ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-9978/12 от 25.09.2012 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

25 сентября 2012 года г.Вологда Дело № А13-9978/2012

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сашиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора города Череповца о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, индивидуального предпринимателя Серова Евгения Евгеньевича,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора города Череповца обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении предпринимателя Серова Евгения Евгеньевича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.08.2012 и приложенных к нему материалов.

Предприниматель Серов Е.Е. отзыв на заявление не представил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражений относительно перехода в основное судебное заседание не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 137, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Исследовав доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, сотрудниками отдела ГИБДД УМВД России по г.Череповцу на основании распоряжения от 26.07.2012 №100-р проведена 01.08.2012 плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в отношении индивидуального предпринимателя Серова Е.Е., по результатам которой составлен акт проверки от 01.08.2012 №100-р, акт проверки технического состояния автотранспорта от 01.08.2012, вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Вискова М.А. от 01.08.2012 №35 РР 374826, предпринимателю Серову Е.Е. выдано предписание от 01.08.2012, информация направлена также в прокуратуру города Череповца.

Прокуратурой г.Череповца в связи с информацией, поступившей из ОГИБДД УМВД России по г.Череповцу, проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, лицензировании деятельности в сфере автомобильных перевозок в отношении предпринимателя Серова Е.Е. по результатам которой заместителем прокурора г.Череповца вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.08.2012.

Согласно постановлению в ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Серовым Е.Е. осуществляется деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, с грубым нарушением требований и условий лицензии, а именно:

не организовано прохождение ежегодного обучения водителей по 20-ти часовой программе;

не ведется учет, анализ и устранение причин нарушений правил дорожного движения;

не организовано прохождение обязательного медицинского освидетельствования водителей;

не организовано проведение и оформление стажировки водителей;

не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей;

транспортные средства эксплуатируются с неисправностями, с которыми эксплуатация запрещена;

на используемых транспортных средствах отсутствуют средства технического контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха;

не обеспечено соблюдение режима труда и отдыха водителей.

При проверке прокурор пришел к выводу о нарушении предпринимателем статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктов 4 и 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280, пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и пункта 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090.

В связи с чем обратился в суд с заявлением о привлечении предпринимателя Серова Е.Е. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникшие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.

На основании статей 28.4, 28.8 КоАП РФ прокурор вправе возбуждать дела об административных правонарушениях по любым составам правонарушений по результатам проверок.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела, Управлением государственного автодорожного надзора по Вологодской области предпринимателю Серову Е.Е. выдана лицензия регистрационный номер АСС-35-020028 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Обязанность соблюдать условия лицензирования закреплена в статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280, определены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (подпункт «г»); использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении) (подпункт «д»); соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (подпункт «з»).

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В силу части 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, вступившей в силу с 30.07.2012, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;

обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;

организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Частью 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ также установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

На основании пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, зарегистрированного в Минюсте РФ 14.05.1997 № 1302, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:

- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;

- организация стажировки водителей;

- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;

- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

В пункте 2.3.3 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, в числе способов обеспечения надежности водительского состава при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, названо регулярное информирование водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения.

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденному приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.11.2004 № 6094), графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха (пункт 4); продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (пункт 25).

В силу пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее – Основные положения), запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).

В пункте 7.4 названного Перечня к числу таких неисправностей отнесен не работающий спидометр.

В ходе проверки ОГИБДД УМВД России по г.Череповцу зафиксировано, что 01.08.2012 при выходе на маршрут автобуса марки ПАЗ-2320540, государственный номер АВ055/35, не работал спидометр автобуса.

В части нарушения подпункта «д» пункта 4 Положения, выразившегося в отсутствии средств технического контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, суд приходит к выводу о его недоказанности. По смыслу названного пункта в действующей редакции такое требование предъявляется к лицензиатам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении. Доказательств осуществления предпринимателем Серовым Е.Е. междугородных перевозок в деле не имеется.

В остальной части факты вмененных нарушений подтверждаются представленными материалами и признаны предпринимателем.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоблюдении лицензиатом подпунктов «г» и «з» пункта 4 Положения.

В примечании к статье 14.1 КоАП РФ определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 5 Положения определено, что под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, для квалификации нарушения в качестве грубого в данном случае необходимо подтвердить факт повторного нарушения лицензионных требований и условий либо наступление последствий, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона № 99-ФЗ.

Согласно части 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Доказательств повторного привлечения предпринимателя Серова Е.Е. к ответственности за нарушение названных подпунктов пункта 4 Положения либо наступления перечисленных последствий прокурором не зафиксировано.

В связи с этим оснований для квалификации правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (статья 2.4 КоАП РФ).

Суд считает, что имеющимися материалами дела подтверждается наличие в действиях предпринимателя Серова Е.Е. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

В рассматриваемом случае изложенное в постановлении от 20.08.2012 событие правонарушения и представленные доказательства достаточны для определения переквалификации противоправного деяния. Изменение квалификации правонарушения не влечет изменения подведомственности дела арбитражному суду.

Исходя из имеющихся в деле доказательств, а именно: постановления от 20.08.2012, акта проверки от 01.08.2012, рапорта от 01.08.2012, объяснений Серова Е.Е. от 20.08.2012 и в постановлении, других приложенных материалов суд приходит к выводу о доказанности события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП. Факт правонарушения предприниматель Серов Е.Е. в своих объяснениях и в постановлении от 20.08.2012 признал.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

На основании статьи 4.2 КоАП РФ суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, совершение правонарушения впервые, признание предпринимателем своей вины, отсутствие дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, принадлежащих предпринимателю Серову Е.Е. Отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ, не имеется.

Обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде предупреждения, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, судом не установлено.

На основании изложенного, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, наличия смягчающих ответственность обстоятельств, суд назначает наказание в минимальном размере в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

привлечь предпринимателя Серова Евгения Евгеньевича (17.01.1967 года рождения, место рождения: город Череповец Вологодской области; место жительства: Вологодская область, город Череповец, улица краснодонцев, дом 46, квартира 42; запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей от 18.11.2004, основной государственный регистрационный номер 304352832300151; ИНН 352800240005) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья А.Е.Мамонова