок накопления твердых коммунальных отходов (Приказ комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской обл. от 12.07.2019 № 1923) (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.1 Порядка на территории Волгоградской области складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором;
г) предусмотренными для отдельных видов отходов в соответствии с разделами 7-9, 11 настоящего Порядка.
Таким образом, на территории Волгоградской области накопление твердых коммунальных отходов осуществляется также и бестарным способом, что не противоречит Правилам № 1156.
Пунктом 9 Правил № 1156 предусмотрено, что в случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
При этом отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенным в схему, Правилами № 1156 не предусмотрен.
Таким образом, Правила № 354 распространяют свое действие и на бестарный способ накопления твердых коммунальных отходов.
Доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период времени потребителям, проживающим на территории Жирновского муниципального района, с соблюдением установленной Правилами № 354 периодичности заявителем не представлено.
Также не представлено доказательств исполнения заявителем положений пункта 9 Правил № 1156 о направлении в уполномоченный орган информации о выявлении мест накопления твердых коммунальных отходов, не включенных в схему обращения отходов.
При таких обстоятельствах суд считает, что вина ООО «Управление отходами - Волгоград» во вменённом правонарушении инспекцией доказана.
Изложенная позиция соответствует позиции Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, сформулированной в постановлениях по аналогичным спорам с участием ООО «Управление отходами – Волгоград» (дела № А12-19126/2019, № А12-20487/2019).
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что в действиях ООО "Управление отходами - Волгоград" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлены.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Допущенное правонарушение посягает на права потребителей на получение коммунальных услуг в необходимых объемах и надлежащего качества, а также на благоприятные и безопасные условия проживания.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ соответствует закону и совершенному обществом правонарушению.
На основании изложенного, заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, Арбитражный суд Волгоградской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 30.08.2019 № 2517-Р о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Я.Л. Сорока