ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-16353/2022 от 16.10.2023 АС Воронежской области

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж

«16» октября 2023 года Дело № А14-16353/2022

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Д.В. Ливенцевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.А. Серединой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

публичного акционерного общества «РОССЕТИ ЦЕНТР» (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Москва в лице филиала ПАО «РОССЕТИ ЦЕНТР»- «Воронежэнерго», г. Воронеж

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Воронеж

о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2022 по делу № 036/04/9.21-889/2022 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

третье лицо: ФИО1, с. Медовка, Рамонский район, Воронежская область,

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО2 представитель по доверенности от 18.10.2022 №Д-ВР/279, диплом, паспорт,

от Воронежского УФАС России - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от ФИО1 – лично, паспорт,

установил:

публичное акционерное общество «Россетти Центр» в лице филиала ПАО «Россетти Центр»-«Воронежэнэрго» (далее – заявитель, ПАО «Россетти Центр», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – антимонопольный орган, Воронежское УФАС России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2022 по делу № 036/04/9.21-889/2022 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 14.11.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (потерпевшего), ФИО1

Определением суда от 30.01.2023 производство по делу №А14-16353/2022 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по итогам рассмотрения Арбитражным судом Воронежской области дела №А14-12188/2022.

Определением суда от 20.06.2023 производство по делу возобновлено.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, в том числе, с целью вызова в судебное заседание в качестве свидетелей председателей ПОС «ОЗОН-3» с СНТ «ОЗОН» для выяснения вопроса о технологическом присоединении жилого дома ФИО1 к сетям СНТ, для проверки доводов ПАО «Россетти Центр».

В судебное заседание 09.10.2023 Воронежское УФАС России извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку представителя не обеспечило.

Судом, в порядке статей 123, 156, 209 АПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие антимонопольного органа.

Вызванный в судебное заседание в качестве свидетеля председатель ПОС «Озон-3»

ФИО3, полномочия которого подтверждаются протоколом от 08.05.2023, был предупрежден судом об уголовной ответственности, предусмотренной статьями 307, 308 УК РФ, отобрана соответствующая подписка. Председатель ПОС «Озон-3» ФИО3 ответил на вопросы суда и представителя ПАО «Россетти Центр», пояснил, что дом ФИО1 никогда не входил в состав участников ПОС «Озон-3». Дом ФИО1 не переходил из состава СНТ «Озон» в состав ПОС «Озон-3». Между тем по достигнутой договоренности, дом ФИО1 имеет технологическое присоединение к сетям ПОС «Озон-3», за пользование электрической энергией регулярно вносится соответствующая плата. Кроме того, подтвердил, что ответил ПАО «Россети Центр» в письме от 28.07.2023 № 1/7, при этом ошибочно указал фамилию «Угляничев», место «Ульяничев».

ФИО1 не отрицал факт технологического присоединения к сетям ПОС «Озон-3» и внесения соответствующей платы. Вместе с тем указал, что качество и мощность поставляемой электроэнергии через ПОС «Озон-3» не удовлетворяет его потребностям, с учетом его круглогодичного проживания по данному адресу. ФИО1 полагает, что имеет полное право для технологического присоединения к сетям ПАО «Россети Центр».

Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

В судебном заседании 09.10.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 00 мин. 16.10.2023. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.07.2022 в Воронежское УФАС России от гр. ФИО1 поступило обращение (вх. № 6330/22) по вопросу правомерности уклонения ПАО «Россети Центр» от направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), срок.

19.07.2022 из прокуратуры Рамонского района Воронежской области в Воронежское УФАС России поступило обращение гр. ФИО1 (вх. № 6706/22) по аналогичному вопросу.

В ходе рассмотрения обращений антимонопольным органом было установлено, что гр. ФИО1 посредством использования портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр» (далее - Личный кабинет) направил в адрес сетевой организации заявку об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: <...> (далее - Объект) к электрическим сетям (далее - Заявка).

Согласно Заявке, заявитель обратился за технологическим присоединением объекта, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ по III категории надёжности.

Однако в установленный Правилами срок ПАО «Россети Центр» не направило гр. ФИО1 проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счёт на оплату ни посредством АО «Почта России», ни посредством портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр».

11.07.2022 Управление, в связи с рассмотрением указанных обращений, в целях проверки фактов, изложенных в них, направило в адрес ПАО «Россети Центр» запрос/требование (исх. № СМ/5018/22) о предоставлении необходимых информации и документов.

Согласно письменным объяснениям ПАО «Россети Центр», в ходе обследования сетевой организацией земельного участка ФИО1 было установлено, что Объект заявителя имеет технологическое присоединение от сетей СНТ «Озон», что подтверждается фотоматериалами с земельного участка и актом об осуществлении технологического присоединения, составленным между филиалом ПАО «МРСК Центра» -«Воронежэнерго» и СНТ «Озон».

Вместе с тем, в материалах рассмотрения обращений имелась справка № 2, выданная 21.06.2022 СНТ «Озон», в которой указано, что гр. ФИО1 не является членом садоводческого товарищества и Объект, принадлежащий гр. ФИО1, не имеет технологическое присоединение к электрическим сетям СНТ «Озон». Также потерпевшим была предоставлена справка председателя СНТ «Озон» № 2 от 21.06.2022, согласно которой гр. ФИО1 не является членом садоводческого товарищества, Объект, принадлежащий гр. ФИО1, в составе территории товарищества не значится и не имеет технологическое присоединение к электрическим сетям СНТ «Озон».

Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращениях гр. ФИО1, Воронежским УФАС России было установлено, что в нарушение абзаца 1 пункта 105 Правил, ПАО «Россети Центр» не направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счёт на оплату ни в установленный Правилами срок (в течение 10 рабочих дней), то есть, до 17.09.2021 включительно, ни на момент рассмотрения настоящего дела (15.09.2022), при этом просрочка на момент вынесения настоящего постановления составила 244 рабочих дня, что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

На данном основании Воронежским УФАС России были установлены признаки наличия события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившиеся в уклонении от направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технических условий и счёта на оплату, от выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.

13.09.2022 государственным инспектором отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области ФИО4 в отношении ПАО «Россети Центр» в присутствии представителя общества был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ по делу № 036/04/9.21-889/2022.

15.09.2022 заместителем руководителя Воронежского УФАС России ФИО5 были рассмотрены материалы административного дела № 036/04/9.21-889/2022 и вынесено постановление о признании ПАО «РОССЕТИ ЦЕНТР» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначении ПАО «РОССЕТИ ЦЕНТР» административного наказания в виде административного штрафа в размере 900 000 руб.

ПАО «РОССЕТИ ЦЕНТР» не согласилось с указанным постановлением от 15.09.2022 по делу № 036/04/9.21-889/2022, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом (статья 4 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из материалов дела, ПАО «РОССЕТИ ЦЕНТР» обратилось в суд с настоящими требованиями с соблюдением установленного законом срока на обжалование.

Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (часть 1 статьи 207 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражным судом определен параграфом 2 главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу Приказа ФАС России от 19.11.2004 N 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении» ведущийспециалист-эксперт в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении.

Согласно статье 23.48 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП, отнесено к подведомственности должностных лиц органов Федеральный антимонопольный службы, ее территориальных органов.

Руководителем Управления утверждён Должностной регламент государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 05.07.2018 (далее - Должностной регламент).

Согласно пункту 1.2 Должностного регламента видом профессиональной служебной деятельности государственного инспектора является деятельность в области контроля и надзора за соблюдением законодательства.

Абзацем 2 пункта 3 Должностного регламента утверждено, что государственный инспектор исполняет полномочия и должностные обязанности специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля в случае его временного отсутствия.

В силу пункта 5.2.1 Должностного регламента, государственный инспектор обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы. федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.

Как установлено пунктом 5.2.5 Должностного регламента, государственный инспектор обязан осуществлять контроль исполнения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 5.2.6. Должностного регламента, государственный инспектор обязан исполнить поручения руководителя и заместителей руководителя территориального органа, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5.2.25 Должностного регламента, государственному инспектору предписано исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности.

Согласно пункту 5.2.31 Должностного регламента, государственный инспектор обязан выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФАС России и поручениями руководителя и заместителей руководителя территориального органа.

При этом, в силу подпункта 1 пункта 7.4 Должностного регламента, государственный инспектор несёт дисциплинарную ответственность за несвоевременное или некачественное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний руководителя и заместителей руководителя территориального органа, за исключением незаконных.

Учитывая изложенные положения Должностной инструкции, государ­ственный инспектор:

1) при осуществлении деятельности в области контроля и надзора за соблюдением законодательства, в том числе в сфере деятельности субъек­тов естественных монополий обязан соблюдать и исполнять требования, в том числе КоАП РФ (составление протоколов) для исполнения цели соблю­дения и защиты прав и свобод человека и гражданина (в частности, права на своевременное технологическое присоединение) как смысла и содержания его профессиональной служебной деятельности;

2)обязан исполнять поручения руководителя Управления (в частно­сти, Приказ Управления № 21 и Приказ Управления № 224/22), а также поне­сти ответственность за их неисполнение;

3)государственный инспектор в силу прямого указания и без каких-либо исключений имеет право и исполняет полномочия и должностные обязанности специалиста-эксперта, который вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, факт составления протоколов об административных пра­вонарушениях государственным инспектором Управления не противоречит действующему законодательству и отвечает обязательному к исполнению, пря­мому указанию руководителя Управления.

Следовательно, протокол об административном правонарушении, а также оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами в пределах предоставленных полномочий. Таким образом, довод заявителя об отсутствии у государственного инспектора ФИО4 полномочий на составление протокола по делу об административном правонарушении отклоняется судом.

В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Предметом противоправного посягательства выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.

Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.

Порядок технологического присоединения к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Закона РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон № 135-ФЗ) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение ПАО «РОССЕТИ ЦЕНТР» установлено судом и не оспаривалось представителем ПАО «РОССЕТИ ЦЕНТР». Следовательно, ПАО «РОССЕТИ ЦЕНТР» было обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, включая, запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

В качестве квалифицирующего признака в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ закреплена повторность совершения предусмотренного частью 1 состава административного правонарушения в течение одного календарного года с момента первого привлечения к ответственности за аналогичное правонарушение.

Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава правонарушения.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).

В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Из абзаца 2 пункта 3 Правил № 861 следует, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими правилами.

Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения.

Согласно пункту 8(5) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим, порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

В случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

В силу пункта 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).

Согласно пункта 25(5) Правил при выполнении сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, мероприятия по обеспечению учета электрической энергии (мощности), за исключением обеспечения учета в отношении многоквартирного дома, подлежат исполнению сетевой организацией.

Под однократностью технологического присоединения, упомянутого в п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Кроме того, однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения; изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение; реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.

Раскрывая содержание принципа однократности, Верховный Суд РФ в решении от 03.07.2015 N АКПИ15-499 указывает, что под однократностью технологического присоединения, упомянутого в пункте 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения.

В соответствии с п. 40(4) Правил N 861 владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (далее - владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств), по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства, за исключением объектов по производству электрической энергии, иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г. Опосредованное присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, может быть осуществлено вне зависимости от даты присоединения энергопринимающих устройств садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Изложенное корреспондирует общим требованиям законодательства, установленным в абз. 2 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, согласно которому владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

Согласно Правилам технологического присоединения технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется на основании заключенного с сетевой организацией договора, и подтверждаются актом об осуществлении технологического присоединения.

Как следует из материалов дела, при рассмотрении обращений у антимонопольного органа в распоряжении имелась справка № 2, выданная 21.06.2022 СНТ «Озон», в которой указано, что гр. ФИО1 не является членом садоводческого товарищества и Объект, принадлежащий гр. ФИО1, не имеет технологическое присоединение к электрическим сетям СНТ «Озон». Также потерпевшим была предоставлена справка председателя СНТ «Озон» № 2 от 21.06.2022, согласно которой гр. ФИО1 не является членом садоводческого товарищества, Объект, принадлежащий гр. ФИО1, в составе территории товарищества не значится и не имеет технологическое присоединение к электрическим сетям СНТ «Озон».

На данном основании Воронежское УФАС России пришло к выводу об отсутствии технологического присоединения домовладения гр. ФИО1 к каким-либо электрическим сетям и, соответственно, наличие обязанности ПАО «Россетти Центр» осуществить технологическое присоединение, выполнив соответствующую заявку гр. ФИО1

Между тем, вызванный в судебное заседание в качестве свидетеля председатель ПОС «Озон-3» ФИО3, пояснил, что дом ФИО1 никогда не входил в состав участников ПОС «Озон-3». Дом ФИО1 не переходил из состава СНТ «Озон» в состав ПОС «Озон-3». По достигнутой договоренности, дом ФИО1 имеет технологическое присоединение к сетям ПОС «Озон-3», за пользование электрической энергией регулярно вносится соответствующая плата. Кроме того, подтвердил, что ответил ПАО «Россети Центр» в письме от 28.07.2023 № 1/7, при этом ошибочно вместо фамилии «Ульяничев» указал «Угляничев».

Сам ФИО1 в ходе судебного заседания 09.10.2023 не отрицал факт технологического присоединения к сетям ПОС «Озон-3» и внесения соответствующей платы. Вместе с тем указал, что качество и мощность поставляемой электроэнергии через ПОС «Озон-3» не удовлетворяет его потребностям, с учетом его круглогодичного проживания по данному адресу. ФИО1 полагает, что имеет полное право для технологического присоединения к сетям ПАО «Россети Центр».

Таким образом, судом установлен факт того, что ранее (до обращения в ПАО «Россетти Центр») энергопринимающие устройства ФИО1 были подключены к электрическим сетям ПОС «Озон-3» электроснабжение которых осуществляет ПАО «Россети Центр» на основании акта об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.07.2016 № 612 (т 1, л.д. 104-105).

Таким образом, ввиду прямого указания ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ и определенного Правительством РФ порядка технологического присоединения к электрическим сетям заявка ФИО1 правомерно была отклонена ПАО «Россетти Центр», у Общества отсутствовала обязанность по выполнению соответствующих мероприятий.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества собития административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 211 АПК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах требования ПАО «Россетти Центр» к Воронежскому УФАС России о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2022 по делу № 036/04/9.21-889/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>) от 15.09.2022 по делу № 036/04/9.21-889/2022 об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Д.В. Ливенцева