ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-4075/14 от 12.12.2014 АС Республики Дагестан

г. Махачкала

12 декабря 2014 года Дело №А15-4075/2014

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедова Р.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛК Динар-Лизинг» (ОГРН 1110573000042, ИНН 0573000064) о признании незаконным и изменении постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по СКФО №19-04-22/1997 от 17.09.2014 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЛК Динар-Лизинг» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд РД с заявлением о признании незаконным и изменении постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по СКФО №19-04-22/1997 от 17.09.2014 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Определением суда от 20.10.2014 заявление принято к производству по рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

Дело рассмотрено по представленным сторонами материалам на основании статей 9, 65, 70, 131 и 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) в порядке упрощенного производства.

Арбитражный суд, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании приказа управления от 11.07.2014 N45-н проведена камеральная проверка соблюдения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 02.08.2012 по 10.07.2014.

В ходе проверки управление установило, что в нарушение требований ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон №115-ФЗ) и пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 №28 (далее – положение о постановке на учет), общество в проверяемом периоде не осуществляло идентификацию клиентов, на предмет причастности их к экстремиской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремисткой деятельности, в работе не используется; правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не соответствуют действующему законодательству; специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в обществе, в проверяемом периоде не соответствовало требованиям действующего законодательства; требования законодательства в части подготовки и обучения кадров в обществе в проверяемом периоде исполнялись не в полном объеме.

По результатам проверки, зафиксированным актом от 01.09.2014 N39, составлен протокол об административном правонарушении от 04.09.2014 №19-04-24/131.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, управление приняло постановление от 17.09.2014 №19-04-22/1997 о привлечении ООО «Лизинговая компания «Динар-Лизинг», зарегистрированного по адресу: <...>, к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде наложения 50 000 рублей штрафа.

Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Из материалов дела следует, что с заявлением в арбитражный суд общество обратилось в пределах срока, предусмотренного частью 2 статьи 208 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что обществом оспариваемое постановление получено 01.10.2014, с заявлением в арбитражный суд общество обратилось 13.10.2014, то есть в пределах срока, предусмотренного частью 2 статьи 208 АПК РФ.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Законом №115-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 Закона №115-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии со статьей 3 Закона №115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» является юридическим лицом, зарегистрировано 15.12.2011 и состоит на учёте в Межрайонной ИФНС России по Кировскому району г. Махачкалы Республики Дагестан.

В проверяемом периоде ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» является лизинговой компанией, что подтверждается договорами лизинга, п. 2.2 Устава Общества, выпиской из ЕГРЮЛ от 15.07.2014 и п. 13 Карты постановки на учет по форме 2- КПУ.

Следовательно, ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115- ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно статьи 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №115-ФЗ:

- внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

- организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

- осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

На основании вышеизложенного на ООО Лизинговая компания «Динар- Лизинг» распространяются все права и обязанности, установленные статьёй 7 Федерального закона № 115-ФЗ для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» исполняло не в полном объеме законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля

1) В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения оо их причастности к экифсмиыыиш деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии с п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц (далее - Перечень) установлен постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Федеральной службой по финансовому мониторингу при постановке на учет организации предоставляется доступ к Перечню, в том числе сведениям об организациях и (или) физических лицах, включенных в Перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 4-5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, и исключенных из перечня по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, через Личный кабинет на Портале Росфинмониторинга.

В соответствии с пунктом 7 указанного Положения сведения об организациях и (или) физических лицах, включенных в Перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 3, 6, 7 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, и исключенных из перечня по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 3, 5 - 8 пункта 2.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также публикуются в «Российской газете».

Управление указывает, что в нарушение установленных требований законодательства идентификация лиц, находящихся на обслуживании в ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг», на предмет причастности их к экстремистской деятельности, для выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, не осуществлялась, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, в работе не использовался.

В связи с этим суд также приходит к выводу, что обществом нарушены требования законодательства.

2) Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, утверждаются руководителем организации, следовательно, являются основным, после законодательных актов, внутренним документом, и представляют собой совокупность программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также документом, регламентирующим исполнение обязательных процедур в указанных целях.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) (далее - Требования к правилам внутреннего контроля).

В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что Правила внутреннего контроля у ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» в проверяемом периоде разработаны и утверждены руководителем 03.09.2012.

Управление установило , что впоследствии правила внутреннего контроля ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» не учитывали изменений, внесенных в Федеральный закон №115- ФЗ и иные нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности, изменений, внесённых:

- Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

- Федеральным законом от 28.06.2013 № 134 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»;

- Федерального закона от 28.12.2013 N 403-Ф3 «О внесении изменений в федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствует об отсутствии у общества на момент проведения проверки соответствующих действующему законодательству Правил внутреннего контроля, направленных на создание условий для надлежащего исполнения обществом требований Федерального закона № 115-ФЗ, что свидетельствует о неисполнении Обществом норм Федерального закона № 115-ФЗ в части организации внутреннего контроля.

3) В ходе проверки установлено, что специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение в ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» правил внутреннего контроля, в проверяемом периоде являлся ФИО1 (Приказом № 9/а от 03.09.2012).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Положение о квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждено:

1) постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715, действовавшим до 09.06.2014 (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства №715);

2) постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 г. № 492, вступившим в силу 10.06.2014 (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства № 492).

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг», ФИО1 имеет высшее образование по специальности «Юриспруденция» (диплом серии ИБС №0194330), но не прошел обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, ФИО1 в период исполнения обязанностей специального должностного лица не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым постановлением Правительства от 05.12.2005 №715 и Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 № 492, вступившим в силу 10.06.2014.

Следовательно, суд приходит к выводу, что в течение длительного времени, а именно в проверяемом периоде, ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» осуществляло деятельность в отсутствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующего квалификационным требованиям, что свидетельствует о неорганизации системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ должным образом и отсутствии возможности реализации процедур внутреннего контроля, в том числе осуществления обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ, выявления операций, подлежащих обязательному контролю.

4) В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 492.

Согласно пункту 3 постановления требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

В соответствие со статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждено приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, вступившим в силу 05.10.2010 (далее - Положение, утверждённое приказом №203).

В соответствии с пунктом 15 Положения, утверждённого приказом №203, целью обучения является получение сотрудниками организации знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля организации, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.

Согласно п. 2, 3 Положения, утверждённого приказом №203, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проверки установлено, что генеральным директором ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» в проверяемом периоде не утвержден перечень работников, обязанных проходить подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно п. 6 Положения, утверждённого приказом №203, обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж;

б) дополнительный инструктаж;

в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ её осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);

г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Установлено, что требования Положения утверждённого приказом №203, в ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» в проверяемом периоде проводились не в полном объёме.

В соответствии с п. 17 Положения, организация ведет учет прохождения ее сотрудниками обучения.

В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 факт проведения с сотрудниками организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации(отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в том числе:

- при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» не предусмотрен журнал прохождения обучения с сотрудниками в рамках реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Также проверкой установлено, что обучение в форме дополнительных инструктажей при вступлении в силу ряда нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ не проводились, а именно:

- 06.11.2012 при вступлении в силу приказа Росфинмониторинга от 03.09.2012 № 301 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 г. N 59»,

- 21.11.2012 при внесении изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в связи с принятием Федерального закона от 20.07.2012 №121-ФЗ,

- 08.05.2013 при вступлении в силу постановления Правительства РФ от 23.04.2013 № 364 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации»,

- 30.06.2013 при вступлении изменений в Федеральный закон №115, внесенных Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Отсутствие проведения обучения в форме дополнительных инструктажей при вступлении в силу ряда нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в части подготовки и обучения кадров организации.

Лица, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта, назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

Лица, занимающие на момент вступления в силу Положения должности, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 10, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения, то есть не позднее 05.10.2011.

Обучение в форме целевого инструктажа генеральному директору ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» ФИО1 следовало пройти не позднее 30.11.2012.

Проверкой установлено, что обучение в форме целевого инструктажа генеральным директором ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» ФИО1 не пройдено.

В соответствии со статьями 3, 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность по принятию внутренних организационных мер в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также по осуществлению программ внутреннего контроля и предоставлению в уполномоченных орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного в совокупности, суд приходит к выводу, что ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» не исполнило требования Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЭ).

Таким образом, ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308- ФЗ).

Все обстоятельства, изложенные выше, в совокупности, свидетельствуют о том, что ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» допущено правонарушение, ответственность за которое предусмотренная ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, - неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро­ризма в части организации и осуществления внутреннего контроля.

Суд с учетом изложенного приходит к выводу, что административным органом в ходе проведения проверки выявлены нарушения в деятельности общества такие, как: неосуществление идентификации клиентов, на предмет причастности их к экстремисткой деятельности, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремисткой деятельности, в работе не использовались; правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не соответствуют действующему законодательству; специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в обществе в проверяемом периоде не соответствовало требованиям действующего законодательства; требования законодательства в части подготовки и обучения кадров в обществе в проверяемом периоде исполнялись не в полном объеме.

Вышеуказанные нарушения установлены административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, подтверждены материалами дела, что свидетельствует о доказанности события административного правонарушения в действиях общества.

В своем заявлении общество указывает, что оно не оспаривает соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности, не оспаривает и не отрицает факт события вмененного ему административного правонарушения, признает вину в совершении вмененного ему административного правонарушения, при этом считает, что ему должно было быть назначено наказание в виде предупреждения, а не штрафа и что при назначении ему наказания не были учтены положения части 3 статьи 4.1. КоАП РФ.

Суд оценив доводы общества и материалы дела, приходит к следующему выводу.

Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в со­вершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае управление при вынесении постановления с учетом всех обстоятельств дела заявителю назначило наказание в виде штрафа в размере 50000руб., тогда как указанная часть статьи предусматривает и предупреждение.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Факты нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении № 19-04-24/131 от 04.09.2014, установлены, подтверждены материалами дела.

ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» в нарушение установленных требований федерального законодательства в течение длительного времени не предпринимало в полном объёме мер по организации и осуществлению внутреннего контроля, что не повлекло непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля являются основным, после законодательных актов, внутренним документом, и представляют собой совокупность программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию

терроризма, а также документом, регламентирующим исполнение обязательных процедур в указанных целях.

Обучение - это осуществление внутреннего контроля. Отсутствие обучения сотрудников общества свидетельствует об отсутствии самой системы внутреннего контроля в надлежащем виде, что не способствует достижению целей такой системы, а именно - не позволяет в полной мере, как того требуют нормы Федерального закона № 115-ФЗ, исполнить обязанности по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, или подозрительные операции.

В соответствии со статьями 3, 7 Федерального закона №115-ФЗ обязанность по принятию внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по соблюдению требований законодательства, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ.

Принимая во внимание тот факт, что нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике "Российская газета", у ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» имелась возможность для соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но им не были предприняты все необходимые меры для соблюдения требований законодательства и недопущения указанных нарушений. Таким образом, можно сделать вывод о наличии в действиях общества вины в совершённом административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Причинами и условиями, способствовавшими совершению указанного административного правонарушения, явилось недостаточное знание руководством ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» требований действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ, управлением не установлено.

В постановлении указано, что законному представителю ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» было предложено представить документы, отражающие имущественное и финансовое положение юридического лица. На рассмотрение дела данные документы не были представлены.

Управление в своем постановлении указывает, что, учитывая характер и правовые последствия совершенного ООО Лизинговая компания «Динар-Лизинг» правонарушения, допущенное нарушение не может быть признано малозначительным. В связи с тем, что Федеральный закон № 115-ФЗ (статья 1 Федерального закона № 115-ФЗ) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, правонарушения, предусмотренные статьей 15.27 КоАП РФ, посягают на установленный порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Названный объект посягательства является одним из наиболее значимых. Это следует также из того, что за данное правонарушение законодателем установлен более продолжительный срок давности для привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Суд считает доказанной вину общества в совершении правонарушения, поскольку в материалах дела доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, отсутствуют.

Общество не представило каких-либо пояснений и доказательств, подтверждающих принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, напротив, не отрицало неисполнение им требований закона.

При таких обстоятельствах суд считает правомерным вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса.

Также административный орган в своем постановлении указал на то, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответ­ственность (ст. 4.2; 4.3 КоАП РФ), не установлено.

Санкция назначена обществу в минимальном денежном размере, с учетом требований 1 и 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах сроков давности, установленных ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуют пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям.

Суд с учетом фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, полагает, что в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к экономическим интересам государства в целом.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу пункта 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Пункт 5 статьи 28.2 КоАП РФ устанавливает, что протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.

В постановлении Пленума ВАС РФ разъяснено, что согласно Кодексу законным представителем юридического лица является его руководитель, а также лицо, признанное в соответствии с законом или учредительным документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Данный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Согласно абзацу 3 п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции от 10.11.2011) права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании ст. 28.2 КоАП РФ, осуществляются ими как лично, так и через защитника или иным лицом, действующим на основании доверенности, выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Указанные выше требования административным органом соблюдены, а именно: общество извещено о проведении в его отношении проверки, времени и места составления протокола об административном правонарушении, направления его в адрес общества, а также извещения общества о времени и месте рассмотрения материалов административного правонарушения.

Данный факт заявителем не оспаривается и подтвержден материалами дела.

Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Суд с учетом фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, полагает, что в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к экономическим интересам государства в целом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление общества является необоснованным и не подлежащим удовлетворению согласно части 3 статьи 211 АПК РФ.

Обществом при подаче заявления была уплачена госпошлина в сумме 2000руб. платежным поручением от 10.10.2014 №211, которая подлежит возврату в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает оплату госпошлины по указанным категориям спора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 177, 208, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «ЛК Динар-Лизинг» отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЛК Динар-Лизинг» из федерального бюджета госпошлину в размере 2000руб., уплаченную по платежному поручению от 10.10.2014 №210.

Выдать справку.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья Р.М. Магомедов