АРБИТРАЖНИЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Воронеж Дело №А14-3363/2020
«31» марта 2021г.
Резолютивная часть решения вынесена 17.02.2021
Решение в полном объеме изготовлено 31.03.2021
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Федосовой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курсаковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
о признании незаконными и отмене постановления и представления по делу №036-04/9.21-17/2020 от 14.02.2020,
третье лицо: - ООО «ПС Отрадное» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Воронеж,
при участии в заседании:
от ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - ФИО1, представитель по доверенности №Д-ВР/23 от 30.04.2020, диплом, удостоверение личности – паспорт;
от Воронежского УФАС России – ФИО2, ведущий специалист – эксперт по доверенности от 15.12.2020 №04-16/9065, диплом, удостоверение личности – служебное удостоверение;
от ООО «ПС Отрадное» - ФИО3, представитель по доверенности №15 от 15.06.2020, диплом, удостоверение личности – паспорт.
установил:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ПАО «МРСК ЦЕНТРА», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Воронежское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными постановления по делу №036/04/9.21-17/2020 об административном правонарушении от 14.02.2020 и представления от 14.02.2020.
Определением суда от 17.03.2020 заявление принято судом к производству, судебное заседание назначено на 22.04.2020.
Одновременно указанным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ПС Отрадное».
Рассмотрение дела судом неоднократно откладывалось для предоставления дополнительных доказательств.
На основании определения суда от 21.12.2020 судебное разбирательство по делу было отложено на 03.02.2021.
Все лица, участвующие в деле, обеспечили явку полномочных представителей в судебное заседание назначенное на 03.02.2021.
Судом в судебном заседании 03.02.2021 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10.02.2021, затем продлялся до 17.02.2021.
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, а также письменных пояснениях.
Представитель Воронежского УФАС России возражала относительно удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, а также письменных возражениях.
Представитель третьего лица возражала относительно удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, поддержала правовую позицию Воронежского УФАС России.
Из материалов дела следует, что 31.08.2018 ООО «ПС Отрадное» обратилось в ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя – подстанции электрической ПС 110/10кВ (жилой микрорайон), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5400001:1407 по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, центральная часть кадастрового квартала 36:16:5400001), к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго», с количеством точек присоединения -2. Максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 30 00 кВТ (по 15 000 кВТ по каждой точке присоединения), при напряжении 110 кВ. (т.3 л.д.122-124).
05.09.2018 ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» направило (исх.ВР-10-3/8110) копию заявления ООО «ПС Отрадное» от 31.08.2018 системному оператору – филиал ПАО «СО ЕЭС»- Воронежское РДУ для согласования проект индивидуальных технических условий, в соответствии с п.21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила ТП) (т.1 л.д.129).
С сентября 2018 года до января 2019 года между ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» и ООО «ПС Отрадное» велась переписка по уточнению и представлению заявителем дополнительных сведений по заявке на технологическое присоединение (т.3 л.д. 125-145).
30.01.2019г. ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» письмом №МР1-ВР/26-1/704 уведомило ООО «ПС Отрадное» о нормативном продлении срока направления заявителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения, сославшись на пункт 30.5 Правил ТП и на необходимость подачи соответствующей заявки на технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию (ПАО «ФСК ЕЭС») для заключения договора (т.3, л.д. 146).
26.02.2019 в ПАО «ФСК ЕЭС» (вышестоящая сетевая организация) поступила заявка №РР/ЦА-МР1/607 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ПАО «МРС Центра» (в интересах ООО «ПС Отрадное») максимальной мощностью 30 МВт (т.2, л.д. 113).
В период с марта по июнь 2019 между ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» велась переписка по корректировке технических условий и предоставлению недостающих сведений (т.2 л.д.125-151; т.3 л.д. 1-2).
17.06.2019 ПАО «ФСК ЕЭС» письмом №М1/51/1476 уведомило ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» о принятии в работу заявки данного лица (т.3 л.д.3).
Между тем, 23.05.2019 ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» на обращение заявителя от 06.05.2019 исх. №06/0, письмом №МР1-ВР/10-27 повторно уведомило ООО «ПС Отрадное» о продлении срока направления заявителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения в связи с необходимостью заключения договора между ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «МРСК Центра» и дальнейшего утверждения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств. Также указанное уведомление содержит информацию о том, что после осуществления указанных мероприятий ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» намерено направить заявителю соответствующий договор (т.3 л.д.149-150).
21.06.2019 ПАО «ФСК ЕЭС» письмом №М1/51/1524 в соответствии со статьей 21 Правил ТП направило проект Технических условий на согласование системному оператору в филиал АО «СО ЕЭС»-ОДУ Центра. Технические условия указанными лицами после небольшой корректировки были согласованы и утверждены соответственно 25.07.2019 и 29.07.2019 (т.3 л.д.4-9, л.д. 19-28).
01.08.2019 ПАО «ФСК ЕЭС» (исх.№М1/51/1846) направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями в адрес ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго», которые получены последним 14.08.2019 (т.3 л.д. 11-28), что подтверждается почтовым идентификатором 11951732389528 (т.3 л.д.91).
На данную оферту ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» 28.12.2019 направило (исх.РР/ЦА/3590) в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» подписанный договор с протоколом разногласий (т.4 л.д.109), указанный договор был подписан окончательно ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» только 10.02.2020 (т.4 л.д. 111-118).
Вместе с тем, 11.09.2019 в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО «ПС Отрадное» на действия (бездействия) ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» в части несоблюдения порядка, сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя, сроков заключения договора с ООО «ПС Отрадное» и предоставления недостоверных сведений в адрес заявителя.
Антимонопольным органом в целях проверки фактов, изложенных в обращении ООО «ПС Отрадное», был направлен ряд запросов для предоставления необходимой информации как в адрес подателя жалобы, так и в адрес ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго», ПАО «ФСК ЕЭС».
В ходе рассмотрения обращения ООО «ПС Отрадное» и представленных документов от выше указанных лиц, Воронежским УФАС России были установлены признаки наличия события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
В отношении ПАО «МРСК Центра» возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения ч.2 ст.9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя, а именно в нарушении сроков, установленных для подписания направленной ПАО «ФСК ЕЭС» (вышестоящая сетевая организация) оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям или направлении мотивированного отказа от ее подписания (срок до 28.08.2019), а также в нарушении сроков по направлению ООО «ПС Отрадное» оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (срок до 10.12.2019).
29.01.2020 Воронежским УФАС России в отношении ПАО «МРСК Центра» в присутствии представителей общества был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.9.21 КоАП РФ по делу № 036/04/9.21-17/2020.
14.02.2020 Воронежским УФАС России были рассмотрены материалы административного дела № 036/04/9.21-17/2020 и вынесено постановление о признании ПАО «МРСК ЦЕНТРА» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.9.21 КоАП РФ и назначении ПАО «МРСК ЦЕНТРА» административного наказания в виде административного штрафа в размере 850 000 руб.
При этом административным органом учтено наличие повторности совершения административного правонарушения, что подтверждается постановлениями по делу об административном правонарушении от 22.03.2019 №036/04/9.21-44/2019, от 05.04.2019г. №036/04/9.21-66/2019, от 16.05.2019 по делу №036/04/9.21-117/2019, от 24.07.2919 по делу №036/04/9.21-187/2019, от 06.08.2019 по делу №036/04/9.21-200/2019, от 19.09.2019 по делу №036/04/9.21-267/2019, от 03.10.2019 по делу №036/04/9.21-311/2019, от 25.10.2019 по делу №036/04/9.21-336/2019, от 23.11.2019 по делу №036/04/9.21-312/2019 по части 2 ст.9.21 КоАП РФ.
Кроме того, антимонопольный орган, устанавливая размер штрафа, указал, что на момент рассмотрения административного дела заявитель не получил от ПАО «МРСК ЦЕНТРА» оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия (общий срок рассмотрения 555 рабочих дней), что повлекло наличие убытков у ООО «ПС Отрадное» в виде упущенной выгоды в размере 240000000 и неустойки в размере 5000000 руб.
Оспариваемым постановлением по делу №036/04/9.21-17/2020 об административном правонарушении от 14.02.2020 также было предписано (п.3) направить ПАО «МРСК ЦЕНТРА» представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения для исполнения.
Согласно указанному представлению ПАО «МРСК ЦЕНТРА» необходимо принять меры по устранению административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.
В этих целях исполняющему обязанности генерального директора – директору филиала ПАО «МРСК Центра» -«Воронежэнерго» ФИО4 необходимо совершить следующие действия:
1) издать распорядительный документ о недопущении сотрудниками филиала ПАО «МРС Центра» -«Воронежэнерго» действий по нарушению установленных Правилами требований, предусматривающих сроки осуществления процедур, связанных с заключением договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и выдачи технических условий;
2) довести указанный распорядительный документ до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входят обеспечение соблюдения филиала ПАО «МРС Центра» требований Правил;
3) обеспечить контроль за исполнением указанного распорядительного документа;
4) направить в ООО «ПС Отрадное» оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.
Срок выполнения пунктов 1-3 представления установлен один месяц со дня его получения ПАО «МРС Центра».
Срок выполнения пункта 4 представления – двадцать дней со дня установления Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области индивидуального тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта ООО «ПС Отрадное».
ПАО «МРСК ЦЕНТРА» не согласилось с постановление по делу №036/04/9.21-17/2020 об административном правонарушении от 14.02.2020 и указанным выше представлением, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При этом заявитель ссылается на то, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения; на необоснованность применения административным органом признака повторности совершения ПАО «МРСК Центра» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ; отсутствие в материалах административного дела доказательств, подтверждающих причинение ООО «ПС Отрадное» убытков в размере 240 000 000 руб. (упущенная выгода) и в размере 5 000 000 руб. (неустойка).
Рассмотрев имеющиеся материалы настоящего дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению ввиду следующего.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом (статья 4 АПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (ч.1 ст.207 АПК РФ).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражным судом определен параграфом 2 главы 25 АПК РФ (ст.ст.207-211).
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст.23.48 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП, отнесено к подведомственности должностных лиц органов Федеральный антимонопольный службы, ее территориальных органов.
Следовательно, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий.
В силу ч.1 ст.9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (ч.2 ст.9.21 КоАП РФ).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Порядок технологического присоединения к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (Правила № 861).
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В силу пункта 3 Правил № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими правилами.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения.
Из пункта 15 Правил следует, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
В случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, установленные пунктом 30(4) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 30.4 правил сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В соответствии с пунктом 15 правил, при необходимости согласования технических условий с системным оператором указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором.
В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения.
В соответствии с пунктом 21 Правил № 861 в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору.
Системный оператор в течение 15 дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и осуществляет согласование проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, а также присоединяемых объектов электросетевого хозяйства, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, и энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше.
В рассматриваемом случае системным оператором является АО «СО ЕЭС» ОДУ Центра.
Помимо этого, пунктом 41 Правил №861 предусмотрено, что сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций.
Пункт 43 Правил №861 определяет, что отношения между смежнымы сетевыми организациями регулируются в соответствии с общими нормами Правил ( т.е. через подачу заявки на технологическое присоединение, с соблюдением установленных Правилами сроков).
При этом статьей 15 Правил № 861 установлено, что заявитель (потребитель) подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
Таким образом, в случае применения статьи 41 Правил №861 при получении сетевой организации договора от вышестоящей сетевой организации, она должна в течение 10 рабочих дней с даты получения проекта договора, подписать и направить 1 экземпляр вышестоящей сетевой организации.
В соответствии с пунктом 15 Правил №861, а в случае несогласия с представленным вышестоящей сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель (потребитель) вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Для целей настоящих правил технологического присоединения под вышестоящей смежной сетевой организацией понимается смежная сетевая организация, электрические сети которой имеют более высокий класс напряжения.
Так в рассматриваемом деле для ПАО «МРСК ЦЕНТРА» вышестоящей смежной организацией является ПАО «ФСК ЕЭС».
Кроме того, в силу пункта 30 Правил № 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Согласно пункту 30.1 Правил № 861, в случае если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
В соответствии с пунктом 30.3 Правил №861 уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
В силу пункта 30.5 Правил №861 в случае если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо осуществление строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) сетевой организации необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объектов указанного заявителя.
Материалами дела подтверждается, что согласно заявлению ООО ПС «Отрадное» от 31.08.2018, поданному в ПАО «МРСК ЦЕНТРА», в целях технологического присоединения со сложным характером (индивидуальный проект, более высокая мощность энергопринимающих устройств) перед направлением потребителю проекта договора с техническими условиями для подписания необходимо было осуществить ряд действий: согласование проекта технических условий с системным оператором; направление заявки техприсоединения в вышестоящую сетевую организацию и заключение соответствующего договора с ней; направление заявления об установлении платы в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и ее утверждение.
При этом как указывалось выше сетевая организация, получив от вышестоящей (смежной) сетевой организацией проект договора, в рамках регулируемых ст.41 Правил №861, должна в течении 10 дней подписать договор или направить соответствующий отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.08.2019 в ПАО «МРСК Центра» поступила от ПАО «ФСК ЕЭС» оферта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.
Однако ПАО «МРСК ЦЕНТРА» не направило в установленный 10-дневный срок (ст.15 Правил) подписанный договор или мотивированный отказ от подписания проекта договора на присоединение со смежной сетевой организацией.
Как установлено судом, договор между сетевыми организациями был подписан лишь 10.02.2020.
Объективные причины, не позволяющие направить соответствующий подписанный договор или отказ от его подписания в установленные сроки (10 дней), заявителем не приведены и не доказаны.
Также отсутствуют доказательства невозможности в более сжатые сроки подписать договор с ПАО «ФСК ЕЭС», поскольку от даты (14.08.2019) получения оферты от вышестоящей сетевой организации и даты (10.02.2020) его подписания прошло почти шесть месяцев, при этом договор с вышестоящей организацией был подписан с несущественными разногласиями.
Таким образом, не совершение указанных действий влечет за собой и увеличение сроков по направлению заявления об утверждения платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объекта указанного ООО ПС «Отрадное». И как следствие затягивает сроки по направлению заявителю договора на технологическое присоединении с техническими условиями, согласованными с системным оператором, а также с приложением решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения).
На основании изложенного, антимонопольный орган правомерно привлек заявителя к административной ответственности за нарушения Правил №861 в части нарушения сроков (10 дней) на подписание или направление отказа по подписанию договора с вышестоящей сетевой организацией (статья 15 Правил).
Что касается сроков по направлению оферты договора заявителю до 10.12.2019г., суд находит, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении отсутствовало событие правонарушения, поскольку срок по направлению оферты заявителю связан еще и с получением решения об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Срок по направлению оферты заявителю в силу пункта 30.5 Правил №861 продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Поскольку на момент возбуждения административного дела в отношении ПАО «МРСК ЦЕНТРА» решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не было принято, то считать, что нарушены сроки, предусмотренные статьей 15 Правил №861, по направлению оферты заявителю преждевременно, ввиду того, что направление оферты возможно только после утверждения соответствующих тарифов указанным решением уполномоченного органа.
Таким образом, сроки, предусмотренные абзацем 3 ст. 15 Правил №861, в части направления в установленные сроки оферты договора потребителю при указанных выше обстоятельствах со стороны ПАО «МРСК ЦЕНТРА» нельзя считать нарушенными.
На основании изложенного позиция антимонопольного органа о том, что договор должен быть направлен ООО ПС «Отрадное» в соответствии с пунктами 30.1, 30.3 абзаца 3 пункта 15 Правил №861 до 10.12.2019 является несостоятельной, и привлечение ПАО «МРСК ЦЕНТРА» по данному основанию незаконным, как указывал суд выше, ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Между тем, действия ПАО «МРСК-Центра», выразившиеся в нарушении срока, предусмотренного пункта 15 Правил №861, в части направления в десятидневный срок подписанного договора либо отказа от подписания в смежную сетевую организацию, являются нарушением предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Доказательств обратного суду не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Поскольку ПАО «МРСК Центра» не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на выполнение предписанных Правилами №861 действий, и учитывая повторное совершение им однородных правонарушений в течении года, суд приходит к выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих вину общества, судом не установлено.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).
С учетом изложенного, при наличии постановлений о привлечении ПАО «МРСК Центра» к административной ответственности ранее, квалификация административным органом деяния общества по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ в данном случае является правомерной.
Доводы заявителя о неправомерности применения ч.2 ст.9.21 КоАП РФ судом отклоняются за несостоятельностью.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
В силуст. 3.1КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
В противном случае цели административного наказания, указанные в части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, не будут реализованы, а административное наказание превратится из меры ответственности в средство ограничения конституционного права каждого на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Это будет противоречить Конституции Российской Федерации и сущности института юридической ответственности, указанной в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1 ст.4.1 КоАП).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Между тем, назначенный ПАО «МРСК-Центра»штраф в размере 850 000 руб. суд находит подлежащим снижению до 600 000 руб.
Как установлено судом, ранее неоднократно ПАО «МРСК Центра» привлекалось к административной ответственности и к данному лицу неоднократно применялись положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при этом штраф в размере 600 тыс. снижался до 300 тыс., также к данному лицу применялся штраф в минимальном размере, что подтверждается представленными в материалы дела постановлениями об административных правонарушениях (т.3 л.д.161-166, т.2 л.д.1-32).
Вместе с тем, нарушения со стороны ПАО «МРСК Центра» сроков, предусмотренных Правил №861, продолжаются.
При этом, в рассматриваемом случае, с учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствиями, суд считает, что отсутствуют исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения штрафа ниже низшего.
Однако, применение к ПАО «МРСК Центра» штрафа в размере 850 000 руб. суд находит чрезмерным.
С учетом правомерности привлечения сетевой организации к административной ответственности за нарушение сроков только по направлению в смежную сетевую организацию подписанного договора или отказа о его подписании, при достаточно высоком минимальном штрафе, суд считает правомерным привлечение ПАО «МРСК Центра» к административной ответственности и назначении наказания виде в минимального штрафа – 600 000 руб.
Довод антимонопольного органа о наличии возможных убытков у ООО ПС «Отрадное» суд находит несостоятельным, ввиду его недоказанности, в связи с чем данное обстоятельство не может быть учтено при определении размера штрафа.
Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности ПАО «МРСК-Центра» подлежит изменению в части размера штрафных санкций.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФдолжностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Заявителем по настоящему делу также оспаривается выданное ПАО «МРСК Центра» в рамках административного дела №036/04/9.21-17/2020 Представление от 14.02.2020.
Поскольку судом установлено отсутствие события правонарушения, выраженного в нарушении сроков направления оферты в адрес ООО «ПС Отрадное», то представление в части предписанных действий по направлению в ООО «ПС Отрадное» оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий (п.4) в срок 20 рабочих дней со дня установления Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области индивидуального тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта ООО ПС «Отрадное», применительно к части 1 статьи 29.13 КоАП РФ предписание в данной части является незаконным и подлежит отмене.
В остальной части Представление антимонопольного органа является исполнимым и законным.
Доводы заявителя о незаконности пунктов 1-3 Представления являются несостоятельными ввиду наличия нарушений, связанных с исполнением Правил №861 в установленные сроки, а также существующих полномочий у директора филиала по изданию соответствующих распорядительных документов о недопущении нарушений установленных Правил.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в части изменения размера назначенного ПАО «МРСК Центра» административного штрафа (с 850 000 руб. до 600 000 руб.), а также признания частично незаконным Представление антимонопольного органа.
В удовлетворении остальной части требований следует отказать.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1, частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14.02.2020 по делу № №036-04/9.21-17/2020 об административном правонарушении в части назначения наказания, назначив публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания центра» (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Москва, административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере 600 000 руб.
Признать незаконным и отменить представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14.02.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в части необходимости осуществления ПАО «МРСК Центра» действий по направлению в ООО ПС «Отрадное» оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий в срок 20 (рабочих) дней со дня установления Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области индивидуального тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта ООО ПС «Отрадное».
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья С.С. Федосова