АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г. Махачкала 04 октября 2019 года Дело №А15-2776/2018 Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 04 октября 2019 года. |
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Омаровой П.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рашидовой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «Огни автотранспортное предприятие» (ОГРН <***>)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (ОГРН <***>)
о признании недействительным приказа от 21.03.2018 №59 «О прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» в части прекращения действия выданного обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту «Дагестанские Огни - Дербент» (рег. №229, порядковый №851),
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представителя ФИО1 (водительское удостоверение от 29.09.2018, доверенность от 21.03.2019 №21) и адвоката Абдуллаева А.Н. (удостоверение №305 от 26.11.2003, ордер от 25.02.2019 №07, доверенность от 21.03.2019 №22),
от заинтересованного лица – представителя ФИО2 (доверенность от 14.12.2018 №21, паспорт),
от третьего лица (АО «Дербентское ПАТП») – не явились, извещено,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Огни автотранспортное предприятие» (далее – заявитель, общество, ООО «Огни автотранс») обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением (с учетом последующего уточнения) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее – заинтересованное лицо, министерство, Минтранс РД) о признании недействительным приказа от 21.03.2018 №59 «О прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» в части прекращения действия выданного обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту «Дагестанские Огни - Дербент» (регистрационный номер 229, порядковый номер 851).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющегося самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечено открытое акционерное общество «Дербентское пассажирское автотранспортное предприятие».
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.11.2018 по делу №А15-2776/2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019, в удовлетворении требований заявителя отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2019 вышеуказанные решения суда первой и апелляционной инстанций по делу №А15-2776/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.06.2019 дело №А15-2776/2018 принято к производству судьи Омаровой П.М.
В отзыве на заявление Минтранс РД считает требования заявителя необоснованными, просит в их удовлетворении отказать. Действие выданного обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок «Дагестанские Огни – Дербент» прекращено приказом ФИО3 от 21.03.2018 №59 на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Федерального закон от 13.07.2015 №220-ФЗ в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд. Заинтересованное лицо указывает на то, что согласно сведениям ОАО «Дербентское ПАТП», с автостанции «Северная», являющейся остановочным пунктом межмуниципального маршрута «Дагестанские Огни – Дербент» заявитель не осуществлял перевозки с 01.01.2018 по 22.02.2018, обратного заявителем не доказано. О том, что ООО «Огни автотранс» в течение 2017 года и с 01.01.2018 не осуществляло регулярные перевозки по спорному маршруту неоднократно сообщали в Минтранс РД глава ГО «город Дагестанские Огни», МУП «Огнитранс», жалобы поступали от коллективов водителей МУП «Огнитранс» и от жителей города. Согласно письму заместителя начальника МТУ Ространснадзора по СКФО от 27.02.2018 №583 для обслуживания маршрута «Дагестанские Огни-Дербент» у ОАО «Дербентское ПАТП» договорные отношения с ООО «Огни автотранс» с 01.01.2018 отсутствуют. По мнению заинтересованного лица, указанные обстоятельства свидетельствуют о неосуществлении ООО «Огни автотранс» перевозок по спорному маршруту регулярных перевозок в течение более чем трех дней подряд, что послужило основанием для прекращения действия выданного перевозчику свидетельства.
Определением от 22.08.2019 судебное разбирательство по делу отложено на 23.09.2019.
Третье лицо – ОАО «Дербентское ПАТП» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Копия определения суда от 22.08.2019, направленная ему по месту регистрации, возвращена без вручения по причине отсутствия адресата по указанному адресу, что в силу части 4 статьи 123 АПК РФ признается надлежащим извещением лица, участвующего в деле. Кроме того, определение от 22.08.2019 направлено третьему лицу и электронной почтой по адресу, указанному на бланке общества (patp12007@yandex.ru). В ранее представленном в суд отзыве на заявление ОАО «Дербентское ПАТП» просит отказать в удовлетворении требований заявителя, считает, что министерство правоверно прекратило действие выданного обществу свидетельства. 23.09.2019 от третьего лица по системе подачи документов в электронном виде «Мой арбитр» в суд поступило ходатайство о проведении судебного заседания без участия его представителя.
От заявителя 19.09.2019 в суд поступило ходатайство о приобщении дополнительных доказательств по делу, а также ходатайство об истребовании у ОАО «Дербентское ПАТП» соответствующих требованиям закона доказательств осуществления им перевозок по межмуниципальным маршрутам «Дербент – Дагестанские Огни» и «Дагестанские Огни – Дербент» за период с января по апрель 2018 года (журнал медицинского осмотра водителей, технического контроля автобусов, прохождения водителями инструктажей по безопасности, выдачи водителям путевых листов).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по ранее изложенным основаниям, считает, что министерство необоснованно и незаконно прекратило действие выданного ООО «Огни автотранс» свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту «Дагестанские Огни - Дербент», просил в этой части приказ от 21.03.2018 №59 признать недействительным. Считает, что министерство не доказало факт неосуществления обществом перевозок по спорному маршруту более трех дней подряд, вывод министерства основан исключительно на письмах ОАО «Дербентское ПАТП», каких-либо проверок в отношении ООО «Огни автотранс» министерство не проводило, обществу об этом не сообщалось, в проверках не участвовало, документы у общества не запрашивались. При этом заявителем в материалы дела представлены документы, подтверждающие осуществление им перевозок по указанному маршруту, тогда как ОАО «Дербентское ПАТП» доказательства осуществления им перевозок по спорным маршрутам в суд не представлено. В связи с этим представитель заявителя поддержал указанное ходатайство и просил истребовать у ОАО «Дербентское ПАТП» указанные в ходатайстве документы.
Представитель заинтересованного лица возразила против ходатайства общества об истребовании доказательств у третьего лица, считает, что указанные документы не относятся к предмету спора.
Суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства ООО «Огни автотранс» об истребовании документов у ОАО «Дербентское ПАТП», поскольку вопросы осуществления перевозок пассажиров по указанным маршрутам третьим лицом – ОАО «Дербентское ПАТП» не является предметом настоящего спора, суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Представитель министерства заявила, что дополнительно представленные обществом в суд с ходатайством от 19.09.2019 документы заинтересованному лицу не направлены, ходатайство получено без приложения к нему.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 27 сентября 2019 года. Информация о перерыве и о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва опубликована на официальном сайте суде в сети «Интернет» 25.09.2019, что согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, данным в пункте 13 постановления от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках», признается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом.
После перерыва представитель заинтересованного лица представила дополнение к отзыву с учетом дополнительно представленных заявителем документов. Она поддержала позицию, изложенную в отзыве на заявление и в дополнении к нему, просила отказать в удовлетворении требований заявителя, считает, что оспариваемый приказ министерством издан законно, заявитель не доказал надлежащими, допустимыми доказательствами факт осуществления им регулярных пассажирских перевозок по маршруту «Дербент – Дагестанские Огни». Просила обратить внимание на то, что в представленных заявителем в материалы дела журналах медицинского осмотра имеются несоответствия в датах, нет подписей лица, ответственного за проведение медицинского осмотра водителей, в путевых листах представленных обществом нет всех необходимых реквизитов, к примеру, отсутствуют показания одометров. Сообщила, что приказом министерства от 30.01.2018 №13 была создана проверочная комиссия в целях проверки фактов, изложенных в обращениях, справка от 02.02.2018 по результатам проверки комиссии представлена в материалы дела.
Представитель общества заявил, что все журналы, путевые листы заполняются в соответствии с инструкцией по их заполнению и по формам, которые обществу представило само министерство. Наличие в них каких-то опечаток или ошибок при заполнении не делает их недействительными.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и, оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, все имеющиеся в деле доказательства, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Огни автотранспортное предприятие» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве 22.05.2008 за ОГРН <***>. Основным видом деятельности общества является деятельность сухопутного пассажирского транспорта: внутригородские и пригородные перевозки пассажиров.
Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу обществу выдана лицензия №АСС-05-16417 от 22.07.2008 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ).
Частью 2 статьи 17 Закона №220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 19 Закона №220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Обществу с ограниченной ответственностью «Огни автотранспортное предприятие» Министерством транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан выдано свидетельство серии РД 000005 №000337 от 09.11.2016 (сроком по 09.11.2021) об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок «Дагестанские Огни – Дербент» (регистрационный номер маршрута в реестре 229, порядковый номер 851).
Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан от 21.03.2018 №59 действие выданного ООО «Огни автотранс» свидетельства на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок «Дагестанские Огни – Дербент» прекращено. Приказ мотивирован невыполнением перевозчиком по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
Считая указанный приказ от 21.03.2018 №59 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным в части прекращения свидетельства выданного ООО «Огни автотранс».
Указом Главы Республики Дагестан от 26.03.2018 №39 Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан преобразовано в Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан, передав ему функции в сфере промышленности (пп. «а» п. 2), Агентство по дорожному хозяйству Республики Дагестан преобразовано в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, передав ему функции в сфере транспорта преобразуемого Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан. Таким образом, заинтересованным лицом по настоящему делу является Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 29 Закона №220-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе: принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд (пункт 7, введен Федеральным законом от 29.12.2017 №480-ФЗ, который вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 29.12.2017).
Оспариваемый обществом приказ от 21.03.2018 №59 о прекращении действия выданного обществу свидетельства издан в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона №220-ФЗ. Основанием для вынесения данного приказа послужил вывод уполномоченного органа о том, что перевозчик в отсутствие чрезвычайной ситуации не выполнил ни одного рейса по маршруту, предусмотренного расписанием в течение более чем трех дней подряд.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ также установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого приказа, его соответствия закону или иным нормативным актам, лежит на министерстве.
В подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для издания приказа от 21.03.2018 и в обоснование довода о неосуществлении ООО «Огни автотранс» перевозок по указанному маршруту регулярных перевозок, министерство ссылается на сведения, представленные ОАО «Дербентское ПАТП», о невыполнении обществом перевозок пассажиров с 01.01.2018 по 22.02.2018 и об отсутствии у него возможности пользоваться услугами автостанции ввиду отсутствия договора с ОАО «Дербентское ПАТП» - владельцем автостанции, на письмо МТУ Ространснадзора по СКФО от 27.02.2018 №583 и письмо ОАО «Дербентское ПАТП» от 22.02.2018 в адрес МТУ Ространснадзора по СКФО, а также на обращения и жалобы коллектива водителей МУП «Огнитранс».
Вместе с тем, названные документы, на которые ссылается министерство не содержит конкретных сведений о том, что ООО «Огни автотранс» в конкретный промежуток времени продолжительностью более чем три дня подряд не совершило ни одного рейса по маршруту «Дагестанские Огни – Дербент».
Так, адресованное заместителю начальника МТУ Ространснадзора по СКФО письмо ОАО «Дербентское ПАТП» от 22.02.2018 №64, и письмо МТУ Ространснадзора по СКФО от 27.02.2018 №583, на которые ссылается министерство, содержит лишь сведения о том, что ранее (до 01.01.2018) 30.12.2016 между ОАО «Дербентское ПАТП» и ООО «Огни автотранс» были заключен ыдоговоры №163/16 об организации перевозок пассажиров по маршруту «Дербент – Дагестанские Огни» и №164/16 о предоставлении обществу на автостанции «Северная» места для стоянки автобусов. А после 01.01.2018 договорные отношения между ОАО «Дербентское ПАТП» и ООО «Огни автотранс» отсутствуют. На основании этого министерством сделан вывод о том, что ООО «Огни автотранс» в отсутствие договора на предоставление места для стоянки автобусов на автостанции «Северная» г. Дербента и договора на расчетно-кассовое обслуживание с 01.01.2018 по 22.02.2018 не осуществляло перевозки пассажиров по указанному маршруту и не имело возможности их осуществлять.
Вместе с тем, указанный факт (отсутствие договора с ОАО «Дербентское ПАТП») сам по себе не может свидетельствовать о фактическом не осуществлении обществом перевозок по маршруту более чем трех дней подряд. Свидетельство на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, действие которого прекращено оспариваемым приказом от 21.03.2018, выдано на маршрут «Дагестанские Огни – Дербент» (а не на маршрут «Дербент – Дагестанские Огни»). Выезд транспортных средств перевозчика (ООО «Огни автотранс») на указанный маршрут осуществляется с г.Дагестанские Огни. Как пояснил представитель заявителя, в г. Дербенте для стоянки автобусов, посадки и высадки пассажиров обществом арендуется площадка рядом с автостанцией «Северная» по договору №16 от 08.09.2015, копия которого представлена в материалы дела.
Министерством в материалы дела представлены копии письма МУП «Огнитранс» от 06.03.2018 в адрес Министра транспорта, энергетики и связи РД, в котором сообщается, что ООО «Огни автотранс» на протяжении года не осуществляет обслуживание муниципального маршрута регулярных перевозок «Дагестанские Огни – Дербент», «Дагестанские Огни – Махачкала».
Однако ОАО «Дербентское ПАТП» и МУП «Огнитранс» не наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением другим перевозчиком законодательства в сфере осуществления пассажирских перевозок. Указанные лица являются хозяйствующими субъектами и прямыми конкурентами ООО «Огни автотранс» на рынке услуг по перевозке пассажиров по спорному маршруту и в г.Дагестанские Огни, а, следовательно, могут быть заинтересованы в прекращении выданного ООО «Огни автотранс» свидетельства на право осуществления перевозок пассажиров по указанному маршруту. Так, в письме от 06.02.2017 №31, адресованному Министру транспорта, энергетики и связи РД, МУП «Огнитранс» просит прекратить выданные ООО «Огни автотранс» свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту Дагестанские Огни – Махачкала.
Таким образом, обращения, жалобы ОАО «Дербентское ПАТП» и МУП «Огнитранс» без соответствующей проверки указанных в них сведений, сами по себе не могут однозначно и достоверно свидетельствовать о неосуществлении ООО «Огни автотранс» перевозок по спорному маршруту.
Что касается жалоб коллектива водителей перевозчика и жителей города, то представленные заинтересованным лицом в материалы дела жалобы коллектива водителей МУП «Огнитранс» датированы 06.04.2018 и 20.04.2018, то есть после издания оспариваемого приказа от 21.03.2018 и не могли быть учтены министерством при его вынесении.
Согласно статье 7 Федерального закона Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (часть 1).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме (часть 3).
Обращение (жалоба) от имени жителей города Дагестанские Огни по своему содержанию идентична жалобе, поданной коллективом МУП «Огнитранс». При этом в жалобе не содержится сведений о почтовых адресах заявителей или об адресах электронной почты, по которым должны быть даны ответы. В жалобе не указана дата ее подачи, отсутствует отметки о регистрации в Министерстве транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.
В силу части 2 статьи 35 Закона №220-ФЗ полномочиями по контролю за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок наделены уполномоченный федеральный органом исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство.
В данном случае таким органом, осуществляющим контроль за соблюдением условий выданного обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, являлось Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции суд определениями от 30.07.2019 и от 22.08.2019 предлагал заинтересованному лицу пояснить, проводились ли какие-либо проверочные (контрольные) мероприятия на предмет выполнения обществом перевозок пассажиров на спорном маршруте, сообщить в какие дни не были выполнены рейсы по маршруту, каким образом это установлено, представить при наличии материалы проверок.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании заявила, что перевозки по указанному маршруту общество не осуществляло с 01 января по март 2018 года. Министерство в материалы дела представило копии приказа от 30.01.2018 №13 «О создании проверочной комиссии» и справку от 02.02.2018. Из указанной справки следует, что для проверки фактов, изложенных в обращениях администрации городского округа «г. Дагестанские Огни» и коллектива водителей, обслуживающих маршрут «Дагестанские Огни – Дербент», комиссия изучила изложенные в обращениях факты, проверила документацию автостанций городов Дагестанские Огни и Дербент. Вместе с тем из справки от 02.02.2018 следует, что комиссия исследований, обследований на указанном маршруте не проводила, в справке отсутствуют сведения о том, в какие дни комиссия проверяла осуществление обществом перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок согласно выданному ему свидетельству. Как указано в справке комиссия выезжала в г. Дагестанские Огни и г. Дербент только один день – 31.01.2018. Фактически комиссия ограничилась ссылками на сведения, представленные теми же МУП «Огнитранс» и ОАО «Дербентское ПАТП». При этом представители ООО «Огни автотранс» к проверке, проведенной комиссией, не привлекались, какие-либо документы у ООО «Огни автотранс» (в том числе журналы предрейсовых медосмотров, техосмотров, выдачи путевых листов, документы на транспортные средства, договора с водителями и т.п.) не запрашивались, не проверялись и не изучались. Общество с результатами комиссионной проверки (с указанной справкой) не ознакомлено.
Следовательно, представленная заинтересованным лицом справка от 02.02.2018 не может быть принята судом в качестве надлежащего доказательства в подтверждение факта невыполнения обществом ни одного рейса по спорному маршруту в течение более чем трех дней подряд.
Необходимым условием для прекращения действия свидетельства на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Закона №220-ФЗ является установленный и подтвержденный факт не осуществление перевозчиком по соответствующему маршруту ни одного рейса, предусмотренного расписанием в течение более чем трех дней подряд.
В материалах дела не имеются и заинтересованным лицом в соответствии с ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ суду не представлены доказательства однозначно и достоверно свидетельствующие о том, что ООО «Огни автотранс» в течение более трех дней подряд не выполнило ни одного рейса по маршруту «Дагестанские Огни – Дербент». В оспариваемом приказе №59 не указан конкретный период, в котором общество не выполнило по спорному маршруту ни одного рейса в течение более чем трех дней подряд, не содержится ссылки на документ (в том числе справку от 02.02.2018), которым данный факт установлен и зафиксирован.
Более того, в представленных самим же министерством документах имеются сведения о том, что на спорной линии маршрута работали только один или два водителя ООО «Огни автотранс» (докладные записки начальника а/с «Северная» от 20.08.2017 и от 16.0.2017 – т. 1, л.д. 131, 132, справка от 02.02.2018).
В подтверждение факта осуществления перевозок пассажиров по маршруту «Дагестанские Огни – Дербент» общество в материалы дела представило путевые листы водителей за январь, февраль, и март 2018 года, журнал выдачи путевых листов (т. 3, л.д. 76-81), журнал предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей (т. 3, л.д. 48-61), журнал контроля технического состояния при выпуске и возвращении автомобилей с линии (т. 3, л.д. 53-66) (подлинники указанных журналов обозревались в судебном заседании, копии приобщены к материалам дела), копии договоров с водителями транспортных средств и карты маршрута. Также обществом представлены документы о привлечении медицинского работника – ФИО4 для проведения предрейсовых медосмотров (договор об оказании услуг (аутстаффинга) от 10.07.2016, лицензия №ЛО-05-01-001117 от 03.06.2015, выданная ООО «Глобус», диплом медицинской сестры, удостоверение о повышении квалификации), трудовой договор от 01.09.2010 (и дополнительное соглашение) с механиком ФИО5, диплом механика, удостоверения о прохождении им аттестации и повышении квалификации.
Представленные заявителем документы в своей совокупности указывает на то, что в спорный период (с января по март 2018 года) обществом осуществляло перевозки пассажиров по маршруту «Дагестанские Огни – Дербент», в журналах и путевых листах имеются ежедневные отметки за подписью ответственного лица (медработника, механика) о прохождении водителями предрейсовых медицинских осмотров и контроля технического состоянию автобусов перед выездом на линию.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что в представленных обществом журналах и путевых листах имеются ошибки при их заполнении, не содержатся всех обязательных реквизитов, судом отклоняются, поскольку недостатки, ошибки в указанных документах не свидетельствуют об их недействительности и не указывает на неосуществление обществом перевозок пассажиров. К тому же министерство в рамках проводимой им проверки (справка от 02.02.2018) эти документы у общества не запросило и не исследовало, содержащиеся в них сведения не проверило.
Как обоснованно отмечено представителем заинтересованного лица, в представленных заявителем документах (журналах, путевых листах) отсутствуют отметки об осуществлении водителями общества перевозок пассажиров 01 и 02 января 2018 года (два дня). Однако данное обстоятельство не свидетельствует о наличии предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона №220-ФЗ основания для прекращения свидетельства.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что приказ от 21.03.2018 №59 в части прекращения действия выданного ООО «Огни автотранс» свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок «Дагестанские Огни - Дербент» издан министерством без достоверного установления факта невыполнения обществом ни одного рейса по маршруту регулярных перевозок в течении более чем трех дней подряд, и, соответственно, в отсутствие установленных пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона №220-ФЗ оснований для прекращения свидетельства.
Ненормативный правовой акт является документом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия для определенного круга лиц.
В рассматриваемом случае, оспариваемый обществом приказ (в части прекращения выданного ему свидетельства) повлек за собой невозможность осуществления обществом своей основной деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, приказ министерства от 21.03.2018 №59 в оспариваемой части следует признать недействительными как не соответствующий Федеральному закону от 13.07.2015 №220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", удовлетворив требования заявителя.
При принятии заявления к производству обществу предоставлена отсрочка уплаты госпошлины по заявлению.
В связи с удовлетворением требований заявителя, расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ следует отнести на министерство, которое как орган государственной власти освобождено от уплаты госпошлины. В связи с этим вопрос о взыскании госпошлины судом не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 156, 167-171, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявление ООО «Огни автотранспортное предприятие» удовлетворить.
Приказ Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан от 21.03.2018 №59 «О прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок» признать недействительным в части прекращения действия выданного ООО «Огни автотранс» (ОГРН <***>) свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок «Дагестанские Огни - Дербент» (регистрационный номер маршрут 229, порядковый №851), как не соответствующий Федеральному закону от 13.07.2015 №220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решение суда может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья П.М. Омарова