ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-16591/14 от 03.02.2015 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

03 февраля 2015 года                   город Вологда             Дело № А13-16591/2014

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Селивановой Ю.В.,  рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в лице территориального отдела в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах о привлечении индивидуального предпринимателя Логиновой Веры Николаевны к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,   

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в лице территориального отдела в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах (далее –Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении индивидуального Логиновой Веры Николаевны (далее - предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 В обоснование предъявленных требований заявитель ссылается на осуществление предпринимателем деятельности с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.

Предприниматель в отзыве ссылается на наличие сертификатов и декларации соответствия реализуемой продукции техническим регламентам таможенного союза, а также указывает, что продукция соответствует ГОСТу 25779-90, ГОСТу Р51578-2000, в связи с чем, событие правонарушения отсутствует.

Лица, участвующие в деле, извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),  возражений относительно упрощенного порядка рассмотрения дела не представили.

Дело рассмотрено по правилам статьи 228 АПК РФ.

Исследовав письменные доказательства, суд считает, что предъявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела,должностными лицами Управления в ходе участия в проверке прокуратуры Устюженского района по требованию от 13.10.2014 № 531ж-2014 по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также при рассмотрении поступивших материалов проверки прокуратуры Устюженского района, установлено, что ИП Логиновой В.Н. при осуществлении предпринимательской деятельности в магазине «Черный кот», расположенном по адресу: Вологодская область, г. Устюжна, ул. Красных Зорь, д. 12, нарушаются требования законодательства о техническом регулировании. По результатам проверки составлена справка от 24.10.2014.

Обстоятельства, выявленные в ходе проверки, послужили основанием для составления ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении от 06.11.2014 № 1072/11-09НО, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 В протоколе от 06.11.2014 № 1072/11-09НО зафиксировано, что в магазине «Черный кот», расположенном по адресу: Вологодская область, г. Устюжна, ул. Красных Зорь, д. 12,предпринимателем осуществляется предпринимательская деятельность с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 880, Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» от 23.09.2011 № 798, Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» от 23.09.2011 № 799, Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» от 16.08.2011 № 796.

Административная ответственность за выявленное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

В силу пункта 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.

  Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является в частности нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения и реализации, не соответствующих таким требованиям.

  Субъектом правонарушения признается лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.

  В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон N 184-ФЗ): технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации).

Технический регламент таможенного союза «О безопасности игрушек» ТР ТС 008/2011 от 23.09.2011 № 798 (далее – ТР ТС 008/2011) разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к игрушкам, обеспечения свободного перемещения игрушек, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Частью 5 статьей 4 ТР ТС 008/2011 установлены требования безопасности, предъявляемые к маркировке.

 В соответствии с частью 5.1 статьи 4 ТР ТС 008/2011 маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации.

Маркировка, согласно части 5.3 статьи 4 ТР ТС 088/2011, должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).

В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки, включают: комплектность (для наборов), правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке.

Предупредительная информация должна содержать указание об особых мерах предосторожности при использовании в соответствии с приложением 3 настоящего технического регламента Таможенного союза (часть 5.4 статьи 4 ТР ТС 088/2011).

Игрушки, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза и прошедшие подтверждение соответствия согласно статье 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (часть 1 статьи 7 ТР ТС 088/2011).

 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 880 (далее – ТР ТС 021/2011) устанавливает, в том числе, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.

Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

 Статьей 17 ТР ТС 021/2011 установлены требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции.

В соответствии с частью 7 указанной статьи при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

 При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (часть 12 ТР ТС 021/2011).

Требования к парфюмерно-косметической продукции определяются Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» от 23.09.2011 № 799 (далее – ТР ТС 009/2011).

Согласно ТР ТС 009/2011 маркировка парфюмерно-косметической продукции (маркировка) – это информация для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений, наносимая на потребительскую тару, этикетку, ярлык.

Часть 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011 устанавливает требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции.

Согласно пункту 9.1 части 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011 маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), тона продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге (приложение 11).

Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать в том числе номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции (пункт 9.2).

Предусмотренная пунктом 9.2 настоящей статьи информация должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению.

Предусмотренная пунктом 9.2 настоящей статьи информация о парфюмерно-косметической продукции предоставляется на государственном(ых) языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции.

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011  «О безопасности упаковки» от 16.08.2011 № 769 (далее – ТР ТС 005/2011) распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства в соответствии с Приложением 5, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.

Согласно Приложению № 5 под упаковкой понимается в том числе, упаковка полимерная для пищевой, сельскохозяйственной и парфюмерно-косметической продукции, продукции промышленного и бытового назначения, включая продукцию легкой промышленности и игрушки (оболочки, пленки, ящики, бочки, барабаны, канистры, фляги, банки, тубы, бутылки, флаконы, пакеты, мешки, контейнеры, лотки, коробки, стаканчики, пеналы). 

Таким образом, пакеты, предназначенные для складирования мусора, также являются упаковкой.

В соответствии с ТР ТС 005/2011 маркировка упаковки (укупорочных средств) - это информация в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов, наносимая на упаковку (укупорочные средства) и (или) сопроводительные документы для обеспечения идентификации, информирования потребителей;

Маркировка должна содержать информацию, необходимую для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), а также информацию о возможности его утилизации и информирования потребителей (часть 1 статьи 6 ТР ТС 005/2011).

В соответствии с частью 2 статьи 6 ТР ТС маркировка должна содержать цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в соответствии с Приложением 3, и содержать пиктограммы и символы в соответствии с Приложением 4: рисунок 1 - упаковка (укупорочные средства), предназначенные для контакта с пищевой продукцией; рисунок 2 - упаковка (укупорочные средства) для парфюмерно-косметической продукции; рисунок 3 - упаковка (укупорочные средства), не предназначенные для контакта с пищевой продукцией; рисунок 4 - возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) - петля Мебиуса.

Согласно Приложению № 3 упаковочный материал, изготовленный из полиэтилена низкой плотности должен содержать буквенное обозначение LDPE и цифровой код – 4.

 В ходе проверки установлено, что предпринимателем осуществляется деятельность с нарушением указанных выше требований, а именно:

         - на момент проверки в магазине «Черный кот» по адресу: Вологодская область г. Устюжна, ул. Красных Зорь, д. 12, в реализации имелись наборы игрушек (Набор овощей, сетка «Наша игрушка» арт. Q0024; Кубики «Азбука в картинках» арт. 207; игрушка Каталка «Гусеница» арт. 12002) без полной информации о товаре на русском языке, а именно без информации на упаковке о комплектности набора. На товарах имеется следующая информация: наименование - игрушка, предназначена для детей от 3 лет для игровых целей, информация о составе, информация об изготовителе, импортере, предупреждающие надписи, артикул, страна происхождения, товарные знаки «Наша Игрушка», «Мякиши», знак соответствия техническому регламенту таможенного союза - ЕАС. На упаковках отсутствует информация о комплектности игрушки;

         - на момент проверки в магазине «Черный кот» по адресу:
Вологодская область г. Устюжна, ул. Красных Зорь, д. 12, в реализации имелись игрушки пластмассовые (пистолет с присосками арт. 1034727, на товар не представлены документы, подтверждающие качество продукции; маска для ныряния подростковая арт. 22024; очки для плавания подростковые арт. 21048, на товар представлено информационное письмо органа по сертификации
ООО «Альсена» о том, что очки для плавания не подлежат обязательному Подтверждению соответствия и декларированию в системе сертификации) без нанесения маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов таможенного союза. На этикетках имеется надпись о соответствии изделия требованиям ГОСТа 25 779-90 и ТР ТС 008/2011;

        - на момент проверки в магазине «Черный кот» по адресу:
Вологодская область г. Устюжна, ул. Красных Зорь, д. 12, на реализации находилась игрушка робот-трансформер
арт.
D484900. без указания полной информации на упаковке о дате изготовления;

        -  вмагазине «Черный кот», по адресу: г. Устюжна, ул. Красных Зорь, 12, нарушаются сроки хранения продуктов питания, а именно: в торговом зале магазина 15.10.2014 г. реализуется майонез «Слобода» на перепелиных яйцах в количестве 1 упаковки с датой изготовления: 28.06.2014 г. и сроком годности: 90суток при температуре хранения от 0 до +10°С (срок годности
истек 27.09.2014 г.), 45 суток при температуре хранения от 10 до +18°С (срок годности истек 12.08.2014 г.);

        -  на момент проверки в реализации имелась парфюмерно-косметическая продукция (туалетная вода для мужчин «Калибр Хеви» («CALIBRHEAVY»), «Калибр Шеф» («CALIBRSHTEF»)) по цене 240 рублей в количестве 2 едениц без полной информации о товаре на русском языке, а именно без информации на упаковке номера партии или специального кода, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;

          - в реализации в магазине торговой сети «Черный кот» по адресу: Вологодская область, г. Устюжна, ул. Красных зорь, д. 12, имеется упаковка – мусорные пакеты с завязками 35 литров, без полной информации о товаре, а именно о цифровом обозначении и (или) буквенном обозначении (аббревиатуры) материала, из которого изготавливается упаковка.

 Факт нарушения требований технических регламентов в отношении предложенных к продаже товаров, включая товары, предназначенные для детей, подтверждается материалами дела: протоколом от 06.11.2014 № 1072/11-09НО, справкой, составленной по результатам участия в прокурорской проверке от 24.10.2014 другими материалами дела.

Доводы предпринимателя о наличии сертификатов соответствия на реализуемую продукцию, деклараций соответствия отклоняются  судом, в связи с невозможностью установить конкретную партию товара, на которую распространяется действие указанных сертификатов и деклараций соответствия.

Доводы о производстве парфюмерной продукции в соответствии с ГОСТ Р51578-2000 отклоняются судом, поскольку не опровергают наличие нарушений требований ТР ТС 009/2011 в части маркировки парфюмерной продукции, реализуемой предпринимателем.

Ссылка предпринимателя о квалификации правонарушения в соответствии с главой 6 КоАП РФ, судом не принимается, поскольку несоблюдение требований к сроку годности пищевой продукции является нарушением статьи 17 ТР ТС 021/2011, следовательно, квалифицируется по статье 14.43 КоАП РФ.   

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина предпринимателя в совершенном правонарушении выразилась в непринятии всех зависящих мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Доказательств того, что правонарушение совершено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля предпринимателя, в материалы дела не предоставлено.

С учетом изложенного, суд исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации правонарушения, совершенного предпринимателем, по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.

 Нарушений административным органом процессуальных требований  при производстве по делу об административном правонарушении  судом не установлено.

Административное правонарушение, совершенное предпринимателем, посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в сфере технического регулирования, носит существенный характер, поскольку в конечном итоге влияет на качество и безопасность, на жизнь и здоровье потребителей.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ материалы дела не содержат.

В силу части 2 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Принимая во внимание, что предпринимателем Логиновой Верой Николаевной правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, совершено впервые, суд назначает наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 тысяч рублей, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя Логинову Веру Николаевну  (адрес регистрации: Вологодская область, г. Устюжна, пер. Богатырева, д. 21 «а», кв. 18; ОГРН 304353229600063) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа  либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения в суд не представлены сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ названный судебный акт будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю.

Лицу, привлеченному к административной ответственности, и административному органу при наличии данных об уплате штрафа сообщить сведения в Арбитражный суд Вологодской области.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель: Управление Федерального казначейства по Вологодской области (Управление Роспотребнадзора по Вологодской области) лицевой счет 04301787600, ИНН 3525147418, КПП 352501001, счет  40101810700000010002 в отделение Вологда, г. Вологда, БИК 041909001, ОКТМО 19701000, КБК 141 1 16 01000 01 6000 140.

 Судья                                                                                            Ю.В. Селиванова