АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 мая 2010 года город Вологда Дело № А13-3243/2010
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 14 мая 2010 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего Хвостова Е.А., судей Борисовой Ю.А., Мамоновой А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лелиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Вологодской области о признании Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Верховажского муниципального района, утвержденного решением Представительного Собрания Верховажского муниципального района от 16.11.2006 № 75, частично не соответствующим закону и недействующим, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области,
при участии от заявителя – Иволга О.В. по удостоверению № 096099, от третьего лица – ФИО1 по доверенности от 11.01.2010,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Вологодской области (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Представительному Собранию Верховажского муниципального района (далее – представительное собрание) о признании отдельных норм Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Верховажского муниципального района, утвержденного решением Представительного Собрания Верховажского муниципального района от 16.11.2006 № 75 (далее – Положениие), не соответствующими закону и недействующими.
С учетом уточнения заявленных требований прокурор просит признать абзац 1 пункта 4.6 Положения не соответствующим статьям 3, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ); абзац 2 пункта 3.6 Положения не соответствующим статьям 3, 295 ГК РФ, статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ; пункт 5.7 Положения не соответствующим статьям 3, 296, 298 ГК РФ, статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ; абзацы 5, 6 пункта 3.6, абзацы 4, 5 пункта 3.7, абзацы 5, 6 пункта 4.6, абзацы 4, 5 пункта 4.7, абзацы 4, 5 пункта 6.8, абзацы 3, 4 пункта 6.9 Положения не соответствующими статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ и недействующими.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что отдельные нормы Положения противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о защите конкуренции, приняты с превышением установленных законом полномочий, так как гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать акты, регулирующие гражданские правоотношения.
В судебном заседании представитель прокурора поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представительное собрание в отзыве на заявление признало требования прокурора в полном объеме и сообщило, что в настоящее время Положение дорабатывается и приводится в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с частью восьмой статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствует рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – управление) поддержал требования прокурора в полном объеме.
Представительное собрание о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился. От представительного собрания поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей заявителя и третьего лица, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, решением Представительного Собрания Верховажского муниципального района от 16.11.2006 № 75 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Верховажского муниципального района.
Указанное Положение является нормативным правовым актом, которое содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Положение в действующей редакции опубликовано в газете «Верховажский вестник» от 19.12.2006 (информационный бюллетень № 9).
Оспариваемое Положение регулирует порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности Верховажского муниципального района, закрепленным за муниципальными предприятиями, муниципальными казенными предприятиями и учреждениями, а также не закрепленным за муниципальными казенными предприятиями или учреждениями, составляющими муниципальную казну Верховажского муниципального района.
Так, согласно абзацу 1 пункта 4.6 Положения муниципальное казенное предприятие вправе с согласия комитета по управлению имуществом выступать арендодателем имущества района, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Из смысла указанной нормы следует, что орган по управлению муниципальным имуществом совместно с казенным предприятием может передавать в аренду недвижимое имущество, закрепленное за казенным предприятием на праве оперативного управления, без учета цели его деятельности и назначения соответствующего имущества.
Согласно части первой статьи 296 ГК РФ казенное предприятие, а также учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Поэтому в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей) и в соответствии с назначением имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника или совместно с собственником.
Таким образом, указанная норма Положения не соответствует нормам гражданского законодательства в той части, в которой допускает передачу имущества в аренду без учета цели основной деятельности казенного предприятия и назначения имущества.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.6 Положения арендная плата по договору аренды, где арендодателем выступает муниципальное предприятие, перечисляется арендатором в бюджет района ежемесячно, не позднее 10 числа текущего месяца.
Согласно статье 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, дает согласие предприятию на распоряжение недвижимым имуществом. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
За пределами прав, перечисленных в указанной статье, собственник не вправе распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципального предприятия, и определять порядок распределения и поступления доходов от распоряжения таким имуществом.
Таким образом, вышеуказанная норма Положения затрагивает права и законные интересы муниципальных предприятий и не соответствует нормам ГК РФ.
Пунктом 5.7 Положения предусмотрено, что в случае необходимости продажи закрепленного за муниципальным учреждением имущества района такое имущество изымается в порядке, предусмотренном пунктом 5.4 Положения, и его продажа осуществляется комитетом по управлению имуществом в порядке, установленном законодательством о приватизации.
Из смысла указанной нормы следует, что орган местного самоуправления вправе изъять имущество, закрепленное за учреждением, в целях его продажи, независимо от обстоятельств использования данного имущества учреждением.
Вместе с тем, права собственника и учреждения по распоряжению закрепленным за учреждением на праве оперативного управления имуществом установлены статьями 296, 298 ГК РФ. В соответствии с частью второй статьи 296 ГК РФ собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и только после этого распорядиться им по своему усмотрению. Согласно части первой статьи 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Следовательно, в силу части второй статьи 296, части первой статьи 298 ГК РФ до изъятия излишнего, неиспользуемого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, не вправе отчуждать и иным способом распоряжаться соответствующим имуществом, как собственник, так и учреждение.
Абзацами 5, 6 пункта 3.6 Положения предусмотрено, что для принятия решения о согласовании передачи в аренду недвижимого имущества предприятия потенциальный арендатор представляет в комитет по управлению имуществом документы, предусмотренные абзацем 5 пункта 3.6 Положения. Комитет по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о согласовании передачи недвижимого имущества предприятия в аренду либо об отказе в этом.
Согласно абзацам 4, 5 пункта 3.7 Положения для принятия решения о согласовании передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества предприятия потенциальный ссудополучатель представляет в комитет по управлению имуществом документы, предусмотренные абзацем 4 пункта 3.7 настоящего Положения. Комитет по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о согласовании передачи недвижимого имущества предприятия в безвозмездное пользование либо об отказе в этом.
Абзацы 5, 6 пункта 4.6 Положения устанавливают, что для принятия решения о согласовании передачи в аренду имущества казенного предприятия потенциальный арендатор представляет в комитет по управлению имуществом документы, предусмотренные абзацем 5 пункта 4.6 Положения. Комитет по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о согласовании передачи имущества казенного предприятия в аренду либо об отказе в этом.
В соответствии с абзацами 4, 5 пункта 4.7 Положения для принятия решения о согласовании передачи в безвозмездное пользование имущества казенного предприятия потенциальный ссудополучатель представляет в комитет по управлению имуществом документы, предусмотренные абзацем 4 пункта 4.7 Положения. Комитет по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о согласовании передачи имущества казенного предприятия в безвозмездное пользование либо об отказе в этом.
Согласно абзацам 4, 5 пункта 6.8 Положения для принятия решения о передаче имущества казны района в аренду и заключения договора аренды потенциальный арендатор представляет в комитет по управлению имуществом документы, предусмотренные пунктом 4.6 Положения. Комитет по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о передаче имущества казны района в аренду и подготовить проект договора аренды либо об отказе в этом.
Абзацы 3, 4 пункта 6.9 Положения устанавливают, что для принятия решения о передаче имущества казны в безвозмездное пользование и заключения договора безвозмездного пользования потенциальный ссудополучатель представляет в комитет по управлению имуществом документы, предусмотренные пунктом 4.7 Положения. Комитет по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о передаче имущества казны района в безвозмездное пользование и подготовить проект договора безвозмездного пользования либо об отказе в этом.
Следовательно, вышеуказанные нормы Положения допускают передачу муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также входящего в состав казны района, в аренду и безвозмездное пользование на основании обращения потенциального арендатора или ссудополучателя по решению комитета по управлению имуществом без проведения торгов.
Суд считает, что указанные нормы Положения не соответствуют статье 17.1 Закона о защите конкуренции, в силу которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Кроме того, в силу части 1 статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Данная статья не относит к гражданскому законодательству и иным актам, содержащим нормы гражданского права, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения. Вместе с тем, представительные органы местного самоуправления вправе издавать нормативные акты, распределяющие права и обязанности между различными органами местного самоуправления по распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормы Положения приняты представительным собранием с превышением полномочий, предусмотренных законодательством.
Руководствуясь статьями 167, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л :
признать абзац первый пункта 4.6 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Верховажского муниципального района, утвержденного решением Представительного Собрания Верховажского муниципального района от 16.11.2006 № 75, в той части, в которой допускает передачу имущества в аренду без учета цели основной деятельности казенного предприятия и назначения имущества, не соответствующим статьям 3, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующим.
Признать абзац второй пункта 3.6 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Верховажского муниципального района, утвержденного решением Представительного Собрания Верховажского муниципального района от 16.11.2006 № 75, не соответствующим статьям 3, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующим.
Признать пункт 5.7 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Верховажского муниципального района, утвержденного решением Представительного Собрания Верховажского муниципального района от 16.11.2006 № 75, не соответствующим статьям 3, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующим.
Признать абзацы 5, 6 пункта 3.6, абзацы 4, 5 пункта 3.7, абзацы 5, 6 пункта 4.6, абзацы 4, 5 пункта 4.7, абзацы 4, 5 пункта 6.8, абзацы 3, 4 пункта 6.9 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Верховажского муниципального района, утвержденного решением Представительного Собрания Верховажского муниципального района от 16.11.2006 № 75, не соответствующими статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующими.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Е.А. Хвостов
Судьи Ю.А. Борисова
А.Е. Мамонова