ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-6072/2011 от 29.11.2011 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

12 декабря 2011 года город Вологда Дело № А13-6072/2011

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шестаковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазалевой И.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Славянский хлеб» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области о признании недействительным решения от 25.03.2011 № 11-09/13,

при участии от заявителя Богмы А.С. по доверенности от 11.01.2011, Сергеевой В.Н. по доверенности от 01.08.2011, Паничевой З.А. по доверенности от 19.10.2011, от ответчика Осиповой О.В. по доверенности от 11.01.2011 № 6, Галиевой Е.Э. по доверенности от 01.08.2011, Першиной М.В. по доверенности от 20.10.2011,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Славянский хлеб» (далее – ОАО «Славянский хлеб», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 25.03.2011 № 11-09/13.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на неправомерное доначисление налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в связи с представлением всех первичных документов, подтверждающих осуществление хозяйственных операций со спорными поставщиками.

Инспекция в отзыве на заявление и ее представители в судебном заседании предъявленные требования не признали, считают оспариваемое решение соответствующим требованиям законодательства и не нарушающим права заявителя.

Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ряда налогов, в том числе налога на прибыль и НДС за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, о чем составлен акт от 25.02.2011 № 11-09/13 (том 2 листы 2-51). На основании акта проверки и по результатам рассмотрения возражений налогоплательщика налоговой инспекцией принято решение от 25.03.2011 № 11-09/13 (том 2 листы 120-195) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль, НДС в виде штрафа в общей сумме 245 408 руб., начислены пени в сумме 221 742 руб. 72 коп. Также указанным решением обществу предложено уплатить налог на прибыль в сумме 1 620 872 руб. 16 коп., НДС в сумме 250 488 руб. 22 коп.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 06.06.2011 № 14-09/006457@ решение инспекции от 25.03.2011 №11-09/13 утверждено без изменения (том 3 листы 42-48).

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

В пункте 1.1.2 оспариваемого решения налоговый орган установил необоснованное, в нарушение статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), отнесение на расходы затрат на оплату стоимости услуг, оказанных ООО «Темп» в 2007 году, на сумму 706 727 руб. 86 коп. Также в пункте 2.2.2 оспариваемого решения инспекцией установлено завышение налоговых вычетов по НДС в 2007 году на сумму 127 211 руб. 01 коп.

Инспекция в обоснование совей позиции указывает на следующие нарушения при формировании налоговой базы: в представленных документах указаны недостоверные сведения, товарные накладные составлены с нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), в том числе, отсутствуют обязательные реквизиты, представленные документы не подтверждают факт реализации товара в адрес комиссионера в связи с отсутствием личных подписей должностных лиц комиссионера, комиссионер не осуществлял деятельность по реализации товара, общество не понесло реальных затрат по оплате услуг комиссионера, имеет место сговор руководства общества и ООО «Хлеб» по организации поставок продукции с использованием фиктивного посредника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в редакции Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ, действующей с 01.01.2006, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Из приведенных норм следует, что произведенные расходы уменьшают полученные доходы в целях налогообложения прибыли в случае, когда они экономически оправданы, подтверждены документально и связаны с получением дохода. Кроме того, обязательным условием отнесения тех или иных затрат к расходам является фактическое получение товаров, работ или услуг.

Согласно статье 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода, как разница между общей суммой налога, исчисленной в виде соответствующей налоговой ставке процентной доли налоговой базы, и суммой налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ.

В силу статей 171, 172 и 169 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2006 (Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ), для применения налоговых вычетов необходимо соблюдение следующих условий: приобретение (получение) товаров, работ или услуг для осуществления производственной деятельности, предъявление НДС поставщиками, подрядчиками или исполнителями, обязательное наличие надлежаще оформленных счетов-фактур, принятие товаров, работ или услуг к учету, подтвержденное соответствующими первичными документами.

Поскольку формирование состава расходов и применение налоговых вычетов направлены на уменьшение налогового обязательства налогоплательщика, обязанность доказывания наличия перечисленных условий возлагается на налогоплательщика. Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 февраля 2005 года № 93-О, где указано, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике – покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение правомерности формирования состава расходов и применения вычетов по НДС, должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.

Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53), уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы и применения налоговых вычетов признается налоговой выгодой. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Таким образом, в первую очередь подлежат оценке доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих расходов и вычетов.

Общество не оспаривает свою обязанность доказать правомерность уменьшения налогооблагаемой прибыли и применения вычетов по НДС, однако полагает, что им представлены все доказательства, предусмотренные НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Из приведенной нормы следует, что документальное подтверждение как факта поставки товаров, так и состава и размера произведенных расходов и налоговых вычетов должно осуществляться по правилам, установленным для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 9 Закон о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организациями, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закон о бухгалтерском учетедокументы, форма которых не предусмотрена в альбомах первичной учетной документации, должны содержать обязательные реквизиты, а именно: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Таким образом, законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а налоговое законодательство предусмотрело, что право налогоплательщика на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а также право на применение вычетов по НДС должно быть подтверждено документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 252 НК РФ – документальная подтвержденность расходов, пункт 1 статьи 172 НК РФ – наличие соответствующих первичных документов).

Вместе с тем главы 21 и 25 НК РФ не содержат императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оформлении, как, например, указано в статье 169 НК РФ относительно счетов-фактур. Главным при оценке первичных документов является, подтверждают ли они факты оказания услуг.

Согласно условиям договора комиссии от 31.01.2007 ООО «Темп» принял на себя обязательство изучать рынок хлебобулочной продукции, поиск покупателей (том 4 листы 120-123). Реализация продукции комитента на территории г.Вологды и Вологодской области осуществляется комиссионером от своего имени и за счет комитента, а также комитентом покупателям, поиск которых осуществил комиссионер. Комиссионер сообщает комитенту перечень покупателей (торговых точек), в адрес которых комитент обязан отгрузить продукцию, в письменном виде, по электронной почте, по факсу или телефонограммой. Расчеты с покупателями могут производиться с участием или без участия комиссионера в расчетах.

Разделом 2 указанного договора предусмотрено, что комиссионер обязан осуществлять изучение рынка сбыта продукции на территории г.Вологды и Вологодской области и информировать комитента о конъюнктуре на рынке продукции, проводить поиск покупателей на продукцию на условиях, наиболее выгодных для комитента, и по цене, не ниже назначенной ему последним, реализовать продукцию комитента, перечислять на расчетный счет комитента в течение 5 банковских дней все полученное за реализованную продукцию за вычетом сумм, причитающихся на оплату за выполненные поручения по договору, осуществлять иные действия, необходимые для наиболее быстрого и выгодного для комитента исполнения поручения по договору.

Продукция для реализации передается комитентом комиссионеру или покупателям, поиск которых осуществлял комиссионер, на складе (при самовывозе) или в торговых точках комиссионера или покупателей. Доставка осуществляется специализированным автотранспортом комитента.

Комиссионер и покупатели, поиск которых осуществил комиссионер, принимают продукцию от комитента по накладной. При приемке продукции комиссионером ответственные лица комиссионера проставляют на накладной факсимильную подпись и штамп установленного договором образца.

В подтверждение понесенных расходов обществом представлены счет-фактура от 28.02.2007, акт сдачи-приемки услуг по договору комиссии от 28.02.2007, отчет комиссионера от 31.01.2007 (том 4 листы 133-139). О реализации продукции свидетельствуют выставленные в адрес ООО «Темп» счета-фактуры, товарные накладные (том 4 листы 143-150, тома 4-8, том 9 листы 1-9).

Товарные накладные выполнены по форме ТОРГ-12, содержат сведения о наименовании документа, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, сведения о товаре с указанием количественных и стоимостных характеристик, сведения об общей стоимости отпущенного товара, заверенные печатью личные подписи с их расшифровками представителя общества в графе «отпуск груза разрешил», факсимильные подписи представителя ООО «Темп» и штамп с реквизитами ООО «Темп».

Согласно пункту 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Поскольку договором комиссии возможность использования факсимильного воспроизведения подписи представителей комиссионера предусмотрена и она соответствует приведенному в договоре образцу, суд признает надлежаще подписанными представленные обществом товарные накладные.

Таким образом, указанные первичные учетные документы оформлены в соответствии со статьей 9 Закон о бухгалтерском учете с учетом ее минимальных требований к обязательным реквизитам.

Налоговый орган провел мероприятия налогового контроля и установил следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Темп» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу 16.11.2006, юридический адрес: г.Санкт-Петербург, пр.Королева, 32, корп. 1, лит.А, учредителем и генеральным директором за период деятельности является Румянцев А.И. (том 12, листы 6-9).

На требование инспекции Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Санкт-Петербургу сообщила, что направленное ООО «Темп» требование возвращено отделением связи с отметкой «по данному адресу организация не значится» (том 2 лист 97). Однако, на основании только указанных сведений невозможно сделать однозначный вывод о ненахождении организации по адресу государственной регистрации, поскольку доказательств отсутствия ООО «Темп» по юридическому адресу в момент совершения хозяйственных операций инспекцией не представлено.

ГУ УВД по г.Санкт-Петербургу и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Санкт-Петербургу сообщили о невозможности допроса руководителя ООО «Темп» Бобыкина О.В. в связи с отсутствием его по месту жительства (том 2 лист 99, 104).

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Санкт-Петербургу сообщила о невозможности допроса Румянцева А.И. (том 2 лист 107).

По запросу инспекции УВД по Красногвардейскому району г.Санкт-Петербурга 05.03.2011 направило протокол допроса Румянцева А.И. от 23.02.2011(том 3 листы 9-15). Кроме того, при вынесении решения инспекцией использован имеющийся у налогового органа протокол допроса свидетеля от 12.08.2010, составленный оперуполномоченным ОРЧ КМ УВД по Вологодской области (том 11, лист 117-120).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.02.1999 № 18-О, результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, то есть так, как это предписывается статьями 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) допустимыми доказательствами по настоящему делу могут быть признаны только те материалы налоговой проверки, которые получены и исследованы налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля в отношении спорного налогового периода и оформление которых соответствует требованиям НК РФ, в данном случае статьям 90 и 99 НК РФ.

Из материалов дела видно, что при проведении выездной проверки инспекция в порядке статьи 90 НК РФ не получала показания лица, допрошенного органом внутренних дел. Объяснения от 12.08.2010, на которые ссылается налоговый орган, получены в соответствии со статьями 189, 190 (191) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и по форме, содержанию и порядку получения не соответствуют требованиям статей 90 и 99 НК РФ, в связи с чем, не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств. В протоколе допроса от 23.02.2011 имеется ссылка на статьи 31 и 90 НК РФ, однако участковый уполномоченный 52 отдела милиции не был привлечен к участию в проведении налоговой проверки, в связи с чем, его полномочия на осуществление допроса свидетеля также не подтверждены.

Согласно представленной ОАО «Севергазбанк» выписке с расчетного счета за период с 01.07.2007 по 31.12.2009 в 2007 году денежные средства от ООО «Темп» и других организаций по взаимоотношениям с ООО «Темп» на счет общества не поступали. Однако, данный факт сам по себе не свидетельствует о недобросовестности контрагента, поскольку оплата продукции третьим лицом не противоречит условиям договора комиссии и допустима в силу действующего законодательства.

В ходе допроса свидетель Петров И.А. пояснил, что работает в обществе с 2005 года в должности заместителя начальника отдела сбыта, коммерческого директора, представителем организации ООО «Темп» являлся Присяжный А.Г., поставка продукции происходила по торговым точкам, указанным в заявках ООО «Темп», заявки подавались напрямую от магазинов, договоры с ООО «Хлеб» и ООО «Русхлеб» не заключались, Присяжный А.Г. передал печати и штампы-факсимиле ООО «Русхлеб», ООО «Хлеб», ООО «Темп», ООО «ИнтерБазнес», которые были переданы в службу экспедиции, которая составляла товарные накладные и счета-фактуры (том 4 листы 22-24). Со слов свидетеля, подписанные Крухмалевым С.Ю. акты передавались Присяжному А.Г., который возвращал их подписанными. После допущенной ООО «Темп» и ООО «ИнтерБизнес» просрочки оплаты в начале 2007 года отгрузка была прекращена.

Допрошенный в ходе налоговой проверки свидетель Присяжный А.Г. в протоколе от 20.10.2010 пояснил, что в проверяемый период работал директором ООО «Русхлеб» и ООО «Хлеб», организации занимались поставками продуктов питания в торговые точки, включая хлебобулочные изделия (том 4 листы 19-21). Со слов свидетеля, представителей ООО «ИнтерБизнес» он не видел, товарные накладные и счета-фактуры от имени ООО «ИнтерБизнес» в адрес ООО «Русхлеб» и ООО «Хлеб» составлялись на территории общества, для упрощенная работы предоставил печать ООО «Русхлеб» и ООО «Хлеб» и факсимиле своей подписи для товарных накладных и счетов-фактур. После отгрузки товара свидетель забирал накладные и счета-фактуры. Оплата за поставленный товар производилась в ООО «Хлеб» и ООО «Русхлеб».

Также допрошенная в ходе налоговой проверки свидетель Сибакина О.В. пояснила, что работала в обществе в должности диспетчера по выписке накладных и счетов-фактур на отгрузку продукции общества. В обязанности Сибакиной О.В. входило формирование товарных накладных и счетов-фактур, подписание их в графе «отпуск разрешил», «отпуск произвел», «главный бухгалтер» и проставление печати общества. Проверку составленных счетов-фактур и товарных накладных осуществляли Поп Л.А. и Шарыгина Н.М. В 2007 году ей передали печати ООО «Хлеб» и ООО «Русхлеб» с целью составления товарных накладных от их имени на основании доверенности данных организаций. По окончанию смены товарные накладные передавались водителям для доставки продукции по магазинам (том 4 листы 25-27).

В ходе пояснений, данных в суде 16.11.2011, Сибакина О.В. также подтвердила, что выдавала счета-фактуры от ООО «Хлеб» и ООО «Русхлеб» на основании доверенности, представить которую не имеет возможности.

Допрошенная в ходе налоговой проверки свидетель Храпова И.Н. в протоколе от 21.10.2010 пояснила, что в проверяемый период работала в должности главного специалиста по программному обеспечению. По указанию Петрова И.А. и Присяжного А.Г. в информационную систему предприятия внесены изменения, позволяющие выписывать товарные накладные и счета-фактуры от имени ООО «Русхлеб» и ООО «Хлеб» (том 4 листы 31-33).

Также в ходе налоговой проверки была допрошена свидетель Поп Л.А., которая в ходе допроса и в судебном заседании пояснила, что работает в обществе в должности начальника смены экспедиции, в обязанности входит руководство сменой, проверка товарно-транспортных накладных, выписка счетов-фактур, проверка поступления продукции на склад из производства (том 4 листы 37-39). Свидетель подтвердила реализацию продукции через комиссионеров. При этом указала, что коммерческий директор общества передал печати и штампы ООО «ИнтерБизнес», ООО «Темп», ООО «Русхлеб» и ООО «Хлеб», а также печати-факсимиле с подписью Присяжного А.Г. и представителей ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп». Диспетчеры оформляли отгрузку продукции общества в ООО «Хлеб» и ООО «Русхлеб», на основании которых затем формировалась единая накладная в адрес ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп».

Свидетель Петунин А.В. в ходе допроса инспекции пояснил, что является директором ООО «Русхлеб», в 2007 году данное общество занималось реализацией продукции ОАО «Славянский хлеб». Свидетель подтвердил заключение договоров комиссии, предоставление ОАО «Славянский хлеб» печатей ООО «Хлеб» и ООО «Русхлеб» (том 4 листы 52-54).

Свидетель Крухмалев С.Ю. в ходе допроса, проведенного в рамках налоговой проверки, пояснил, что с февраля 2002 года июнь 2009 года работал в ОАО «Славянский хлеб» в должности директора. С предложением о заключении договора с ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп» обратился Присяжный А.Г., директора ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп» не видел. О наличии на предприятии компьютерной программы, печатей и клише ООО «ИнтерБизнес», ООО «Русхлеб», ООО «Темп» и ООО «Хлеб» узнал в конце 2008 года. Кто составлял акты комиссионера, не знает, на подпись получал уже подписанные документы (том 4 листы 15-17).

Налоговый орган ссылается на выполнение подписей от имени Румянцева А.И. в договорах комиссии, актах сдачи-приемки услуг, отчетах комиссионера, счетах-фактурах неустановленным лицом в связи с тем, что ни должностные лица общества, ни руководитель ООО «Хлеб» не могли пояснить как и каким образом осуществлялись взаимоотношения с представителями ООО «Темп».

Кроме того, по мнению инспекции товарные накладные составлены с нарушением статьи 9 Закон о бухгалтерском учете, поскольку не заполнены следующие реквизиты: наименование документа (договор, контракт); расшифровка подписи лица, принявшего груз и получившего груз, подтверждающая факт личного участия должностного лица в приемке и получении товара. Налоговый орган полагает, что подпись проставлена неуполномоченными лицами.

Также инспекция полагает, что комиссионер не выполнял взятые по договору обязательства в связи с тем, что в действительности не проводил анализ рынка хлебобулочной продукции, не занимался поиском покупателей и реализацией продукции общества. При этом инспекция ссылается на показания свидетелей, в соответствии с которыми реализация продукции осуществлялась обществом по заявкам торговых точек и на основании составленных и заверенных работниками общества первичных документов. По мнению инспекции, доказательством того же факта является и отражение в акте сдачи-приемки услуг и отчете комиссионера одной организации – покупателя, что не соответствует смыслу договора комиссии. Кроме того, в нарушение условий договора инспекция ссылается на отсутствие первичных документов, приложенных к отчету комиссионера.

В дополнение к изложенному налоговый орган полагает, что у комиссионера отсутствовали условия для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в силу отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, транспортных средств и прочего.

Резюмируя изложенные факты, налоговый орган ссылается на наличие сговора руководства ОАО «Славянский хлеб» и ООО «Хлеб» по организации поставок продукции общества с использованием фиктивного посредника.

Суд считает позицию инспекции ошибочной.

В первичных документах, представленных обществом в подтверждение факта оказанных комиссионером услуг, имеется расшифровка подписи руководителя и главного бухгалтера ООО «Темп» Румянцева А.И., который согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и является таковым. При этом доказательств того, что имеющаяся в первичных документах подпись не соответствует подписи Румянцева А.И., налоговым органом не представлено. Правом проведения почерковедческой экспертизы, предоставленным статьей 95 НК РФ, инспекция не воспользовалась, а одних лишь показаний свидетеля недостаточно для установления достоверности подписи конкретного лица.

Кроме того, законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, – достоверны.

Обязанность по оформлению первичных документов, служащих основанием для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и для применения налогового вычета по НДС в данном случае возлагается на поставщика. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в них, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении подрядчиком недостоверных либо противоречивых сведений.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25 мая 2010 года №15658/09, то обстоятельство, что сделка и документы, которые должны подтверждать ее исполнение, от имени контрагента общества оформлены за подписью неустановленного лица само по себе не является безусловным и достаточным доказательством, свидетельствующим о получении обществом необоснованной налоговой выгоды.

При установлении этих обстоятельств в применении налогового вычета по НДС, а также в признании расходов, понесенных в связи с оплатой спорных работ, может быть отказано при условии, если налоговым органом будет доказано, что общество действовало без должной осмотрительности и, исходя из условий и обстоятельств совершения и исполнения соответствующей сделки, знало или должно было знать об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов ввиду их подписания лицом, не являющимся руководителем контрагента, или о том, что контрагентом по договору является лицо, не осуществляющее реальной предпринимательской деятельности и не декларирующее свои налоговые обязанности по сделкам, оформляемым от его имени.

Налогоплательщик в опровержение таких утверждений вправе приводить доказательства, свидетельствующие о том, что, исходя из условий заключения и исполнения договора, оно не могло знать о заключении сделки от имени организации, не осуществляющей реальной предпринимательской деятельности и не исполняющей ввиду этого налоговых обязанностей по сделкам, оформляемым от ее имени.

Общество представило налоговой инспекции копии свидетельства о государственной регистрации ООО «Темп» в качестве юридического лица, свидетельства о постановке ООО «Темп» на налоговый учет, Устава ООО «Темп» (том 4 листы 124-132).

Не признавая указанные документы в качестве доказательств проявления обществом осмотрительности при выборе контрагента, инспекция указала, что общество не подтвердило, что располагало указанными документами до или во время заключения договора подряда с ООО «Темп».

Вместе с тем в силу части первой статьи 65 и части пятой статьи 200 АПК РФ именно налоговый орган обязан доказать, что общество действовало без должной осмотрительности.

Вопреки требованиям указанных норм АПК РФ инспекция не представила доказательств отсутствия у общества перечисленных документов в период рассматриваемых взаимоотношений с ООО «Темп». Также инспекцией не представлено доказательств получения обществом указанных документов в более поздний период времени.

Таким образом, заключая договор комиссии с ООО «Темп» и принимая от его имени выполненные услуги, общество полагало, что ООО «Темп» является действующим юридическим лицом, директором которого является лицо, подписавшее договор и документы, подтверждающие его исполнение.

Поставив под сомнение реальность оказания комиссионных услуг ООО «Темп», инспекция указала, что услуги были выполнены самим обществом. В обоснование данного вывода налоговая инспекция сослалась на показания работников общества, допрошенных в ходе проведения проверки в качестве свидетелей.

Согласно условиям договора комиссии комиссионер должен был выполнять следующие услуги: изучение рынка сбыта продукции на территории г.Вологды и Вологодской области и информирование комитента о конъюнктуре на рынке продукции, поиск покупателей на продукцию, реализация продукции комитента, перечисление на расчетный счет комитента всего полученного за реализованную продукцию за вычетом сумм, причитающихся на оплату за выполненные поручения по договору.

При этом в силу договора продукция для реализации может быть передана комитентом как комиссионеру, так и напрямую покупателям, поиск которых осуществлял комиссионер, на складе (при самовывозе) или в торговых точках комиссионера или покупателей.

Фактически, как усматривается из первичных документов и следует из показаний свидетелей – сотрудников общества, продукция в рамках договора комиссии передавалась комиссионеру на основании счетов-фактур и товарных накладных. Комиссионер в дальнейшем самостоятельно от своего имени осуществлял реализацию продукции общества.

При этом отгрузка продукции со склада общества по реквизитам, указанным комиссионером, не свидетельствует о заключении договоров субкомиссии или реализации продукции конечным потребителям самим обществом.

Свидетели подтвердили, что оформляли первичные документы и проставляли печати и факсимильные подписи на основании доверенностей. Налоговым органом не представлено доказательств, опровергающих наличие у сотрудников соответствующих полномочий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Из приведенной нормы следует, что свидетельские показания только тогда могут служить доказательствами, когда обстоятельства могли быть известны свидетелю. Поскольку Сибакина О.В., Поп Л.А., Храпова И.Н. в силу иных служебных обязанностей не могли знать о выполнении или невыполнении комиссионером своих договорных обязательств в части поиска покупателей продукции, их показания не могут быть признаны доказательствами оказания услуг силами самого общества. Более того, свидетели в судебном заседании подтвердили, что в обществе велся обособленный учет покупателей, которым отгрузка продукции осуществлялась во исполнение договора комиссии с ООО «Темп». Самостоятельно данные покупатели товар не приобретали.

Как указано в оспариваемом решении, вывод налоговой инспекции об отсутствии у ООО «Темп» управленческого и технического персонала и необходимого имущества основан на данных о непредставлении налоговой отчетности и отсутствии операций по расчетному счету. Однако, непредставление налоговой отчетности не свидетельствует о том, что у контрагента фактически отсутствовало имущество и иные активы.

Налоговой инспекцией в ходе проверки не установлено обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности общества. Следовательно, вывод о недостоверности первичных документов, подписанных не лицом, значащимся в учредительных документах ООО «Темп» в качестве его руководителя, не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20 апреля 2010 года № 18162/09, где указано, что содержащееся в данном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно части пятой статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что в данном случае общество совершило действия, направленные исключительно на искусственное создание условий для неправомерного заявления расходов по налогу на прибыль, вычетов по НДС и отсутствия сделки с реальным товаром ответчиком не представлено.

На основании изложенного, вывод налоговой инспекции о необоснованном завышении обществом расходов и занижении налоговой базы по налогу на прибыль, а также о необоснованном заявлении обществом в составе налоговых вычетов НДС по счетам-фактурам спорных контрагентов является неправомерным.

В пункте 1.1.1 оспариваемого решения налоговый орган установил необоснованное, в нарушение статьи 252 НК РФ, отнесение на расходы затрат на оплату стоимости услуг, оказанных ООО «ИнтерБизнес» в 2007 году, на сумму 768 563 руб. 06 коп. Также в пункте 2.2.2 оспариваемого решения инспекцией установлено завышение налоговых вычетов по НДС в 2007 году на сумму 341 691 руб. 84 коп.

Инспекция в обоснование своей позиции указывает на следующие нарушения при формировании налоговой базы: отсутствие деятельности комиссионера по реализации комиссионного товара, отсутствие комиссионера по адресу государственной регистрации, невозможность установить кто является конечным покупателем, недостоверные сведения в первичных документах, отсутствие подтверждения реализации продукции общества в адрес комиссионера, подтверждение свидетелями того факта, что руководитель ООО «Хлеб» являлся представителей ООО «ИнтерБизнес», наличие сговора руководства общества и ООО «Хлеб» по организации поставок продукции с использованием фиктивного посредника.

Согласно условиям договоров комиссии от 01.03.2006 № 44, 01.01.2007 №18 ООО «ИнтерБизнес» принял на себя обязательство изучать рынок хлебобулочной продукции, поиск покупателей (том 9 листы 67-74). В соответствии с дополнительным соглашением от 01.03.2006 реализация продукции комитента на территории г.Вологды и Вологодской области осуществляется комиссионером от своего имени и за счет комитента, а также комитентом покупателям, поиск которых осуществил комиссионер. Комиссионер сообщает комитенту перечень покупателей (торговых точек), в адрес которых комитент обязан отгрузить продукцию, в письменном виде, по электронной почте, по факсу или телефонограммой. Расчеты с покупателями могут производиться с участием или без участия комиссионера в расчетах.

Разделом 2 указанного договора предусмотрено, что комиссионер обязан осуществлять изучение рынка сбыта продукции на территории г.Вологды и Вологодской области и информировать комитента о конъюнктуре на рынке продукции, проводить поиск покупателей на продукцию на условиях, наиболее выгодных для комитента, и по цене, не ниже назначенной ему последним, реализовать продукцию комитента, перечислять на расчетный счет комитента в течение 5 банковских дней все полученное за реализованную продукцию за вычетом сумм, причитающихся на оплату за выполненные поручения по договору, осуществлять иные действия, необходимые для наиболее быстрого и выгодного для комитента исполнения поручения по договору.

Продукция для реализации передается комитентом комиссионеру или покупателям, поиск которых осуществлял комиссионер, на складе (при самовывозе) или в торговых точках комиссионера или покупателей. Доставка осуществляется специализированным автотранспортом комитента.

Комиссионер и покупатели, поиск которых осуществил комиссионер, принимают продукцию от комитента по накладной. При приемке продукции комиссионером ответственные лица комиссионера проставляют на накладной факсимильную подпись и штамп установленного договором образца.

В подтверждение понесенных расходов обществом представлены счет-фактура от 31.01.2007 № 7, акт сдачи-приемки услуг по договору комиссии от 31.01.2007, отчет комиссионера от 31.01.2007 (том 9 листы 75-84). О реализации продукции свидетельствуют выставленные в адрес ООО «ИнтерБизнес» счета-фактуры, товарные накладные (том 9 листы 86-150, том 10 листы 1-124). В товарных накладных проставлены факсимильные подписи представителя ООО «ИнтерБизнес» и штамп с реквизитами ООО «ИнтерБизнес».

Налоговый орган провел мероприятия налогового контроля и установил следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ИнтерБизнес» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу 07.12.2005, юридический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Ленсовета, д.5, лит.А, учредителем и генеральным директором за период деятельности являлась Заболоцкая М.А. (том 12, листы 1-5).

На требование инспекции Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу сообщила, что ООО «ИнтерБизнес» снято с учета в инспекции 23.08.2010 в связи с исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрационных органов, с момента постановки на учет 07.12.2005 отчетность не представлялась (том 10 лист 139).

Согласно полученной в ходе встречной проверки информации гражданка Заболоцкая М.В. ведет асоциальный образ жизни, склонна к употреблению спиртных напитков, постоянного места работы не имеет, от воспитания дочери уклоняется, от явки уклоняется без уважительных причин (том 11 лист 7).

Первичные документы, представленные обществом, содержат подпись Заболоцкой М.А., отраженной в ЕГРЮЛ в качестве руководителя ООО «ИнтерБизнес». При этом инспекцией не представлено доказательств несоответствия данной подписи оригиналу.

Кроме того, довод инспекции о невозможности осуществления хозяйственных операций Заболоцкой М.А. суд признает несостоятельным, поскольку сведения о ведении ей асоциального образа жизни и злоупотреблении спиртными напитками получены в феврале 2011 года. Доказательств ведения аналогичного образа жизни до указанной даты инспекцией не представлено, так же как и не доказано, что при наличии указанных изъянов лицо не могло осуществлять ведение хозяйственной деятельности общества.

Отсутствие надлежащей оплаты поставленной продукции также не является достаточным доказательством недобросовестности контрагента, поскольку инспекцией не представлено подтверждение согласованности действий общества и его контрагентов по получению необоснованной налоговой выгоды из бюджета.

Кроме того, дополнительным доказательством в опровержение доводов инспекции является тот факт, что при заключении договоров комиссии общество предприняло меры для определения добросовестности контрагента, о чем свидетельствуют представленные заявителем Устав ООО «ИнтерБизнес», выписка из ЕГРЮЛ, извещение о регистрации ООО «ИнтерБизнес» в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, свидетельство о регистрации страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования, свидетельство о постановке на учет юридического лица, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, уведомление о присвоении кодов общероссийских классификаторов, приказ об избрании генерального директора ООО «ИнтерБизнес» (том 11 листы 45-59). Также о реальности деятельности ООО «ИнтерБизнес» свидетельствует представленное обществом письмо от 01.03.2006, в котором ООО «ИнтерБизнес» сообщает об изменении почтового адреса. При этом инспекция не представила доказательств, что и по указанному в письме адресу ООО «ИнтерБизнес» также не располагалось.

Налоговым органом исследована добросовестность ООО «Хлеб». Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Хлеб» состояло на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области с 19.07.2006 по 08.05.2008, снята с учета в связи с прекращением деятельности при реорганизации в форме слияния, в период с 19.07.2006 по 08.05.2008 единственным учредителем являлась Неклюдова Е.С., директором до 11.02.2007 являлся Присяжный А.Г., в период с 12.02.2007 по 08.05.2008 – Петунин А.В. (том 12, листы 10-13). Поскольку ООО «Хлеб» не является контрагентом общества и не участвовало в совершении спорных хозяйственных операций, оценка его добросовестности не имеет значения в целях рассмотрения настоящего дела.

Доначисляя обществу налоги в связи с непринятием расходов по комиссионеру ООО «ИнтерБизнес» налоговый орган ссылается на те же доводы и доказательства, которые приводит в обоснование выводов по контрагенту ООО «Темп». Выше в настоящем решении суд установил ошибочность позиции инспекции, в связи с чем, по контрагенту ООО «ИнтерБизнес» налоговый орган также необоснованно увеличивает налоговую базу на сумму спорных расходов.

В пункте 1.2 оспариваемого решения налоговый орган установил необоснованное завышение обществом внереализационных расходов по налогу на прибыль в сумме 11 462 655 руб. 86 коп.

В обоснование указанного вывода налоговый орган ссылается на нарушения при составлении товарных накладных, подтверждающих задолженность ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп»; в товарных накладных отсутствуют ссылки на доверенности, подтверждающие право проставления факсимильных подписей представителей ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп»; в актах сдачи-приемки услуг комиссионера и отчете комиссионера отсутствует перечень счетов-фактур, по которым осуществлена реализация, сведения об оплате продукции; не представлены акты сверок с контрагентами, которые могли бы подтвердить сумму задолженности в списанной сумме; в ходе налоговой проверки установлено, что ни Заболоцкая М.А., ни Румянцев А.И. не подписывали документы от имени ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп»; следственным управлением УВД г.Вологды были изъяты первичные документы (счета-фактуры и товарные накладные), которые составлялись работниками ОАО «Славянский хлеб» на отгрузку собственной продукции, но от имени ООО «Хлеб» в адрес конечных потребителей; следственным управлением УВД г.Вологды проведены допросы предпринимателей и руководителей организаций, которые являлись конечными покупателями продукции ОАО «Славянский хлеб», которые подтвердили получение продукции от ООО «Хлеб».

По мнению налогового органа, общество неправомерно списывает задолженность ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп», хотя имелась задолженность третьих лиц, а именно конечных покупателей. Кроме того, инспекция указывает, что сумма долга по постановлениям об окончании исполнительного производства не соответствует списанным в расходы суммам дебиторской задолженности ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп»; обществом не подтверждена документально задолженность ООО «ИнтерБизнес» по договору переуступки от 15.05.2006 в сумме 364 022 руб. 65 коп., оплате госпошлины; общество самостоятельно, без участия представителей комиссионеров заверяло первичные документы от их имени. Дебиторская задолженность за продукцию, реализованную в адрес ООО «Темп» в марте, апреле, мае 2007 года не подтверждена документально (отсутствуют акты сдачи-приемки услуг, акты сверок), товарные накладные оформлены с нарушениями. Также инспекция ссылается на то, что сроки исковой давности по обязательствам ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп» не истекли, организации-дебиторы на момент списания задолженности не были ликвидированы, акт инвентаризации составлен не на последний день налогового периода, а на 30.12.2009.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в сумме безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В силу пункта 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В подтверждение списания безнадежной ко взысканию задолженности обществом представлены приказы от 31.12.2009 № 476, 486 (том 9 лист 12, том 10 лист 133). В том числе списаны на убытки дебиторская задолженность по контрагенту ООО «Темп» в сумме 7 419 419 руб. 16 коп. (основной долг) и 44 659 руб. 23 коп. (расходы по госпошлине), списаны на прибыль кредиторская задолженности по контрагенту ООО «Темп» 833 938 руб. 87 коп.

По контрагенту ООО «ИнтерБизнес» списана на убытки дебиторская задолженность в сумме 3 977 766 руб. 66 коп. (основной долг), 20 810 руб. 81 коп. (расходы по госпошлине), списана на прибыль кредиторская задолженности по контрагенту ООО «ИнтерБизнес» в сумме 2 320 779 руб. 83 коп. Списание произведено на основании акта инвентаризации от 30.12.2009 (том 9 листы 13-15).

Как следует из пояснений представителей общества и материалов дела, дебиторская задолженность образовалась в связи несвоевременной оплатой поставленного в адрес ООО «ИнтерБизнес» и ООО «Темп» товара, кредиторская – в связи с обязанностью общества уплатить сумму комиссионного вознаграждения.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Вологодской области от 13.11.2007 по делу № А13-6178/2007 с ООО «Темп» взыскано в пользу общества 6 631 846 руб. 90 коп. долга и 44 659 руб. 23 коп. расходов по государственной пошлине (том 4 лист 60). На основании исполнительного листа № 82401 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 1/19754/913/21/2008 (том 4 лист 57).

13.11.2008 судебным приставом-исполнителем составлен акт о невозможности взыскания долга с ООО «Темп» и вынесено постановление об окончании исполнительного производства (том 4 листы 55,56).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 13.11.2007 по делу № А13-6177/2007 с ООО «ИнтерБизнес» в пользу общества взыскано 1 720 018 руб. 67 коп. долга и 20 100 руб. 09 коп расходов по государственной пошлине (том 4 лист 70). На основании исполнительного листа № 82399 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 13/14428/225/37/2008 (том 4 лист 66).

29.07.2008 судебным приставом-исполнителем составлен акт о невозможности взыскания долга с ООО «ИнтерБизнес» и вынесено постановление об окончании исполнительного производства (том 4 листы 64, 65).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 13.11.2007 по делу № А13-6179/2007 с ООО «ИнтерБизнес» в пользу общества взыскано 17 768 руб. 16 коп. долга и 710 руб. 73 коп расходов по государственной пошлине (том 4 лист 79). На основании исполнительного листа № 82400 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 13/14429/224/37/2008 (том 4 лист 75).

29.07.2008 судебным приставом-исполнителем составлен акт о невозможности взыскания долга с ООО «ИнтерБизнес» и вынесено постановление об окончании исполнительного производства (том 4 листы 73,74).

В настоящем решении судом признаны необоснованными выводы о нереальности оказания комиссионных услуг ООО «Темп» и ООО «ИнтерБизнес», в связи с чем доводы инспекции в указанной части не принимаются судом во внимание.

Мнение инспекции о списании задолженности третьих лиц суд признает ошибочным, поскольку в соответствии с условиями договоров комиссии с ООО «Темп» и ООО «ИнтерБизнес» комиссионер обязан перечислять на расчетный счет комитента в течение 5 банковских дней все полученное за реализованную продукцию за вычетом сумм, причитающихся на оплату за выполненные поручения по договору. С учетом условий договором, а также исходя из счетов-фактур и товарных накладных, выставленных в адрес комиссионеров, списанная задолженность является задолженностью комиссионеров.

Сумма списанной дебиторской задолженности также подтверждена представленными обществом документами. Обществом списана дебиторская задолженность ООО «Темп» (7419419,16), увеличенная на сумму взысканной решением суда государственной пошлины (44659,23) и сумму проведенного взаимозачета в связи с возвратом черствого хлеба (46366,61), уменьшенная на сумму встречной кредиторской задолженности по оплате комиссионного вознаграждения (833938,87), в итоге сумма составила 6 676 506 руб. 13 коп. (7419419,16+44659,23-833938,87+46366,61). Обществом списана дебиторская задолженность ООО «ИнтерБизнес» 3 977 766 руб. 66 коп., увеличенная на сумму взысканной решением суда государственной пошлины (20810,81), уменьшенная на сумму кредиторской задолженности по оплате комиссионного вознаграждения (2320779,84), и составила 1 677 797 руб. 64 коп. Наличие кредиторской задолженности подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.

Довод налогового органа о необоснованности списания дебиторской задолженности ввиду не истечения срока исковой давности суд признает несостоятельным.

Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ к безнадежным долгам относятся не только долги, по которым истек установленный срок исковой давности, но и долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа.

Как видно из материалов дела, исполнительные производства по исполнительным листам, выданным на основании решений Арбитражного суда Вологодской области о взыскании с ООО «Темп» и ООО «ИнтерБизнес» задолженности в пользу общества, окончены ввиду невозможности взыскания долга по причине отсутствия имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества оказались безрезультатными.

Учитывая основания окончания исполнительных производств, можно сделать вывод о том, что заявитель исчерпал предусмотренные законом способы для взыскания дебиторской задолженности, а возможность многократного повторного направления исполнительных листов приставу-исполнителю не свидетельствует о возможности реального получения долга.

Следовательно, включение заявителем суммы дебиторской задолженности как безнадежного долга во внереализационные расходы не противоречит подпункту 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ, и у налогового органа не было оснований для доначисления налога в этой части.

Решением инспекции обществу начислены пени за несвоевременную уплату НДС и налога на прибыль и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату указанных налогов в соответствующих суммах.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В связи с необоснованным доначислением налога на прибыль и НДС в суммах, указанных ранее в настоящем решении, начисление пеней и налоговых санкций по указанным налогам также является незаконным. Решение налогового органа подлежит признанию недействительным.

 В связи с удовлетворением предъявленных требований расходы по госпошлине подлежат взысканию с инспекции в пользу заявителя в полном объеме согласно абзацу первому части первой статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

признать не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области от 25.03.2011 №11-09/13 по привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Славянский хлеб».

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Вологодской области в пользу открытого акционерного общества «Славянский хлеб» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

В части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.А. Шестакова