АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-10267/2023 «02» октября 2023 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ливенцевой Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Серединой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
администрации Семёно-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, с. Семёно-Александровка, Бобровский район, Воронежская область (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту по развитию муниципальных образований Воронежской области,
г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения (требования) от 05.06.2023 № 53-11/338, при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности от 23.06.2023, диплом, паспорт,
от заинтересованного лица - ФИО2 представитель по доверенности от 19.07.2023, диплом, служебное удостоверение,
установил:
администрация Семёно-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (далее – заявитель, администрация Семёно- Александровского сельского поселения) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту по развитию муниципальных образований Воронежской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения (требования) от 05.06.2023 № 53-11/338.
В судебном заседании 25.09.2023 представитель заявителя требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал, ссылаясь на правомерность требования от 05.06.2023 № 53-11/338.
В судебном заседании 25.09.2023 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 00 мин. 02.10.2023. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.02.2022 между Департаментом по развитию муниципальных образований Воронежской области (главный распорядитель средств) и администрацией Семёно-Александровского сельского поселения (получатель) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Воронежской области от 14.12.2021 № 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», Правилами, устанавливающими общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, утвержденными постановлением правительства Воронежской области от 08.11.2019 № 1083 «Об утверждении Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета» (далее правила формирования, предоставления и распределения субсидий), порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию проектов по поддержке местных инициатив на территории муниципальных образований Воронежской области, установленным госудасртвенной программой Воронежской области «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 29.05.2019 № 531, заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Воронежской области № 20/ппми-7.
Предметом соглашения является предоставление из бюджета Воронежской области в 2022 году бюджету Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области субсидии на реализацию проектов по поддержке местных инициатив на территории муниципальных образований Воронежской области в рамках госудасртвенной программы Воронежской области «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления» (далее - субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доверенными главному распорядителю как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 868, раздел 14, подраздел 03, целевая статья 581037910, вид расходов 521 (пункт 1.1 соглашения).
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Семено- Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района
Воронежской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2022 года 3 803 506, 32 руб. (пункт 2.1 договора).
Условия предоставления субсидии установлены в пункте 3.2 соглашения.
В случае если получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашения, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктами 15-18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащих возврату из бюджета Семено-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, в областной бюджет, и направит получателю требование о возврате средств субсидии в областной бюджет в указанном объеме (пункт 4.1.7 соглашения).
В силу пункта 4.2.2.1 соглашения главный распорядитель вправе осуществлять контрольные мероприятия, в том числе с участием органов государственного финансового контроля, при нарушении получателем условий соглашения.
Получатель обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования, установленных приложением № 3 к соглашению (пункт 4.3.3 соглашения).
В силу пункта 4.3.7 получатель обязан обеспечивать предоставление главному распорядителю отчетов по исполнению муниципального контракта.
Получатель обязан обеспечить исполнение требований главного распорядителя по возврату средств в областной бюджет в соответствии с пунктами 15-18 правил формирования, предоставления и распределения субсидий (пункт 4.3.12).
Споря, возникающие между сторонами в связи с исполнением соглашения, решаются ими, по возможности, путем проведения переговоров с оформлением протоколов или иных документов. При недостижении согласия спора между сторонами решаются в судебном порядке (пункт 6.1 соглашения).
Срок предоставления отчетности в Департамент о достижении значений показателей результативности – до 15.01.2023.
Заявитель представил отчетность в Департамент в установленный срок.
Департамент направил в адрес администрация Семёно-Александровского сельского поселения уведомление (требование) от 05.06.2023 № 53-11/338 о возврате на основании
пункта 5.1 соглашения средств субсидии в бюджет Воронежской области в размере 85 547,86 руб. в срок до 30.06.2022.
Администрация Семёно-Александровского сельского поселения полагая, что условия соглашения от 07.02.2022 № 2022/ппми-7 ставят получателя в заведомо невыгодное положение, а его исполнение напрямую зависит от поведения третьего лица (исполнителя по муниципальному контракту), при этом само требование возлагает на получателя субсидии дополнительное финансовое бремя, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным данного уведомления (требования).
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, арбитражный суд приходит к следующему.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа
или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. (пункт 4 статьи 41 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской
Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, не допускается.
Соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной финансовым органом субъекта Российской Федерации. В случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 3 статьи 132 настоящего Кодекса.
Заключение соглашений о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий местным бюджетам, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется до 15 февраля очередного финансового года, за исключением соглашений о предоставлении субсидий, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
Соглашение о предоставлении субсидии заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между муниципальными образованиями.
Как указано в статье 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Воронежской области от 06.09.2013 N 786 "О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области", распоряжением Правительства Воронежской области от 13.06.2013 N 451-р "Об утверждении перечня государственных программ Воронежской области" постановлением Правительства Воронежской области от 29.05.2019 № 531 утверждена прилагаемую государственная программа Воронежской области «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления». Ответственным
исполнителем госудасртвенной программы выступает Департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области.
В силу подпункта в) пункта 9 постановления Правительства Воронежской области от 29.05.2019 № 531 соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными правилами предоставления субсидий, должно содержать значения показателей результативности (результаты) использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей (индикаторов) государственных программ Воронежской области, и обязательства муниципального образования по их достижению.
Объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет предусмотрен в Методике расчета показателей государственной программы Воронежской области "Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления" и приведен в приложении N 3 к государственной программе. Данный объем рассчитывается в соответствии с пунктами 15 - 17 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета.
В пункте 15 Методики указано, что в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 9 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (V ), рассчитывается по формуле:
возврата
V = (V x k x m / n) x 0,1,
возврата субсидии
где:
V - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального
субсидии
образования в отчетном финансовом году;
m - количество показателей результативности (результатов) использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности (результата) использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество показателей результативности (результатов) использования субсидии;
k - коэффициент возврата субсидии.
В соответствии с пунктом 3.2.32 постановления Правительства Воронежской области от 23.04.2009 № 287 Департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
В Воронежской области приказом Департамента финансов Воронежской области от 25.12.2019 № 211 «о/н» «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования» утверждена типовая форма соглашения. На основе данной типовой формы и было составлено и заключено соглашение от 07.02.2022 № 2022/ппми-7 о предоставлении субсидии в размере 3 000 000 руб.
Как следует из материалов дела, между заявителем и ООО «Зодиак» 30.05.2022 был заключен муниципальный контракт № 0131300045222000025001 на обустройство тротуарной плиткой. Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется завершить выполнение работ до 01.08.2022. Между тем, фактически работы по контракту завершены в полном объеме 23.11.2022, просрочка исполнения обязательств составила 115 дней. В связи с нарушением срока исполнения обязательств по муниципальному контракту подрядчик перечислил администрации 106 153 руб., что подтверждается платежными поручениями № 486 от 25.08.2022, № 549 от 23.11.2022.
По итогам 2022 года Департаментом проведен мониторинг достижения муниципальными образованиями Воронежской области показателей результативности, установленных заключенным соглашением в части соблюдения сроков реализации инициативных проектов в 2022 году. В результате мониторинга Департаментом выявлено недостижение показателя результативности использования субсидии, а именно – «Соблюдение срока завершения выполнения работ, установленных соглашением», по муниципальному контракту.
В соответствии с пунктом 4.1.7 соглашения, пунктом 15 Методики, Департамент рассчитал объем средств, подлежащих возврату из бюджета сельского поселения в областной бюджет. Согласно расчету уполномоченного органа объем возврата субсидии составил 100 000 руб. С учетом взысканной с подрядчика неустойки Департамент снизил размер штрафных санкций до 85 547,86 руб.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Соглашение о предоставлении субсидий по своей правовой природе относится к гражданско-правовой сделке.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Таким образом, подписав соглашение о предоставлении субсидии, заявитель выразил согласие с его условиями. При этом основанием для получения субсидии явилось волеизъявление (заявление) администрации.
Судом учитывается, что правом на разрешение разногласий, предусмотренным пунктом 6.1 соглашения, заявитель не воспользовался, доказательств обращения к заинтересованному лицу по вопросу продления сроков достижения показателей результативности, установленных соглашением, не представил. При такой ситуации заявитель выразил полное согласие с условиями соглашения, и, соответственно, был обязан исполнять его надлежащим образом.
Объем возврата субсидий рассчитан Департаментом в соответствии с Методикой, проверен судом и не оспорен по существу заявителем.
Указанная в требовании сумма является по своей правовой природе, является мерой гражданско-правовой ответственности, ее расчет предусмотрен пунктами 15-17 Правил.
Довод заявителя о дополнительном финансовом бремени в виде возврата 85 547,86 руб. субсидированных средств отклоняется судом, поскольку данное требование не является убыточным для сельского поселения в виду получения от заказчика по муниципальному контракту 106 153 руб. неустойки (платежные поручения № 486 от 25.08.2022, № 549 от 23.11.2022).
Администрация Семёно-Александровского сельского поселения также указывает, что условия соглашения от 07.02.2022 № 2022/ппми-7 ставят получателя в заведомо невыгодное положение, а его исполнение напрямую зависит от поведения третьего лица (исполнителя по муниципальному контракту), по своей сути оспаривая пункты 4.1.7 и 4.3.3 соглашения.
Между тем, типовая форма соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования утверждена Приказом Департамента финансов Воронежской области от 25.12.2019 № 211 «о/н», а Методика расчета показателей государственной программы Воронежской области "Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления" приведена в Приложении № 3 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.11.2019 № 1083.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что данные нормативные правовые акты никем не оспорены и недействующими судом не признаны. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, оснований для признания недействительным уведомления (требования) Департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области от 05.06.2023 № 53-11/338 не имеется.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 65, 71, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования администрации Семёно-Александровского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, с. Семёно- Александровка, Бобровский район, Воронежская область (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения (требования) от 05.06.2023 № 5311/338 Департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области,
г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>), отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, в месячный срок со дня принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Д.В. Ливенцева