ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-12110/10 от 15.12.2010 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

22 декабря 2010 года город Вологда Дело № А13-12110/2010

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Борисовой Ю.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яркиной И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Северо – Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела государственного контроля и надзора в Вологодской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ООО Шелл АЗС» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием от СЗМТУ Росстандарта – Шестаковой Л.Н. по доверенности от 06.10.2010, Седовой Л.Н. по доверенности от 06.10.2010,

от общества – Быковой С.Т. по доверенности от 10.12.2010,

у с т а н о в и л:

Северо – Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела государственного контроля и надзора в Вологодской области (далее – СЗМТУ Росстандарта) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ООО Шелл АЗС» (далее – общество, ООО «ООО Шелл АЗС») к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 13.11.2010 № 33/7 и приложенных к нему материалов.

В обоснование заявленных требований СЗМТУ Росстандарта сослалось на нарушение обществом обязательных требований пунктов 9, 15, 30, 31, 32, 35 Технического регламента, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118.

Представитель общества в судебном заседании требования СЗМТУ Росстандарта признал в полном объеме.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, государственным инспектором отдела СЗМТУ Росстандарта на основании распоряжения от 17.09.2010 № 33/7 в период с 19.10.2010 по 11.11.2010 проведена проверка ООО «ООО Шелл АЗС» с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований обязательных стандартов в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» на стадиях реализации (продажи) и хранения нефтепродуктов на АЗС № 11131, расположенной по адресу: г.Вологда, Пошехонское шоссе, дом 38 «А».

По результатам проверки отделом СЗМТУ Росстандарта оформлены акт отбора образцов от 19.10.2010 № 33/7, протокол идентификации, технического осмотра и испытаний от 19.10.2010№ 33/7, акт проверки от 11.11.2010 № 33/7, протокол об административном правонарушении от 13.11.200 № 33/7, выдано предписание от 11.11.2010 № 33/7.

В протоколе об административном правонарушении от 13.11.2010 № 33/7 отражено, что общество в период с 19.10.2010 по 11.11.2010 на указанной АЗС нарушило обязательные требования пунктов 9, 15, 30 (перечисления ж, з, и), 31 32, 35 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» от 27.02.2008 № 118 (далее – Технический регламент), части 2 статьи 27 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) на стадиях реализации (продажи) и хранения нефтепродуктов: бензина автомобильного неэтилированного Регуляр-92, класс 2, ГОСТ Р 51105-97, дата изготовления 13.09.2010 (паспорт № 133); бензина автомобильного Премиум Евро-95, вид 1, класс Е1, ГОСТ Р 51866-2002, дата изготовления 23.09.2010 (паспорт № 136), бензина автомобильного SHELLV-POWER-95, СТО 17216218-001-2007, дата изготовления 18.09.2010 (паспорт М 131), топлива дизельного Евро сорт Е, вид 1, ГОСТ Р 52368-2005, дата изготовления 03.10.2010 (паспорт № 135), а именно:

- в паспорте № 131 на бензин автомобильный SHELLV-POWER-95 СТО 17216218-001-2007, дата изготовления 18.09.2010, не указаны экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен, и свойства присадки «Nemo 6115» (пункты 9, 15 Технического регламента);

- в паспорте № 135 на топливо дизельное Евро, сорт Е, вид 1 ГОСТ Р 52368-2005, дата изготовления 03.10.2010 не указано содержание депрессорно-диспергирующей присадки Dodiflow 5416 (пункт 15 Технического регламента);

- на АЗС отсутствуют документы, содержащие следующие сведения, которые продавец обязан предоставить по требованию приобретателя: знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической опасности, сведения о сертификате соответствия на топливо дизельное Евро, сорт Е, вид 1 ГОСТ Р 52368-2005, дата изготовления 03.10.2010 и сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции (перечисления ж, з, и,
пункт 30 Технического регламента);

- в информационных материалах о реализуемых марках бензина и дизельного топлива, размещенных на АЗС в местах доступных для приобретателя, отсутствует указание экологических классов, для которых данная продукция рекомендована (пункт 31 Технического регламента);

- отсутствовали документы (сертификат соответствия) по обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации) на топливо дизельное Евро, сорт Е, вид 1, ГОСТ 52368-2005, дата изготовления 03.10.2010 (пункты 32, 35 Технического регламента). Кроме того, в нарушение части 2 статьи 27 Закона № 184-ФЗ в паспорте № 135 на указанное дизельное топливо изготовитель маркирует знак обращения на рынке.

Протокол составлен должностным лицом отдела СЗМТУ Росстандарта в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 66 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Техническим регламентом установлены Требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту.

В силу части 1 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Из пункта 9 Технического регламента следует, что изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к автомобильному бензину, в паспорте на него и его рекламе марку этого бензина и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен.

Пунктом 15 указанного регламента предусмотрено, что производитель или продавец в паспорте на автомобильный бензин и дизельное топливо, поступающие на реализацию, должны указывать сведения о наличии (наименование, свойства и содержание) присадок или об их отсутствии в этих топливах.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона № 184-ФЗ маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Протоколом об административном правонарушении от 13.11.2010 № 33/7 зафиксировано, что в паспорте № 131 на бензин автомобильный SHELLV-POWER-95 СТО 17216218-001-2007, дата изготовления 18.09.2010, не указаны экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен, и свойства присадки «Nemo 6115»; в паспорте № 135 на топливо дизельное Евро, сорт Е, вид 1 ГОСТ Р 52368-2005, дата изготовления 03.10.2010 не указано содержание депрессорно-диспергирующей присадки Dodiflow 5416; в паспорте № 135 на топливо дизельное Евро, сорт Е, вид 1, ГОСТ 52368-2005, дата изготовления 03.10.2010 изготовитель маркирует знак обращения на рынке.

Президиум Верховного Суда РФ в постановлении от 01.08.2007 разъяснил, что исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 КоАП РФ, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности.

Как следует из материалов дела, общество не является производителем реализуемых нефтепродуктов, поскольку приобрело их у производителя ООО ПКФ «Вест-Маркет». Паспорта № 131 на бензин автомобильный SHELLV-POWER-95 СТО 17216218-001-2007, № 135 на топливо дизельное Евро, сорт Е, вид 1 ГОСТ Р 52368-2005 оформлены производителем продукции.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что общество не является субъектом вмененных ему вышеперечисленных фактов административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 30 Технического регламента при реализации продукции продавец по требованию приобретателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие, в том числе: знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности (ж); сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии (з); сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции (и).

Согласно пункту 31 Технического регламента изготовители (продавцы) автомобильного бензина и дизельного топлива обязаны в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, указывать наименование продукции, марку автомобильного бензина или дизельного топлива, экологический класс автомобильной техники, для которой данная продукция рекомендована.

Пунктом 32 Технического регламента установлено, что оценка соответствия осуществляется в отношении: продукции, выпускаемой в оборот на территории Российской Федерации, - в форме обязательного подтверждения соответствия; продукции, находящейся в обороте на территории Российской Федерации, - в форме государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего регламента.

Из пункта 35 Технического регламента следует, что обязательное подтверждение изготовителем соответствия автомобильного бензина и дизельного топлива в случае, если изготовление продукции производится путем смешивания нефтепродуктов, в том числе добавлением присадок различного происхождения, осуществляется в форме обязательной сертификации с проведением испытаний образца продукции и инспекционного контроля сертифицированной продукции. Порядок осуществления обязательной сертификации включает в себя: отбор образцов и идентификацию продукта; проведение испытаний образца продукции независимой аккредитованной испытательной лабораторией; обобщение результатов испытаний и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) заявителю сертификата соответствия; выдачу заявителю сертификата соответствия, срок действия которого составляет 3 года; осуществление органом по сертификации инспекционного контроля сертифицированной продукции; проведение корректирующих мероприятий в случае несоответствия продукции установленным требованиям и неправильного применения знака обращения.

Протоколом об административном правонарушении от 13.11.2010 № 33/7 установлено, что на АЗС отсутствуют документы, содержащие следующие сведения, которые продавец обязан предоставить по требованию приобретателя: знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической опасности, сведения о сертификате соответствия на топливо дизельное Евро, сорт Е, вид 1 ГОСТ Р 52368-2005, дата изготовления 03.10.2010 и сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции; в информационных материалах о реализуемых марках бензина и дизельного топлива, размещенных на АЗС в местах доступных для приобретателя, отсутствует указание экологических классов, для которых данная продукция рекомендована.

Факт административного правонарушения по данным эпизодам судом установлен и подтверждается материалами дела.

Таким образом, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении от 13.11.2010 № 33/7 также зафиксировано, что на момент проверки у общества отсутствовали документы (сертификат соответствия) по обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации) на топливо дизельное Евро, сорт Е, вид 1, ГОСТ 52368-2005, дата изготовления 03.10.2010.

Суд полагает, что в действиях общества в данном случае, усматривается наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Согласно статье 2 Закона №184-ФЗ под сертификатом соответствия понимается документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

В соответствии со статьей 20 Закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (пункт 1). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (пункт 2). Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации (пункт 3). Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом (пункт 4).

Статьей 25 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом (пункт 1). Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сертификат соответствия включает в себя: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (пункт 2).

Согласно Перечню товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982, нефтепродукты светлые, альтернативные виды топлива подлежат обязательной сертификации (код 0251).

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Пунктом 4 статьи 7 указанного закона предусмотрено, что если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Факт реализации обществом топлива дизельного без сертификата соответствия судом установлен, подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.

В силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2005 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

В рассматриваемом случае изложенный в протоколе об административном правонарушении от 13.11.2010 № 33/7 факт реализации обществом топлива дизельного без сертификата соответствия и представленные доказательства достаточны для определения переквалификации противоправного деяния. Изменение квалификации правонарушения не влечет изменения подведомственности дела арбитражному суду.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Таким образом, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частями 1, 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом, то есть в пределах, указанных в частях 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

Одновременно частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (пункт 2 части 3 настоящей статьи).

Кроме того, при назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу статьи 4.2 КоАП РФ при назначении наказания суд учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, совершение административного правонарушения впервые. Отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

С учетом части 2 статьи 4.1 КоАП РФ суд назначает наказание в виде административного штрафа в минимальном размере административного штрафа, установленного частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ, в сумме 20 000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения, поскольку изъятие продукции при проверке отделом СЗМТУ Росстандарта не производилось.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Шелл АЗС», расположенное по адресу: город Санкт-Петербург, Кронштадская площадь, д.4, строение лит.А, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1037851017467, к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. без конфискации предметов административного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Реквизиты для уплаты штрафа: код бюджетной классификации (КБК) 172 1 16 01000 01 0000 140, сч.№ 401018101020000001001 в ГРКЦ ГУ Банка России по г.Санкт-Петербургу, получатель платежа: УФК по г.Санкт-Петербургу (СЗМТУ Росстандарта, л/с 04721781530); ОКАТО 40262566000, ИНН 7839304330, КПП 783901001, БИК 044030001, назначение платежа - административный штраф.

Судья Ю.А.Борисова