ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-13703/12 от 09.11.2012 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г.ВоронежДело № А14-13703/2012

«15» ноября 2012г.

Резолютивная часть решения оглашена 9 ноября 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2012 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Федосовой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Лайнер» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Раменское Московской области,

к департаменту градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Воронеж,

о признании незаконным разрешения на строительство №RU-36302000-16,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Легро» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Воронеж,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 17.01.2012г. б/н,

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 28.05.2012г. №42,

от третьего лица – ФИО3, по доверенности от 11.01.2012г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лайнер» (далее – заявитель, ООО «Лайнер») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж (далее – ответчик, Департамент) о признании незаконным разрешения на строительство №RU-36302000-16, разрешающее демонтаж административно-офисного здания, расположенного по адресу: <...>.

Определением арбитражного суда от 18.09.2012г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Легро».

В судебное заседание, назначенное на 30.10.2012г. ООО «Лайнер» не обеспечило явку своего представителя, представило ходатайство об отложении рассмотрения дела, ввиду невозможности присутствия в судебном заседании (командировка). На основании статьи 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя заявителя. В удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела было отказано на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии со статьей 163 в судебном заседании 30.10.2012г. объявлялся перерыв до 06.11.2012г.для представления дополнительных доказательств, затем до 09.11.2012г.

В судебные заседания 06.11.2012 и 09.12.2012г. ООО «Лайнер» обеспечило явку своего представителя.

В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнение к заявлению.

Департамент возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

ООО «Легро» поддержало позицию Департамента.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

На основании свидетельств о государственной регистрации на право собственности от 08.04.2009 серия 36-АВ № 359646, от 06.05.2009 серия 36-АВ № 373355, от 06.05.2009 серия 36-АВ № 373354, от 08.04.2009 серия 36-АВ № 359645, от 03.08.2009 серия 36-АВ № 495148, от 08.04.2009 серия 36-АВ № 359647, обществу с ограниченной ответственностью «Легро» на праве собственности принадлежат части здания по ул. 20-летия Октября, 906:

- в лит.А1 площадью - 504,2 кв.м. (подвал),

- в лит. А площадью - 585,4 (1этаж); 611,8 (2 этаж); 613,6 (3 этаж); 614,5 (4 этаж); 111,1 кв.м (5-7 этаж).

Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0402006:24, расположенном по адресу: ул. 20-летия Октября, 906, площадью 1517 кв.м., который принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «Легро» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации на право собственности от 03.08.2009 серия 36-АВ №495147.

ООО «Легро» в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ обратилось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж для получения разрешения на реконструкцию пятиэтажного административно-офисного здания по ул. 20-летия Октября, 906, с приложением следующих документов:

- свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок по ул. 20-летия Октября, 906,

- кадастровый паспорт земельного участка по ул. 20-летия Октября, 906,

- градостроительный план земельного участка по ул. 20-летия Октября, 90б,

- свидетельства о государственной регистрации на право собственности здания по ул. 20-летия Октября, 906: в лит.А1 площадью - 504,2 кв.м. (подвал), в лит. А площадью - 585,4 (1этаж); 611,8 (2 этаж); 613,6 (3 этаж); 614,5 (4 этаж); 111,1 кв.м (5-7 этаж).

- материалы проектной документации на реконструкцию здания по ул. 20-летия Октября, 906,

- положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию здания по ул. 20-летия Октября, 906.

14.07.2011 ООО «Легро» было выдано разрешение № RU-36302000-32 на реконструкцию пятиэтажного административно-офисного здания по ул. 20-летия Октября, 906.

При проведении ООО «Легро» работ по реконструкции здания по ул. 20-летия Октября, 906 обнаружилось раскрытие уже имеющихся трещин в несущих стенах в осях А/1-2 и Ж/1-2, которые ранее имели величину от 5 до 8 мм и не представляли угрозы для проведения работ по реконструкции здания в целом, при проведении работ величина раскрытия трещин в несущих стенах в местах примыканий к соседнему зданию «Солнечный Рай» в осях А/1-2 и Ж/1-2 составила от 55 до 115 мм.

Согласно заключению ООО «ИнфоПромТехнологии» по результатам дополнительного обследования строительных конструкций здания офисного центра по ул. 20-летия Октября, 906, проведённых 28.12.2011 сделан вывод о невозможности дальнейшей эксплуатации здания, поскольку это может привести к обрушению несущих стен "в районе примыкания к зданию ТЦ «Солнечный Рай», и необходимости разработки проекта по демонтажу строительных конструкций и каркаса здания до отметки 0,000 в осях А-Ж/1-7 на первом этапе и в осях А-Ж/8-9 на втором этапе.

На основании разработанного проекта на демонтаж здания административно-офисного назначения по ул. 20-летия Октября, 906, заключения № ИД-580/212 от 17.05.2012 экспертизы промышленной безопасности (проект производства работ краном при выполнении работ по демонтажу здания административно-офисного назначения по ул. 20-летия Октября, 906 в г. Воронеже), а также представленных ранее документов для выдачи разрешения на реконструкцию здания по ул. 20-летия Октября, 906, ООО «Легро» на основании его заявления, было выдано разрешение № RU-36302000-16 от 21.03.2012 на демонтаж административно-офисного здания по ул. 20-летия Октября, 906., со сроком действия до 21 мая 2012, затем срок был продлен до 21 сентября 2012г.

ООО «Лайнер» полагая, что указанное выше разрешения на строительство (демонтаж) является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается на несоответствие оспариваемого разрешения статьям 48, 51 Градостроительного кодекса РФ. По мнению общества, разрешение на демонтаж выдано в нарушении Закона, либо основанием для его выдачи явились сфальсифицированные документы. При этом общество отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена выдача разрешения на демонтаж. По мнению заявителя, проект на демонтаж здания был разработан отдельно от проекта по реконструкцию здания по ул. 20-летия Октября, 906, что противоречит действующему законодательству.

Кроме того, ООО «Лайнер» полагает, что в связи с произведенным ООО «Лайнер» на основании спорного разрешения демонтажа здания по ул. 20-летия Октября, 906, были разрушены помещения принадлежащие заявителю, а также повреждены остекления ранее существовавших оконных блоков. В связи с чем, разрешение на строительство, предусматривающее демонтаж здания включающего помещения, не принадлежащие ООО «Легро», нарушают права заявителя.

В обоснование правомерности своих действий Департамент, указывает, что спорное разрешение на строительство (демонтаж) было выдано в порядке части 12 статьи 51 ГрК РФ как на отдельные этапы работ и поскольку на момент подготовки проектной документации на реконструкцию здания по ул. 20-летия Октября, 906 демонтаж здания не предусматривался (необходимость возникла в процессе проведения реконструкции), ссылка заявителя на необходимость разработки проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства в составе проектной документации на реконструкцию является необоснованной. При этом ответчик отмечает, что проектная документация на демонтаж объектов капитального строительства не подлежит обязательной экспертизе.

По мнению Департамента, ООО «Лайнер» не представило доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Кроме того, в силу части 12 указанной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

В силу статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

Согласно подпункту 7 пункта 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, раздел "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства".

Во исполнение норм статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Согласно данному Положению проектная документация должна состоять из двенадцати разделов. Раздел 7 проектной документации "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства.

Пунктом 24 указанного Положения определен перечень сведений, которые данный раздел должен содержать.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных ст. 48 ГрК РФ, либо несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, являются основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу.

Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случае если проектная документация подлежит обязательной государственной экспертизе, она утверждается застройщиком или заказчиком только при наличии положительного заключения экспертизы (ст. 48 ГрК РФ).

Исходя из положений, установленных статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007г. №145, проектная документация на демонтаж объектов капитального строительства не подлежит обязательной экспертизе.

На основании приведенных выше норм права следует, что разрешение на строительство выдается органами местного самоуправленияпо месту нахождения земельного участка. В целях строительства, реконструкции, ремонта объекта капитального строительства застройщик обращается в уполномоченные органы с заявлением о выдаче разрешения на строительство. К данному заявлению застройщик, помимо таких документов, как правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план участка, положительные заключения государственной и государственной экологической экспертиз, прилагает также материалы, содержащиеся в проектной документации, среди которых обязателен проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.

Кроме того, ГрК РФ закрепил возможность выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции. Под этапом строительства обычно понимают обширный круг работ, в том числе связанных и с демонтажем (сносом). При этом законодатель не установил жестких рамок ограничивающих получения разрешения на отдельные виды работ уже после выданного в установленном порядке разрешения на строительство, реконструкцию.

Как следует из материалов дела, по заявлению ООО «Легро» на основании положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию здания по ул. 20-летия Октября, 90б было выдано 14.07.2011г. разрешение №RU-36302000-32 28.03.2007г. на реконструкцию пятиэтажного административно-офисного здания по ул. 20-летия Октября, 90б. В указанной проектной документации на реконструкцию отсутствовал раздел "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства".

Вместе с тем, судом установлено и подтверждено материалами дела, что необходимость в проведении отдельного вида работ, а именно осуществления демонтажа, возникла в процессе реконструкции здания по ул. 20-летия Октября, 90б, которое осуществлялось на основании разрешения на строительство №RU-36302000-32, что подтверждается заключением ООО «ИнфоПромТехнологии» по результатам дополнительного обследования строительных конструкций здания офисного центра по адресу: ул. 20-летия Октября, 90б.

В связи с указанными обстоятельствами ООО «Легро» был разработан проект на демонтаж здания административно-офисного назначения по ул. 20-летия Октября, 906, получено заключение № ИД-580/212 от 17.05.2012 экспертизы промышленной безопасности (проект производства работ краном при выполнении работ по демонтажу здания административно-офисного назначения по ул. 20-летия Октября, 906 в г. Воронеже). На основании указанных документов ООО «Легро» было выдано оспариваемое разрешение № RU-36302000-16 от 21.03.2012 на демонтаж административно-офисного здания по ул. 20-летия Октября, 906, как разрешение на отдельный вид работ в рамках проводимой реконструкции здания, что не противоречит Градостроительному кодексу РФ.

Поскольку на момент подготовки проектной документации на реконструкцию здания по ул. 20-летия Октября, 90б демонтаж реконструируемого здания не предусматривался, суд отклоняет ссылку заявителя на необходимость разработки проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства в составе проектной документации на реконструкцию.

Предположения заявителя о фальсификации документов при получении спорного разрешения на демонтаж суд находит несостоятельными, поскольку ООО «Лайнер» не представил соответствующих доказательств подтверждающих данное обстоятельство.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что разрешение на строительство от 21.03.2012г. № RU-36302000-16, разрешающее демонтаж административно-офисного здания, расположенного по адресу: ул. 20-летия Октября, 906 выдано в установленном порядке и соответствует требованиям действующего законодательства.

Довод заявителя о нарушенных правах и законных интересах Общества, выраженное в демонтаже помещений, не принадлежащих ООО «Лайнер» судом не принимается ввиду недоказанности, поскольку заявитель не представил соответствующих доказательств, подтверждающих, что по адресу: ул. 20-летия Октября, 906 находятся объекты недвижимости, принадлежащие ООО «Лайнер» на каком либо праве.

Все доводы заявителя о нарушенных правах сводятся к действиям ООО «Легро» по разрушению объектов недвижимости заявителя, расположенных по адресу: ул. 20-летия Октября, 90. Вместе с тем по настоящему спору подлежат рассмотрению и установлению правомерность или наличие нарушения Закона в действиях Департамента по выдаче спорного разрешения и заявитель должен доказать наличие нарушенных прав именно исходя из действий Департамента.

Вместе с тем, заявитель в нарушении статьи 65 АПК РФ не представил суду допустимых и относимых доказательств подтверждающих, нарушение прав и законных интересов ООО «Лайнер» применительно к предмету спора.

Таким образом, в силу части 1 статьи 198 АПК РФ разрешение № RU-36302000-16 от 21.03.2012 на демонтаж административно-офисного здания по ул. 20-летия Октября, 906 не может быть признан судом недействительным.

На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

С учетом результатов рассмотрения настоящего дела, расходы по уплате государственной пошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 7-11,65,110,167,170,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Лайнер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в удовлетворении заявления о признании незаконным разрешения на строительство №RU-36302000-16 (демонтаж), выданного департаментом градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия через суд принявший решение.

Судья С.С. Федосова