АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005 http://volgograd.arbitr.rue-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 факс: (8442) 24-04-60 |
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград Дело № А12-4365/2012
« 09 » декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Стрельниковой Н.В., судей Масловой И.И., Смагоринской Е.Б. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области к администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) о признании нормативного правового акта недействующим в части с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596), Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда, закрытого акционерного общества «Ритуальное предприятие «Память» (ИНН 3443033890, ОГРН 1023402986804), общества с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие «Память», общества с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Память»
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Сапова Анна Викторовна, старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области, служебное удостоверение;
от администрации Волгограда – Зацепина Лариса Александровна, доверенность от 25.06.2012 № 05-ид/144;
от Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда – Сивогривова Ирина Олеговна, доверенность от 25.07.2013 №ДГХ/06-10;
от ЗАО «РП «Память» – Резвяков Александр Владимирович, доверенность от 01.07.2013;
от ООО «Совместное предприятие «Память» - Ким Жаньета Леонидовна, доверенность №10 от 02.12.2013;
от УФАС по Волгоградской области – Моисеев Сергей Владимирович, доверенность от 23.09.2013 №01-03/37-64
остальные – не явились, извещены
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к Администрации Волгограда о признании недействующим пункта 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 г. № 833, Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 г. № 833, как несоответствующих части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а так же о признании недействующими пункта 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833, в части слов «определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации», а также пункта 4.6 данного Положения, в части слов «и провести новый конкурс», как несоответствующие части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда, закрытое акционерное общество «Ритуальное предприятие «Память», общество с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие «Память», общество с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Память».
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012 . по делу № А12-4365/2012 в удовлетворении заявления заместителя прокурора отказано.
Определением от 16.10.2012г. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд прекратил производство по апелляционной жалобе прокурора на решение суда первой инстанции.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.01.2013г. отказано в удовлетворении кассационных жалоб на определение суда апелляционной инстанции от 16.10.2012г.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.01.2013г. решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Волгоградской области определением от 24.05.2013 г. производство по делу №А12-4365/2012 прекратил.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2013г. определение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2012 г. о прекращении производства отменено, дело отправлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании представитель прокуратуры просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель Администрации Волгограда не признает заявленные требования, считая их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области поддерживает заявленные требования Прокуратуры.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда поддерживает доводы администрации Волгограда, возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представители закрытого акционерного общества «Ритуальное предприятие «Память», общества с ограниченной ответственностью «Совместное предприятие «Память», не согласны с заявленными требованиями, просят в их удовлетворении отказать.
Пунктом 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) устанавливается право прокурора обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 3.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 от 30.07.2013г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» разъясняет, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы могут обратиться с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим исходя из положений статей 52 и 53 АПК РФ в их взаимосвязи с положениями части 2 статьи 192 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 52 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Пункт 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 от 30.07.2013г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» разъясняет, что из части 4 статьи 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта на соответствие требованиям, предъявляемым соответствующим нормативным правовым актом к форме такого акта, порядку его принятия и (или) введения в действие, устанавливает полномочия органа или лица, принявших акт, а также проверяет содержание оспариваемого акта на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Волгограда от 22.07.2002г. № 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде» (далее - постановление администрации Волгограда №833 от 22.07.2002г.) утверждены пунктом 1.1 Положение о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, пунктом 1.2 Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Пунктом 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде являются хозяйствующими субъектами, определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, оказывающими услуги населению Волгограда по погребению умерших (погибших).
Пунктом 4.6 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде предусмотрено, что в случае если в течение трех месяцев специализированной службой не устраняются выявленные администрацией Волгограда нарушения действующего законодательства Российской Федерации и требований, установленных настоящим Положением, администрация Волгограда вправе лишить хозяйствующий субъект статуса специализированной службы и провести новый конкурс.
Правовая квалификация постановления администрации Волгограда от 22.07.2002г. №833 была предметом рассмотрения арбитражного суда кассационной инстанции по настоящему делу. В рамках рассмотрения кассационных жалоб на определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012г. о прекращении производства по апелляционной жалобе, Федеральным арбитражным судом Поволжского округа сделан вывод о безусловном нормативном характере Постановления администрации Волгограда №833 от 22.07.2002г. Таким образом, оспариваемое прокуратурой Постановление администрации Волгограда является нормативным правовым актом.
Статьями 25 и 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливается обязанность органов местного самоуправления по организации похоронного дела и созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В силу пункта 3 статьи 40 Устава города-героя Волгоград (принятого Волгоградской городской Думой 25.09.1996г. и действующего на дату принятия оспариваемого постановления) в пределах своих полномочий глава администрации Волгограда издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений, которые вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено самим актом. Правовые акты в форме постановлений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Исследовав содержание постановления администрации Волгограда №833 от 22.07.2002г., суд, с учетом указанных норм, приходит к выводу, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, изданным главой администрации Волгограда во исполнение Федерального закона «О погребении и похоронном деле», а также по вопросу местного значения, то есть в пределах предоставленных ему полномочий, опубликованным в установленном порядке, что не оспаривается как сторонами, так и третьими лицами участвующим в настоящем деле.
Обращаясь в суд в порядке статьи 192 АПК РФ, заявитель ссылается на то, что пункт 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002г. №833, Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 г. № 833, пункт 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 г. № 833, в части слов «определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации», а также пункт 4.6 данного Положения, в части слов «и провести новый конкурс» противоречат части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 статьи 25, статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Вопросы организации похоронного дела и создания специализированных служб по вопросам похоронного дела регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Как устанавливает пункт 2 статьи 25 ФЗ и пункт 1 статьи 29 ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Институт специализированных служб по вопросам похоронного дела введен названным выше федеральным законом впервые, однако понятие специализированной службы, порядок ее создания, возможные организационно-правовые формы и формы собственности в законе отсутствует. Вместе с тем суд отмечает, что к моменту вступлению в законную силу Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996г. существующие и в настоящее время формы собственности, организационно-правовые формы юридических лиц были установлены частью 1 Гражданского кодекса РФ, и у законодателя отсутствовали препятствия в установлении императивных или диспозитивных требований ограничивающих органы местного самоуправления в собственной регламентации вопроса создания специализированных служб.
В виду отсутствия в ФЗ «О погребении и похоронном деле» понятия специализированной службы по вопросам похоронного дела и наличия ряда норм, регулирующих их деятельность, специализированные службы по вопросам похоронного дела обладают правоспособностью, признаки принадлежности которой определенному лицу Федеральным законом №8-ФЗ не установлены.
Таким образом, порядок создания органами местного самоуправления специализированных служб по вопросам похоронного дела, а вместе с ним организационно-правовая форма, форма собственности создаваемых специализированных служб ФЗ «О погребении и похоронном деле» не устанавливается, а императивные или диспозитивные ограничения законом не введены.
С учетом того, что организация похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела возложены на органы местного самоуправления без императивных или диспозитивных ограничений (статьи 25 и 29 ФЗ «О погребении и похоронном деле»), то именно органы местного самоуправления обязаны самостоятельно определить порядок создания таких служб, их организационно-правовую форму и форму собственности создаваемых специализированных служб.
Статья 2 ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяет, что законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 ФЗ «О погребении и похоронном деле» все иные нормативно-правовые акты, в том числе и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, относящиеся к законодательству Российской Федерации о погребении и похоронном деле должны соответствовать названному федеральному закону.
В виду различных с ФЗ «О погребении и похоронном деле» предметов регулирования, непосредственно вопросы создания специализированных служб по вопросам похоронного дела Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регламентируются. Не содержал такового правового регулирования действующий на момент принятия администрацией г. Волгограда Постановления №833 и федеральный закон от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Однако, Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а ранее федеральный закон от 28.08.1995 №154-ФЗ, возлагал на органы местного самоуправления обязанность по решению такого вопроса местного значения как организация оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
Решение органами местного самоуправления указанного вопроса, так или иначе, предполагает применение ФЗ «О погребении и похоронном деле», поскольку основы организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности установлены именно данным законом.
Формулировка пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а ранее пункта 18 части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не предусматривает непосредственного оказания органом местного самоуправления ритуальных услуг. Следовательно, исключительно муниципальная форма собственности лица непосредственно оказывающего услуги по погребению федеральным законом №131-ФЗ не предусмотрена и из него не вытекает.
Заявитель ошибочно полагает, что данный вопрос местного значения разрешается исключительно созданием органами местного самоуправления специализированных служб по вопросам похоронного дела, которые, по его мнению, должны иметь только муниципальную форму собственности. Более того созданием специализированных служб по вопросам похоронного дела, решение вопроса организации оказания ритуальных услуг органами местного самоуправления не достигается, поскольку в этой части вопроса принимается решение об одном из лиц непосредственно оказывающем ритуальные услуги.
Организация оказания ритуальных услуг предполагает, прежде всего, организационную деятельность органа местного самоуправления, которая по смыслу федеральных законов №8-ФЗ от 12.01.1996г. и №131 от 06.10.2003г. выражается в использование полномочий по изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 ФЗ №131-ФЗ), а не в создании муниципальных предприятий и учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 ФЗ №131-ФЗ). В таких актах органы местного самоуправления могут установить порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, как лиц, непосредственно оказывающих ритуальные услуги, при этом использовать как муниципальную формы собственности, частную, так и их комбинации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а равно и Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ, не содержат императивных предписаний о решении такого вопроса местного значения как вопрос организации оказания ритуальных услуг, путем создания специализированных служб по вопросам похоронного дела в форме муниципальных организаций.
Соответственно, использование полномочий по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопроса местного значения «организация оказания ритуальных услуг» является правом, а не императивной обязанностью такого органа. Более того из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не следует, что закон установил исчерпывающий перечень способов решения органами местного самоуправления вопросов местного значения.
Включая в муниципальный правовой акт по вопросу организации оказания ритуальных услуг порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, орган местного самоуправления реализует предоставленные законом полномочия по их созданию. В отсутствие прямого императивного запрета Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ на использование не муниципальной формы собственности создаваемых специализированных служб по вопросам похоронного дела, орган местного самоуправления, руководствуясь собственными полномочиями по решению вопросов местного значения вправе создать такую службу иной формы собственности.
С учетом принятого Волгоградской Городской Думой решения от 04.07.2007 №47/1124 «О правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде» (пункт 3.3.1) специализированные службы по вопросам похоронного дела в Волгограде являются хозяйствующими субъектами, определяемыми администрацией Волгограда на конкурсной основе, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации. Решение о проведении открытого конкурса принимается администрацией Волгограда с учетом рекомендаций попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Постановлением от 22.07.2002г. № 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде» утверждены Положение о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде и Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Указанными положениями также предусмотрено, что специализированными службами по вопросам похоронного дела в Волгограде являются хозяйствующие субъекты, определяемые администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, оказывающие услуги населению Волгограда по погребению умерших (погибших).
ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» (утвержден Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 №516-ст) устанавливает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в силу статьей 11, 25 и 29 ФЗ «О погребении и похоронном деле» обязаны оказывать все ритуальные услуги - как безвозмездные для населения (гарантированный перечень услуг по погребению), так и возмездные (на договорной основе), без ограничения по субъектному составу обратившихся лиц и не вправе отказать в предоставлении таких услуг.
Поскольку ограничение по форме собственности специализированных служб по вопросам похоронного дела ФЗ «О погребении и похоронном деле» не предусмотрено, то любой хозяйствующий субъект, в независимости от организационно-правовой формы и исходя из конституционного принципа равенства прав субъектов экономической деятельности, вправе претендовать на получение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, то есть на получение определенной ФЗ «О погребении и похоронном деле» правоспособности.
Следовательно, орган местного самоуправления, которому названный федеральный закон предписывает создавать специализированные службы, вправе присвоить этот статус хозяйствующим субъектам, созданным в любой организационно-правовой форме, а не только в форме муниципальных организаций.
Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Соответственно, создание муниципальных организаций для решения вопросов местного значения является правом, а не обязанностью такого органа.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что ссылка заявителя на нарушение администрацией Волгограда, пункта 2 статьи 25 и статьи 29 ФЗ «О погребении и похоронном деле», пункта 3 части 1 статьи 17, пункта 4 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является необоснованной.
Относительно указания заявителя о том, что предусмотренное статьей 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению за счет соответствующих бюджетов должно осуществляться исключительно организациям муниципальной формы собственности суд приходит к следующему.
Действительно статьей 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливается, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения. Однако бюджетное законодательство, а равно и статья 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» не вводит подобных ограничений, в виду чего суд считает необоснованным соответствующий довод заявителя.
В соответствии со статьей 13 АПК РФ в заявление о признании нормативного правового акта недействующим должны быть также указаны права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями.
В силу пункта 3 статьи 52 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Как устанавливает пункт 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В заявлении прокурора и в уточнении к нему указывается, что Постановление администрации Волгограда от 22.07.2002 г. №833 нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права и законные интересы неограниченного круга лиц – индивидуальных предпринимателей, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку каждый из названных субъектов имеет право на осуществление своих законных интересов в условиях соблюдения требований действующего законодательства третьими лицами, а также права муниципального образования, поскольку средства бюджета, из которых специализированной службе возмещаются расходы на оказание гарантированного перечня услуг по погребению, поступают частной коммерческой организации, а не муниципальному учреждению или предприятию.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушения постановлением администрации Волгограда №833 от 22.07.2002 г. порядка выделения бюджетных средств специализированным службам по вопросам похоронного дела. Непосредственно заявителем не раскрыты нормы материального права, предусматривающие регламентацию выделения бюджетных средств, цели на которые выделяются бюджетные средства специализированным службам.
Предусмотренное статьей 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости гарантированного перечня услуг по погребению за счет соответствующих бюджетов не равнозначно выделению бюджетных средств, поскольку в данном случае закон предусматривает оплату уже оказанных населению ритуальных услуг входящих в гарантированный перечень. Следовательно, законодательством предусмотрено, что специализированными службами ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень, оказываются третьим лицам с их последующей постфактной оплатой из средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонда социального страхования субъекта Российской Федерации.
Обязанность органов местного самоуправления, а равно иных других органов власти, выделять специализированным службами по вопросам похоронного дела денежные средства на оказание услуг входящих в гарантированный перечень услуг законодательством о погребении и похоронном деле, бюджетным законодательством, законодательством об органах местного самоуправления не предусмотрена. Специализированные службы обязаны за счет собственных средств оказывать услуги входящие в гарантированный перечень услуг по погребению. Последующее право на возмещение стоимости оказанных услуг законодательно не связано с формой собственности специализированной службы. Получателем таких денежных средств может быть специализированная служба муниципальной, частной или комбинированной формы собственности.
Ввиду чего суд считает необоснованным довод заявителя о нарушении порядка экономической деятельности, а также прав муниципального образования, на получение возмещения стоимости оказанных услуг в рамках гарантированного перечня.
При рассмотрении дела заявителем не раскрыты, какие конкретные объективные и субъективные права и законные интересы неограниченного круга лиц нарушаются Постановлением администрации Волгограда №833 от 22.07.2002 г.
Ссылка заявителя, на нарушение оспариваемым постановлением права индивидуальных предпринимателей, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской деятельности на осуществление своих законных интересов в условиях соблюдения требований действующего законодательства третьими лицами не конкретизировано, не мотивировано реальными негативными последствиями действия Постановления №833 в течение более чем 10 лет его действия. Прокуратурой не раскрыты законные интересы неограниченного круга лиц, которые могут быть реализованы предпринимателями в сфере похоронного дела в условиях соблюдения законодательства третьими лицами.
Получение преимуществ коммерческим организациями, получившими в результате действия Постановления администрации Волгограда №833 от 22.07.2002г. статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, по отношению к другим хозяйствующим субъектам прокуратурой не обоснованно и не доказано. Преимущественные условия не описаны, а их возникновение и получение не доказаны.
Как уже указывалось выше, специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны оказывать все без исключения ритуальные услуги, а не только услуги входящие в гарантированный перечень, с учетом того, что соответствующий статус в г. Волгограде они получают на конкурсной основе, суд отмечает, что каждый из хозяйствующих субъектов имеет равную возможность претендовать на возникновение право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Таким образом, постановление администрации Волгограда №833 от 22.07.2002г. не возлагает на организации, индивидуальных предпринимателей, и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности каких-либо обязанностей, не создает иных препятствий для ведения ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд пришел к выводу, что решение пункт 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде», Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде», соответствует части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; пункт 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде», в части слов «определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации», а также пункт 4.6 данного Положения, в части слов «и провести новый конкурс», соответствует части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать пункт 1.2 постановления администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде», Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденное постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде», соответствующими части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Признать пункт 1.1 Положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.07.2002 № 833 «О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде», в части слов «определяемыми администрацией Волгограда, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации», а также пункт 4.6 данного Положения, в части слов «и провести новый конкурс», соответствующими части 1 статьи 17, части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В удовлетворении заявленных требований заместителя прокурора Волгоградской области отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу (через Арбитражный суд Волгоградской области).
Председательствующий судья Стрельникова Н.В.
Судьи Маслова И.И.
Смагоринская Е.Б.