ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-20105/2021 от 02.06.2022 АС Воронежской области

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж Дело № А14-20105/2021

«06» июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 02.06.2022

Полный текст решения изготовлен 06.06.2022

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Костиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шипиловой Д. А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>)

третье лицо - Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области, Воронежская область Рамонский район (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным ненормативного акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 11.03.2022, удостоверение адвоката),

от ответчика – ФИО2 (доверенность от 24.12.2021 №60-д, служебное удостоверение, диплом),

от третьего лица - не явился, извещен по правилам ст. 121-123 АПК РФ,

Дело слушалось 30.05.2022 в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 02.06.2022

УСТАНОВИЛ:

Администрация Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее – Управление, регистрирующий орган, административный орган), в котором просит признать незаконным решение об отказе государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 36:25:0800051:152 (далее – земельный участок 152) от 10.09.2021 №КУВД-001/2021-22208754/3, обязать осуществить государственную регистрацию.

В обоснование заявленного требования Администрация указала, что Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области имела полномочия на передачу заявителю земельного участка, который предназначен для общего пользования, в том числе благоустройства.

Управление в письменном отзыве по делу заявленное требование не признало, поскольку спорный земельный участок предоставлен для целей, не связанных с решением вопросов местного значения или предусмотренных уставом, правоустанавливающий документ не содержит сведений об обоснованности предоставления данного земельного участка, заявителем также не представлены иные документы, подтверждающие данный факт.

В судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали доводы заявления и отзыва на него, третье лицо, извещавшееся по правилам ст.ст.121-123 АПК РФ, явку своего представителя не обеспечило, письменный отзыв по делу не представило, судебное заседание проведено в соответствии с ч.ч.1,5 ст.156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 24.05.2022 Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области приняла постановление №557-и «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование Администрации Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельного участка из категории земель населенных пунктов», по которому земельный участок с кадастровым номером 36:25:0800051:152 площадью 75 м2, расположенный по адресу Российская Федерация, Воронежская область, Рамонский муниципальный район, Березовское сельское поселение, <...> из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: общее пользование территории, зона застройки индивидуальными жилыми домами – Ж1 предоставлен заявителю, при этом Администрация Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области обязана обеспечить регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.

Уведомлением от 10.06.2021 №КУВД-001/2021-22208754/1 государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на спорный земельный участок была приостановлена, уведомлением от 10.09.2021 №КУВД-001/2021-22208754/3 в регистрации права отказано.

Не согласившись с данным отказом, Администрация обратилась в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

В силу ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям, данным в п.1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.

Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ.

Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Как указывает п.1 ст.268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.

Как следует из п.2 ст.39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

3) казенным предприятиям;

4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном п.12 ст.3.4 настоящего Федерального закона;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Согласно п.2 ст.269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, по которому в содержание вида разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования» включены виды разрешенного использования с кодами улично-дорожная сеть 12.0.1 (размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств) а также благоустройство территории 12.0.2 (размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов).

В соответствии с п.19 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.

Согласно ч.1 ст.26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п.7).

Статьей 27 Закона №218-ФЗ установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст.26 данного Федерального закона.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (пп.1, 2 п.221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 278).

Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: наименование вида, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).

Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, которое состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.

В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.

Данный вывод содержит п.53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020).

Таким образом, в рассматриваем случае заявитель обратился за регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования на основании Постановления Администрации Рамонского муниципального района воронежской области от 24.05.2021 №557-И «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользовании Администрации Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области земельного участка из категории земель населенных пунктов», принятого уполномоченным органов в пределах компетенции и не признанного незаконным в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий.

Помимо этого, согласно представленным в материалы настоящего дела документам, 09.04.2021 состоялась конференция жителей села Березово Рамонского района Воронежской области по вопросу участия в отборе практик гражданских инициатив в рамках развития инициативного бюджетирования на территории Воронежской области в целях реализации постановления Правительства Воронежской области от 21.01.2019 №30, по итогам данной конференции были приняты решения принять участие в отборе практик и выбрать практику «Открытое пространство, обустройство территории въездной группы», расположенной по адресу <...> в рамках мероприятия «Территории въездных групп в населенные пункты» направления «открытое пространство».

Таким образом, использование спорного земельного участка соответствует виду разрешенного использования – благоустройство территории, а вопросы благоустройства территории в силу прямого указания ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

Доказательств обратного регистрирующим органом в материалы настоящего дела не представлено.

Таким образом, заявленное требование подлежит удовлетворению.

Поскольку заявитель и регистрирующий орган освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее распределении арбитражным судом не разрешается.

Руководствуясь ст. 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным уведомление от 10.09.2021 №КУВД-001/2021-22208754/3 об отказе в осуществлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский муниципальный район, Березовское сельское поселение, <...> с кадастровым номером 36:25:0800051:152 и обязать осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Березовского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) на земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский муниципальный район, Березовское сельское поселение, <...> с кадастровым номером 36:25:0800051:152.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья Костина И. А.