Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-21452/2017
«17» января 2018 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Поповой Л.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>), <...>,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>), <...>,
о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2017 по делу № 172.04-14.41 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ,
без вызова лиц, участвующих в деле,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИП ФИО1, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (УФАС по Воронежской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2017 по делу № 172.04-14.41 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ.
23.11.2017 настоящее дело было принято к рассмотрению суда в порядке упрощенного судопроизводства.
Материалы дела размещены на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 указанной статьи.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены согласно ст. 123 АПК РФ.
15.12.2017 от административного органа поступил отзыв на заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, с приложенными к нему материалами проверки.
Из материалов дела следует:
30.08.2017 при мониторинге сайтов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети на территории Воронежской области, в целях реализации государственного контроля за соблюдением требований ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле), через поисковые системы в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» был произведен поиск информации об официальном сайте ИП ФИО1 По результатам указанного поиска, информация об ИП ФИО1, в том числе об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров с ИП ФИО1 и о существенных условиях такого договора в поисковых системах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обнаружена.
Указанные данные зафиксированы в акте от 30.08.2017.
Таким образом, антимонопольным орган усмотрел в действиях ИП ФИО1 нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а следовательно и совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
30.08.2017 Управлением в адрес ИП ФИО1 был направлен запрос (исх. № 04-16/3661 от 30.08.2017), в соответствии с которым управление просило предоставить информацию о торговых объектах, имеющих единое коммерческое обозначение, посредством которых ИП ФИО1 осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами на территории Воронежской области, приложив документы, подтверждающие право собственности либо иное законное основание у данного лица на указанные объекты; информацию о наличии у индивидуального предпринимателя своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с указанием его адреса; информацию о том, заключает ли ИП ФИО1 договора на поставку продовольственных товаров с поставщиками соответствующих товаров.
14.09.2017 от ИП ФИО1 поступил ответ на запрос, в котором индивидуальный предприниматель подтвердил отсутствие официального сайта в сети «Интернет».
Уведомлением от 25.09.2017 № 04-16/4053 антимонопольным орган вызвал индивидуального предпринимателя для составления протокола по делу об административном правонарушении. Указанное уведомление получено индивидуальным предпринимателем 03.10.2017.
10.10.2017 государственным инспектором Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области ФИО2 был составлен протокол № 172.04-14.41 об административном правонарушении, в отношении ИП ФИО1 по части 1 статьи 14.41 КоАП РФ в отсутствие, надлежаще извещенного индивидуального предпринимателя.
Определением от 10.10.2017 № 04-16/4314 Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области назначило рассмотрение дела об административном правонарушении на 12 час. 00 мин. 19.10.2017.
Письмом от 10.10.2017 № 04-16/4394 Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области направило в адрес индивидуального предпринимателя копию протокола об административном правонарушении от 10.10.2017 № 172.04-14.41 и копию определения от 10.10.2017 № 172.04-14.41 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанное определение индивидуальным предпринимателем было получено 20.10.2017, что следует из почтового уведомления, представленного в материалы дела.
19.10.2017 заместителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области ФИО3 было вынесено постановление по делу № 172.04-14.41 о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 14.41 КоАП РФ с назначением индивидуальному предпринимателю наказания в виде предупреждения, в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя, надлежаще не извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие состава совершенного правонарушения.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суднаходит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ предусмотрено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо от отложении рассмотрения дела.
Законными представителями юридического лица в соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия, такое извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Согласно представленным УФАС по Воронежской области материалам дела об административном правонарушении, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении были получены индивидуальным предпринимателем, согласно почтовому уведомлению 20.10.2017, в то время как постановление по делу об административном правонарушении было вынесено 19.10.2017, т.е. в отсутствие сведений о надлежащем извещении индивидуального предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела.
Иных доказательств извещения индивидуального предпринимателя о времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в материалы дела административным органом не представлено.
Вынесение постановления при изложенных обстоятельствах влечет нарушение предоставленных КоАП РФ гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет, лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Учитывая изложенное, требование заявителя подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 207, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Воронеж от 19.10.2017 по делу № 172.04-14.41 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>), Воронежская обл., Рамонский р-н, п. ВНИИСС к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Л.В. Попова