ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-5559-2019 от 05.02.2020 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж                                                                             Дело № А14-5559-2019

Резолютивная часть решения оглашена 05 февраля 2020 года

В полном объёме решение изготовлено 19 февраля 2020 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Симоновой И.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меньших В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления лесного хозяйства Воронежской области, г. Воронеж,

к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области, г. Воронеж,

о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 14, 16, 17 представления № 31-12-43/22-1041 от 21.02.2019,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен,

от заинтересованного лица: ФИО1, представитель по доверенности № 31-18/07/364 от 11.01.2019, паспорт,

у с т а н о в и л:

Управления лесного хозяйства Воронежской области (далее – заявитель, Управление ЛХ ВО) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области (далее – заинтересованное лицо, УФК по ВО) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 14, 16, 17 представления № 31-12-43/22-1041 от 21.02.2019.

Заявитель явку представителя не обеспечил, дело слушалось в порядке ст. 156 АПК РФ  в отсутствие надлежаще извещенного представителя Управления ЛХ ВО.

Представитель заинтересованного лица не согласен с доводами заявителя, просит в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзывах.

В судебном заседании 15.01.2020 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялись перерывы до 22.01.2020, 29.01.2020 и 05.02.2020.

Из материалов дела следует:

В период с 21.11.2018 по 25.12.2018 УФК по ВО на основании приказа № 646 от 20.11.2018 в соответствии с пунктом 27 раздела IIПлана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Воронежской области на 2018 год в отношении Управления ЛХ ВО была проведена выездная проверка использования средств из федерального бюджета, представленных на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений за период с 01.01.2016 по 31.12.2017.  

Результаты проверки отражены в акте от 25.12.2018, согласно которого Управление ЛХ ВО допустило ряд нарушений, а именно:

1) в 2016, 2017 годах в бухгалтерском учёте Управления лесного хозяйства Воронежской области на счёте 209.40 «Расчёты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» не отражались выставленные неустойки в рамках государственных контрактов(пункты 1, 2, 3, 4, 5 представления);

2) в 2016, 2017 годах в бухгалтерском учете Управления лесного хозяйства Воронежской области расходы по приобретению неисключительных лицензионных прав на программное обеспечение, предполагающих их использование в течение нескольких отчетных периодов, не учтены в составе «Расходов будущих периодов» на счёте 401.50; а также в бухгалтерской отчетности за 2016 год в результате не отнесения расходов будущих периодов на финансовый результат текущего финансового года по приобретению неисключительных прав на счете 401.50 «Расходы будущих периодов», допущено искажение отчетных данных по состоянию на 31.12.2016:

- по строке 625 формы по ОКУД 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» в сумме 118 009 рублей;

-    по строке 280 формы 0503121 «Отчёт о финансовых результатах деятельности» на сумму 129 517 рублей 52 копейки (пункты 12, 13 представления);

3) неправомерно возмещены расходы по найму жилого помещения в служебной командировке ФИО2 за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Воронежской области для осуществления переданных полномочий в области лесного хозяйства (пункт 16 представления);

4) неиспользованный в 2017 году (по состоянию на 01.01.2018) остаток наличных денежных средств в кассе управления лесного хозяйства Воронежской области в размере 10 рублей не перечислен в доход федерального бюджета в установленный законодательством Российской Федерации срок (пункт 17 представления).

21.02.2018 УФК по ВО в адрес заявителя было направлено представление 31-12-43/22-1041, которым на заявителя возложена обязанность рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и в срок до 01.04.2019 принять меры по устранению причин и условий их совершения.

Управление ЛХ ВО не согласилось с пунктами 1, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 14, 16, 17 представления № 31-12-43/22-1041 от 21.02.2019, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном  Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 4 АПК РФ).

Полномочия УФК по ВО по контролю в финансово-бюджетной сфере определены статьями 269.1, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», Положением об Управлении Федерального казначейства по Воронежской области, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316 (приложение № 39).

Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ)установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Частью 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ определено, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н)устанавливает единый порядок ведения бюджетного учетав органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственных академиях наук, казенных учреждениях, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации, иных юридических лицах, осуществляющих согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее - учреждения), финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющих составление и исполнение бюджетов (далее - финансовые органы), органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее - органы, осуществляющие кассовое обслуживание) (пункт 1 Инструкции № 162 н).

Учреждения,финансовые органы, органы, осуществляющие кассовое обслуживание, при ведении бюджетного учета руководствуются Единым планом счетов бухгалтерского учетадля органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н с учетом положений Инструкции № 162н (пункт 2 Инструкции № 162н).

В соответствии с пунктом 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н) для учета расчетов по суммам доходов, начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций (в том числе при администрировании доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности), применяется счет 020541000 «Расчеты с плательщиками по суммам принудительного изъятия».

Согласно пункту 220 Инструкции № 157н в иных случаях для учета расчетов по доходам, в том числе по суммам принудительного изъятия, и при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации применяется счет 020940000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».

Согласно пунктам 85, 86 раздела 2 Инструкции № 162н казенными учреждениями ведется счет 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», предназначенный, в том числе, дляотражения сумм задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг,(дебет счета 020940560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» и кредит счета 040110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»).

Соответственно, расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые предъявлены государственным заказчиком, в 2016, 2017 годах должны были отражаться по счету 0 209 41 000.

Таким образом, УФК по ВО обоснованно указано в оспариваемом представлении (п.п. 1, 2, 3, 4, 5), что Управлением ЛХ ВО не соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок отражения выставленных им неустоек в рамках государственных контрактов на счёте 209.40 «Расчёты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба».

В силу требований статьи 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 302 Инструкции № 157н для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в частности, расходов, связанных с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов, предназначен счет 0 401 50 ООО "Расходы будущих периодов".Отраженные по дебету данного счета расходы будущих периодов затем подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового годав порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Поскольку программное обеспечение является результатом интеллектуальной деятельности (объектом авторских прав), все вопросы, связанные с использованием программного обеспечения, ответственностью за нарушение исключительных прав на программное обеспечение регламентируются нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ программный продукт признается результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана.

В соответствии со статьей 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Согласно пункту 1 статьи 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

В отличие от договора об отчуждении исключительных прав, заключение лицензионного договора не влечет переход к лицензиату исключительных прав на программное обеспечение. Лицензиат приобретает лишь временное право на использование программного обеспечения в пределах и на условиях, определяемых лицензионным договором.

При этом согласно пункту 4 статьи 1235 ГК РФ в случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на 5 (пять) лет, если нормами ГК РФ не предусмотрено иное.

Согласно пункту 66 Инструкции № 157н плата учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности  (средств  индивидуализации)  в  виде  периодических  платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора относится на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

В связи с тем, что Управлением лесного хозяйства Воронежской области расходы по приобретению неисключительных лицензионных прав на программное обеспечение, предполагающих их использование в течение нескольких отчетных периодов, не учтены в составе «Расходов будущих периодов» на счёте 401.50, что повлекло за собой, в том числе, искажение отчетных данных в бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.12.2016.

Таким образом, оснований для признания пунктов 12, 13, 14 оспариваемого представления УФК по ВО не соответствующими действующему законодательству не имеется.

Согласно пункта 16 оспариваемого представления УФК по ВО в ходе проверки пришло к выводу о неправомерном возмещении Управлением лесного хозяйства ВО расходов по найму жилого помещения в служебной командировке ФИО2 за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Воронежской области для осуществления переданных полномочий в области лесного хозяйства.

Суд соглашается с выводами УФК по ВО ввиду следующего.

Как следует из представленных суду материалов проверки, распоряжением Правительства Воронежской области от 10.10.2016 № 1119-рл (далее – Распоряжение № 1119-рл) ФИО2 был командирован в г. Москва в Федеральное агентство лесного хозяйства сроком на 2 дня с 10.10.2016по 11.10.2016.

Финансирование командировочных расходов ФИО2 осуществлялось за счет средств субвенции, выделенной  Управлению лесного хозяйства Воронежской из федерального бюджета в соответствии с законом Воронежской области от 17.12.2015 «Об областном бюджете на 2016 год».

Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Общий порядок направления работников в командировки определен Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 (далее – Положение № 749).

Согласно пункту 7 Положения № 749, фактический срок пребывания работника в командировке определяется попроездным документам,представляемым работником по возвращении из командировки.

В случае проезда работника на основанииписьменного решения работодателяк месту командирования и (или) обратно к месту работы наслужебном транспорте,на транспорте, находящемся в собственности работника или в собственности третьих лиц (по доверенности), фактический срок пребывания в месте командирования указывается вслужебной записке, которая представляется работником по возвращении из командировки работодателюс приложением документов, подтверждающих использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, маршрутный лист, счета, квитанции, кассовые чеки и иные документы, подтверждающие маршрут следования транспорта).

При отсутствии проездных документов, документов по найму жилого помещения либо иных документов, подтверждающих заключение договора на оказание гостиничных услуг по месту командирования, в целях подтверждения фактического    срока    пребывания    в    месте    командирования    работником представляются служебная записка и (или) иной документ о фактическом сроке пребывания работника в командировке,содержащий подтверждение принимающей работника стороны (организации либо должностного лица) о сроке прибытия (убытия) работника к месту командирования (из места командировки).

В соответствии с Положением о порядке и условиях командирования гражданских служащих, утвержденным законом Воронежской области от 30.05.2005 № 29-ОЗ (далее - Закона № 29-ОЗ):

-   гражданские служащие направляются в служебные командировки по решению (приказу, распоряжению) представителя нанимателя или уполномоченного им лица соответствующего государственного органа на определенный срок для выполнения служебного задания (вне постоянного места прохождения гражданской службы) как на территории Российской Федерации, так и на территориях иностранных государств (пункт 1);

- направление   гражданских   служащих   в   служебные   командировки осуществляется представителем нанимателя или уполномоченным им лицом (пункт 3);

-  продление срока служебной командировки допускается в исключительных случаях, но не более чем на 5 дней, представителем нанимателя или уполномоченным им лицом с письменного согласия руководителя государственного органа (организации), в который командирован гражданский служащий, или уполномоченного этим руководителем лица (пункт 6).

Согласно пункту 3.2.2 Учетной политики Управления лесного хозяйства Воронежской области, утвержденной приказом Управления лесного хозяйства Воронежской области от 15.02.2016 № 41: «возмещение командированному сотруднику командировочных расходов осуществляется в размере, установленном действующим законодательством (федеральным и областным). Оплата командировочных расходов производится по фактическим расходам только на основании оправдательных документов. Оплата суточных и проживания в гостиничном номере производится по фактическим датам нахождения в командировке, но не более количества дней, указанных в приказе о направлении сотрудника в командировку. В случае необходимости командировка может быть продлена письменным распоряжением руководителя или его заместителя».

Пунктом 19 Закона № 29-ОЗ определено, что в случае вынужденной остановки в пути,командированному гражданскому служащему возмещаются расходы за найм жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, в размерах, установленных настоящим порядком и условиями.

Из представленных документов (авансовый отчет от 14.10.2016 № 000000103, платежное поручение от 18.10.2016 № 388882, расходный кассовый ордер от 19.10.2016 № 6) следует, чтоУправлением ЛХ ВО возмещены расходы ФИО2по найму жилого помещения в служебной командировке за 3дня, что на 1день больше срока, установленного Распоряжением № 1119-рл (проживал: в гостинице «Ибис Москва Павелецкая» с 10.10.2016 по 11.10.2016 – счет от 11.10.2016 № 133905 на сумму 7560 рублей; в гостинице «ВАЛС» с 11.10.2016по 12.10.2016 – счет от 11.10.2016 № 25129 на сумму 6 265 рублей).

Фактическое пребывание в командировке ФИО2 в течение трёх, а не двух дней заявитель обосновывает вынужденной остановкой в пути, вызванной поломкой автотранспорта.

Однако документы, подтверждающие факт вынужденной остановкиФИО2 (чеки, квитанции счета на ремонт автомобиля), а такжераспорядительный документ об изменении условий командировки, продления срока командировки, представлены не были.

Таким образом, с учетом вышеприведённых норм законодательства у Управления лесного хозяйства Воронежской области отсутствовали правовые основания для оплаты расходов по найму жилого помещения ФИО2 в период с 11.10.2016по 12.10.2016.

В пункте 17 оспариваемого представления УФК ВОсодержится указание на  не перечисление Управлением ЛХ ВО в доход федерального бюджета в установленный законодательством Российской Федерации срок неиспользованного в 2017 году остатка наличных денежных средств в кассе в размере 10 рублей.

Факт допущенного нарушения Управлением лесного хозяйства не оспаривается, однако заявителем указывается на неправомерность включения данного нарушения в предписание, ввиду того, что предусмотренный законом срок  перечисления остатка субвенции наступил не в 2017, а в 2018 году, на который не распространялась проверка.

Однако, пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт государственного органа может быть признан недействительным лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания указанных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что оспариваемое заявителем представление может быть признано незаконным лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия его закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статья 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

С учетом того, что заявитель не отрицает тот факт, что неиспользованный на 01.01.2018 остаток субвенции, подлежащий возврату в бюджет в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (п. 5 ст. 242 БК РФ), был возвращен Управлением ЛХ ВО в федеральный бюджет только в конце 2018 года (в период проведения проверки), то есть с нарушением установленного законом срока, суд приходит к выводу, что Управлением лесного хозяйства ВО не представлено суду убедительных доказательств нарушения оспариваемым пунктом предписания его прав и законных интересов.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что пункты 1, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 14, 16, 17 представления Управления Федерального казначейства по Воронежской области № 31-12-43/22-1041 от 21.02.2019 соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, а, соответственно, оснований для признания их недействительными у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                             И.В. Симонова.