Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Воронеж Дело № А14-14681/2015
« 15 » мая 2017г.
Решение в полном объеме изготовлено 15 мая 2017 года
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Есаковой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артамоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Белогорье-сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Белгород
к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
о признании незаконным решения от 19.01.2015 №1
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 01.10.2015 б/н (сроком на 1 год),
от ответчика: не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Белогорье-сервис» (далее по тексту – ООО «Белогорье-сервис», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа (далее по тексту – ИФНС России по Советскому району г.Воронежа, ответчик по делу) о признании незаконным решения от 19.01.2015 №1 «О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение».
Заявитель поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик, согласно отзыву, требования не признает, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого акта, о времени и месте судебного заседания
надлежаще извещен, явку представителя в заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ответчика.
В судебном заседании 28.09.2016 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 05.10.2016.
Из материалов дела следует:
ООО «Белогорье-Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и состоит на налоговом учете по месту государственной регистрации в ИФНС Росси по г.Белгороду.
06.11.2014 старшим специалистом отдела учета и работы с налогоплательщиками ИФНС России по Советскому району г.Воронежа составлен акт №05-19/219 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), согласно которому ООО «Белогорье-Сервис» создало обособленные подразделения, расположенные по адресам: г.Воронеж, ул.9 Января, д.177 и <...>, и не представило сообщения об их создании налоговому органу.
Рассмотрев указанный акт, налоговым органом принято решение от 19.01.2015 №1, которым ООО «Белогорье-Сервис» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, за ведение деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе, в виде штрафа на сумму 40 000 руб.
Решение ИФНС России по Советскому району г.Воронежа от 19.01.2015 №1 было обжаловано ООО «Белогорье-Сервис» в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по Воронежской области (далее - УФНС России по Воронежской области) и оставлено последним без изменения согласно решению от 27.07.2015 №15-2-18/14390@.
Не согласившись с решением ИФНС России по Советскому району г., полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО «Белогорье-Сервис» последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований ООО «Белогорье-сервис» ссылается на то, что изложенные в обжалуемом решении факты не соответствуют действительности, поскольку Общество не создавало стационарных рабочих мест по
адресам г.Воронеж, ул.9 Января, д.177 и <...>.
Заявитель указывает на то, что трудовые договоры с ФИО2 и ФИО3, на которые ссылается Инспекция основание правомерности привлечения Общества в налоговой ответственности, были заключены индивидуальным предпринимателем ФИО4, а не ООО «Белогорье-сервис», в связи с чем Общество не является работодателем по отношению к данным физическим лицам и не могло создать для них рабочие места.
ООО «Белогорье-сервис» обращает внимание на то, что заработная плата ФИО2 и ФИО3 также выплачивается предпринимателем, он же исчисляет и уплачивает с доходов данных работников НДФЛ, предоставляет им отпуска и т.п.
Кроме того, ООО «Белогорье-сервис» обращает внимание на то, что распространение лотереи БГБЛ 8 «Победа» осуществлялось посредством торгового оборудования «Устройство по реализации лотерейных билетов», в силу чего трудовые функции персонала не были связаны именно с распространением лотерейных билетов и по сути составляли только обслуживание оборудования и расчет с клиентом в случае выигрыша в небольшом размере. Данное оборудование является собственностью ООО «Форсаж» и предоставлено ООО «Белогорье-сервис» в аренду на основании договора аренды №А/171 от 01.11.2013.
Места распространения Всероссийской государственной бестиражной лотереи 8 «Победа», расположенные по адресам г.Воронеж, ул.9 Января, д.177 и <...>, не находятся ни под каким контролем ООО «Белогорье-сервис», поскольку Общество заключило с ООО «Форпост» договор на оказание услуг по распространению лотерейных билетов, а с ООО «Оптимус» - договор на предоставление территории по указанным адресам. Арендуемые площади использованы ООО «Белогорье-сервис» исключительно для размещения торгового оборудования.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ИФНС России по Советскому району г.Воронежа ссылается на нарушение заявителем требований подпункта 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
При этом Инспекция указывает на то, что ООО «Белогорье-сервис» по договору с ООО «Форпост» от 26.06.2014 приняло на себя обязательства по распространению билетов Всероссийской государственной лотереи «Победа» и осуществляло данную деятельность по адресам: г.Воронеж, ул.9 Января, д.177 и <...>, продавцами-консультанами ФИО2 и ФИО3, нанятыми для ООО «Белогорье-сервис» индивидуальным предпринимателем ФИО5 согласно договору об оказании услуг от 01.04.2014.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (статья 117, часть 4 статьи 198 АПК РФ).
В соответствии со статьей 139 Налогового кодекса РФ жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.12.2011 №10025/11 по делу №А12-10341/2010, подлежащем обязательному применению к делам со схожими фактическими обстоятельствами, этот срок не может быть сокращен из-за угрозы пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров.
Оспариваемое решение №1 от 19.01.2015 «О привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения» вынесено ИФНС России по Советскому району г.Воронежа 19.01.2015, решение УФНС России по Воронежской области по результатам обжалования решения нижестоящего налогового органа – 27.07.2015, обращение заявителя в суд с соответствующим требованием последовало 09.10.2015 - в пределах установленного срока с учетом положений статьи 139 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если данная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом, в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.
Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ определено, что обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ рабочим местом признается место,
где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 35 Постановления Пленума от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу части 6 статьи 209 Трудового кодекса РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, обособленным подразделением организации признаётся любое территориально-обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого организация создает стационарные рабочие места на срок более одного месяца, на которых работают сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры.
И именно «рабочее место» должно контролироваться налогоплательщиком – работодателем.
В силу положений статьи 209 Трудового кодекса РФ понятие «рабочее место» непосредственно связано с понятиями «работник» и «работодатель».
Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть, в том числе, и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (статья 20 Трудового кодекса РФ).
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом (статья 16 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, налогоплательщик, организовавший стационарное рабочее место, вне места нахождения основного производства, должен выступать по отношению к осуществляющим на данном рабочем месте лицам работодателем и контролировать осуществление деятельности на данном рабочем месте, как работодатель.
Следовательно, признание обособленного подразделения организации таковым возможно при одновременном соблюдении ряда условий: наличии территориальной обособленности; наличие стационарных рабочих мест (созданных на срок не менее 1 месяца), оборудованных вне места регистрации организации и ведения деятельности через это подразделение работниками организации. При этом под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается не только создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей, наличие прямого или косвенного контроля работодателя над созданным рабочим местом.
Отсутствие даже одного из перечисленных признаков означает, что обособленное подразделение не создано.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.06.2014 по делу №А64-5181/2013, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2010 по делу №А05-9705/2009, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2015 по делу №А60-35464/2014, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.10.2015 по делу №А76-2261/2015 (определением Верховного Суда РФ от 17.02.2016 №309-КГ15-19568 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения судебной коллегией по экономическим спорам) и др.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 №964-р организатором Всероссийской государственной лотереи «Победа» (оператором) является Федеральное агентство Специального строительства (Спецстрой России).
Условиями проведения Всероссийской государственной бестиражной лотереи «ВГБЛ 8 Победа» (раздел 12) лотерейные билеты или иные документы, служащие для оформления договорных отношений Организатора с участником лотереимогут выпускаться различными сериями, в том числе и в электронной форме. С целью повышения культуры и качества обслуживания участников лотереи, а также оптимизации и ускорения процесса распространении я лотереи и обмена информацией, проведение лотереи может осуществляться не только с использованием традиционной сети распространения, но и с применением автоматизированных устройств (торговых аппаратов) по распространению (продаже) лотерейных билетов, иных документов, предусмотренных действующим законодательством РФ, посредством средств связи и по информационно-телекоммуникационным сетям, а также иным способом, по усмотрению Оператора. Торговые аппараты обеспечивают автоматитзированную продажу и учет реализуемых лотерейных билетов (иных документов), учет денежных средств.
Согласно договору №088/СО на оказание услуг от 20.06.2014 распространите-
лем данной лотереи является ООО «Форпост».
Используя право на привлечение третьих лиц, ООО «Форпост» 26.06.2014 заключило с ООО «Белогорье-сервис» договор, согласно которому ООО «Белогорье-сервис» обязалось оказывать услуги по распространению билетов Всероссийской государственной лотереи «Победа». Оказание услуг по договору происходит непосредственно в местах распространения билетов.
В соответствии с условиями договора ООО «Белогорье-сервис» обязано:
- оказывать услуги, руководствуясь действующим законодательством, условиями лотерей, договором, а также указаниями и инструкциями распространителя,
- выплачивать все выигрыши на основании информации о выигрышных лотерейных билетах, с учетом установленных лимитов по выигрышным билетам.
Для размещения торгового оборудования ООО «Белогорье-сервис» заключило с ООО «Оптимус» договор №3СБ/14 от 21.04.2014 о предоставление в пользование территорий, расположенных, в том числе по адресам: г.Воронеж, ул.9 Января, д.177 и <...>, для осуществления предпринимательской деятельности. Территории были переданы ООО «Белогорье-сервис», что подтверждается актами приема-передачи от 21.04.2014.
Данное оборудование является собственностью ООО «Форсаж» и предоставлено ООО «Белогорье-сервис» в аренду на основании договора аренды №А/171 от 01.11.2013.
ООО «Белогорье-сервис» (заказчик) заключило с индивидуальным предпринимателем ФИО4 (исполнитель) договор от 01.04.2014 об оказании услуг по предоставлению персонала, обладающего специальными знаниями в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями, утвержденными Министерством труда РФ: менеджеры, техники, продавцы.
Индивидуальный предприниматель ФИО4 заключил трудовые договоры с ФИО3 (от 01.08.2013) и с ФИО2 (от 07.08.2014), в соответствии с которыми указанные физические лица приняли на себя обязанности продавцов-консультантовв торговых точках по адресам: г.Воронеж, ул.9 Января, д.177 и <...>, соответственно.
ФИО3 была принята им на работу в качестве продавца с 01.08.2013 на неопределенный срок, ФИО2 – в качестве продавца с 07.08.2014. При этом в трудовых договорах прямо указано, что индивидуальный предприниматель ФИО4 выступает в качестве работодателя.
Исходя из буквального прочтения условий трудовых договоров следует, что
ООО «Белогорье-сервис» не является работодателем ни для гражданки ФИО3, ни для гражданки ФИО2
При этом с гражданской ФИО3 трудовой договор был заключен предпринимателем почти на год ранее заключения ООО «Белогорье-сервис» договора с ООО «Форпост» на оказание услуг по распространению билетов Всероссийской государственной лотереи «Победа».
Документальное подтверждение выплаты заявителем ФИО2 и ФИО3 заработной платы за выполнение трудовых обязанностей в материалах дела отсутствуют.
Представленные ООО «Белогорье-Сервис» документы, свидетельствующие о начислении указанным работникам заработной платы индивидуальным предпринимателем ФИО4, а также НДФЛ с указанного вида дохода и отражения данных сведений в налоговой отчетности, ИФНС России по Советскому району г.Воронежа не опровергнуты.
Из пояснений ФИО3 следует, что с 03.08.2013 она работает продавцом-консультантом в торговой точке, принадлежащей ООО «Белогорье-сервис», но не следует, что она состоит в трудовых отношениях с ООО «Белогорье-сервис», как на это указывает Инспекция. Аналогичные пояснения отобраны ИФНС России по Советскому району г.Воронежа и у ФИО2
Аналогичные сведения отражены и в пояснениях ФИО2 Более того, ФИО2 прямо указывает, что принята для работы в торговой точке ООО «Белогорье-Сервис» по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем ФИО4
Таким образом, ООО «Белогорье-Сервис», не являясь работодателем ФИО2 и ФИО3, не имело возможности контролировать их деятельность, как работодатель, в силу чего совокупность признаков для определения организации обществом с ограниченной ответственностью «Белогорье-Сервис» своих обособленных подразделений по адресам: г.Воронеж ул.9 Января, д.177 и <...>, отсутствует.
Согласно статье 65 Налогового кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия
(бездействие).
ИФНС России по Советскому району г.Воронежа не представлены бесспорные доказательства законности и обоснованности решения №1 19.01.2015, нарушившего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из изложенного, требования ООО «Белогорье-Сервис» подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами,
участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с ответчика.
При этом суд исходит из следующего.
После прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и
муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение
принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны,
независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или
муниципальный орган.
С учетом изложенного, положений статьи 110 АПК РФ и результатов рассмотрения дела, судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ИФНС России по Советскому району г.Воронежа в пользу заявителя в сумме 3 000 руб.
На основании материалов дела и руководствуясь статьями 7-11,65,110,167-170,180,198,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа от 19.01.2015 №1 «О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение», как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа устранить допущенные решением от 19.01.2015 №1 нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Белогорье-Сервис».
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа (г.Воронеж, запись в ЕГРЮЛ внесена межрайонной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области 27.12.2004 за ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Белогорье-Сервис» (г.Белгород, запись в ЕГРЮЛ внесена ИФНС России по г.Белгороду 29.01.2013 за ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья М.С. Есакова