Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-12251/2018
«06» августа 2018 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ю.А. Соколовой
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж»
(ОГРН <***> ИНН <***>), г. Воронеж
к Административной комиссии при управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2018 по делу №140/2018 об административном правонарушении,
без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» (далее – заявитель, Общество, ООО «РВК-Воронеж») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии при управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж (далее – административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2018 по делу №140/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области».
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 указанной статьи.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены согласно ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В течение сроков, установленных определением суда от 18.06.2018, от административного органа поступил отзыв на заявление об оспаривании постановления о привлечении ООО «РВК-Воронеж» к административной ответственности, в котором он просит отказать в удовлетворении заявленных требований, материалы административного дела №140/2018, а также ходатайство о переходе на общий порядок рассмотрения настоящего дела.
Суд определил приобщить указанные документы к материалам дела, в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 Кодекса, отсутствуют. В рассматриваемом случае не имеется оснований считать, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства является невозможным, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства (п. 2 ч. 5 ст. 227 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 21.02.2018 в 10 час. 06 мин. в Управу Коминтерновского района городского округа город Воронеж поступила телефонограмма от МКП «Воронежтеплосеть» о том, что с 10 час. 00 мин. 21.02.2018 была ограничена поставка холодного водоснабжения от ООО «РВК-Воронеж» на котельную по ул. 45 Стрелковой дивизии, 10 к, в связи с чем остановлена работа котельной и ограничено теплоснабжение большого количества потребителей. Оповещение МКП «Воронежтеплосеть» и Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж о проводимых ремонтных работах ООО «РВК - Воронеж» не произвело. В ходе телефонного разговора начальника отдела ЖКХ и организации работы по эксплуатации жилого фонда управы района ФИО1 с оперативным дежурным МКУ «УГОЧС» было установлено, что информация о проводимых работах и отключении ХВС не поступала.
Позже стало известно, что отключение котельной по ул. 45 Стрелковой дивизии, 10 к, от холодного водоснабжения связано с заменой запорной арматуры на сетях холодного водоснабжения ООО «РВК-Воронеж» в районе дома 2 по ул. 45 Стрелковой дивизии.
Телефонограммой от 21.02.2018 в 12 час. 58 мин. ООО «РВК-Воронеж» известило управу Коминтерновского района городского округа город Воронеж об отключении холодного водоснабжения с 10 час. 15 мин. 21.02.2018, другой информации, предусмотренной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 26.06.2017 №339, от ООО «РВК-Воронеж» в адрес Управы района не поступало.
Указанные факты были зафиксированы в акте непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 21.02.2018.
Уведомлением от 21.02.2018 №364 заявитель был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушению.
Начальником отдела ЖКХ и организации работы по эксплуатации жилого фонда управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж ФИО1, в присутствии защитника Общества по доверенности №6 от 29.12.2017 – ФИО2, был составлен протокол №414 от 28.02.2018 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», в котом представитель Общества пояснил, что не согласен с выявленным нарушением.
Извещение о дате времени и месте рассмотрения административного дела от 01.03.2018 №175 было направлено в адрес Общества в установленном порядке (уведомление о вручении – л.д. 64).
По итогам рассмотрения административного материала административной комиссией в отсутствие законного представителя заявителя, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом, было вынесено постановление от 13.03.2018 о признании ООО «РВК-Воронеж» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 5000,00руб.
Копия постановления была направлена в адрес Общества посредством почтовой связи 22.05.2018, о чем свидетельствует сопроводительное письмо №364, представленное административным органом в материалы дела и получена заявителем 04.06.2018 (уведомление о вручении – л.д. 71).
Не согласившись с указанным постановлением ООО «РВК-Воронеж» 13.06.2018 нарочно обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием. Тем самым, заявителем соблюден срок на обжалование постановления, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (часть 1 статьи 207 АПК РФ).
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в соответствии с часть 2 статьи 22.1 КоАП РФ; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; регулирование законами субъектов РФ иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с подпунктом 1 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 02.11.2010 №1006 (ред. от 12.02.2018) «Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» начальник отдела ЖКХ и организации работы по эксплуатации жилого фонда управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 17 Закона №74-ОЗ.
Тем самым, акт непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 21.02.2018 и протокол №414 от 28.02.2018 об административном правонарушении составлены должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно ч.2 ст.7 Закона от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17 - 18.2, 18.4, 18.5, 19, 20, частью 2 статьи 20.2, статьями 20.3, 21.1 - 21.5, 23, 24.2, 24.6, 25, 27, 33, 33.1, 37.1 - 37.6, 39, 41, 44.2 - 44.4, 44.8, 44.9, 46 - 48, 50, 50.10 - 50.13 настоящего Закона Воронежской области.
Следовательно, оспариваемое постановление было вынесено Административной комиссией при Управе Коминтерновского района г. Воронежа в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 74-ОЗ, производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел, наложение административных взысканий, обжалование, опротестование, а также исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых ими в пределах полномочий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Постановления администрации городского округа город Воронеж от 26.06.2017 №339 «О взаимодействии жилищно-коммунальных, оперативно-диспетчерских и аварийно-ремонтных служб городского округа город Воронеж при возникновении аварийных ситуаций» информацию о возникновении аварийной ситуации и решение по ее локализации и (или) ликвидации диспетчер (ответственный дежурный) поставщика коммунальных ресурсов и (или) собственника сетей сообщает руководителю организации, диспетчерам тех организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу оборудования и иных объектов жизнеобеспечения, диспетчерским службам потребителей, в рабочее время информирует управление ЖКХ и отделы ЖКХ и организации работы по эксплуатации жилого фонда управ районов городского округа город Воронеж по телефонам, указанным в таблице.
При возникновении аварийной ситуации ресурсоснабжающие, транспортирующие организации (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) в течение всей смены осуществляют передачу оперативной информации об отключении тепло-, водо-, электроснабжения в управление ЖКХ, управы районов городского округа город Воронеж и организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами, по согласованию с оперативным дежурным МКУ «УГОЧС».
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона №74-ОЗ производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел, наложение административных взысканий, обжалование, опротестование, а также исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.п.1,3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Материалами административного дела, а именно протоколом №414 от 28.02.2018 об административном правонарушении, актом непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 21.02.2018, телефонограммой от 21.02.2018 ООО «РВК-Воронеж», телефонограммой МКП «Воронежтеплосеть» подтверждается факт неисполнения Обществом требований муниципального правового акта органа местного самоуправления.
Таким образом, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств суд считает доказанной вину заявителя в совершении вмененного правонарушения.
Тем самым, материалами дела подтверждается состав вмененного Обществу совершенного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17 Закона №74-ОЗ.
Однако, в силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ №10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ №10).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ №10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Заявитель по существу не оспаривает факта совершения им выявленного административным органом нарушения, однако просит освободить ООО «РВК-Воронеж» от административной ответственности, наложенной постановлением Административной комиссии при Управе Коминтерновского района ГО г. Воронеж по делу №140/2018 от 13.03.2018 о назначении административного наказания, и ограничиться устным замечанием в порядке ст. 2.9 КоАП РФ, ссылаясь на следующие обстоятельства.
21.02.2018 в 10 час. 05 мин. в ООО «РВК-Воронеж» поступила заявка от жителя МКД №2 по ул. 45 Стрелковой Дивизии г. Воронежа о пониженном водоснабжении в жилом доме.
С целью выяснения причин понижения давления специалистами Общества был совершен выезд по указанному адресу.
При проведении обследования было выявлено, что к снижению давления воды в жилых домах и подтоплению колодца привела поломка установленной задвижки. Для устранения указанной аварийной ситуации сотрудниками ООО «РВК-Воронеж» было принято решение о замене задвижки и вентиля.
Проведение аварийных ремонтных работ с временным ограничением водоснабжения началось 21.02.2018 в 10 час. 15 мин.
ООО «РВК-Воронеж» 21.02.2018 в период времени с 12 час. 51 мин. по 12 час. 58 мин. были направлены телефонограммы в Управление ЖКХ, Управление ГОиЧС, Управу Коминтерновского района, Управление Роспотребнадзора, МКП «Воронежтеплосеть» о проведении аварийно-восстановительных работ (отчет об отправке факсограмм – л.д. 16), при этом, телефоны, указанные в отчете, как установлено судом из общедоступных сведений в сети Интернет, действительно принадлежат соответствующим организациям.
Факт направления телефонограмм и уведомления предусмотренных действующим законодательством РФ органов и организации об ограничении водоснабжения в связи с проведением аварийных ремонтных работ Управой Коминтерновского района ГО г. Воронежа также не оспаривается.
Кроме того, ремонтные работы были окончены Обществом уже в 15 час. 00 мин. того же дня, водоснабжение было восстановлено в то же время (скриншот программного комплекса заявителя - л.д. 14).
При этом, судом установлено, что административным органом не была дана должная оценка перечисленным обстоятельствам с соответствующим нормативным обоснованием при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Оценив совершенное правонарушение, суд считает, что действия Общества, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, кроме того, Общество осуществляло социально значимую деятельность по экстренному (не планируемому) устранению аварии на сети водопровода, в связи с чем уведомило необходимые организации об отключении водоснабжения с опозданием (в период времени 21.02.2018 с 12 час. 51 мин. по 12 час. 58 мин.).
Документальных доказательств того, в чем выразилась высокая степень общественной опасности деяния, допущенного Обществом, заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, на основании оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, исходя из степени общественной опасности правонарушения и характера вины правонарушителя, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствия причинения ущерба обществу и государству, а также учитывая, что административное правонарушение совершено заявителем впервые (доказательств противного в материалы дела представлено не было), ООО «РВК-Воронеж» подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах требования Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» к Административной комиссии при управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2018 по делу №140/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 2.1, 2.9 КоАП РФ, ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», статьями 65, 71, 167-170, 207, 210, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж»(ОГРН <***> ИНН <***>), г. Воронеж.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии при управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж от 13.03.2018 по делу №140/2018 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», в виде штрафа в размере 5 000 руб. в виду малозначительности правонарушения.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, <...>, через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Ю.А. Соколова