ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-13429/2021 от 16.03.2022 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

16 марта 2022 года                             город Вологда                 Дело № А13-13429/2021

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Поповой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области от 29.09.2021 № 35ПГК339290921006896 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии от Управления Росгвардии по Вологодской области ФИО1 по доверенности от 10.01.2022,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Вологда» (далее – ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области (далее – Управление Росгвардии) о признании незаконным и отмене постановления от 29.09.2021 № 35ПГК339290921006896 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование предъявленных требований общество ссылается на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности в связи с отсутствием события правонарушения.

Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью первой статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представителя в судебное заседание не направило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей общества.

Управление в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании предъявленные требования не признали, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителя управления, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в период с 09.07.2019 по 05.08.2019 управлением в соответствии с Планом проведения проверок объектов топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) на 2019 год проведена плановая выездная проверка категорированного объекта ТЭК – котельной БМК-20,5 (далее – объект ТЭК), расположенного по адресу: <...> д.14.б.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.08.2019 № ТЭК/21-2019, в котором зафиксированы нарушения требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458дсп «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Правила), части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 256-ФЗ) по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта:

1. в нарушение требований пунктов 64, 80 Правил, основное периметральное ограждение на тараноопасных направлениях не установлено на фундамент в виде железобетонного цоколя высотой не менее 0,5 метра с заглублением в грунт не менее 0,5 метра;

2. в нарушение требований пункта 77 Правил основное периметральное ограждение, изготовленное в виде просматриваемого ограждения из металлической сетки не соответствует предъявляемым требованиям (прутки диаметром менее 5 мм, расстояние между прутками более 15см.);

3. в нарушение пунктов 81, 82 Правил, подпункта «б» п. 1 приложения к Правилам, отсутствует верхнее дополнительное ограждение над:

- основным ограждением;

- въездными  воротами, калиткой которые являются частью основного периметра;

4. в нарушение требований пунктов 81, 83, 84 Правил, подпункта «б» п. 1 приложения № 1 к Правилам, отсутствует нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа, заглубленное в грунт на глубину не менее 0,5 метра;

5. в нарушение требований подпункта «а» пункта 103 Правил, подпункта «г» пункта 2 приложения №1 к Правилам, на оконных проемах здания котельной отсутствуют защитные металлические конструкции (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.);

6. в нарушение требований пунктов 109,113,115,116,118 Правил, подпункта «а» пункта 3 приложения № 1 к Правилам отсутствует контрольно-пропускной пункт для прохода людей;

7. в нарушение требований пунктов 128, 129, 131, 135, 136, 139 Правил, подпункта «б» п. 3 приложения №1 к Правилам, отсутствует досмотровая площадка для автомобильного транспорта;

8. в нарушение требований пункта 138 Правил, подпункта «б» п. 3 приложения №1 к Правилам, на подъезде отсутствует противотаранное устройство специальной конструкции;

9. в нарушение требований пункта 145 Правил, подпункта «б» п. 3 приложения №1 к Правилам, с внутренней стороны отсутствует стационарное противотаранное подъемное устройство;

10. в нарушение требований п. 140, 141 Правил, распашные ворота не оборудованы фиксаторами и системой дистанционного управления;

11. в нарушение требований пунктов 174, 177, 183 Правил, пункта 4 подпункта «а» приложения № 1 к Правилам периметр основного ограждения не оборудован периметральными средствами обнаружения или охранными извещателями;

12. в нарушение требований пункта 171 Правил, пункта 7подпункта «г» приложения № 1 к Правилам отсутствует стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел;

13. в нарушение требований пунктов 247, 251, 255 Правил, п.13 приложения №1 к Правилам, система охранного освещения (основное и дополнительное), совместимая с техническими средствами системы охранной сигнализации и системы охранной телевизионной, отсутствует;

14. в нарушение требований пунктов 259-264 Правил, п.9 приложения № 1 к Правилам средства и системы оповещения отсутствуют.

Также по результатам проверки обществу выдано предписание предписании Управления Росгвардии по Вологодской области об устранении выявленных нарушений от 5 августа 2019 г. № ТЭК/21-2019 со сроком исполнения – до 05.08.2020, который был продлен до 01.09.2021.

В период с 14.09.2021 по 29.09.2021 проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления контроля за устранением выявленных нарушений, указанных в предписании Управления Росгвардии по Вологодской области об устранении выявленных нарушений от 05.08.2019 № ТЭК/21-2019  категорированного объекта ТЭК - Котельная  БМК-20,5 ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», расположенного по адресу: <...>, генеральным директором является ФИО2 (приказ ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» от 19.04.2021 № 33-к «О приеме работника на работу»).

Категория опасности, присвоенная объекту ТЭК в соответствии с паспортом безопасности – «низкая».

В ходе проведения внеплановой проверки с целью осуществления контроля за устранением выявленных нарушений, указанных в предписании Управления Росгвардии по Вологодской области об устранении выявленных нарушений от 05.08.2019 № ТЭК/21-2019 выявлены следующие не устранённые нарушения требований Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта:

1. В нарушение требований пунктов 64, 80 Правил, основное периметральное ограждение на тараноопасных направлениях не установлено на фундамент в виде железобетонного цоколя высотой не менее 0,5 метра с заглублением в грунт не менее 0,5 метра.

Данное нарушение, указанное в пункте 2 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 «Об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» со сроком выполнения до 05.08.2020 не устранено.

2. В нарушение требований пункта 77 Правил основное периметральное ограждение, изготовленное в виде просматриваемого ограждения из металлической сетки не соответствует предъявляемым требованиям (прутки диаметром менее 5 мм, расстояние между прутками более 15см.).

Данное нарушение, указанное в пункте 6 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

3. В нарушение пунктов 81, 82 Правил, подпункта «б» пункта 1 приложения к Правилам, отсутствует верхнее дополнительное ограждение над:

- основным ограждением;

- въездными  воротами, калиткой которые являются частью основного периметра.

Данное нарушение, указанное в пункте 7 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено в полном объеме.

4. В нарушение требований пунктов 81, 83, 84 Правил, подпункта «б» пункта 1 приложения № 1 к Правилам, отсутствует нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа, заглубленное в грунт на глубину не менее 0,5 метра.

Данное нарушение, указанное в пункте 8 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

5. В нарушение требований подпункта «а» пункта 103 Правил, подпункта «г» пункта 2 приложения №1 к Правилам, на оконных проемах здания котельной отсутствуют защитные металлические конструкции (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.).

Данное нарушение, указанное в пункте 9 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

6. В нарушение требований пунктов 109,113,115,116,118 Правил, подпункта «а» пункта 3 приложения № 1 к Правилам отсутствует контрольно-пропускной пункт для прохода людей.

Данное нарушение, указанное в пункте 10 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

7. В нарушение требований пунктов 128, 129, 131, 135, 136, 139 Правил, подпункта «б» п. 3 приложения №1 к Правилам, отсутствует досмотровая площадка для автомобильного транспорта.

Данное нарушение, указанное в пункте 11 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

8. В нарушение требований пункта 138 Правил, подпункта «б» п. 3 приложения №1 к Правилам, на подъезде отсутствует противотаранное устройство специальной конструкции.

Данное нарушение, указанное в пункте 12 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

9. В нарушение требований пункта 145 Правил, подпункта «б» п. 3 приложения №1 к Правилам, с внутренней стороны отсутствует стационарное противотаранное подъемное устройство.

Данное нарушение, указанное в пункте 13 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

10. В нарушение требований пунктов 140, 141 Правил, распашные ворота не оборудованы фиксаторами и системой дистанционного управления.

Данное нарушение, указанное в п. 14 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено. 

11. В нарушение требований пунктов 174, 177, 183 Правил, пункта 4 подпункта «а» приложения № 1 к Правилам периметр основного ограждения не оборудован периметральными средствами обнаружения или охранными извещателями.

Данное нарушение, указанное в пункте 15 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

12. В нарушение требований пункта 171 Правил, пункта 7подпункта «г» приложения № 1 к Правилам отсутствует стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел.

Данное нарушение, указанное в пункте 16 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

13. В нарушение требований пунктов 247, 251, 255 Правил, пункта13 приложения №1 к Правилам, система охранного освещения (основное и дополнительное), совместимая с техническими средствами системы охранной сигнализации и системы охранной телевизионной, отсутствует.

В ходе проведения проверки установлено, что данное нарушение, указанное в п. 19 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

14. В нарушение требований пунктов 259-264 Правил, пункта9 приложения № 1 к Правилам средства и системы оповещения отсутствуют.

В ходе проведения проверки установлено, что данное нарушение, указанное в пункте 20 предписания № ТЭК/21-2019 от 05.08.2019 не устранено.

Тем самым, нарушены требования постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2021 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

На основании результатов проведенной проверки 29.09.2021 в отношении ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» был составлен протокол № 35ПГК339290921006896 по части 36 статьи 19.5. КоАП.

29.09.2021 постановлением по делу № 35ПГК339290921006896 Управлением Росгвардии по Вологодской области ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

В соответствии со статьей 23.64 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление приняты уполномоченными лицами.

Частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания административного органа.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Законом № 256-ФЗ.

Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется в соответствии с Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067 (далее – Правила № 1067).

Пунктом 2 названных Правил № 1067 определено, что мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса, проверке объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

В силу пункта 3 Правил № 1067 государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер.

Полномочия должностных лиц подразделений войск национальной гвардии на выдачу руководителям и должностным лицам организаций в ходе осуществления контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений установлены также частью 3 статьи 9 Закона № 226-ФЗ.

Предметом проверки, в соответствии с пунктом 18 Правил № 1067  являлось выполнение субъектом ТЭК предписания управления от 05.08.2019№ ТЭК/21-2019.

В ходе проверки выявлено невыполнение пунктов 2, 6-16, 19, 20 указанного предписания, которыми предлагалось в срок до 05.08.2020 (в дальнейшем срок выполнения предписания продлен до 01.09.2021) устранить нарушения требований Правил № 458 дсп.

В обоснование возражений о неисполнении указанных пунктов предписания общество ссылается на утверждение нового паспорта безопасности, которым установлены иные сроки исполнения рекомендаций относительно объекта ТЭК.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона №256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Инициатором проведения категорирования, внесения сведений в Реестр категорированных объектов ТЭК и разработки (утверждения) паспорта безопасности объекта выступал субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса – ООО «Газпром теплоэнерго Вологда».

Согласно выписке из реестра объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Вологодской области, предоставленной Департаментом экономической безопасности в ТЭК Минэнерго России, ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» является субъектом топливно-энергетического комплекса, владеющим на праве собственности или ином законном основании категорированными объектами, указанными в Приложении к договору.

Согласно пункту 11 статьи 2 Закона № 256-ФЗ паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Паспорт антитеррористической защищенности объекта является информационно-справочным документом, определяющим готовность объекта к предупреждению и смягчению террористических актов.

Цель разработки паспорта — информационное обеспечение руководства и уполномоченных сотрудников эксплуатирующих организаций, правоохранительных органов и иных органов государственной власти при планировании и осуществлении ими деятельности по антитеррористической защите объекта.

Он дает возможность ответственным лицам рассчитать прогнозы, оценить возможные последствия возникновения на объекте опасных положений, определить то, насколько готово предприятие к появлению форс‑мажорных обстоятельств, а также позволяет разработать перечень мер для улучшения защиты.

В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, отражается характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. 

Таким образом, выполнение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов  топливно-энергетического комплекса является обязательным для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса после проведения категорирования и не может ставиться в зависимость от сроков устранения отдельных недостатков.

На основании данных паспорта безопасности и в соответствии с пунктом 54 Правил при принятии решения о сроках устранения выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны учитывать выводы и рекомендации, изложенные в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Таким образом, юридическому лицу вынесено предписание с учетом выводов и рекомендаций, изложенных в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, то есть со сроком устранения нарушений до 05.08.2020 г. (на основании письма ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» от 23.07.2020 № 7038/05, срок исполнения требований предписания Управлением Росгвардии по Вологодской области был продлен до 01.09.2021 г. (исх. № 333/9-1704 от 31.07.2020)

Также следует отметить, что проверка данного объекта была проведена согласно реестру категорированных объектов Министерства энергетики Российской Федерации. В Реестр данный объект был включен в 2018 году, плановая проверка была проведена в 2019 году спустя год после включения в Реестр. В результате проведенной проверки было выявлено не устранение 3 нарушений требований Правил.

Таким образом, указанные доводы общества не могут быть признаны состоятельными.

Следовательно, общество обязано осуществить мероприятия антитеррористической безопасности в полном объеме в установленный в предписании срок.

При этом требования об устранении нарушений, перечисленных в пунктах 2, 6-16, 19, 20 указанного предписания, обществом не выполнены. Установление в новом паспорте безопасности сроков выполнения мероприятий антитеррористической безопасности не свидетельствует об исполнении данного предписания и не изменяет сроки устранения нарушений, перечисленных в  указанных пунктах.

Доказательств невозможности выполнения пунктов 2, 6-16, 19, 20 предписания в установленный срок, обществом не представлено.

С учетом изложенного в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ. Требования общества о признании незаконным и отмене полностью постановления департамента от29.09.2021 № 35ПГК339290921006896 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь  статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л :

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром Теплоэнерго Вологда» о признании незаконным и отмене полностью постановления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области от 29.09.2021 № 35ПГК339290921006896о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Газпром Теплоэнерго Вологда», расположенного по адресу: <...>, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1023502295442, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 36 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде назначения административного штрафа в размере 20 000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                                         С.А. Киров