АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
03 июля 2009 года город Вологда Дело № А13-3182/2009
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Борисовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой И.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Металл-Маркет» о признании недействительными распоряжения Департамента земельных отношений Вологодской области от 18.09.2008 № 487-р «Об образовании четырех объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 35:24:0103002:427 и постановления Главы города Вологды от 17.10.2008 № 6057 «Об утверждении проектов границ земельных участков по ул. Преображенского, 22, ул.Преображенского» с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области, общества с ограниченной ответственностью «Институт «Вологдаинжпроект»,
при участии представителей: от заявителя - ФИО1 по доверенности от 05.05.2009, ФИО2 по доверенности от 22.05.2009;
от Департамента земельных отношений по Вологодской области ФИО3 по доверенности от 03.03.2009, ФИО4 по доверенности от 28.11.2008,
от Администрации города Вологды – ФИО5 по доверенности от 09.12.2008, ФИО6 по доверенности от 13.03.2009;
от ООО «Инком» - ФИО7 по доверенности от 15.03.2008,
от ООО «Институт «Вологдаинжпроект» - ФИО8 по доверенности от 13.01.2009,
у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество «Металл-Маркет» (далее - ООО «Металл-Маркет», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий общества с ограниченной ответственностью «Инком» по межеванию земельного участка общей площадью 6956 кв.м, находящегося по адресу: <...>, кадастровый номер 35:24:0103002:427;о признании недействительными распоряжения Департамента земельных отношений Вологодской области (далее – Департамент) от 18.09.2008 № 487-р «Об образовании четырех объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 35:24:0103002:427 и постановления Главы города Вологды от 17.10.2008 № 6057 «Об утверждении проектов границ земельных участков по ул. Преображенского, 22, ул.Преображенского».
В ходе рассмотрения дела общество заявило ходатайство об отказе от заявленных требований к обществу с ограниченной ответственностью «Инком». Судом отказ общества от заявленных требований принят в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), производство по делу прекращено.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что он не был извещен о проводимых работах по землеустройству и разделении земельного участка; согласование границ земельного участка с ним не производилось. Полагает, что при согласовании границ земельных участков не был обеспечен учет законных интересов общества, что создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности. Представители общества в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснили, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:427 необходимо было провести правовую экспертизу представленных ООО «Инком» документов; проверить площадь предоставляемого ООО «Инком» земельного участка, поскольку права ООО «Металл-Маркет» и ООО «Инком» на момент раздела земельного участка были идентичны; при существующем разделе земельного участка ООО «Инком» получило земельный участок большей площадью, чем установлено земельным законодательством. Считают, что раздел земельного участка должен был быть осуществлен пропорционально с учетом количества объектов недвижимости, принадлежащих обществу и находившихся на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0103002:427.
Одновременно общество заявило ходататайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования названных ненормативных актов. В ходатайстве общество указало, что узнало о нарушении своих прав из письма Департамента от 25.02.2009 № 01-01-17/1157, которым ему было отказано в передаче земельного участка в аренду.
Администрация в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании заявленные требования не признали. Полагают, что постановление Главы города Вологды от 17.10.2008 № 6057 является законным, принято в пределах полномочий и не нарушает прав и законных интересов общества. Указали, что землеустроительные работы по образованию новых земельных участков должны проводиться с учетом интересов собственников, владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков. Заявитель на момент проведения землеустроительных работ и издания оспариваемого постановления не являлся ни одним из этих лиц, поэтому согласование границ с ним не должно было производиться. Представители Администрации в судебном заседании не возражали в отношении восстановления заявителю срока для обжалования.
Департамент в отзыве и его представители в судебном заседании не согласились с заявленными требованиями. Сообщили, что выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка обеспечивается за счет лица, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка. ООО «Инком» в порядке статьи 36 ЗК РФ обратилось в Департамент с заявлением о формировании земельного участка под зданием склада, находящимся в его собственности. Оспариваемым распоряжением Департамента в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:427 образовано четыре земельных участка и утвержден проект территориального землеустройства. ООО «Инком» предписано обеспечить проведение кадастрового учета вновь образованных земельных участков. Заявление ООО «Инком», указанное распоряжение и проект территориального землеустройства были направлены Департаментом в Администрацию. Полагают, что все действия Департамента соответствуют законодательству и не нарушают прав ЗАО «Металл-Маркет». Представители Департамента в судебном заседании возражений в отношении восстановления срока для обжалования названных ненормативных актов не заявил.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области (далее – Управление) надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило. Поэтому дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления. Управление в отзыве указало, что общество не представило документов, подтверждающих его права на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0103002:427 либо на смежные с ним земельные участки. Полагает требования заявителя необоснованными. Возражений в отношении восстановления обществу срока для обжалования Управлением не заявлялось.
ООО «Институт «Вологдаинжпроект» в отзыве на заявление с требованиями общества не согласилось. Считает, что на момент проведения землеустроительных работ ЗАО «Металл-Маркет» не являлось правообладателем смежных земельных участков. Представитель ООО «Институт «Вологдаинжпроект» в судебном заседании не возражал в отношении восстановления обществу срока для обжалования.
Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав объяснения представителей сторон, третьих лиц, суд считает, что требования общества не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Металл-Маркет» является собственником следующих объектов недвижимости: монолитного железобетонного пожарного водоема с деревянным перекрытием и засыпкой грунтом площадью 52,5 кв.м. (свидетельство от 07.04.2004 серии 35-АА № 215503); помещения № 1 общей площадью 261,5 кв.м. на первом этаже одно-двухэтажного кирпично-металлического административного здания со складскими помещениями (свидетельство от 27.11.2003 серии 35-АА № 091385), помещения № 2 общей площадью 180,5 кв.м. на первом этаже одно-двухэтажного кирпично-металлического административного здания со складскими помещениями (свидетельство от 20.08.2003 серии 35-АА № 123897); помещений №№ 1 – 6, 10 второго этажа Лит.А и №№ 1, 3 первого этажа Лит.А3 общей площадью 756,5 кв.м. в одно-двухэтажном кирпично-металлическом административном здании со складскими помещениями (свидетельство от 17.06.2003 серии 35-АА № 123747); помещений №№ 1, 14 первого этажа Лит А, № 15 Лит.А1 и № 1 Лит.А2 площадью 200,5 кв.м. в одно-двухэтажном кирпично-металлическом административном здании со складскими помещениями (свидетельство от 13.12.2005 серии СК № 010719); помещений №№ 2 – 13 первого этажа и №№ 7 – 9 второго этажа Лит.А, № 2 первого этажа Лит.А3 и № 1 первого этажа Лит.А5 общей площадью 633,1 кв.м в одно-двухэтажном кирпично-металлическом административном здании со складскими помещениями (свидетельство от 14.07.2003 серии 35-АА № 123803); асфальтовой подъездной площадки площадью 136,2 кв.м (свидетельство от 07.04.2004 серии 35-АА № 215504), расположенных по адресу: <...>.
Представитель общества в судебном заседании сообщил, что все указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0103002:427; в феврале 2009 ЗАО «Металл-Маркет» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:427.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспорены.
Из материалов дела усматривается, что Департамент письмом от 25.02.2009 № 01-01-17/1157 сообщил обществу, что заявление о предоставлении в аренду данного земельного участка оставляет без рассмотрения в связи с образованием из испрашиваемого земельного участка четырех земельных участков в соответствии с распоряжением Департамента от 18.09.2008 № 487-р «Об образовании четырех объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 35:24:0103002:427 и постановлением Главы города Вологды от 17.10.2008 № 6057 «Об утверждении проектов границ земельных участков по ул. Преображенского, 22, ул.Преображенского».
Общество, полагая, что распоряжение Департамента от 18.09.2008 № 487-р и постановление Главы города Вологды от 17.10.2008 № 6057 не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд находит уважительными причины, указанные обществом в ходатайстве о восстановлении срока для обжалования, в связи с чем указанное ходатайство судом удовлетворено в порядке статьи 117 АПК РФ, срок для обжалования названных распоряжения и постановления Главы города Вологды восстановлен.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (часть 1).
Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 4 Положения о порядке установления границ землепользователей в застройке городов и других поселений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 № 105, установлено, что для всех типов застройки являются обязательными следующие правила межевания:
границы и размеры земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование юридических и физических лиц, а также государственных и муниципальных земельных участков, сданных в аренду до принятия настоящего Положения, не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации;
в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно - транспортной инфраструктуры;
при установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства
Таким образом, ЗАО «Металл-Маркет», которому принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу: <...>, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, расположенного под объектами недвижимости и необходимые для его использования.
В то же время из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0103002:427 по адресу: <...>, расположен объект недвижимости – одноэтажное металлическое здание склада площадью 361.2 кв.м. (свидетельство от 11.02.2008), принадлежащий ООО «Инком».
Из материалов дела следует также, что спорный земельный участок находился в неразграниченной государственной собственности на территории муниципального образования город Вологда.
В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 20.11.2006 № 1518-ОЗ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования «Город Вологда», осуществляет Правительство Вологодской области и (или) созданный в соответствии с действующим законодательством специально уполномоченный в сфере земельных отношений орган исполнительной государственной власти Вологодской области.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Департаменте земельных отношений Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 23.10.2006 № 101 полномочия по управлению и распоряжению земельными участками на территории муниципального образования «Город Вологда», находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) осуществляет Департамент.
Согласно статье 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей или по решению суда (часть 1). Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами (часть 2). Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 6). Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7).
ООО «Инком» 28.07.2008 обратилось в Департамент с заявлением о формировании земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимости, что соответствует пункту 4.9 положения о порядке принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 12.0.2007 № 326 (далее – Положение № 326).
Проведение землеустроительных работ и подготовку проекта территориального землеустройства относительно земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:427 по заданию ООО «Инком» осуществляло ООО «Институт «Вологдаинжпроект». По результатам работ был подготовлен проект территориального землеустройства по образованию из данного земельного участка четырех земельных участков площадью 1037 кв.м. с кадастровым номером 35:24:0103002:1582; 57 кв.м. с кадастровым номером 35:24:0103002:1583; 278 кв.м. с кадастровым номером 35:24:0103002:1584; 5584 кв.м. с кадастровым номером 35:24:0103002:1585. Границы образованных земельных участков были согласованы Департаментом и ООО «Инком», что подтверждается соответствующим актом (л.д. 39).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (в редакции, действовавшей в спорный период) при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяется местоположение границ объектов землеустройства.
Статьей 17 указанного Закона определено, что межевание объекта землеустройства включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
В соответствии с пунктом 7 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396 (далее – Положение), технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. В подпункте «а» пункта 9 указанного Положения определено, что работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты. Пунктом 10 Положения установлено, что при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Аналогично пунктом 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, установлено, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) также установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ (часть 1). Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения других границ не принадлежащего ему земельного участка или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (часть 2).
На основании части 3 статьи 39 данного Закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с частью статьи 5 ЗК РФ собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
ЗАО «Металл-Маркет» не представило доказательств его принадлежности к лицам, с которыми проводится согласование. Представители общества в судебном заседании сообщили, что ЗАО «Металл-Маркет» не относится ни к одной из категорий, указанных в 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ. Следовательно, согласование местоположения границ земельных участков проведено без его участия правомерно.
Из материалов дела следует также, что проект территориального землеустройства был утвержден Департаментом земельных отношений Вологодской области пунктом 2 оспариваемого распоряжения.
Департамент направил заявление ООО «Инком», распоряжение, проект в Администрацию для изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, что соответствует пункту 4.11 Положения № 326.
С учетом изложенного оспариваемые ненормативные акты, по мнению суда, соответствуют земельному законодательству и не нарушают прав заявителя.
Доводы общества о том, что при существующем разделе земельного участка ООО «Инком» получило земельный участок большей площадью (1037 кв.м.), чем установлено земельным законодательством и о необходимости раздела земельного участка пропорционально с учетом количества объектов недвижимости, принадлежащих обществу, отклоняются судом как безосновательные. Какие-либо доказательства в подтверждение изложенных доводов обществом суду не представлены. Ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы в ходе судебного разбирательства обществом заявлено не было. В то же время суд не обладает специальными знаниями для установления размеров и границ земельных участков самостоятельно.
При таких обстоятельствах оснований для признания недействительными распоряжения Департамента от 18.09.2008 № 487-р и постановления Главы города Вологды от 17.10.2008 № 6057 у суда не имеется.
При отказе в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
отказать закрытому акционерному обществу «Металл-Маркет» в удовлетворении заявленных требований распоряжения Департамента земельных отношений Вологодской области от 18.09.2008 № 487-р «Об образовании четырех объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 35:24:0103002:427 и постановления Главы города Вологды от 17.10.2008 № 6057 «Об утверждении проектов границ земельных участков по ул. Преображенского, 22, ул.Преображенского».
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья Ю.А.Борисова