ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-3592/17 от 13.06.2017 АС Воронежской области

  Решения арбитражных судов. Электронное правосудие         // .b-popupDocumentBody{ font-size: 12px; font-family: arial,sans-serif; } .b-popupDocumentBody .text{ color: #383c45; padding: 0 20px 20px 20px; } .b-popupDocumentBody .text h1, .b-popupDocumentBody .text h2, .b-popupDocumentBody .text h3, .b-popupDocumentBody .text h4, .b-popupDocumentBody .text h5, .b-popupDocumentBody .text h6 { margin: 10px 0; text-align: center; background: none; color: #383c45; } .b-popupDocumentBody .text p{ margin: 10px 0; } .b-popupDocumentBody .image{ text-align: center; padding: 20px 20px 0 20px; margin-bottom: 40px; } ////  

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж Дело №А14-3592/2017

«14» июня 2017 г.

Резолютивная часть решения оглашена «13» июня 2017 года.

Мотивированное решение изготовлено «14» июня 2017 года.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи А.В. Кочеткова,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Д. Пинахиной

с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Лискинскому району Воронежской области (ОГРН 1023601511768, ИНН 3652006650), Воронежская область, г. Лиски

к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка «Детский сад №5» (ОГРН 1023601514309, ИНН 3652005783), Воронежская область, г. Лиски

о взыскании финансовых санкций в размере 18 000 руб. 00 коп. за непредставление страхователем сведений о застрахованных у него лицах в срок, установленный п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Калининой И.Ю. по доверенности б/н от 09.01.2017,

от ответчика – не явился, извещено надлежаще,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лискинскому району Воронежской области (далее – заявитель, ГУ-УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области, территориальный орган пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка «Детский сад №5» (далее – ответчик, МБДОУ ЦРР «Детский сад №5», Учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций в сумме 18 000 руб. 00 коп. за непредставление страхователем сведений о застрахованных у него лицах в срок, установленный п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон №27-ФЗ).

Определением суда от 21.03.2017 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В течение сроков, установленных определением суда от 21.03.2017, в материалы дела поступили письменные возражения МБДОУ ЦРР «Детский сад №5», в которых ответчик просит суд отказать территориальному органу пенсионного фонда в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что возникшие технические ошибки относительно заполнения реквизитов ИНН плательщика в программе сдачи отчетности страхователь не мог исправить самостоятельно. Как указывает МБДОУ ЦРР «Детский сад №5», отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года был сдан ответчиком 05.05.2016, но не был принят ГУ-УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области, в связи с тем, что сведения об ИНН плательщика были представлены в виде 12 знаков, а требования к формату СЗВ-М предусматривают представление данных об идентификационном номере налогоплательщика - юридического лица в виде 10 знаков. Однако правильное заполнение реквизитов ИНН плательщика не было предусмотрено программным обеспечением или разработчиками программы. Протокол проверки первично представленной отчетности за апрель МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» получило по электронным каналам связи 11.05.2016, т.е. за пределами срока сдачи отчетности.

Как утверждает ответчик, он неоднократно обращался за помощью к ГУ-УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области, которое, в свою очередь, обращалось в «Московское управление ПФР». После устранения ошибок программного обеспечения отчет был сдан 24.06.2016, т.е., за пределами установленного двухнедельного срока.

При вынесении решения МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» просило суд учесть наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а именно: отсутствие причинения вреда государственным и общественным интересам, совершение правонарушения впервые, сдача данного отчета впервые.

Материалы дела размещены на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением суда от 19.05.2017 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства, в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств.

В порядке статей 123, 136 АПК РФ дела рассматривалось в отсутствие ответчика.

Представитель ГУ-УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области поддержала заявленные требования, ходатайствовала о приобщении к материалам дела распечатки данных о сданных МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» отчетах с мая по декабрь 2016 года, распечатки данных о сданных иными организациями отчетах 05.05.2016, распечатки, подтверждающей сдачу ответчиком отчета по форме СЗВ-М за апрель 2016 года 24.06.2016 с указанием времени его отправления и получения заявителем.

Указанные документы приобщены к материалам дела.

Представитель территориального органа пенсионного фонда пояснила, что наряду с МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года сдавался иными детскими садами, школами, у которых не возникло технических проблем при заполнении формы СЗВ-М и отчеты были сданы в установленный законодательством срок.

Кроме того, представитель ГУ-УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области указала, что несвоевременное представление страхователями сведений о застрахованных у них лицах приводит к нарушению пенсионных прав граждан, поскольку орган пенсионного фонда не получает актуальную информацию о том, кто из пенсионеров работает и не имеет права на индексацию, а кто из них уволился, а значит, вправе претендовать на повышение социальных выплат.

На основании части 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание при отсутствии возражений со стороны лица, участвующего в деле.

Представитель заявителя осталась на прежней позиции.

Из материалов дела следует.

МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» зарегистрировано в ГУ-УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области в качестве страхователя 21.02.2000.

ГУ-УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона №27-ФЗ в отношении страхователя - МБДОУ ЦРР «Детский сад №5».

По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 36 застрахованных лиц ответчика, выразившееся в несвоевременном представлении ежемесячной отчетности «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М за апрель 2016 года.

Так, пенсионным фондом установлено, что отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года был представлен ответчиком по телекоммуникационным каналам связи 05.05.2016 с ошибками: вместо ИНН плательщика 3652005783 был указан ИНН 003652005783.

11.05.2016 страхователю был направлен отрицательный протокол входного контроля, а также протокол для устранения ошибок в двухнедельный срок. Однако МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» предоставило отчет с исправленными сведениями по форме СЗВ-М (тип формы «дополняющая») за апрель 2016 года только 24.06.2016.

В связи с чем, должностным лицом ГУ-УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.08.2016 № 046S18160000713.

Из содержания акта следует, что ответчиком нарушен пункт 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2016 года при сроке представления не позднее 10.05.2016 фактически представлены 24.06.2016.

Акт от 15.08.2016 № 046S18160000713 направлен в адрес МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» заказным письмом и им получен 23.08.2016, согласно уведомлению о вручении.

08.09.2016 от отдела образования администрации Лискинского муниципального района Воронежской области, представляющего интересы ответчика, поступили письменные возражения на акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.08.2016 № 046S18160000713.

Из содержания письменных возражений следует, что МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» не признает своей вины в совершении выявленного территориальным органом пенсионного фонда нарушения, поскольку, по мнению Учреждения, отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года был представлен в установленные законом сроки, а неправильное заполнение ИНН плательщика было обусловлено недоработкой программного обеспечения.

По результатам рассмотрения материалов проверки 16.09.2016 начальником ГУ-УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области, в отсутствие представителя ответчика, вынесено решение №046S19160001698 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде наложения штрафа в размере 18 000 руб. (по 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица).

Указанное решение получено МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» 23.09.2016, согласно уведомлению о вручении.

Требование от 17.10.2016 №046S01160211901 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства, в котором заявитель предложил Учреждению в срок до 07.11.2016 уплатить 18 000 руб., получено ответчиком 26.10.2016.

Страхователем подана жалоба на вышеуказанное решение, по результатам рассмотрения которой решение от 16.09.2016 №046S19160001698 оставлено в силе.

Неисполнение МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» требования от 17.10.2016 №046S01160211901 послужило основанием для обращения территориального органа пенсионного фонда в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Частью 17 статьи 17 Закона №27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 АПК РФ).

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона №27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

Соответствующие сведения за апрель 2016 года должны быть представлены страхователями не позднее 10.05.2016.

Из материалов дела усматривается, что отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года был представлен в территориальный орган пенсионного фонда МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» 05.05.2016, но не был принят заявителем, в связи с ошибкой, допущенной Учреждением при заполнении ИНН плательщика.

Согласно пункту 34 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", действовавшего в спорный период, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Пунктом 41 Инструкции также установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

  Кроме того, статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ закрепляет право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исправленные сведения по форме СЗВ-М (тип формы «дополняющая») за апрель 2016 года представлены Учреждением в ГУ-УПФ РФ по Лискинскому району Воронежской области 24.06.2016, т.е. за пределами установленного двухнедельного срока, что ответчиком не оспаривается.

Частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 этого Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Аналогичная ответственность с 01.01.2017 установлена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017).

Из материалов дела следует, что страхователем несвоевременно представлены сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в отношении 36 застрахованных лиц, следовательно, размер штрафа за допущенное нарушение составляет 18 000 руб. (500 * 36).

Исследовав материалы дела, суд не установил обстоятельств, которые могут быть признаны судом исключающими вину страхователя.

Довод МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» о недоработки программного обеспечения несостоятелен, поскольку иные организации представили в территориальный орган пенсионного фонда отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года по телекоммуникационным каналам связи в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).

Кроме того, на исправление ошибочных сведений страхователю предоставляется двухнедельный срок.

Из распечатки данных о сданных ответчиком отчетах за период с мая по декабрь 2016 года усматривается, что отчет по форме СЗВ-М за май 2016 год сдан МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» 06.06.2016. Указанный факт также опровергает довод ответчика о недоработки программного обеспечения и невозможности самостоятельного исправления технической ошибки при заполнении реквизитов ИНН плательщика в программе сдачи отчетности.

Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которая с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ признана утратившей силу.

Постановлением от 19.01.2016 № 2-П «По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области» Конституционный Суд РФ признал подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3).

Как следует из указанного Постановления, впредь до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в указанном Постановлении.

В рассматриваемом случае суд не усматривает пренебрежительного отношения ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, поскольку нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за апрель 2016 года было связано с введением новой формы отчетности, которая недостаточно была изучена ответчиком.

Кроме того, суд учитывает отсутствие умысла на совершение правонарушения, каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения правонарушения, совершение правонарушения впервые (иное заявителем не доказано) и статус ответчика, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств муниципального бюджета.

При таких обстоятельствах, взыскание с МБДОУ ЦРР «Детский сад №5» финансовой санкции в максимальном размере (18 000 руб.) повлечет за собой нарушение принципов справедливости и соразмерности наказания.

С учетом характера совершенного правонарушения, степени вины Учреждения, принимая во внимание, что размер штрафа подлежит определению таким образом, чтобы его взыскание выполняло воспитательную функцию, требование заявителя подлежит удовлетворению в части взыскания с ответчика финансовой санкции в сумме 500 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Вместе с тем суд, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, статус ответчика, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, и его имущественное положение, считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 213, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

удовлетворить в части заявленные требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Лискинскому району Воронежской области (ОГРН 1023601511768, ИНН 3652006650).

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - «Детский сад №5» (ОГРН 1023601514309, ИНН 3652005783; зарегистрированного в качестве юридического лица 10.12.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №11 по Воронежской области, юридический адрес: 397903, Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. 40 лет Октября, д. 29) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Лискинскому району Воронежской области (ОГРН 1023601511768, ИНН 3652006650; зарегистрированного в качестве юридического лица 29.10.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №11 по Воронежской области, юридический адрес: 397908, Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Лысенко, д. 42) финансовые санкции в размере 500 руб. за непредставление страхователем сведений о застрахованных у него лицах за апрель 2016 года в срок, установленный п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, г. Воронеж, ул. Платонова, д. 8, через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья А.В. Кочетков