ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-17320/12 от 22.01.2013 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж Дело № А14-17320/2012

«24» января 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 24.01.2013 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе: судьи Сорокиной Н.В. единолично

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ливенцевой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Берга О.В. г.Воронеж (ОГРНИП 304366307900192, ИНН 366300337355),

к Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600933003, ИНН3616001399),

о признании незаконным отказа от внесения изменений в разрешение на строительство и в схему планировочной организации земельного участка,

При участии в заседании:

от заявителя – Берг О.В., предприниматель, документ, удостоверяющий личность – паспорт, Пилипенко Е.И., представитель по доверенности от 01.02.2012

от Администрации – Долгополова Н.В. главный специалист по доверенности №3516 от 21.09.2011,

установил:

Индивидуальный предприниматель Берг Олег Викторович, г. Воронеж (далее по тексту – заявитель, ИП Берг О.В.) с учетом уточненных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, Воронежская область, с. Новая Усмань (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа от замены схемы планировочной организации земельного участка на представленную заявителем уточненную схему и от внесения изменений в разрешение на строительство от 26.01.2012 № RU 36516309-18-12 в части Ф.И.О. застройщика и изменений, вытекающих из уточненной схемы планировочной организации земельного участка.

Определением от 20.12.2012, в порядке ст. 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Комарову Светлану Валериевну (г. Воронеж, ул. Свободы, д. 10, кв. 66).

Дело, в порядке ст. 123,156,200 АПК РФ рассмотрено в отсутствие третьего лица Комаровой С.В.

Администрация требования не признает, считает их не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 22.01.2013 для представления заявителем дополнительных пояснений по делу..

Из материалов дела следует, что Комарова С.В. является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 696 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, с. Рождественская Хава, ул. К.Маркса,36а.

26 января 2012 года администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области Комаровой СВ. выдано разрешение на строительство № RU36516309-18-12 индивидуального жилого дома размером 9.0x11.65 м., общей площадью 61,8 кв.м., жилой 31,3 кв.м. Срок действия данного разрешения до 26 января 2022 года.

02 октября 2012 года между Комаровой СВ. (арендодатель) и Бергом О.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка. Согласно п.1 арендодатель обязуется предоставить за плату, а арендатор - принять во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, с.Рождественская Хава, ул. Карла Маркса,36а, площадью 696 кв.м. с кадастровым № 36:16:2601006:148, целевое назначение - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

23 октября 2012 О.В. Берг и С.В. Комарова, направили администрации Новоусманского муниципального района уведомление о заключении ими договора аренды от 02.10.2012 на земельный участок по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, Рождественская Хава, ул. К. Маркса д. 36а, с просьбой внести изменения в разрешение на строительство от 26.01.2012г. № RU36516309-18-12 в части Ф.И.О. застройщика согласно ч. 21.14, 21.16 ст. 51 ГрК РФ и изменения характеристик объекта капитального строительства, а также заявление о замене схемы планировочной организации земельного участка на уточненную.

Однако, как утверждает заявитель, администрация ответила устным отказом и пояснила, что договор аренды заключен на срок менее 10 лет, хотя срок действия разрешения на строительство индивидуального жилого дома составляет согласно ч. 19 ст. 51 ГрК РФ 10 лет; договор аренды не зарегистрирован в Управлении Росреестра по Воронежской области; уточненная схема планировочной организации земельного участка выполнена не специализированной организацией и не содержит необходимых данных.

Администрация факт устного отказа о внесении в разрешение на строительство и замене схемы планировочной организации спорного земельного участка не оспаривает.

Указывая, что доводы администрации необоснованны, полагая, что срок аренды менее года не может быть основанием отказа в выдаче или переоформлении разрешения на строительство, а пункт 3 ч. 9 ст. 51 ГрК РФ устанавливает единственное требование к схеме планировочной организации земельного участка для индивидуального жилищного строительства — она должна иметь обозначение места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения заявителя, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Административному регламенту администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» целью разработки административного регламента является повышение качества исполнения и доступности результата предоставления Муниципальной услуги, создания комфортных условий для потребителей муниципальной услуги«Выдача разрешения на строительство». Административный регламент по предоставлению данной административной услуги определяет порядок, сроки и последовательность действий администрации Новоусманского района при предоставлении муниципальной услуги.

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на строительство.

В соответствии с ч.3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных дляпроживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Порядок выдачи разрешения на строительство капитального строительства, в том числе перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для получения такого разрешения, установлены в ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.

В силу п.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ,подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проект планировки территории и,   проектумежевания территории (в  случаестроительства, реконструкциилинейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства выдается на основании следующих документов: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участкас обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).

Правительство РФ на основании ст.ст. 51 и 55 Градостроительного Кодекса РФ своим постановлением от 24 ноября 2005 года № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвердило прилагаемые форму разрешения на строительство и форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698быларазработана Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство.

Утвержденная Приказом Минрегионразвития РФ 19 октября 2006 года № 120 Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство не содержит запрета на указание размера объекта строительства, а предусматривает, что в строке «Объект капитального строительства (наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики)» указываются: наименование объекта капитального строительства, в соответствии сутвержденной застройщиком или заказчиком проектной документацией: краткие проектные характеристики, в том числе, общая площадь объекта капитального строительства.

В связи с чем, администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области обоснованно внесены в разрешение на строительство краткие проектные характеристики объекта: размер и общая площадь индивидуального жилого дома.

В соответствии с ч. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

Также в соответствии с ч. 21.5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Таким образом, доводы заявителя о том, что при переходе права аренды на земельный участок необходимо внесение изменений в разрешение на строительство (в части указания Ф.И.О застройщика) несостоятельны.

Согласно п. 21.15 установлено, что основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является:

1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи;

2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;

3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260) (п.1 ст.263 ГК РФ).

Из представленной заявителем уточненной схемы планировочной организации земельного участка от 02 октября 2012 года следует, что общая площадь дома составляет 81,8 кв.м., а разрешение выдано на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 61,8 кв.м., в связи с чем, усматривается несоответствие площади строительства планируемого объекта и площади объекта, на строительство которого выдано разрешение.

В силу ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется, в частности, в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4).

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к реконструкциобъекта капитального строительства относится изменение его высоты, количества этажей, площади, объема.

Таким образом, поскольку в результате замены схемы планировочной организации земельного участка на уточненную от 02 октября 2012 года, будет изменена площадь объекта, исходя из положений законодательства, в том числе Градостроительного кодекса (с учетом пункта 4 части 17 статьи 51 Кодекса), в данном случае будут изменены параметры уже разрешенного строительства.

Кроме того, ни Градостроительным Кодексом РФ, ни Административным Регламентом администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по внесению изменений в схему планировочной организации земельного участка (замены одной схемы планировочной организации земельного участка на другую уточненную).

Также в соответствии с п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" должен содержать:

в текстовой части:

- характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

- обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент);

- технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

- обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;

- описание организации рельефа вертикальной планировкой;

- описание решений по благоустройству территории;

- зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для объектов производственного назначения;

- обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения;

- характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения;

- обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;

в графической части:

- схему планировочной организации земельного участка с отображением мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;

- границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии);

- зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии);

- решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;

- этапов строительства объекта капитального строительства;

- схемы движения транспортных средств на строительной площадке;

- план земляных масс;

- сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

- ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Это подтверждается также письмом Комитета по строительству и земельным отношениям ГД ФС РФ от 28.09.2011 года № 3.31-22/810.

На основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка значатся в этом перечне.

Следовательно, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства без выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к соответствующим видам работ не допускается, в случае если такие работы оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Учитывая изложенное, требования заявителя являются неправомерными и удовлетворению не подлежат.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 7-11,65,110,167,170,198-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия путем подачи жалобы в Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Н.В.Сорокина