ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-12433/12 от 17.09.2012 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  по делу об оспаривании решения административного органа

о привлечении к административной ответственности

г. Воронеж Дело №А14-12433/2012

«21» сентября 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена «17» сентября 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме «21» сентября 2012 года

Судья Арбитражного суда Воронежской области Сорокина Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ливенцевой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Атлас инженеринг», г. Павловск, Воронежская область (ОГРН <***>)

к Государственной жилищной инспекции Воронежской области, г. Воронеж

о признании незаконным и отмене постановления № 601 от 07.06.2012г. по делу об административном правонарушении

При участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности от 16.01.2012

от административного органа – не явился, надлежаще извещен

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Атлас инженеринг», г. Павловск, Воронежская область (далее – заявитель, ООО «Атлас инженеринг», Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области, г. Воронеж (далее – административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления № 601 от 07.06.2012г. по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по основаниям ст. 7.22 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 40 000 руб.

Административный орган, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Суд, в порядке ст. 123,156 АПК РФ вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие административного органа.

Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Как следует из материалов дела, 25.05.2012 государственной жилищной инспекцией, на основании рассмотрения коллективного обращения жильцов дома №9 по ул. О.Кошевого г. Павловска Воронежской области и приказа №641 от 03.04.2012, была проведена выездная плановая проверка с целью получения достоверных сведений об исполнении (ненадлежащем) исполнении ООО «Атлас-инженеринг» своих обязанностей по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, находящегося в управлении ООО «Атлас – инженеринг».

Приказ №641 от 03.04.2012 вручен главному инженеру ООО «Атлас – инженеринг» ФИО2 Уведомление о проведении проверки, составления акта и протокола получено заявителем 09.04.2012.

Проверкой установлено, что заявитель, являясь лицом, ответственным за содержание жилых домов, допустил нарушения правил содержания и ремонта жилых домов, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее - Правила), в отношении находящегося в его управлении жилого дома №9 по ул. О. Кошевого г. Павловска, которые заключаются в следующем: деревья на придомовой территории расположены в непосредственной близости от стен здания, что способствует появлению трещин в кирпичных стенах дома, создает угрозу отмостке дома, чем нарушены требования, предусмотренные пунктами 3.9.1, 4.2.3.1 Правил, отсутствуют защитные козырьки над входами в подъезды дома при неорганизованном водостоке, чем нарушены требования, установленные пунктом 4.6.4.7 Правил, имеются сквозные трещины в кирпичных домах с шириной раскрытия более 5 мм с выпадением заделки рустов в плитах перекрытия в квартирных домах и местах общего пользования, чем нарушены требования, установленные пунктом 4.2.3.1 Правил.

По результатам проверки, в присутствии представителя Общества ФИО2 (доверенность от 24.05.2012, специальная), 24.05.2012 составлен акт № 1027 проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю, а также 25.05.2012 протокол об административном правонарушении № 697 по основаниям ст. 7.22 КоАП РФ.

24.05.2012 Обществу выдано предписание № 439 о выполнении работ по выявленным нарушениям, действующих нормативно-технических требований по использованию, содержанию и эксплуатации жилищного фонда, придомовых территорий, гостиниц, связанных с ними объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг.

Уведомлением от 29.05.2012 №ЖИ-523п-19, Инспекция сообщила Обществу о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (07.06.2012 в 14 час. 45 мин.). Данное уведомление получено Обществом 04.06.2012.

Постановлением государственной жилищной инспекции Воронежской области от 07.06.2012 № 601 ООО «Атлас-инженеринг» привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 7.22 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в данной главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.

В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Воронежской области (утверждено постановлением администрации Воронежской области от 17.12.2008 N 1100) в соответствии с возложенными на нее задачами Инспекция осуществляет контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и областных стандартов качества и нормативов потребления, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности, контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Воронежской области в пределах компетенции, выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятие необходимых мер по устранению выявленных нарушений.

Инспекция также составляет протоколы об административных правонарушениях и рассматривает дела в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.

Согласно пункту 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Названные Правила являются нормативным правовым актом, устанавливающим общеобязательные нормативы по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов, инженерных систем и придомовой территории (то есть общего имущества), эти нормативы должны выполняться всеми организациями, занятыми обслуживанием жилищного фонда.

Пунктом 3.9.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что владельцы озелененных территорий обязаны:

обеспечить сохранность насаждений;

в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;

не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;

новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке, со строгим соблюдением агротехнических условий;

во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с существующими требованиями данных правил и технологическим регламентом;

при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет;

организовывать разъяснительную работу среди населения о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям.

Пункт 4.2.3.1 указывает, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.

В соответствии с пунктом 4.6.4.7 Правил, обледенение свесов и водоотводящих устройств чердачных крыш, образовавшееся в процессе эксплуатации дома, должно быть устранено путем ремонта вентиляционных коробов, доводки до нормативной величины теплоизоляции чердачных перекрытий, трубопроводов, центрального отопления и горячего водоснабжения, обеспечения герметизации притворов входных дверей или люков на чердак.

Специальные вентиляционные отверстия следует устраивать:

в карнизных частях - щелевые продухи в виде щелей под обрешеткой свеса кровли или точечные продухи в виде отдельных отверстий, пробиваемых в карнизной части стены по осям окон или простенков, или тех и других вместе взятых:

в коньке крыши в виде щелей под обрешеткой у конька и кровли.

Площадь вентиляционных отверстий следует принимать по расчету, выполненному проектной организацией.

При невозможности устройства специальной вентиляции в чердачном помещении здания следует, как правило, при капитальном ремонте крыши сделать внутренний водосток с расположением желоба в нижней части ската и в пределах чердачного помещения (преимущественно на скате со стороны здания, расположенного на красной линии).

В зданиях высотой до пяти этажей включительно, расположенных с отступом от красной линии не менее чем на 1,5 м и от проекции свеса кровли, допускается устройство наружного неорганизованного водоотвода. При этом обязательно предусматривать козырьки над входом в лестничную клетку и над балконами верхних этажей, вынос карниза - не менее 60 см, а ширина отмостки - не менее 1,2 м.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с заключенными договором управления многоквартирным домом с собственником помещения, заявитель является управляющей компанией дома № 9 по ул. О.Кошевого г. Павловск.

Управляющая компания уполномочена общим собранием на выполнение функций по управлению домом, следовательно, и на выполнение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. При этом потребителями этой услуги остаются жильцы.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно требованиям статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 Кодекса).

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

В соответствии с пунктами 1 и 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.

В силу части 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Как усматривается из материалов настоящего дела, административное дело фактически не рассматривалось, поскольку в назначенное время руководитель государственной жилищной инспекции ФИО3 находился в командировке в Краснопольском сельском поселении Воробьевского района с 9 час. 30 мин. до 15 час. 30 мин. 07.07.2012.

Данное обстоятельство подтверждено письмом администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области от 21.08.2012 № 01-03/1835.

В ходе рассмотрения дела и вынесении решения 24.08.2012 Павловский районный суд Воронежской области по делу №12-45-12 при оспаривании постановления инспекции государственного строительного надзора Воронежской области №600 от 07.06.2012 по делу по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности директора ООО «Атлас-инженеринг» по основаниям ст. 7.22 КоАП РФ также установил факт отсутствия руководителя инспекции при рассмотрении административного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ, в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что постановление Государственной жилищной инспекции Воронежской области №601 от 07.06.2012 г. о привлечении ООО «Атлас-инженеринг» к административной ответственности по основаниям ст. 7.22 КоАП РФ принято с существенными нарушениями процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем признает его незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь ст. 6-10, 65, 167-170, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №601 от 07.06.2012 Государственной жилищной инспекции Воронежской области о привлечении к административной ответственности ООО «Атлас Инженеринг» по основаниям ст. 7.22 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Н.В.Сорокина