АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
17 июня 2014 года город Вологда Дело № А13-4966/2014
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование требований заявитель ссылается на факт правонарушения, зафиксированный в протоколе об административном правонарушении от 25.03.2014 № 240-Пр.
Предприятие отзыв на заявление не представило.
Определением от 18.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1.
Третье лицо – ФИО1 отзыв на заявление не представил.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу извещены надлежащим образом: заявитель и предприятие - в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), третье лицо – в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 АПК РФ. Возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не представлено.
Дело рассмотрено по правилам статьи 228 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в период с 20.02.2014 по 14.03.2014 должностными лицами Управления на основании приказа от 20.02.2014 № 75нд проведена внеплановая документарная проверка соблюдения предприятием лицензионных условий и обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области оказания услуг связи, почтовой связи.
Поводом для проведения данной проверки послужили сведения, изложенные в обращении гражданина в Управление от 14.02.2014, в котором указано, что гражданину не доставлена посылка с номером RB762994204CN и ответа на письменное заявление о пропаже посылки не получено (л.д.25).
По результатам проверки должностными лицами Управления, проводившими проверку, составлен акт от 14.03.2014 № А-062.
Обстоятельства, выявленные в ходе указанной проверки, послужили основанием для составления начальником отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления в отношении предприятия протокола от 25.03.2014 № 240-Пр об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В названном протоколе зафиксировано, что ФГУП «Почта России» допущено нарушение лицензионных требований и условий при оказании услуг почтовой связи. Данное правонарушение допущено при следующих обстоятельствах. Международное почтовое отправление RB762994204CN, поступило 27.09.2013 на территорию Российской Федерации в АООП «Шереметьево», и в этот же день – в ММПО «Москва», где зарегистрировано в базе данных 01.10.2013. После получения 16.11.2013 ОПС города Вологды 160017 заявления гражданина ФИО1 о розыске утраченного международного почтового отправления, названное заявление было направлено в Департамент претензионной работы «ФГУП Почта России» (даты поступления и регистрации - 04.12.2013 и 14.01.2014, соответственно). На момент составления протокола посылка ФИО1 не получена, ответ на претензию в адрес указанного гражданина направлен лишь 04.03.2014 (исх. № 82.2.4.2.2-1320-14/46). Таким образом, предприятие при оказании услуг почтовой связи не вручило вверенное ему регистрируемое почтовое отправление адресату. Тем самым предприятие нарушило требования пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статьей 16 и 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пункта 33, подпунктов «а», «б», «в» пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, подпункта «г» пункта 4, пункта 5 лицензионных требований к лицензии № 108074 на оказание услуг почтовой связи. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с чем, Управление на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исходя из положений части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 2 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957, пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 04.02.2014 № 16, суд считает, что протокол об административном правонарушении от 25.03.2014 № 240-Пр составлен уполномоченным должностным лицом.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Из положений части 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ следует, что соблюдение лицензиатом требований, которые установлены названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 36 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими оказание услуг связи (пункт 1 части 4 статьи 1 Закона № 99-ФЗ).
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи).
Пунктом 1 статьи 46 Закона о связи предусмотрено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон № 176-ФЗ) предусмотрено, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Из положений статьи 37 Закона № 176-ФЗ следует, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:
на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней;
на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение двух месяцев.
Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления.
Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 утверждены Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи (Перечень лицензионных условий).
Согласно пункту 5 пункта 4 раздела XXПеречня лицензионных условий обладатель лицензии на оказание услуг почтовой связи обязан обеспечить оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 раздела XXПеречня лицензионных условий, обладатель лицензии на оказание услуг почтовой связи обязан обеспечить предоставление пользователям услуг по приему почтовых отправлений; обработке почтовых отправлений; перевозке почтовых отправлений; доставке (вручению) почтовых отправлений; почтовому переводу денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
В пункте 5 лицензионных требований (приложение к лицензии № 108074) указано, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
На основании пункта 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи.
Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:
а) простые почтовые отправления;
б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;
в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;
г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Как предусмотрено подпунктами «а», «б», «в» пункта 47 Правил № 221 операторы почтовой связи обязаны: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В подпункте «г» пункта 4 лицензионных требований (приложение к лицензии № 108074) указано, что лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю оказание услуг доставки (вручения) почтовых отправлений (л.д.23).
Материалами дела подтверждается, что предприятием осуществляется деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии № 108074 от 11.04.2013, выданной ему Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на срок до 11.04.2018 (далее – лицензия № 108074). При оказании услуг почтовой связи ФИО1 предприятием допущено нарушение подпункта «г» пункта 4, пункта 5 вышеуказанных лицензионных требований, выразившееся в том, что адресату ФИО1 не вручено вверенное предприятию регистрируемое почтовое отправление RB762994204CN и ответ заявление гражданина ФИО1 о розыске утраченного международного почтового отправления направлен предприятием в адрес указанного гражданина лишь 04.03.2014.
Событие правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 25.03.2014 № 240-Пр и подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у предприятия имелась возможность для соблюдения лицензионных требований по лицензии № 108074, однако все зависящие от него меры по их соблюдению им не были приняты. Достоверных доказательств того, что для выполнения названных лицензионных условий предприятием были приняты все возможные меры, в материалы дела не представлено.
Следовательно, Управлением доказано наличие вины предприятия в совершении вмененного административного правонарушения.
Таким образом, в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности, административным органом не допущено.
За осуществление деятельности с нарушением условий лицензии лицо, осуществляющее такую деятельность, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока указанная деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Такое нарушение представляет собой длительное, непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на лицензиата, то есть является длящимся.
В рассматриваемом случае днем обнаружения и выявления совершенного административного правонарушения является день завершения проверки сотрудниками Управления (14.03.2014), когда установлен факт нарушения, следовательно, на момент рассмотрения дела срок привлечения предприятия к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не истек.
Исходя из существа допущенного правонарушения, цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан, совершенное предприятием правонарушение непосредственно посягает на права потребителя при оказании услуг, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня его совершения.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008 № 11938/07, от 02.11.2010 № 6971/10.
Суд не находит оснований для признания допущенного предприятием правонарушения малозначительным.
При вышеизложенных обстоятельствах требование заявителя о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В данном случае судом не установлено наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств. Наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, судом также не выявлено.
Учитывая характер допущенного нарушения, факт утраты почтового отправления, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, суд считает, что имеются основания для назначения ФГУП «Почта России» наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л :
привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (место нахождения: город Москва, Варшавское шоссе, 37; ОГРН 1037724007276) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения в суд не представлены сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ названный судебный акт будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, и административному органу при наличии данных об уплате штрафа сообщить сведения в Арбитражный суд Вологодской области.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель платежа: ИНН <***>, КПП 352501001, Управление Федерального казначейства по Вологодской области (Управление Роскомнадзора по Вологодской области; л/с <***>); банк получателя платежа: ГРКЦ ГУ Банка России по Вологодской области г. Вологда, счет 40101810700000010002, БИК 041909001, ОКТМО 19701000, КБК 096 116 900 40 04 6000 140 (прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба).
Судья А.В. Парфенюк