Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-5100/2022
«05» августа 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 04.08.2022
Полный текст решения изготовлен 05.08.2022
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Костиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочарниковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиции недвижимость торги", г. Санкт-Петербург (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>), к Публичному акционерному обществу «Совкомбанк», г. Кострома (ОГРН <***>, ИНН <***>)
заинтересованное лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии представителей:
от Управления Росреестра по ВО – ФИО1 (доверенность от 26.12.2021 №101-Д, служебное удостоверение, диплом)
от иных лиц, участвующих в деле – не явились, извещены по правилам ст. 121-123 АПК РФ.
Дело слушалось 01.08.2022 в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 04.08.2022
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиции недвижимость торги" (далее – заявитель, Общество, юридическое лицо) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, к Публичному акционерному обществу «Совкомбанк» (далее – ответчики 1, 2, 3), в котором просит признать недействительными решение о приостановлении государственной регистрации права от 10.09.2021, выраженное в уведомлении от 10.09.2021 №КУВД-001/2021-435245572/2.
В обоснование заявленного требования Общество указало, что регистрирующий орган обязан был запросить недостающие документы в порядке межведомственного взаимодействия, у заявителя отсутствует возможность понудить ПАО «Совкомбанк» к подаче заявления.
Управление в письменном отзыве заявленное требование не признало, поскольку Обществом при подаче заявления о регистрации перехода права собственности не исполнены требования ст.50 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон №218-ФЗ), а именно не представлены заверенная надлежащим образом копия решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество а также заявление залогодержателя о переходе права.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы отзыва, иные участвующие в деле лица, извещавшиеся в порядке ст.121-123 АПК РФ, явку своих представителей не обеспечили, письменные отзывы не представили, судебное заседание проведено в соответствии с ч.ч.1,3,5 ст.156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12.10.2020 по делу №2-4414/2020, удовлетворены исковые требования ПАО «Совкомбанк» о расторжении кредитного договора с гражданином и обращении взыскания на предмет залога квартиры кадастровый номер 36:34:0506026:1015 (далее – квартира 1015) (л.д.29-33).
Протоколом заседания комиссии по подведению итогов аукциона по продаже арестованного имущества и об определении победителя от 19.08.2021 №180/176 признано победителем аукциона по продаже квартиры кадастровый номер 36:34:0506026:1015 Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиции недвижимость торги" (л.д.14-15).
23.08.2021 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области и Общество заключили договор купли-продажи №182/176 указанного имущества (л.д.16).
25.08.2021 Общество обратилось с регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на приобретенный объект.
К заявлению были приложены приказ от 26.04.2021 №1 о вступлении в должность генерального директора и бухгалтера общества, лист записи в ЕГРЮЛ от 26.04.2021, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 26.04.2021, устав Общества, договор купли-продажи от 23.08.2021 №182/176, акт приема-передачи арестованного имущества от 23.08.2021, протокол заседания комиссии по подведению итогов аукциона по продаже арестованного имущества и об определении победителя от 19.08.2021 №180/176 (л.д.88).
07.09.2021 вместе с заявлением о предоставлении дополнительных документов были представлены доверенности от 26.08.2021, от 29.08.2021, дополнение к доверенности от 26.08.2021, платежное поручение от 27.08.2021 №7, выписка из приказа от 31.08.2020 №1560 л/с (л.д.114).
Уведомлением от 10.09.2021 №КУВД-001/2021-35245572/2 государственная регистрация прав приостановлена в связи с непредставлением заявителем заверенной надлежащим образом копии решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество а также заявления залогодержателя о переходе права (л.д.141).
Помимо этого, в данном уведомлении указано на наличие актуальной записи о запрещении регистрации, внесенной на основании постановления судебного пристава-исполнителя.
15.10.2021 Общество вместе с заявлением о предоставлении дополнительных документов предоставило приказ от 26.04.2021 №1 о вступлении в должность генерального директора и бухгалтера общества, решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12.10.2020 по делу №2-4414/2020, справку ПАО «Совкомбанк» о закрытии кредитного договора от 13.10.2021, постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации от 03.09.2020, административное исковое заявление от 25.09.2021 (л.д.120).
Уведомлениями от 10.11.2021 №КУВД-001/2021-35245572/3, №КУВД-001/2021-35245572/5 государственная регистрация прав приостановлена в связи с отсутствием заявление залогодержателя о переходе права.
07.12.2021 ПАО «Совкомбанк» предоставило в Управление заявление о регистрации права собственности на квартиру 1015, поле чего 13.12.2021 в единый государственный реестр недвижимости внесена запись о праве собственности на указанную квартиру за ООО «Инвестиции и торги».
Полагая, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 10.09.2021 №КУВД-001/2021-35245572/2 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст.198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (ч.1 ст.3 Закона N 218-ФЗ).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.3 Закона N 218-ФЗ).
В силу п.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Часть 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ предусматривает, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статья 50 Закона №218-ФЗ устанавливает особенности осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него.
В силу ч.1 указанной нормы государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него по решению суда проводится на основании совместного заявления приобретателя и залогодержателя или заявления залогодержателя, оставляющего предмет ипотеки за собой, и представления копии решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество, надлежащим образом заверенной и скрепленной печатью суда, с отметкой о вступлении этого решения в законную силу и документы, подтверждающие реализацию заложенного имущества на торгах (протокол о результатах публичных торгов, договор купли-продажи, заключенный с лицом, выигравшим торги).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч.5 ст.18 Закона о регистрации).
В соответствии с ч.1 ст.29 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом №218-ФЗ оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу п.3 ч.1 ст.29 Закона №218-ФЗ осуществление правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов является составной частью процедуры государственной регистрации прав и включают в себя, в частности, проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) (пп.4 п.168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент)).
В силу п. 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются:
1) наличие всех необходимых документов;
2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;
3) необходимость направления межведомственного запроса;
4) действительность поданных заявителем документов;
5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;
6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти;
7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;
8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;
9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона №218-ФЗ).
Из п.п.227, 228 Административного регламента следует, что государственный регистратор прав проверяет сведения о наличии (или отсутствии) в органе регистрации прав документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав.
В случае если в ЕГРН или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений прав и обременений объектов недвижимого имущества имеется запись об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, осуществления в отношении данного объекта регистрационных действий, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, установленных до совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги, государственный регистратор прав принимает необходимые меры по получению дополнительных сведений посредством направления письменного запроса в соответствующий орган, принявший такое решение, о том, существовало ли (не было ли прекращено) на момент совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги ограничение, зарегистрированное в ЕГРН и препятствующее проведению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В п.7 ч.1 ст.26 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу п.п.5, 9 ст.26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В рассматриваемом случае оспариваемое уведомление выдано в связи с непредставлением заверенной надлежащим образом копии решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество.
Заявитель указывает, что данные документы регистрирующий орган имел возможность получить в порядке межведомственного взаимодействия.
Данный довод подлежит отклонению на основании п.66 Административного регламента, в силу которого орган регистрации прав не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в ч.6 ст.7 Закона N 210-ФЗ, в том числе за исключением документов, выданных (оформленных) в ходе гражданского или административного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решений, приговоров, определений и постановлений судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Таким образом, в силу указанного положения регистрирующий орган должен истребовать надлежащим образом заверенную копию решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество именно у лица, обращающегося за совершением регистрационных действий.
Предоставление заявления залогодержателя для государственной регистрации при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него по решению суда прямо предусмотрено ч.1 ст.50 Закона №218-ФЗ.
В соответствии с п.37 ч.1 ст.26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В п.83 Административного регламента указано, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в п.37 ч.1 ст.26 Закона №218-ФЗ, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии указанных в п.37 ч.1 ст.26 Закона №218-ФЗ ареста или запрета, о возврате залога залогодателю либо об обращении залога в доход государства.
В рассматриваемом случае при проведении правовой экспертизы представленных документов установлено наличие в ЕГРН записи о запрещении регистрации, внесенной 19.03.2019 №36:34:0505026:1015-36/069/2019-2 на основании Постановления судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП 12427/18/36017-ИП.
В связи с чем 10.09.2021 в адрес Службы судебных приставов направлен запрос №КУВД-001/2021-35245572 в порядке межведомственного взаимодействия для установления актуальности вышеуказанной записи.
Таким образом, с учетом непредставления для государственной регистрации предусмотренных ст.50 Закона №218-ФЗ документов, а также в связи с наличием в ЕГРН записи о запрещении регистрационных действий, регистрирующий орган обосновано приостановил регистрационные действия.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
С учетом результата рассмотрения настоящего спора государственная пошлина, уплаченная по платежному поручению от 29.11.2021 №13, подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья Костина И. А.