Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-7373/2023
«07» февраля 2024 года
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Костиной И. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления федерального казначейства по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица – 1) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>),
2) Министерство финансов Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
3) Правительство Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
о взыскании причиненного ущерба в размере 5 961 948,01 руб.,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 27.12.2023, служебное удостоверение, диплом)
иные лица, участвующие в деле, извещавшиеся по правилам ст.ст.121-123 АПК РФ, явку своих представителей не обеспечили,
Дело слушалось 30.01.2024 в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 07.02.2024
УСТАНОВИЛ:
Управление федерального казначейства по Воронежской области (далее – заявитель, Управление, УФК по ВО) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее – ответчик, Министерство ЖКХ) о взыскании причиненного ущерба в размере 5 961 948,01 руб.
В обоснование заявленного требования Управление указало, что взыскание указанной суммы обусловлено неисполнением Представления от 10.11.2021 №31-12-43/22-7424, в случае не согласия с Представлением Департамент имел возможность оспорить указанный ненормативный акт в судебном порядке, в ходе проверки подтвержден факт нарушения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства в отношении объекта «Реконструкция системы водоснабжения в с.Верхний Мамон (окраина) Вернемамонского муниципального района Воронежской области».
Министерство в письменном отзыве по делу заявленное требование не признало, указало, что в Минстрой России своевременно были направлены извещения об окончании строительства объекта и заключение инспекции государственного строительного надзора Воронежской области.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, иные участвующие в деле лица, извещавшиеся в порядке ст.ст.121-123 АПК РФ, явку своих представителей не обеспечили, судебное заседание проведено в соответствии с ч.1,3,5 ст.156 АПК РФ.
На основании приказа УФК по Воронежской области от 04.08.2021 № 491 «О назначении плановой выездной проверки департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области» в период с 09.08.2021 по 03.09.2021 в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - Департамент) была проведена плановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, направленных на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации и (или) софинансирование мероприятий, не относящихся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка модернизации и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» - Ведомственная целевая программа «Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» подпрограммы 2 «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
В ходе проверки установлено, что между Минстроем России и Правительством Воронежской области заключено Соглашение от 09.02.2018 № 069-07-2018-027 о предоставлении субсидии в 2018 году из федерального бюджета бюджету Воронежской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятия «Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Воронежской области в сумме не более 153 811 300 руб. Согласно п.7.2 Соглашение 09.02.2018 № 069-07-2018-027 вступает в силу с даты внесения сведений о нем в реестр соглашений, ведение которого осуществляется Федеральным казначейством, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему.
По Соглашению от 09.02.2018 № 069-07-2018-027 (с учетом дополнительных соглашений) срок технической готовности объектов в размере 100% и срок ввода в эксплуатацию предусмотрены - декабрь 2018 года.
Согласно п.3.2 Соглашения от 09.02.2018 №069-07-2018-027 субсидия предоставляется при выполнении следующих условий:
а) наличие правового акта Воронежской области об утверждении в
соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации
перечня объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого
имущества, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
б) наличие в бюджете Воронежской области бюджетных ассигнований на
финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования
которых предоставляется субсидия;
в) соответствие настоящего Соглашения от 09.02.2018 № 069-07-2018-027
положениям пункта 10 Правил № 999.
Согласно пункту 4.3 Соглашения от 09.02.2018 № 069-07-2018-027 субъект обязуется обеспечивать:
- выполнение условий предоставления субсидии, установленных п.3.2 Соглашения от 09.02.2018 № 069-07-2018-027;
- исполнение требований Министерства по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 - 19, 22(1) Правила № 999;
- достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
- исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества согласно приложению №4 к Соглашению от 09.02.2018 № 069-07-2018-027;
-представление в Минстрой России в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об): расходах бюджета Воронежской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была получена субсидия; достижении значений показателей результативности, не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была получена субсидия;
-исполнение графика выполнения мероприятий не позднее 10 числа месяца, следующего за кварталом, в котором была получена субсидия.
Согласно п.5.1 Соглашения от 09.02.2018 № 069-07-2018-027 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению от 09.02.2018 № 069-07-2018-027 стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6.1.1 Соглашения от 09.02.2018 №069-07-2018-027 определено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координацию исполнения) Соглашения от 09.02.2018 № 069-07-2018-027 и представлению отчетности, является Департамент (сейчас – Министерство).
В 2018 году с целью реализации планов по строительству и реконструкции водоснабжения и водоотведения Воронежской области, Департаментом 16.03.2018 заключены два соглашения с муниципальными образованиями, в том числе № 20610000-1-2018-001 с Администрацией Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, №20649000-1-2018-003 с Администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области.
Предметом соглашения от 16.03.2018 № 20610000-1-2018-001, заключенного между Департаментом (субъект) и Администрацией Верхнемамонского муниципального района (муниципалитет), являлось предоставление из бюджета Воронежской области в 2018 году бюджету Верхнемамонского муниципального района субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (реконструкция системы водоснабжения протяженностью 47,56 км в с. Верхний Мамон (окраина), Верхнемамонский муниципальный район Воронежской области) в размере не более 76 082 938,79 рублей по КБК 832 0505 56102R1120 522 251.
Показателем результативности исполнения мероприятия, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, является 100% готовность объекта в 2018 году (приложение № 4 к соглашению).
С целью выполнения работ по реконструкции системы водоснабжения в с. Верхний Мамон (2 очередь), между Администрацией Верхнемамонского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области (муниципальный заказчик) и ООО «Ремстрой» (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 21.05.2018 №013130000371800005-0164725-01 (далее - Контракт) стоимостью 75 843 666,05 рублей. Дополнительным соглашением от 20.12.2018 № 4 стоимость Контракта уменьшена на 5 957 733,05 рубля (7,86%) и составила 69 885 933 рубля. Согласно Контракту подрядчик обязуется выполнить работы по реконструкции объекта в срок с момента подписания Контракта до 20.12.2018 (пункт 3.1 Контракта), а муниципальный заказчик обязуется принять от подрядчика по акту законченного реконструкции (строительства) объект в соответствии с Контрактом и получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 5.1.4 Контракта).
В графике выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства (Приложение № 3 к дополнительному соглашению № 069-07-2018-027/2 от 18.10.2018) по строке 1 «Реконструкция системы водоснабжения с. Верхний Мамон (окраина) Верхнемамонского муниципального района Воронежской области. Корректировка» в графе 59 «Срок ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом» указан срок ввода объекта в эксплуатацию декабрь 2018 года.
При проведении проверки было представлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №36-506-03-2019 выдано Администрацией Верхнемамонского муниципального района на объект «Реконструкция системы водоснабжения в с. Верхний Мамон (окраина), Верхнемамонский муниципальный район Воронежской области» протяженностью 47 605,5 км (по проекту 47,562 км) только 13.06.2019.
Таким образом, объект «Реконструкция системы водоснабжения в с. Верхний Мамон (окраина), Верхнемамонский муниципальный район Воронежской области» в установленный Соглашением от 09.02.2018 № 069-07-2018-027 (с учетом дополнительного соглашения № 069-07-2018-027/2 от 18.10.2018) срок (декабрь 2018 года) не введен в эксплуатацию.
С учетом п.19 Правил № 999 Управление сделало вывод, что у Министерства возникла обязанность возвратить в федеральный бюджет за нарушение срока ввода объекта «Реконструкция системы водоснабжения в с.Верхний Мамон (окраина), Верхнемамонский муниципальный район Воронежской области» в эксплуатацию, денежные средства в размере 5 961 948,01 руб. (59 619 480,13 руб.х 10%).
По результатам рассмотрения результатов контрольного мероприятия УФК по Воронежской области в адрес ответчика направлено представление от 10.11.2021 № 31-12-43/22-7424 (далее - Представление) с требованием устранить выявленное нарушение путем возврата средств в федеральный бюджет в размере 5 961 948,01 руб. и принять меры по устранению причин и условий совершения данного нарушения в срок до 01.11.2022.
Письмом от 25.10.2022 № 65-11/7035 Департамент представил информацию о том, что не признает выявленное нарушение, а также указал, что возврат средств в федеральный бюджет будет осуществляться только на основании требования о возврате средств субсидии в федеральный бюджет, направленного Минстроем России в соответствии с п.4.3.3 Соглашения от 09.02.2018 № 069-07-2018-027.
В связи с неисполнением требований Представления, в соответствии с положениями абзаца третьего п.9 Стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля № 1095 в адрес Министерства УФК по Воронежской области было направлено предписание от 09.11.2022 №31-12-43/22-7645 (далее - Предписание) с требованием возместить ущерб Российской Федерации, как публично-правовому образованию, путем возврата средств в федеральный бюджет в размере 5 961 948,01 руб. в срок до 10.02.2023.
Неисполнение требований послужило основанием для обращения Управления с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
В соответствии с п.1 ст.1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Исходя из положений ст.2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации, закрепленным в ста.34 БК РФ, является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл.30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (п.1 ст.306.1 БК РФ).
Установление нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля влечет направление им представления и (или) предписания (ст.270.2 БК РФ).
Предписанием является документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Предписание должно соответствовать требованиям законности, конкретности и исполнимости, содержать четкие и законные указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Таким образом, в силу ст.270.2 БК РФ представление является мерой реагирования на установленное в ходе государственного финансового контроля нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Поскольку ответчик нарушил срок технической готовности объектов, что повлекло не достижение на конец отчетного периода результативности использования субсидии, следовательно, нарушено условие указанного Соглашения.
В данном случае органом финансового контроля выявлено нарушение Министерством бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, как органом, непосредственно вовлеченным в процесс исполнения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, и правомерно вынесено представление в порядке ст.270.2 БК РФ.
Аналогичный вывод содержит Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.10.2023 по делу N А10-2736/2022.
С учетом изложенного отклоняется довод ответчика о возможности заявления требования о возврате денежных средств исключительно Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Довод Министерства о том, что меры ответственности в данном случае не должны применяться, поскольку их действие было приостановлено Постановлением Правительства РФ от 22.04.2020 N 559 и приостановление в дальнейшем продлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2022 N 149, отклоняется судом в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2022 N 149 действие пунктов 16 - 19 Правил N 999 приостанавливается до 01.01.2023 для правоотношений, возникших с 01.01.2022, к которым рассматриваемый случай не относится, так как правоотношения сторон возникли в момент подписания Соглашения 16.03.2018, в 2018 году.
Действие пунктов 16 - 19 Правил N 999 для правоотношений, возникших с 1 января 2020 года, приостановлено до 1 января 2022 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 559, с 01.01.2022 - возобновлено.
В отношении ссылки на Указ Губернатора Воронежской области от 29.05.2018 №296-у «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по бешенству животных на отдельной территории верхнемамонского муниципального района воронежской области», что, по мнению ответчика в силу п.20 Правил №999, является освобождением от применения мер ответственности, суд учитывает следующее.
Данным указом были установлены ограничительные мероприятия (карантин) до 03 августа 2018 года включительно в неблагополучном по бешенству пункте - селе Верхний Мамон Верхнемамонского муниципального района Воронежской области.
Эпизоотическим очагом по бешенству животных определено индивидуальное подворье, расположенное по адресу: ул. Харланова, д. 2, с. Верхний Мамон, Верхнемамонский муниципальный район, Воронежская область.
На период действия ограничительных мероприятий (карантина):
- не допускается проведение выставок собак и кошек, выводок и натаски собак;
- прекращается торговля домашними животными;
- запрещается вывоз собак и кошек за пределы неблагополучного пункта и отлов (для вывоза в зоопарки, с целью расселения в других районах и т.д.) диких животных на карантинированной территории.
Таким образом, положения Указа Губернатора Воронежской области от 29.05.2018 №296-у «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по бешенству животных на отдельной территории верхнемамонского муниципального района воронежской области» не относятся к процессу реконструкция системы водоснабжения.
Расчет заявленной ко взысканию суммы Министерством не оспорен, контррасчет не представлен.
В связи с изложенным заявленное требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 5 961 948,01 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья Костина И. А.