Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-7882/2019
«04» июля 2019 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Соколовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ситниковой И.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ акционерного общества «ВЗПП-С» (ОГРН <***> ИНН <***>) г. Воронеж,
при участии в предварительном судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности №14/2742/04/КК от 26.06.2019, паспорт;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: 1) ФИО2, представитель по доверенности от 29.05.2019, паспорт;
2) ФИО3, представитель по доверенности от 29.05.2019, паспорт;
3) ФИО4, представитель по доверенности от 29.05.2019, паспорт.
установил:
Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Воронежской области (далее- заявитель, Росприроднадзор по Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением от 29.04.2019 №11/1822/03/ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ акционерного общества «ВЗПП-С» (ОГРН <***> ИНН <***>) г. Воронеж.
Заявление определением суда от 14.05.2019 принято, возбуждено производство по делу, назначены предварительное судебное заседание и судебное разбирательство.
В предварительном судебном заседании 27.06.2019 представитель Росприроднадзора по Воронежской области поддержал заявление о привлечении АО «ВЗПП-С» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представитель заинтересованной стороны, привлекаемой к административной ответственности, заявил об устранении допущенных нарушений, просил приобщить к материалам дела письменные пояснения и документы.
С учетом мнения заявителя, руководствуясь ст. 159 АПК РФ, суд определил: приобщить к материалам дела, представленные заинтересованным лицом документы.
Представитель административного органа заявил о том, что в ходе проведенной проверки, лицом, привлекаемым к административной ответственности, допущенные нарушения были устранены.
На основании части 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание при отсутствии возражений со стороны представителей сторон.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 04.07.2019 до 14 час. 30 мин. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области
Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области от «26» марта 2019г №62-пр/п «О проведении плановой выездной проверки акционерного общества «Воронежский завод полупроводниковых приборов - сборка» в отношении АО «ВЗПП-С» (адрес фактического осуществления деятельности: место фактического осуществления деятельности: 394007, <...> (площадка № 1); участок недр, предусмотренный лицензией ВРЖ 80318 ВЭ; сброс загрязняющих веществ в Воронежское водохранилище по выпуску № 1 АЗО ДОН/1403 на 5 км от устья р. Воронеж)проведена плановая выездная проверка, предметом которой являлось соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации, так же к участию в проверки были привлечены эксперты, срок проведения проверки установлен не более 20 рабочих дней.
АО «ВЗПП-С» было уведомлено о проведении в отношении него проверки заблаговременно в установленном порядке - 26.03.2019, копия приказа с уведомлением направлена на электронный адрес: ceo@vzpp.ru; sales@vzpp-s.ru, так же на копии приказа от 26.03.2019 № 62-пр/п имеется отметка о получении данного приказа генеральным директором ФИО5 Общество возражений относительно надлежащего их уведомления о проведении проверки не предоставило.
Плановая проверка проводилась с 01.04.2019 по 26.04.2019.
В месте фактического осуществления деятельности на момент проверки установлено, что по адресу: 394007, <...> (площадка № 1) установлено, что в АО «ВЗПП-С» имеется участок гальваники (корпус 2а-3, цех 13, Производство по выпуску СБИС и ПЛИС), на котором производится электрическое и химическое никелирование, золочение, локальное золочение корпусов и выводов. Электролит химического никелирования в процессе работы подвергается разложению, в результате чего никель на деталях не осаждается, в результате данного процесса образуется отход, который по классификационным признакам (происхождение, агрегатное состояние, физическая форма) согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» соответствует отходу - растворы химического и электрохимического никелирования металлических поверхностей отработанные в смеси (III класс опасности), код по ФККО 36348111103. Далее данный вид отхода обезвреживается путем выпаривания в специальной ванне линии никелирования до кашеобразного состояния и затем прокаливается в электрической печи при высокой температуре до твердого состояния. В результате этих процессов образуются твердые отходы электролита химического никелирования - отходы термического обезвреживания отработанных электролитов никелирования, содержащие соединения никеля (III класс опасности), код по ФККО 74774111203.
Указанные факты зафиксированы специалистом-экспертомотдела экологического, геологического надзора и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами, за особо охраняемыми природными территориями, в сфере охоты и разрешительной деятельности, государственный инспектор Российской Федерации по Воронежской области ФИО1 в протоколе осмотра принадлежавших юридическому лицу помещений и территорий от «16» апреля 2019 года, в ходе осмотра применялись фотозапись фотоаппаратом NikoncoolpixP520. При проведении осмотра присутствовал законный представитель АО «ВЗПП-С» генеральный директор ФИО5, так же присутствовали понятые ФИО6, ФИО7
На основании абзаца 1 части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статьёй 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» регламентированы полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а именно установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление.
В соответствии со ст.66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Таким образом, Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Воронежской области является органом, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля деятельности по обезвреживанию отходов III класса опасности и уполномочен на составление протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
По результатам проверки 26.04.2019 административным органом в присутствии генерального директора АО «ВЗПП-С» ФИО5 был составлен акт проверки № 27 от «26» апреля 2019 года, в котором установлено, что деятельность осуществляемая обществом, в нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, по обезвреживанию отходов Ш класса опасности – растворы химического и электрохимического никелирования металлических поверхностей отработанные в смеси, осуществляется без соответствующей лицензии на деятельность по обезвреживанию отходов III класса опасности, а также в присутствии этого же законного представителя в отношении Общества 26.04.2019 был составлен протокол № 51 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьёй 19.20 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении был составлен ведущим специалистом-экспертом отдела экологического, геологического надзора и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами, за особо охраняемыми природными территориями, в сфере охоты и разрешительной деятельности, государственный инспектор Российской Федерации по Воронежской области ФИО1.
При этом, по существу выявленных административным органом нарушений, ни при составлении административным органом нарушений, ни при рассмотрении настоящего дела заинтересованным лицом возражений заявлено не было, в протоколе об административном правонарушении имеется отметка об отсутствии со стороны законного представителя общества объяснений. Материалы об административном правонарушении в отношении общества были направлены в соответствии с п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (ст.202 АПК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Таким образом, если для осуществления какого-либо вида деятельности, без извлечения прибыли, законом не установлен запрет, но требуется получение специального разрешения (лицензии), то осуществление данной деятельности в отсутствие этого разрешения (лицензии) образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 49 ГК РФ, право юридического лица на осуществление предпринимательской деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в ходе проведения проверки в отношении юридического лица - АО «ВЗШ1-С» установлено, что АО«ВЗЗП-С» деятельность по обезвреживанию отходов Ш класса опасности – растворы химического и электрохимического никелирования металлических поверхностей отработанные в смеси, осуществляется без соответствующей лицензии на деятельность по обезвреживанию отходов III класса опасности.
Доказательства, опровергающие выводы контролирующего органа относительно отсутствия разрешительной документации, лицом, привлекаемым к ответственности, в суд не представлены.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент рассмотрения заявления Управления не истек.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях АО «ВЗПП-С» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением, согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Исходя из характера выявленных нарушений лицензионных требований и условий, образующих событие административного правонарушения, учитывая, что оно посягает на охраняемые государством общественные отношения в сфере природопользования и защиты окружающей среды, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ оснований для оценки совершенного АО «ВЗПП-С» правонарушения в качестве малозначительного.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявление Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Воронежской области о привлечении АО «ВЗПП-С» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо, уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ.
Однако, административным органом к настоящему заявлению не приложены заверенные копии соответствующих судебных актов, свидетельствующих о наличии отягчающих вину Общества обстоятельств.
Вместе с тем, частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Санкция части 1 статьи 19.20. КоАП РФ предусматривает такие виды административного наказания как предупреждение, наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд, с учетом применения указанных норм права, а также фактических обстоятельств дела, с учетом предоставления доказательств, подтверждающий устранение выявленных правонарушений, приходит к выводу о наличии в данном случае оснований для применения к АО «ВЗПП-С» административного наказания в виде предупреждения.
Кроме того, применение судом административного наказания именно в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.
В соответствии со ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 4.1.1, частью 3 статьи 14.17, статьей 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 202, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
удовлетворить заявление от «29» апреля 2019г №11/1822/03/мм Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>).
Привлечь акционерного общества «ВЗПП-С» (ОГРН <***> ИНН <***>, зарегистрированного в качестве юридического лица 26.12.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области, по адресу: Ленинский проспект, 119 А) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Ю.А. Соколова