АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-22774/2019
"21" января 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена "21" декабря 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено "21" января 2021 года
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Т.Н. Максимович
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.Н. Игнатовой,
к Управлению лесного хозяйства Воронежской области, г.Воронеж
1. о приостановлении исполнения постановления по делу об административном правонарушении №296 от 12.12.2019 до вступления в силу решения суда,
2. о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №296 от 12.12.2019, прекращении производства по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Порядин С.С. по доверенности от 23.12.2019 №777 сроком до 31.12.2020,
от Управления – Минаков С.Г. по доверенности от 30.12.2019 сроком до 31.12.2020
установил:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Воронеж" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о приостановлении исполнения постановления по делу об административном правонарушении №296 от 12.12.2019 до вступления в силу решения суда, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №296 от 12.12.2019, о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Представитель заявителя поддержал требования.
Представитель Управления лесного хозяйства Воронежской области возражал против удовлетворения заявления, считая постановление от 12.12.2019 законным и обоснованным.
В судебном заседании 14.12.2020 объявлялся перерыв по 21.12.2020.
Из материалов дела следует.
22.10.2019 государственным инспектором лесной охраны Пригородного филиала казенного учреждения Воронежской области "Лесная охрана" проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование лесного участка, расположенного в 27 выделе(-ах) 53 квартала Правобережного участкового лесничества Пригородного лесничества, который осваивается ФГБОУ ВО "ВГЛТУ", предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования площадью 20613135 кв.м., кадастровый номер 36:34:0000000:1022, зарегистрирован в собственность Российской Федерации.
В ходе осмотра с применением фотофиксации установлено, что в части выдела 27 квартала 53, входящего в состав государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава", расположенного в Центральном районе городского округа город Воронеж, без разрешительных и правоустанавливающих документов на использование ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" осуществило размещение распределительной подстанции ШРП-182 на общей площади 22 кв.м., чем допустило самовольное занятие (использование) указанного лесного участка.
Указанные действия являются нарушением статьи 7.9. КоАП РФ.
Уведомлением от 22.10.2019 №10/ОУ казенное учреждение Воронежской области "Лесная охрана"Управления лесного хозяйства Воронежской области известило ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" о необходимости явки 05.11.2019 для составления протокола об административном правонарушении, которое направлено почтовой связью и вручено обществу 25.10.2019.
05.11.2019 в отсутствие представителя общества государственным инспектором лесной охраны Пригородного филиала казенного учреждения Воронежской области "Лесная охрана" составлен протокол об административном правонарушении №26/16 от 05.11.2019, ответственность за которое предусмотрена ст.7.9 КоАП РФ.
Указанный протокол содержит уведомление о необходимости явки 20.11.2019 для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Протокол направлен почтовой связью и вручен обществу 07.11.2019.
Определением от 02.12.2019, полученным представителем общества 02.12.2019, продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении до 12.12.2019.
Постановлением от 12.12.2019, принятым в отсутствие представителя общества, ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" привлечено к административной ответственности за вышеуказанное нарушение по ст.7.9 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 200 000 руб.
Постановление направлено почтовой связью 20.12.2019.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд считает возможным изменить постановление в части избрания меры ответственности по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях (ч.1 ст. 207 АПК РФ).
Согласно ч. 6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, в отсутствие на то правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования или аренды на данный участок.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в самовольном занятии лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду и договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Согласно п.4 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (действовавшим в спорный период) лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты
В силу ст.7 Лесного кодекса РФ следует, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Право пользования лесными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, регламентировано ст.71 ЛК РФ путем предоставления юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 Лесного кодекса РФ.
По смыслу ст.26 Лесного кодекса РФ законное использование лесных участков осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ).
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция (в том числе ремонт) и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда осуществляется пользователем при обязательном оформлении соответствующих документов на участки, в частности: договора аренды, проекта освоения лесов и лесной декларации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.12.2012 36-АГ №947921, ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" на праве собственности принадлежит сооружение- газорегуляторный пункт №35/7, площадью 72,5 кв.м., расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.Тимирязева, 8р, который приобретен им в результате приватизации на основании плана приватизации, утвержденного 13.07.1993 №1877.
Указанный шкафной разпределительный пункт ШРП-182 был введен в эксплуатацию согласно акту 04.03.1694.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами нахождение и использование ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" распределительной подстанции ШРП-182, расположенной в части выдела 27 квартала 53, входящего в состав государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава", расположенного в Центральном районе городского округа город Воронеж, в отсутствие договора на использование лесного участка, проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесной декларации, принятой в установленном порядке, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Данные доказательства, с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ, соответствуют критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
С учетом установленных обстоятельств и оценки материалов административного дела арбитражный суд считает доказанным факт наличия в действиях акционерного общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление составлены компетентными лицами в пределах предоставленных полномочий.
Доказательств невозможности соблюдения обществом лесного законодательства Российской Федерации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Исходя из объекта посягательства и обстоятельств совершения правонарушения, а также отсутствия исключительности, - оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 данной статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пунктом 3.2 указанной статьи установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно пункту 3.3. указанной статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкцией ст.7.9 КоАП РФ минимальный штраф для юридических лиц установлен в размере 200 000 руб.
Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.
Таким образом, деяние ОАО "Газпром газораспределение Воронеж", предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ совершено впервые (доказательств обратного в материалы дела не представлено), не повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, так же не создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
При таких обстоятельствах, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреда, суд считает возможным с учетом объективной оценки доказательств снизить минимальную меру наказания в виде штрафа до 50 000 руб.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом (п.3 ч.4 ст.211 АПК РФ).
На основании изложенного суд, не находит оснований для отмены оспариваемого постановления, но в тоже время усматривает основания для изменения назначенного ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" оспариваемым постановлением административного штрафа, снизив его до 50 000 руб.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 207, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать открытому акционерномуобществу "Газпром газораспределение Воронеж" (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885) г.Воронеж в удовлетворении заявленных требований.
Постановление Управления лесного хозяйства Воронежской области по делу об административном правонарушении №296 от 12.12.2019 о привлечении открытого акционерногообщества "Газпром газораспределение Воронеж" (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885) к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначения административного наказания.
Назначить открытому акционерномуобществу "Газпром газораспределение Воронеж" (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885) административное наказание за совершенное административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Т.Н. Максимович