АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
20 марта 2012 года город Вологда Дело № А13-871/2012
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манаковой М.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Белозерского муниципального района Вологодской области об оспаривании постановления Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области от 12.01.2012 № 1 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 5.4 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области»,
при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.08.2011,
у с т а н о в и л:
Администрация Белозерского муниципального района Вологодской области (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области (далее – Департамент) от 12.01.2012 № 1 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 5.4 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» (далее – Закон об административных правонарушениях).
В обоснование заявленных требований Администрация ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку объект культурного наследия по адресу: <...>, предоставлен в безвозмездное пользование предпринимателям ФИО2 и ФИО3 по договору от 07.08.2002 № 12, которые и должны отвечать за состояние данного объекта.
Администрация, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представителя в судебное заседание не направила, в заявлении от 19.03.2012 просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в порядке части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Администрации.
Департамент в отзыве за заявление и его представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, ссылаясь на законность и обоснованность принятого постановления.
Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителя Департамента, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Белозерского района Вологодской области на основании публикации в Вологодской областной газете «Красный Север» от 03.11.2011 № 207 «Предпринимателя обвиняют в нанесении ущерба памятнику архитектуры» 02.12.2011 проведена проверка относительно содержания памятника архитектуры «Дом Ананьиных», расположенного по адресу: <...> (далее – здание, объект культурного наследия), по окончании которой прокурором Белозерского района Вологодской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.12.2011.
В постановлении указано, что указанное здание содержится в бесхозном состоянии, окна выбиты, кровля повреждена, северо-западный угол здания имеет трещины, территория вокруг памятника неблагоустроенна, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.4 Закон об административных правонарушениях. Ответственным за нарушение требований сохранения объектов культурного наследия является собственник здания – Администрация.
Департамент, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление от 12.01.2012 № 1 о назначении Администрации административного наказания, предусмотренного статьей 5.4 Закона об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Администрация, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения статей 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
Из содержания части 1 статьи 28.2 КоАП РФ следует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, при возбуждении дела об административном правонарушении прокурором составление протокола об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Следовательно, дело об административном правонарушении в отношении Администрации возбуждено постановлением прокурора Белозерского района Вологодской области от 09.12.2011 в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 8.7 Закона об административных правонарушениях орган исполнительной власти области, уполномоченный осуществлять государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.4 и 5.5 настоящего закона области.
В соответствии с пунктом 2.2.2.3 Положения о Департаменте культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 07.04.2009 № 599, в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Департамент осуществляет полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и мероприятий по государственной охране, реализация которых в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») Российской Федерацией не передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации) и объектов культурного наследия регионального значения, включая:
- региональный государственный контроль за сохранением, использованием объектов культурного наследия регионального значения;
- федеральный государственный контроль за сохранением, использованием объектов культурного наследия федерального значения;
- государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия, включая проведение обследования состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр.
Следовательно, дело об административном правонарушении рассмотрено Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу статьи 5.4 Закона об административных правонарушениях нарушение требований охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и (или) местного (муниципального) значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
В соответствии со статьей 46 Закона № 73-ФЗ физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 48 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 52 Закона № 73-ФЗ физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Пунктом 1 статьи 63 Закона № 73-ФЗ установлено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 (Далее - Положение) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 59 Положения порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
Согласно пункту 60 Положения охранно - арендные договоры заключаются между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для использования в хозяйственных целях, и местными государственными органами охраны памятников, на балансе которых состоят эти памятники.
В соответствии с пунктом 64 Положения мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранно - арендными договорами, охранными договорами и охранными обязательствами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: <...>, является объектом культурного наследия регионального значения, поставленным под государственную охрану решением Вологодского облисполкома от 02.06.1978 № 339.
Собственником указанного объекта является Белозерский муниципальный район, полномочия собственника осуществляет Администрация. Право собственности на здание зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.04.2003, кадастровый номер объекта 35:3:0:0:1804:0.
В отношении здания 08.12.2008 заключено охранное обязательство № ОО-Р068-09, в соответствии с которым Администрация обязуется обеспечить режим содержания объекта культурного наследия, а также проводить реставрационные, ремонтные и иные работы, благоустройство территории.
В соответствии с пунктами 17 и 18 охранного обязательства Администрация обязана обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны объектов культурного наследия при передаче объекта третьим лицам.
На основании обращения прокуратуры Белозерского района и приказа Департамента от 01.12.2011 № 372 представителями Департамента и Администрации произведен осмотр объекта культурного наследия, в ходе которого установлено:
1. Общее состояние объекта культурного наследия: ограниченно-работоспособное. На момент обследования здание не эксплуатируется, в целях безопасности и сохранения заграждено временным деревянным забором. Территория за забором неухоженная, имеются повреждения в конструкции ограждения;
2. Состояние внешних архитектурных и конструктивных элементов объекта культурного наследия:
– угол стен восточного и северного фасадов деформирован вследствие развития от уровня фундамента вертикальных трещин, появление которых вероятней всего произошло после откопки грунта в непосредственной близости от фундамента для установки железобетонного колодца наружных инженерных сетей, были приняты мероприятия по усилению данного участка фундамента железобетонной обоймой,
- заполнения оконных проемов частично утрачены, в оставшихся отсутствует большая часть остекленения, состояние рам неудовлетворительное, установлены металлические решетки, которые предохраняют от доступа в здание посторонних лиц,
- кладка цоколя деструктурирована вследствие намокания из-за увеличения культурного слоя вокруг здания, отмостка отсутствует,
- деревянная пристройка с северного фасада демонтирована,
- здание не оборудовано организованным водостоком,
- открытие металлом выступающих частей здания повреждено коррозией,
- металлическая кровля также повреждена коррозией, имеются участки с отсутствием покрытия,
- отделочный слой штукатурки и покраски фасадов требует ремонта;
3. Состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов объекта культурного наследия:
- межэтажные и чердачные перекрытия в части помещений демонтированы,
- полы первого этажа отсутствуют,
- лестница на 2 этаж находится в неудовлетворительном состоянии,
- отделочный слой штукатурки и покраски требует ремонта;
4. Живопись (монументальная, станковая) отсутствует;
5. Предметы прикладного искусства отсутствуют;
6. Сад, парк, двор, ворота и ограда отсутствуют.
Все указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра объекта культурного наследия от 02.12.2011 № 128/11, справке прокуратуры Белозерского района от 02.12.2011, и не оспариваются Администрацией.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований охраны и сохранения объектов культурного наследия, таким образом, судом установлено событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.4 Закона об административных правонарушениях.
В связи с тем, что собственником объекта культурного наследия является Администрация и охранное обязательство относительно данного здания заключено также с Администрацией, суд полагает, что Департаментом правильно определен субъект административной ответственности по данному правонарушению.
Доводы Администрации о том, что 07.08.2002 ею заключен договор о предоставлении объекта культурного наследия на праве безвозмездного пользования ФИО2 и ФИО3 (далее – Договор), вследствие чего основания для привлечения ее к административной ответственности отсутствуют, не могут быть признаны судом состоятельными на основании следующего.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объектакультурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Порядок и условия заключения охранных обязательств был утвержден Приказом Комитета историко-культурного наследия Вологодской области от 21 января 2008 года № 9 «Об утверждении Положения о порядке оформления охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения».
Пунктом 1.4. Положения о порядке оформления охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения установлено, что оформление охранного обязательства является обязательным условием заключения договора аренды, договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия (охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия), договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении объекта культурного наследия.
Пунктом 3.3. установлено, что для оформления охранного обязательства лицо, с которым собственник объекта культурного наследия выразил намерение заключить договор аренды, договор безвозмездного пользования (письмо о намерении), договор купли-продажи, мены, дарения или иную сделку об отчуждении объекта культурного наследия, предоставляет в орган исполнительной государственной власти области, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия, заявку с приложением необходимых документов.
Охранное обязательство № ОО-Р068-09 8.12.2008 было заключено с администрацией Белозерского муниципального района.
В соответствии с заключенным охранным обязательством от 8.12.2008 № ОО-Р068-09 администрация Белозерского муниципального района обязуется обеспечить режим содержания объекта культурного наследия, а также проводить реставрационные, ремонтные и иные работы, благоустройство территории.
В соответствии с п.п. 17 и 18 охранного обязательства администрация Белозерского муниципального района обязана обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны объектов культурного наследия при передаче объекта третьим лицам.
Обращений от собственника здания, ссудополучателей либо их законных представителей в уполномоченный орган о перезаключении охранного обязательства или внесения в него изменений не поступало. Дополнительное соглашение к договору 12 от 7 августа 2002 года о предоставлении здания на праве безвозмездного пользования от 10.11.2009 заключено без учета указанных требований.
В связи с тем, что Администрация не обратилась в уполномоченный орган с заявлением о перезаключении охранного обязательства и передала объект культурного наследия в безвозмездное пользование без соответствующего обязательства, тем самым Администрация оставила за собой обязанность по исполнению условий охранного обязательства и обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны объектов культурного наследия.
Кроме того, в разделе 2.1 Договора от 07.08.2002 (в редакции от 10.11.2009) содержится обязанность Администрации как собственника объекта культурного наследия по осуществлению контроля за использованием имущества по назначению, участия в создании необходимых условий для эффективного использования имущества и поддержания его в надлежащем состоянии.
Данному разделу корреспондирует обязанность ссудополучателей, закрепленная в разделе 2.2 Договора, по обеспечению возможности беспрепятственного доступа работникам Администрации к объекту культурного наследия.
Данные условия Договора свидетельствуют, что Администрацией данным Договором не передана ссудополучателям в полном объеме обязанность по охране и сохранению объекта культурного наследия.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Администрацией, как собственником имущества и лицом, ответственным за его сохранение и содержание, не предпринято мер для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, подержания его в надлежащем состоянии.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Администрации в данном случае заключается в том, что она не приняла всех зависящих от неё мер по охране и сохранению объекта культурного наследия.
Доказательств отсутствия возможности проведения ремонтно-восстановительных работ или отсутствия доступа к зданию, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод Департамента о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.4 Закона об административных правонарушениях, в действиях Администрации, является верным.
Оценив все обстоятельства в совокупности, суд полагает, что основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые препятствовали всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, не допущено.
На основании изложенного привлечение Администрациик административной ответственности является законным и обоснованным, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
отказать Администрации Белозерского муниципального района, зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1033500790113, расположенной по адресу: <...>, в удовлетворении заявленных требований к Департаменту культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской областио признании незаконным и отмене постановления от 12.01.2012 № 1 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 5.4 Закона Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области».
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья С.А. Киров