АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Воронеж Дело № А14-7364/2009
180/10
«25 »_февраля2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена16 февраля 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2010 года
Арбитражный суд Воронежской области всоставе:_________________________________________
судьиЕсаковой М.С. единолично________________________________________________________
при ведении протокола судебного заседаниясекретарем судебного заседания ФИО1 В.________
рассмотрев в открытом судебномзаседании дело по заявлению управления лесного хозяйства Воронежской области, г.Воронеж________________________________________________________
территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, г.Воронеж__________________________________________
к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, пгт.Рамонь ________
о признании недействительным постановления главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 18.03.2008г. № 385________________________________________
с участием в деле третьих лиц: садоводческого некоммерческого товарищества «Форум», г.Воронеж
ФИО2, с.Солдатское;
ФИО3, г.Воронеж
ФИО4, г.Воронеж
ФИО5, г.Воронеж
ФИО6, г.Воронеж
ФИО7, г.Воронеж
ФИО8, г.Воронеж
ФИО9, г.Воронеж
ФИО10, г.Воронеж
ФИО11, г.Воронеж
ФИО12, г.Воронеж
ФИО13, г.Воронеж
ФИО14, г.Алексеевка Белгородской области
ФИО15, г.Москва
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО16 - консультанта отдела по доверенности от 01.07.2009
№01/1296, паспорт <...>, выдан 28.08.2007 отделом УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г.Воронеже
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом: ФИО17 - представителя по доверенности от 11.01.2010 № 12-7, паспорт <...>, выдан УВД Заволжского района г.Ульяновска 06.10.2006____________
от администрации Рамонского муниципального района Воронежской области: не явился, о времени месте задания надлежаще извещен, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации
от садоводческого некоммерческого товарищества «Форум»:ФИО18 -представителя по доверенности от 10.07.2009, б/н, паспорт <...>, выдан Бобровским РОВД
Воронежской области 20.08.2001________________________________________________________
от ФИО2: не явился, о времени и месте заседания надлежаще извещен_____
от ФИО9: не явился, о времени и месте заседания надлежаще извещен
от ФИО13: не явился, о времени и месте заседания извещен в порядке статьи 123 АПК РФ____________________________________________________________________
от ФИО5: ФИО18 - представителя по доверенности от 01.09.2009 №36-02/280970, паспорт <...>, выдан Бобровским РОВД Воронежской области 20.08.2001________________________________________________________
от ФИО6: ФИО18 - представителя по доверенности от 01.09.2009 №36-02/280971, паспорт <...>, выдан Бобровским РОВД Воронежской области 20.08.2001
от ФИО7: ФИО18 - представителя по доверенности от 01.09.2009 №36-02/280961, паспорт <...>, выдан Бобровским РОВД Воронежской области 20.08.2001
от ФИО8: ФИО18 - представителя по
доверенности от 01.09.2009 №36-02/280968, паспорт <...>, выдан Бобровским РОВД
Воронежской области 20.08.2001________________________________________________________
от ФИО3: ФИО18 - представителя по доверенности от 01.09.2009 №36-02/280962. паспорт <...>. выдан Бобровским РОВД
Воронежской области 20.08.2001____________________________________________________________
от ФИО11: ФИО18 - представителя по доверенности от 01.09.2009 №36-02/403207. паспорт <...>, выдан Бобровским РОВД
Воронежской области 20.08.2001____________________________________________________________
от ФИО12: ФИО18 - представителя по доверенности от 01.09.2009 №36-02/403240. паспорт <...>. выдан Бобровским РОВДВоронежской области 20.08.2001________________________________________________________
от ФИО4: ФИО18 - представителя по доверенности от 01.09.2009 №36-02/280986. паспорт <...>. выдан Бобровским РОВДВоронежской области 20.08.2001________________________________________________________
от ФИО15: ФИО18 - представителя по доверенности от 01.09.2009№36-02/280986, паспорт <...>, выдан Бобровским РОВД Воронежской области 20.08.2001
от ФИО14: услякова Леонида Валерьевича - представителя по доверенности от 02.09.2009_____________________________________________________________
№36-02/403263, паспорт <...>, выдан 28.12.2001 Советским РОВД г.Воронежа
от ФИО10: ФИО19 - представителя по доверенности от 10.02.1010 № 36-02/512977, паспорт <...>, выдан Центральным РОВД г.Воронежа 25.12.2003_________________________________________________________________
Установил:
Управлением лесного хозяйства Воронежской области (далее по тексту – заявитель) заявлены требования о признании постановления главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 18.03.2008г. № 385 садоводческому некоммерческому товариществу «Форум» для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства» недействительным.
Определением от 12.08.2009 в порядке статье 41,49судом приняты к рассмотрению уточненные требования заявителя: о признании постановления главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 18.03.2008г. № 385 «О предоставлении бесплатно в собственность земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу «Форум» для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства» недействительным.
Определением от 30.10.2010 в порядке части 2 статьи 130 АПК РФ настоящее дело объединено в одно производство с делом № А14-16295/2009/575/10 по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании недействительным постановления главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 18.03.2008 №385 «О предоставлении бесплатно в собственность земельного участка СНТ «Форум» для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства».
Таким образом, в качестве заявителей по настоящему делу выступают управление лесного хозяйства Воронежской области и территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Воронежской области (далее по тексту – ТУ Росимущества в Воронежской области).
Управление лесного хозяйства и ТУ Росимущества в Воронежской области поддерживают заявленные требования, ссылаясь на образование спорного земельного участка из единого комплекса лесного фонда Правобережного лесничества, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано в установленном законом порядке.
Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области (далее по тексту – Администрация района) требования заявителей не признает, ссылаясь на правомерность и компетентность вынесения оспариваемого постановления, поскольку спорные земли являются землями сельхозназначения и расположены в границах Рамонского муниципального района.
Определениями от 29.06.2009, 12.08.2009 и от 09.09.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены садоводческое некоммерческое товарищество «Форум» (далее по тексту – СНТ «Форум»), ФИО2, ФИО9, ЛощининаЛариса Валентиновна, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО11, ФИО12, ФИО4, ФИО15, ФИО14, ФИО10.
Участвующие в деле третьи лица считают требования заявителей не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании 12.02.2010в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16.02.2010, согласно статье 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ФИО2, ФИО9 и ФИО13
Из материалов дела следует:
постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской областиот 18.03.2008г. № 385 садоводческому некоммерческому товариществу «Форум» для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства бесплатно в собственность предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 176571 кв.м., имеющий адресный ориентир: непосредственное примыкание северной стороной с крестьянским хозяйством «Антенна» Рамонский район Воронежской области.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 20.02.2008 с присвоением кадастрового номера 26:25:69 45 030:0023, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.
Решением Рамонского районного суда Воронежской области о 26.06.2008 за СНТ «Форум» признано право собственности на указанный земельный участок. Решение вступило в законную силу 08.07.2008, о чем имеется отметка на представленной суду копии решения.
На основании указанных документов 24.07.2008 СНТ «Форум» зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:25:69 45 030:0023 (номер регистрации 36-36-26/011/2008-575), однако, в связи с принятием общим собранием учредителей 02.03.2009 решения (протокол № 5) о ликвидации данного объекта недвижимости путем его дробления на 96 земельных участков, площадью от 1000 до 1500 кв.м., для бесплатного предоставления а также на 1 участок общего пользования для граждан – членов садоводческого товарищества, запись о государственной регистрации права собственности СНТ «Форум» на данный земельный участок погашена 06.02.2009.
Указанное обстоятельство подтверждено выпиской от 03.07.2009 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права собственности СНТ «Форум».
По данным управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области право собственности на переданные для организации и ведения садоводства земельные участки зарегистрировано за гражданами ФИО2, ФИО9, ФИО13, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, З.Н.МБ., ФИО11, ФИО12, ФИО4, ФИО15, ФИО14, ФИО10 Соответствующие выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.08.2009 представлены суду управлением Федеральной регистрационной службы Воронежской области 04.09.2009.
Указанные выписки содержат записи об ограничении права в виде ареста в связи с принятием арбитражным судом по настоящему делу 12.08.2009 обеспечительных мер в виде наложения ареста на земельные участки с кадастровыми номерами: 36:25:6945030:80, 36:25:6945030:81, 36:25:6945030:79, 36:25:6945030:78, 36:25:6945030:97, 36:25:6945030:96, 36:25:6945030:95, 36:25:6945030:94, 36:25:6945030:93, 36:25:6945030:100, 36:25:6945030:99, 36:25:6945030:98, 36:25:6945030:112, 36:25:6945030:111, 36:25:6945030:110, 36:25:6945030:92, 36:25:6945030:91, 36:25:6945030:90, 36:25:6945030:89, 36:25:6945030:88, 36:25:6945030:87, 36:25:6945030:86. 36:25:6945030:85, 36:25:6945030:84, 36:25:6945030:83, 36:25:6945030:82, 36:25:6945030:57, 36:25:6945030:56, 36:25:6945030:55, 36:25:6945030:54, 36:25:6945030:53, 36:25:6945030:67, 36:25:6945030:66, 36:25:6945030:77, 36:25:6945030:76, 36:25:6945030:75, 36:25:6945030:74, 36:25:6945030:73, 36:25:6945030:72, 36:25:6945030:71, 36:25:6945030:70, 36:25:6945030:69, 36:25:6945030:68, 36:25:6945030:58, 36:25:6945030:52, 36:25:6945030:51, 36:25:6945030:50, 36:25:6945030:49, 36:25:6945030:48, 36:25:6945030:47, 36:25:6945030:46, 36:25:6945030:45, 36:25:6945030:44, 36:25:6945030:43, 36:25:6945030:42, 36:25:6945030:41, 36:25:6945030:65, 36:25:6945030:64, 36:25:6945030:63, 36:25:6945030:62, 36:25:6945030:61, 36:25:6945030:60, 36:25:6945030:59, 36:25:6945030:109, 36:25:6945030:108, 36:25:6945030:107, 36:25:6945030:106, 36:25:6945030:105, 36:25:6945030:104, 36:25:6945030:103, 36:25:6945030:102, 36:25:6945030:101, 36:25:6945030:121 36:25:6945030:116, 36:25:6945030:113, 36:25:6945030:37, 36:25:6945030:36, 36:25:6945030:35, 36:25:6945030:28, 36:25:6945030:27, 36:25:6945030:26, 36:25:6945030:2, 36:25:6945030:38, 36:25:6945030:39, 36:25:6945030:40, 36:25:6945030:29, 36:25:6945030:30, 36:25:6945030:31, 36:25:6945030:32, 36:25:6945030:25, 36:25:6945030:33, 36:25:6945030:34, 36:25:6945030:114, 36:25:6945030:115, 36:25:6945030:117, 36:25:6945030:118, 36:25:6945030:119, 36:25:6945030:120, 36:25:6945030:24 до рассмотрения настоящего дела.
Как пояснили все участвующие в деле лица, на перечисленных земельных участках до настоящего времени какие-либо постройки отсутствуют.
Управление ленного хозяйства Воронежской области и ТУ Росимущества в Воронежской области не согласились с вынесением постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 18.03.2008г. № 385, что и послужило основанием для их обращения в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований управление лесного хозяйства указывает на отсутствие у Администрации полномочий на распоряжение спорным земельным участком в связи с его отнесением к землям лесного фонда и, соответственно, к федеральному уровню собственности.
По утверждению управления лесного хозяйства Воронежской области постановлением № 385 от 28.03.2008 администрация Рамонского муниципального района Воронежской области фактически изменила целевое назначение, категорию земельного участка, а также его форму собственности, без соблюдения установленного действующим законодательством порядка перевода земельных участков из одной категории в другую.
При этом Управление ссылается на статьи 7,8,11,17,29,83,101 Земельного кодекса РФ, статью 8 Лесного кодекса РФ, статью 3, часть 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие лесного кодекса РФ», Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий», Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», лесоустроительные материалы, свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности, ответы ФГУП «Рослесинфорг» (Южный филиал государственной инвентаризации лесов) от 08.07.2009 № 1119-исх, от 25.09.2009 № 14/1664-исх, ответ областного государственного учреждения «Управление природных ресурсов Воронежской области» от 23.11.2009 № 877-исх.
В обоснование требований ТУ Росимущества в Воронежской области, со ссылкой на вышеназванные нормы права, заявлено о неправомерности распоряжения спорным земельным участком со стороны администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, в связи с тем, что этот земельный участок фактически является частью земельного участка лесного фонда, площадью 1239,13 га по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Семилукский л/з, Подгоренское лесничество, урочище «Подгоренская дача», площадью 1239,13 га, право федеральной собственности на который зарегистрировано 22.12.2005.
Позднее участок лесного фонда перерегистрирован в лесной участок, площадью 1238,73 га с условным номером 36-36-26/016/2008-438.
Наложение предоставленного СНТ «Форум» земельного участка на участок лесного фонда произошло в квартале 89, наложение является полным, что подтверждается письмом Филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 08.07.2009 № 1119, а также актом совместной проверки № 30 от 12.08.2009, проведенной с участием представителей управления лесного хозяйства РФ, ТУ Росимущества в Воронежской области, Подгоренского лесничества и прокуратуры Воронежской области.
Кроме того, ТУ Росимущества по Воронежской области указывает на неправильное определение Администрацией района категории земель («земли сельскохозяйственного назначения» вместо «земли лесного фонда») и разрешенного использования земель («для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства» вместо «для ведения лесного хозяйства»).
В обоснование правомерности и компетентности вынесения оспариваемого постановления администрация Рамонского муниципального района Воронежской области указывает на то, что спорные земли расположены в границах муниципального района и не входят в границы населенного пункта, в силу чего правомерно отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.
При этом Администрация района обращает внимание на то, что действия по отнесению земельного участка к категории земель населенных пунктов ею не осуществлялись.
Кроме того, по мнению Администрации района, настоящее дело не подлежит рассмотрению, так как имеется вступившее в законную силу решение Рамонского районного суда Воронежской области от 26.07.2008 по ранее рассмотренному делу, где спорный земельный участок признан землями сельскохозяйственного назначения, а также признан законность его выделения для ведения садоводства.
СНТ «Форум», и привлеченные к участию в деле граждане поддерживают позицию администрации Рамонского муниципального района Воронежской области.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Оспариваемое постановление издано 18.03.2008, в то время как обращение заявителей в суд с требованиями о признании его недействительным со стороны управления лесного хозяйства последовало лишь 22.06.2009, со стороны ТУ Росимущества в Воронежской области – 05.10.2009, то есть с пропуском установленного статьей 198 АПК РФ срока.
Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области, СНТ «Форум» и иные участвующие в деле лица настаивают на применении судом последствий пропуска заявителями процессуального срока на оспаривание постановления.
В подтверждение соблюдения положений части 4 статьи 198 АПК РФ управление лесного хозяйства представило поступившие в его адрес 29.05.2009 обращения проживающих рядом со спорным земельным участком жителей микрорайона Задонье о наличии объявлений о продаже земельных участков, тайно оформленных СНТ «Форум», и необходимости разобраться в правомерности таких действий. К обращениям приложен текст постановления № 385 от 18.03.2009.
В подтверждение соблюдения положений части 4 статьи 198 АПК РФ ТУ Росимущества в Воронежской области ссылается на то, что о существовании постановления № 385 от 18.03.2009 администрации Рамонского муниципального района Воронежской области Управление узнало только при привлечении его к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора определением от 29.07.2009, поступившим в Управление 02.07.2009.
Документальное подтверждение доводов, опровергающих изложенные в ходатайстве обстоятельства, участвующими в деле лицами не представлено, убедительные доводы неуважительности причин пропуска процессуального срока – не названы.
При изложенных обстоятельствах, нашедших свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, с учетом того, что оспариваемый акт обязательному опубликованию не подлежал, заявителям, чьи права были непосредственно затронуты его вынесением, не направлялся, у суда отсутствую основания считать установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на оспаривание ненормативного правового акта со стороны заявителей пропущенным.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Состав земель в Российской Федерации определен статьей 7 Земельного кодекса РФ.
Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения относятся к различным категориям по своему целевому назначению. При этом, землямилесного фонда признаются лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (часть 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ); землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (часть 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 78 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на земли, а также земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 19 Лесного кодекса РФ 1997 года (в редакции, действовавшей на момент регистрации /2005 год/ права федеральной собственности на участок лесного фонда Подгоренского лесничества к федеральной собственности) относила лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны.
При этом, согласно статье 8 Лесного кодекса РФ 1997 года в состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесной растительностью и предназначенные для ее восстановления) и нелесные земли (предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда).
22.12.2005 в установленном законом порядке в ЕГРПН внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, площадью 12391300 кв.м. (1239,13 га) с адресом: Воронежская область, Рамонский район, Семилукский л/з, Подгоренское лесничество, урочище «Подгоренская дача», кв.77-79, 80ч (выделы 1-3, 4ч, 5, 6ч, 7, 10ч, 15ч, 16-25, 27, 28), кв.81-88, 89ч (выделы 1-33, 34, 36, 37ч, 38-47), кв.90-97,111, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 36-АБ 361904.
В соответствии с Лесным кодексом 2006 года (статьи 6,7) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. При этом лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса - с учетом материалов лесоустройства.
С учетом данных положений земельный участок лесного фонда перерегистрирован в лесной участок, площадью 1238,73 га с условным номером 36-36-26/016/2008-438, с указанием категории земель – земли лесного фонда 1 группы – категория защищенности лесопарковые части зеленых зон, что подтверждается свидетельством УФРС по Воронежской области от 06.10.2008 серии 36-АВ 116919. Адрес места нахождения участка согласно свидетельству от 06.10.2008: Воронежская область, Рамонский район, Семилукское лесничество, Подгоренское лесничество, урочище «Подгоренская дача», кв.77-79, 80ч (выделы 1-3, 4ч, 5, 6ч, 7, 10ч, 15ч, 16-25, 27, 28), кв.81-88, 89ч (выделы 1-33, 34ч, 36, 37ч, 38-47), кв.90-95, 96ч (выделы 1-3, 4ч, 5-29), кв. 97,111
До настоящего времени право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок лесного фонда никем не оспорено и не прекращено по предусмотренным законом основаниям.
В порядке пункта 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;договорах, предметом которых являются земельные участки;документах государственного земельного кадастра; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким документом в отношении спорного земельного участка является свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
В качестве наименования объекта регистрации в ЕГРПН указанный земельный участок значится как участок лесного фонда (лесной участок), назначение объекта в ЕГРПН значится как земли лесного фонда леса 1 группы.
В соответствии с ответом Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» (Южный филиал государственной инвентаризации лесов) от 08.07.2009 № 1119-исх, по данным лесоустройства 2003 года земельный участок с кадастровым номером 26:25:69 45 030:0023, площадью 176571 кв.м. входит в состав участка лесного фонда Семилукского лесничества, Подгоренское участковое лесничество, квартал 89, юго-восточная часть.
Данный ответ подтвержден также письмом Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» (Южный филиал государственной инвентаризации лесов) от 25.09.2009 № 14/1664-исх.
ФГУП «Рослесинфорг» (учредитель - Правительство РФ в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федерального агентства лесного хозяйства) согласно Уставу осуществляет проведение государственной инвентаризации и оценки лесов, проведение мониторинга лесов, а также выполнение работ и оказание услуг по лесоустройству и осуществляет свою деятельность как непосредствен, так и через филиалы, в том числе филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект».
Кроме того, из ответа областного государственного учреждения «Управление природных ресурсов Воронежской области» (далее по тексту – ОГУ «Управление природных ресурсов Воронежской области») от 23.11.2009 № 877 «О проведении исследования», следует, что при проведении геосъемки выделов 34-52 кадастрового квартал 89 Подгоренского участкового лесничества Семилукского лесхоза установлено, что предоставленный СНТ «Форум» земельный участок с кадастровым номером 26:25:69 45 030:0023, площадью 176571 кв.м., имеющий адресный ориентир: непосредственное примыкание северной стороной с крестьянским хозяйством «Антенна» Рамонский район Воронежской области, практически полностью находится внутри выделов 34-52 Подгоренского участкового лесничества Семилукского лесхоза, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.
К ответу прилагается подготовленный ОГУ «Управление природных ресурсов Воронежской области» план границ земельного участка, предоставленного СНТ «Форум» и квартала 89 Подгоренского лесничества Семилукского лесхоза, из которого очевидно нахождение земельного участка СНТ «Форум» внутри квартала 89.
Указанное учреждение имеет лицензию на выполнение геодезических, топографических и других специальных работ при межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.
На схеме Яменского сельского поселения, выполненной в цвете, с учетом имеющихся условных обозначений также прослеживается нахождение спорного земельного участка в составе земель лесного фонда.
Таким образом, совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что земельный участок, с кадастровым номером 26:25:69 45 030:0023, является участком лесного фонда.
Статья 63 Лесного кодекса 1997 года устанавливала, что перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 действующего Земельного кодекса РФ, перевод земельного участка лесного фонда перевод в другую категорию в настоящее время также возможен только на основании соответствующего решения Правительства РФ.
Порядок перевода земель из одной категории в другую, действующий на момент вынесения оспариваемого постановления, установлен Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями), который предусматривает, в частности, обращение заинтересованного лицас ходатайством о переводе земель из одной категории в другую в орган, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства с приложением ряда документов, в том числе согласия правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
В порядке статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления), регламентирующей особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, предусмотрено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель, в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения черты поселения;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в случае размещения аэродромов.
Доказательства существования перечисленных оснований администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области не представлено.
Перевод земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов должен осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 № 647 «О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий должны быть возмещены потери лесного хозяйства путем взимания платы за указанный перевод.
Согласно пунктам 12, 13 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 № 647 плата за перевод земель перечисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Плата за перевод земель перечисляется не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу соответствующего решения о переводе земель.
Однако, в отношении спорного земельного участка решения о переводе из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов в установленном порядке Правительством РФ не принималось, плата за перевод в федеральный бюджет не перечислялась.
При этом, законодатель в пункте 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ прямо указал, что нарушение указанного порядка перевода земель из одной категории в другую влечет недействительность соответствующих актов.
Доказательства того, что предоставленный СНТ «Форум» земельный участок на момент издания постановления Администрации района был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения или предназначен для этих целей отсутствуют.
На основании изложенного суд приходит к выводу, о том, что отнесение спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения до их перевода в данную категорию противоречит законодательству Российской Федерации.
Таким образом, с учетом документального подтверждения наличия в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на момент издания администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области оспариваемого постановления, записи о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок лесного фонда Подгоренского лесничества Семилукского лесхоза, с указанием в ЕГРПН в качестве наименования объекта регистрации - лесной участок, назначения объекта – земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства, вхождения в его состав земельного участка, предоставленного СНТ «Форум», установление Администрацией района в качестве категории земельного участка СНТ «Форум» – «земли сельскохозяйственного назначения» не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
Поскольку целевое назначение земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, установление вида разрешенного использование – организация и ведение садоводства для участка лесного фонда также не соответствует действующему законодательству.
Довод Администрации района об отсутствии нарушений его действиями прав и законных интересов как ТУ Росимущества в Воронежской области, так и управлении лесного хозяйства Воронежской области, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Основными задачами управления лесного хозяйства Воронежской области согласно Положению об управлении (утверждено постановлением Правительства Воронежской области от 12.05.2009 № 379) является обеспечение непрерывного, рационального, неистощительного использования лесов на территории Воронежской области, сохранение экономического потенциала и защитных функций лесов на территории Воронежской области.
При этом управлению лесного хозяйства Воронежской области предоставлена такая государственная услуга как заключение договоров аренды лесных участков, в том числе организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, предоставление в установленном порядке в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и пр.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с положением о ТУ Росимущества в Воронежской области, Управление осуществляет правомочия собственника в отношении федерального имущества.
Кроме того, согласно Положению, ТУ Росимущества в Воронежской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.
Владение, пользование и распоряжение, как правомочия собственника, дают ему право использовать объект собственности, передавать его другим лицам, изымать из пользования других лиц и иным образом определять его судьбу. Совершая оспариваемые действия, Управление Роснедвижимости по Воронежской области нарушила права и законные интересы Российской Федерации, как собственника, ТУ Росимущества в Воронежской области, как лица, осуществляющего правомочия собственника, управления лесного хозяйства Воронежской области по владению, пользованию и управлению федеральным имуществом в соответствии с его целевым назначением.
Также следует отметить, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (часть 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ).
Согласно статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях», земельные участки для размещения таких объединений выделяются из фонда перераспределения земель, к которому спорный земельный участок в силу статьи 81 Земельного кодекса РФ не относится.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией городского округа город Воронеж не представлены доказательства, подтверждающие правомерность издания постановления главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 18.03.2008г. № 385 садоводческому некоммерческому товариществу «Форум» для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства», нарушившего права и законные интересы заявителе, а также Российской Федерации в сфере экономической деятельности.
С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статье 110 АПК РФ относятся на администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области, однако, заявители при обращении с требованиями в суд на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ были освобождены от ее уплаты и, соответственно не понесли судебных расходов по делу.
На основании изложенного, руководствуясьстатьями 8,19,63 Лесного кодекса 1997 года, статьями 6-8 Лесного кодекса 2006 года, статьями 7,9,17,29,77,81 Земельного кодекса РФ, статьями статьей 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статьей 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановлением Правительства РФ от 17.11.2004 № 647, статьями 7-11,65,110,156,167-170,180 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным постановление главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 18.03.2008г. № 385 садоводческому некоммерческому товариществу «Форум» для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства» как не соответствующее статьям 9,29 Земельного кодекса РФ, статье 8 Лесного кодекса, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Обязать администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области устранить допущенные вынесением постановления от 18.03.2008г. № 385 садоводческому некоммерческому товариществу «Форум» для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства» нарушения прав и законных интересов заявителей.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия и арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья М.С.Есакова