ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-5641/2022 от 03.06.2022 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                               Дело № А14-5641/2022

«03» июня 2022 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Д.В. Ливенцевой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению 

закрытого акционерного общества «СВТ-СЕРВИС» (ОГРН <***> ИНН <***>), <...>,  

к Воронежской таможне (ОГРН <***> ИНН <***>), <...> Октября, д. 16,

о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2022 № 10104000-293/2022 о привлечении к административной ответственности  по ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ)

без вызова лиц, участвующих в деле,

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «СВТ-СЕРВИС» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «СВТ-СЕРВИС») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Воронежской таможни (далее – таможенный орган, административный орган) от 23.03.2022 № 10104000-293/2022 о привлечении к административной ответственности  по ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

13.04.2022 настоящее дело было принято к рассмотрению суда в порядке упрощенного судопроизводства.

Материалы дела размещены на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 указанной статьи.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены согласно ст. 123 АПК РФ.

26.04.2022 от административного органа поступил отзыв, с  приложенными к нему материалами проверки.

В представленном в материалы дела отзыве Воронежская таможня возражает против заявленных требований, указывая, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужил факт представления в таможенный орган недостоверной отчетности по форме ДО-1 № № 0000325 от 23.03.2020, а именно: в графе 5 «Складской номер товара» указано: «СКЛ 1 М4,5 Зона 00000007». Согласно указанным сведениям товар - саженцы яблони размещены на складе № 1 (в крытом помещении склада временного хранения), места 4, 5.

Однако, товар из транспортного средства № АМ86691/А1044Е1 не выгружался, транспортное средство находилось на открытой площадке склада временного хранения и при помещении товара на СВХ в отчете по форме ДО-1 владельцем СВХ ЗАО «СВТ-СЕРВИС» в графе 5 должно было быть указано: «ОП 4 Зона 00000004», где ОП - открытая площадка.

Как указывает ЗАО «СВТ-СЕРВИС», 20.03.2020 в зону таможенного контроля Левобережного таможенного поста Воронежской таможни из Польши в адрес LLC AGRONOM-SAD прибыло транспортное средство с грузом - саженцы яблони.

23.03.2020 в 14:17:21 заявитель в порядке электронного документооборота направил Левобережному таможенному посту отчет о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 № 0000325.

23.03.2020 в 14:50:53 от таможенного инспектора поступил отказ в регистрации представленного отчета в связи с тем, что в графе 5 отчета неверно указано место размещения товара - склад 1 место 1,5 зоны таможенного контроля (СКЛ1 М4,5) вместо открытой площадки у склада 4 зоны таможенного контроля (ОП 4).

23.03.2020 в 15:36:23 в адрес Левобережного таможенного поста был направлен отчет о принятии товара на хранение по форме ДО-1 № 0000325 с указанием в графе 5 отчета место размещения товара - ОП4.

Данный отчет имеет порядковый номер 0000325 и зарегистрирован таможенным инспектором за№ 10104030/230320/0000328.

По утверждению заявителя, не зарегистрированная таможенным органом отчетность о принятии товаров на хранение СВХ ЗАО «СВТ-СЕРВИС», сформированная 23.03.2020 в 15:17:21 по форме ДО-1 № 0000325, с указанием в графе 5 места размещения товара, на которое ссылается Воронежская таможня в доказательство предоставления недостоверных сведений, является недопустимым доказательством.

Направление работником СВХ ЗАО «СВТ-СЕРВИС» отчета о выдачи товара по форме ДО-1 от 23.03.2020 № 0000325 Левобережному таможенному посту и направление таможенным инспектором уведомления о неправильном указании времени размещения на СВХ представляет собой неформальный обмен информацией, не имеющий правовой основы и не влекущий правовых последствий.

Таким образом, по утверждению заявителя,  постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 23.03.2022 № 10104000-293/2022 вынесено с грубейшим нарушением норм Кодекса об административных правонарушениях, действующего законодательства РФ о таможенном регулировании и подлежит отмене.

Кроме того, заявитель считает, что Воронежская таможня не доказала виновность ЗАО «СВТ-СЕРВИС» в предоставлении недостоверных сведений о товаре в отчете о принятии товар на СВХ 23.03.2020.

Из материалов дела следует:

20.03.2020 в адрес LLC AGRONOM-SAD из Польши по транзитной декларации № 11209103/170320/0173682 от 17.03.2020, транспортной накладной (CMR) № 3/2020 от 16.03.2020, инвойсу № 3/2020 от 16.03.2020 на тягаче с прицепом № АМ86691/А1044Е1 прибыл товар - «саженцы яблони, вес брутто 8850,0 кг, общая стоимость 43680,00 евро (EUR) в количестве 16 грузовых мест».

Таможенная процедура таможенного транзита на вышеуказанный товар завершена Левобережным таможенным постом Воронежской таможни 20.03.2020 в 10:45, после чего, согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее-ТК ЕАЭС) у лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, либо у перевозчика данного товара, возникает обязанность в совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием. Согласно пункту 1 статьи 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения.

20.03.2020 13:38 должностным лицом таможенного поста в программном средстве КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» осуществлена регистрация документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, зарегистрированная таможенным постом за № 10104030/200320/0000319 от 20.03.2020 и направленная в адрес СВХ ЗАО «СВТ-СЕРВИС».

ЗАО «СВТ-СЕРВИС» при осуществлении деятельности по принятию на хранение товаров, прибывших по ТД № 11209103/170320/0173682, представило на Левобережный таможенный пост отчетность о принятии товаров на хранение СВХ ЗАО «СВТ-СЕРВИС», сформированную 23.03.2020 по форме ДО-1 № 0000325.

При проверке сведений в отчетности по форме ДО-1 № 0000325 от 23.03.2020 должностным лицом Левобережного таможенного поста был установлен факт предоставления ЗАО «СВТ-СЕРВИС» недостоверных сведений в ДО-1: в графе 5 «Складской номер товара» указано: «СКЛ 1 М4,5 Зона 00000007». Согласно указанным сведениям товар - саженцы яблони размещены на складе № 1 (в крытом помещении склада временного хранения), места 4, 5.

Однако, товар из транспортного средства № АМ86691/А1044Е1 не выгружался, транспортное средство находилось на открытой площадке склада временного хранения и при помещении товара на СВХ в отчете по форме ДО-1 владельцем СВХ ЗАО «СВТ-СЕРВИС» в графе 5 должно было быть указано: «ОП 4 Зона 00000004», где ОП - открытая площадка. В таможенный орган с обращением по поводу отмены подачи отчета ЗАО «СВТ-СЕРВИС» не обращалось.

23.03.2020 в 14:47 было отказано в регистрации указанного отчета. Причина отказа: неверно указано место размещения товара.

23.03.2020 владельцем СВХ ЗАО «СВТ-СЕРВИС» были изменены сведения в графе 5 ДО-1, «Складской номер товара» - «ОП 4 Зона 00000004» и был повторно отправлен отчёт по форме ДО-1 № 0000325 от 23.03.2020, который был зарегистрирован Левобережным таможенным постом за регистрационным номером 10104030/230320/0000328 от 23.03.2020.

В ходе сопоставления электронных баз данных КПС «Журналы регистрации» и отчётности владельцев СВХ по форме ДО-1 выявлен вышеуказанный факт, свидетельствующий о нарушении ЗАО «СВТ-СЕРВИС» требований приказа ФТС России от 18.03.2019 № 444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения, на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности (далее - приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444), а именно в отчётности по форме ДО-1 выявлено, что товары были помещены на временное хранение с указанием недостоверных сведений о складском номере товара.

10.03.2022 Воронежской таможней директору ЗАО «СВТ-СЕРВИС» ФИО1 было направлено уведомление о необходимости прибыть 15.03.2022 в 14 час. 00 мин. для составления протокола по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении № 10104000-293/2022 составлен 15.03.2022 в отсутствие директора общества. При этом от директора общества в Воронежскую таможню поступило ходатайство от 10.03.2022 № 191 о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие.

Определением от 21.03.2022 Воронежской таможней рассмотрение дела об административном правонарушении № 10104000-293/2022 в отношении ЗАО «СВТ-СЕРВИС» было назначено на 23.03.2022 в 10 час. 00 мин. При этом от директора общества в Воронежскую таможню поступило ходатайство от 22.03.2022 б/н о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие.

23.03.2022 и.о. заместителя начальника Воронежской таможни вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10104000-293/2022, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.5 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 5 500 рублей. Копия постановления от 3.03.2022 № 10104000-293/2022 было получена обществом 01.04.2022.

Не согласившись с вынесенным постановлением от 23.03.2022 № 10104000-293/2022, заявитель обратился в Арбитражный суд Воронежской области с требованием о признании вышеназванного постановления незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае пропуска десятидневного срока на подачу рассматриваемого заявления он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

            В соответствии со ст. 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области таможенного дела.

Объективную сторону правонарушения образует бездействие в форме непредставления или нарушения срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо действие в форме представления отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Субъектом правонарушения выступает лицо, обязанное в предусмотренных законом случаях представлять отчетность в таможенные органы, в том числе владелец магазина беспошлинной торговли.

Субъективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, характеризуется виной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 98 ТК ЕАЭС под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).

Согласно подпунктов 1, 2 статьи 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения товаров являются СВХ и иные места в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена обязанность лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, к которым согласно статье 397 ТК ЕАЭС относятся и владельцы СВХ, представлять в таможенные органы отчетность о хранимых товарах.

Согласно подпунктов 1, 5 части 1 статьи 13 Федерального закона N 289-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены указанным Федеральным законом, в том числе лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, а также лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.

Согласно пункту 1 статьи 410 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) владелец склада временного хранения осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые предусмотрены ТК ЕАЭС.

Согласно статье 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС в отношении хранения товаров и совершения операций на складах временного хранения, обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, обеспечивать возможность проведения таможенного контроля, вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.

Согласно статье 400 ТК ЕАЭС, за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Союза.

Согласно пункту 2 статьи 345 ТК ЕАЭС порядок и формы ведения учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ЗАО «СВТ-СЕРВИС» является владельцем склада временного хранения товара (Свидетельство о включении в Реестр складов временного хранения N 10104/201210/10014/3  от 19.02.2020), в связи с чем обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС в отношении хранения товаров, вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий.

Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" утвержден Приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 (далее - Приказ N 444).

Согласно пункту 2 приложения N 5 к Приказу N 444 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам:

ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение;

ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения);

ДО3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.

Каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах, соответственно, сведения, указанные в документах отчетности, должны быть достоверными.

В соответствии с пунктом 3 Приложения N 5 к Приказу N 444 отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФТС России (действовавший в спорный период) от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, регистрационный N 11201), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.

Сроки представления отчетности определены пунктом 4 приложения N 5 к Приказу N 444.

Владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) представляет таможенному посту:

отчет по форме ДО-1 при принятии (после принятия) товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров);

отчет по форме ДО-2 представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения).

Отчет по форме ДО-3 формируется по разовому требованию таможенного органа и представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанного требования таможенного органа.

В период времени, следующий с момента подачи отчета по форме ДО-1 (ДО-2, ДО-3) до истечения срока его подачи владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) может отменить подачу указанного отчета таможенному посту.

Отмена подачи отчета по форме ДО-1 (ДО-2, ДО-3) осуществляется после направления владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) информационного сообщения таможенному посту, содержащего причины такого решения.

Отмена подачи указанного отчета допускается при условии, что ранее таможенным постом владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) не направлялось уведомление о выявлении в отменяемом отчете недостоверных либо неполных сведений.

В соответствии с пунктом 5 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18 марта 2019 г. N 444 заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом следующих особенностей.

Владельцы СВХ (лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) формируют отчет по форме ДО-1 на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к настоящему приказу. Сведения о количестве мест и (или) весе товаров, подлежащие указанию в отчете по форме ДО-1, формируются на основании информации, полученной при приеме товаров на хранение.

Заполнению подлежат графы "дата и время помещения на склад", "наименование товара", "Код товара" (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС", "складской номер товара", "количество грузовых мест", "Вес товара брутто или объем товара либо в дополнительных единицах измерения", "стоимость товара", "буквенный код валюты", "дата истечения срока временного хранения", "примечание".

Согласно пункту 8 приложения N 5 Приказа обязанность проверки полноты и достоверности сведений в представленных формах отчетности по форме ДО-1, ДО-2 возложена на таможенный пост, после чего осуществляется регистрация документов отчета.

Из анализа норм Приказа N 444 следует, что владелец СВХ обязан представить отчетность по форме ДО-1, с указанием всех предусмотренных данным отчетом граф и указанием в них сведений о товарах, не позднее рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров).

Владелец СВХ вправе в период времени, следующий с момента подачи отчета по форме ДО-1 (ДО-2, ДО-3) до истечения срока его подачи отменить подачу указанного отчета таможенному посту, с указанием причины такого решения.

Вместе с тем, отмена подачи указанного отчета допускается при условии, что ранее таможенным постом владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) не направлялось уведомление о выявлении в отменяемом отчете недостоверных либо неполных сведений.

Таможенный орган обязан проверить полноту и достоверность сведений в представленных формах отчетности по форме ДО-1, ДО-2 и либо направить уведомление о выявлении в отменяемом отчете недостоверных либо неполных сведений, при достоверности сведений осуществить регистрацию документов отчета.

Вместе с тем, судом установлено, материалами дела подтверждается факт подачи таможенному органу отчетности по форме ДО-1, содержащей недостоверные сведения о складском номере товара.

Приведенные нормативные положения применительно к фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным представленными материалами производства по делу об административном правонарушении, свидетельствуют о доказанности наличия объективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 16.15 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ЗАО «СВТ-СЕРВИС» в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в ненадлежащем исполнении им как резидента особой экономической зоны обязанности по предоставлению достоверной отчетности. У Общества как резидента особой экономической зоны имелась возможность соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии субъективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 16.15 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что первоначально представленный отчет является недопустимым доказательство, а также что направление таможенным инспектором уведомления о неправильном указании складского номера товара представляет собой неформальный обмен информацией, не имеющий правовой основы и не влекущий правовых последствий отклоняется судом как основанный на неправильном толковании норм права.

Доводы заявителя о том, что отсутствие факта регистрации первоначально поданных сведений исключает возможность привлечения к ответственности, отклоняются, как основанное на неверном толковании норм таможенного законодательства, а именно: статьи 111 ТК ЕАЭС.

Статья 111 ТК ЕАЭС предусматривает порядок регистрации и отказа в регистрации таможенной декларации (таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров).

Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таким образом, указанная норма применяется к процессу таможенного декларирования товара под таможенную процедуру (глава 17 ТК ЕАЭС "таможенное декларирование и таможенные операции, связанные с подачей, регистрацией и отзывом таможенной декларации, изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации").

Отчетность же владельцев СВХ и порядок ее предоставления определены иными нормами таможенного законодательства, а именно статьями 345, 400, 414 ТК ЕАЭС и Приказом N 444, которыми четко урегулированы права, обязанности, порядок предоставления отчетности и проверка достоверности сведений.

Довод заявителя о том, что действующим законодательством о таможенном регулировании не предусмотрено право таможенного органа на отказ в регистрации поступившего отчета также отклоняется судом.

Порядок представления отчетности владельцами СВХ установлен положениями статей 345, 400, 414 ТК ЕАЭС и Приказом ФТС России N 444.

Таможенный орган обязан проверить полноту и достоверность сведений в представленных формах отчетности по форме ДО-1, ДО-2 и/или направить уведомление о выявлении недостоверных либо неполных сведений и осуществить регистрацию документов отчета, при достоверности поданных сведений. Обязанность по предварительной проверке формы отчетности до ее регистрации на таможенный орган действующим таможенным законодательством не возложена. В рассматриваемых по делу обстоятельствах форма отчетности с недостоверным и сведениями представлена таможенному органу путем информационного обмена, подписана усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя, бухгалтера, соответственно, наличие в ней недостоверных сведений, выявленных таможенным органом, свидетельствует о наличии вмененного правонарушения.

Довод ЗАО «СВТ-СЕРВИС» о том, что общество может быть привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ только за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по предоставлению достоверной информации в отношении выдаваемого с СВХ товара, т.е. в отношении наименования и количества товара, количества грузовых мест, веса товара либо объеме, стоимости товара, кода и вида валюты также отклоняется судом, поскольку заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф, в том числе складского номера товара.

ЗАО «СВТ-СЕРВИС» является владельцем склада временного хранения товара в связи с чем обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС в отношении хранения товаров, вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий.

Предоставление недостоверной отчетности является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, за что общество и было привлечено к административной ответственности.

Вместе с тем, как следует из частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Исходя из установленных судами обстоятельств дела, 23.03.2020 обществом представлена отчетность по форме ДО-1. Следовательно, 23.03.2020 является днем совершения административного правонарушения.

При этом, как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 1487/14 применительно к двухмесячному сроку давности привлечения к административной ответственности, который начинает течь 18.08.2012, а истекает в соответствующее число - 17.10.2012. Под соответствующим числом, упоминаемым в части 2 статьи 4.8 КоАП РФ, следует понимать число, соответствующее истечению двухмесячного срока.

Кроме того, в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" разъяснено, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12.08.2010 в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12.08.2010, последний день срока давности - 11.08.2012, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12.08.2012, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

С этой точки зрения, поскольку днем совершения административного правонарушения является 23.03.2020, при двух годичном сроке давности привлечения к административной ответственности, последний день срока давности – 22.03.2022. Поскольку день совершения правонарушения уже включается в исчисление данного непроцессуального срока, то привлечение к административной ответственности 23.03.2022 недопустимо.

Таким образом, постановление административного органа от 23.03.2022 № 10104000-293/2022 вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.11.2018 N Ф10-4790/2018 по делу N А62-3108/2018, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019).

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу указанного выше, принимая во внимание истечение сроков привлечения общества к административной ответственности, суд первой инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого постановления об административном правонарушении.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Воронежской таможни от 23.03.2022 № 10104000-293/2022 о привлечениизакрытого акционерного общества «СВТ-СЕРВИС» (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Воронеж к административной ответственности  по ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через  Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                               Д.В. Ливенцева