АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-2545/08
«23» июня 2008 года 70/23
Судья Арбитражного суда Воронежской области Максимович Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Максимович Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области
третье лицо: ФИО1
об оспаривании отказа от 07.03.2008г. №25/2008-141 в государственной регистрации права федеральной собственности на комнату в коммунальной квартире общей площадью 13,3 кв.м., расположенную по адресу: <...>, комната 2 и обязании зарегистрировать право федеральной собственности на комнату в коммунальной квартире
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2008г. №12-29 (сроком до 31.12.2009г.)
от Управления ФРС по Воронежской области – ФИО3, представитель по доверенности от 03.03.2008г. №41-д (сроком до 31.12.2008г.)
из вызванных в судебное заседание не явились:
третье лицо(ФИО1) – надлежаще извещено,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее по тексту – ответчик) от 07.03.2008г. №25/2008-141 в государственной регистрации права федеральной собственности на комнату в коммунальной квартире общей площадью 13,3 кв.м., расположенную по адресу: <...>, ком. 2, обязании ответчика зарегистрировать право федеральной собственности на вышеназванную комнату в коммунальной квартире.
Дело рассматривается в отсутствие третьего лица – ФИО1, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).
Управление ФРС по Воронежской области требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
В судебном заседании 16.06.2008г. объявлялся перерыв до 23.06.2008г. в порядке статьи 163 АПК РФ.
Из материалов дела следует.
21.01.2008г. Российская Федерация в лице представителя уполномоченного органа ТУФАУФИ по Воронежской области обратилась в Управление ФРС по Воронежской области с заявлениями о регистрации права собственности комнату в коммунальной квартире, общей площадью 13,3 кв.м., расположенную по адресу: <...>, комната 2.
Сообщением от 07.03.2008г. №25/2008-141 заявителю отказано в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (далее по тексту – Закон №122-ФЗ), поскольку представленная на государственную регистрацию выписка из реестра федерального имущества не является правоустанавливающим документом.
Не согласившись с данным отказом, считая, что его совершением Управление ФРС по Воронежской области нарушило права и законные интересы Российской Федерации как собственника спорного объекта недвижимости, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований ТУФАУФИ по Воронежской области указывает на предоставление в Управление ФРС по Воронежской области всех необходимых для регистрации документов. ТУФАУФИ по Воронежской области также указывает на то, что основанием для осуществления государственной регистрации права федеральной собственности является представленная заявителем выписка из реестра федерального имущества.
При этом ТУФАУФИ по Воронежской области ссылается на пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также на пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 года №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункты 7, 8 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений (утверждены Приказом Росрегистрации от 6 августа 2007 года №176).
Управление ФРС по Воронежской области в обоснование правомерности своих действий указывает на то, что выписка из реестра федерального имущества не является правоустанавливающим документом в силу статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ. Выписка из реестра федерального имущества носит информационный характер.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации в силу статьи 125 ГК РФ своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 года №691), Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432), Агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе, права акционера в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Согласно статье 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (часть 1 статьи 18 Федерального закона №122-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленный статьей 17 Федерального Закона №122-ФЗ, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов (абзац 2 пункта 1 статьи 17 Закона), а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (абзац 9 пункта 1 статьи 17 Закона).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона №122-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В качестве документа – основания для государственной регистрации права федеральной собственности на комнату в коммунальной квартире, расположенную по адресу: <...>, комната 2, ТУФАУФИ по Воронежской области была представлена выписка из реестра федерального имущества от 03.04.2008г. №713.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 года №8 субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Изложенное в указанном Постановлении Пленума ВАС РФ толкование должно учитываться судами в целях обеспечения единства правоприменительной практики.
Таким образом, выписка из реестра федерального имущества от 03.04.2008 №713 является правоподтверждающим документом в отношении права федеральной собственности на указанную комнату в коммунальной квартире (абзац 9 пункта 1 статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ).
С учетом изложенного, доводы Управления ФРС по Воронежской области судом не принимаются.
Таким образом, представленные заявителем на регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в федеральной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона №122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.
Противоречия между заявленными и зарегистрированными правами на спорный объект недвижимости Управлением ФРС по Воронежской области не установлено, споры о праве отсутствуют. Доказательств обратного участвующими в деле лицами не представлено.
При указанных обстоятельствах, у Управления ФРС по Воронежской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на комнату в коммунальной квартире, расположенную по адресу: <...>, комната 2, за Российской Федерацией.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Управлением ФРС по Воронежской области не представлены доказательства правомерности и обоснованности совершения оспариваемого отказа.
С учетом изложенного, требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Управление ФРС по Воронежской области и подлежат взысканию с него в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1, 13, 16, 17, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьями 4, 7-11, 65, 110, 156, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области от 07.03.2008г. №25/2008-141 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на комнату в коммунальной квартире, расположенную по адресу: <...>, комната 2, как не соответствующий положениям Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на комнату в коммунальной квартире, расположенную по адресу: <...>, комната 2.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, расположенного по адресу: <...> (зарегистрировано в ЕГРЮЛ 29.09.2006г. за ОГРН <***>) государственную пошлину в сумме 2 000 рублей в доход федерального бюджета.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия через суд, вынесший решение.
Судья Т.Н. Максимович