АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Махачкала Дело № А15-5639/2017
18 октября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2018
Полный текст мотивированного решения изготовлен 18.10.2018
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Гридасовой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Правительства Республики Дагестан (ОГРН <***>, ИНН <***>, 367005, <...>)
к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ОГРН <***>, ИНН <***>, 367012, <...>)
о признании недействительным распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан №550-р от 13.11.2008
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 - доверенность л.д. 123 т. 2, удостоверение
от заинтересованного лица: извещен, не явился
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ягибековым Т.Б.
УСТАНОВИЛ:
Правительство РД обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и индивидуальным предпринимателям ФИО2, ФИО3, в котором просит:
- признать недействительным распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан №550-р от 13.11.2008;
- признать недействительными договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан №11, №12 от 04.02.2013 и применении последствий недействительности сделок
- признать недействительным договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан №13 от 04.02.2013 и заключенный на его основе договор о передачи (уступки) прав и обязанностей от 13.03.2015 № 01.
Исковые требования мотивированы тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000090:198, 05:07:000090:199 и 05:07:000090:200 из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: РД, Дербентский район были включены в реестр земельных участков инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан, утвержденный председателем Совета по формированию инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан - министром земельных и имущественных отношений Республики Дагестан. Министерство, не являясь уполномоченным лицом на предоставление в аренду земель инвестиционного фонда, в нарушение Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 №42 и постановлений Правительства Республики Дагестан от 11.10.2010 №368 и от 07.04.2011 №95 передало спорные земельные участки в долгосрочную аренду ФИО2, которая не является участником инвестиционной деятельности.
Согласно части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд первой инстанции в целях эффективного правосудия выделил из дела №А15-5639/2017 в отдельное производство требования Правительства Республики Дагестан о признании недействительными договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан №11, №12 от 04.02.2013 и применении последствий недействительности сделок, а также требование о признании недействительным договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан №13 от 04.02.2013 и заключенный на его основе договор о передачи (уступки) прав и обязанностей от 13.03.2015 № 01 под номером дела №А15-4809/2018.
В данном деле рассматривается требование к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан о признании недействительным распоряжение №550-р от 13.11.2008.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает заявленные требования, настаивает на их удовлетворении.
Минимущество в отзыве на исковое заявление оставляет разрешение данного спора на усмотрение суда (л.д. 131-134 т.1).
Суд, исследовав материалы дела, заслушав довод представителя заявителя, изучив все представленные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ установил следующее.
Как следует из материалов дела, земельные участки с категорией: земли сельскохозяйственного назначения "для сельскохозяйственного использования" с кадастровым номером 05:07:000090:198 площадью 11,0001 га, с кадастровым номером 05:07:000090:199 площадью 5,0002 га, с кадастровым номером 05:07:000090:202 площадью 5,0001 га, расположенные по адресу: РД, Дербентский район принадлежат на праве собственности Республике Дагестан, что подтверждается выписками из ЕГРН от 10.10.2016 (л.д. 60-63 т.1).
На основании распоряжения Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) подписали договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан №11, №12, №13 от 04.02.2018 со сроком аренды с 04.02.2013 до 04.02.2062 года, согласно которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровыми номерами 05:07:000090:198, 05:07:000090:199, 05:07:000090:202, находящиеся по адресу: Республика Дагестан, Дербентский район, для сельскохозяйственного использования, в границах, указанных в кадастровых паспортах (карте, плане) участков, прилагаемых к договорам и являющихся их неотъемлемыми частью, общей площадью 11,0001 га, 5,0002 га, 5,0001 га соответственно. Согласно п. 3.1 договоров размеры арендной платы составляют 689 руб., 313 руб. и 313 руб. соответственно в год без учета налога на добавленную стоимость (л.д. 26-43 т.1).
Земельные участки переданы арендатору по передаточным актам к договору, в которых указано, что претензий у арендатора к министерству в момент подписания актов на передаваемые земельные участки не имеется (л.д. 31, 37, 43 т. 1).
Договоры аренды зарегистрированы в установленном порядке.
В последующем ФИО2 (правообладатель) договором №01 от 13.03.2015 передала все права и обязанности по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан №13 от 04.02.2013 - КФХ ФИО3 (правоприобретатель) в отношении земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 05:07:000090:202, находящийся по адресу: Дербентский район, для сельскохозяйственного использования, площадью 5,0001 га (л.д. 53-56 т.2).
Объект договора передан правоприобретателю по передаточному акту от 16.03.2015 (л.д. 56 т.2).
Данный договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 04.02.2013 №13 прошел государственную регистрацию в установленном порядке 20.02.2016 (запись регистрации 05-05-001-05/001/003/2016-038), согласно оттиску печати, проставленному в договоре аренды.
В ходе проверки соблюдения антикоррупционного законодательства при организации деятельности ГУП "им.Карла Маркса" Дербентского района Республики Дагестан, Управлением Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан установлено, что Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан в нарушение требований Закона Республики Дагестан №42 от 07.10.2008 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан" и положений постановления Правительства Республики Дагестан №368 от 11 октября 2010 года "О формировании инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан", земельные участки, в том числе спорные земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000090:198, 05:07:000090:199, 05:07:000090:202, переданы в аренду на 49 лет без заключения инвестиционных соглашений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Правительства РДв арбитражный суд с заявлением.
При принятии решения суд руководствуется следующим.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому участнику процесса гарантируется право представить доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Неисполнение лицом, участвующим в деле, процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, влечет для него риск наступления последствий такого поведения.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (части 1, 2, 4 статьи 71 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом (часть 1 статьи 117 АПК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 № 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Исходя из положений абзаца второго части 4 статьи 117 АПК РФ на восстановление пропущенного процессуального срока арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте.
Правительством РД заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления о признания недействительным распоряжения Минимущества РД №550-р от 13.11.2008, мотивировано тем, что о принятии распоряжения ему стало известно после получения информации от Управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по результатам проверки соблюдения антикоррупционного законодательства в деятельности ГУП "им.Карла Маркса" Дербентского района Республики Дагестан. Кроме того, он был лишен возможности подать надлежащим образом заявление по причинам, не зависящим от него, то есть в связи с непредставлением Комитетом по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан запрошенных материалов, в частности, копии распоряжений и заключенных на их основе договоров аренды земельных участков.
Приведенные заявителем обстоятельства, послужившие основанием для пропуска срока на обжалование распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, суд признает уважительными и в связи с этим считает возможным удовлетворить ходатайство Правительства Республики Дагестан от 02.02.2018 о восстановлении срока подачи заявления о признании недействительным распоряжения министерства №550-р от 13.11.2008 (л.д. 84-86 т.2).
В соответствии со ст. 10 Закона РСФСР № 1488-1 от 26.06.1991 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными программами, а равно в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории РСФСР, условиями пользования землей и другими природными ресурсами.
В силу подпункта 29 п. 2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» № 184-ФЗ от 06.10.1999 организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 39-ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона Республики Дагестан № 42 от 07.10.2008 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан» государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан осуществляется в форме разработки и (или) экспертизы бизнес-планов, проектной документации инвестиционных проектов, обеспечения земельных участков, на которых реализуются либо планируются к реализации инвестиционные проекты, необходимой инженерной инфраструктурой, равно как, согласно п. 4 данной статьи, в форме формирования инвестиционных площадок.
Во исполнение положений Закона РД №42 от 07.10.2008 постановлением Правительства РД №368 от 11.10.2010 утверждено Положение о порядке формирования инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан.
Согласно указанному постановлению Правительства Республики на земельных участках, включенных в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, по согласованию с заинтересованными лицами не проводятся работы, препятствующие дальнейшему формированию их под реализацию инвестиционных проектов (площадок). Данные земельные участки могут быть предоставлены в краткосрочную аренду сроком до одного года для целей, не создающих препятствий при реализации инвестиционного проекта.
Постановлением Правительства Республики Дагестан № 95 от 07.04.2011 утверждено также Положение об инвестиционных площадках Республики Дагестан, которое определяет порядок формирования и условия функционирования инвестиционных площадок Республики Дагестан.
В соответствии с п. 1.2 Положения инвестиционная площадка - свободный земельный участок или земельный участок с расположенными на нем зданиями и сооружениями, с необходимой инженерной инфраструктурой и землеустроительной документацией, предлагаемый для реализации инвестиционных проектов. Участники инвестиционной площадки - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории инвестиционной площадки и состоящие на налоговом учете на территории Республики Дагестан.
Согласно п. 3.2 Положения, территория инвестиционной площадки формируется путем определения перечня земельных участков, включаемых в границы инвестиционной площадки.
Управление инвестиционными площадками и координация деятельности участников инвестиционных площадок возлагается на уполномоченный орган и управляющую компанию (п. 4.1 Положения).
Согласно Положению Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по управлению инвестиционными площадками Республики Дагестан, в функции которого входит заключение инвестиционных соглашений с участниками инвестиционных площадок, осуществление контроля за соблюдением их условий, внесение предложений об изменении границ инвестиционных площадок, разработка типового паспорта инвестиционной площадки, ведение реестра инвестиционных площадок Республики Дагестан и осуществление подбора участников инвестиционной площадки с учетом предварительного перечня участников инвестиционной площадки и иные полномочия.
Минимущество РД не представило доказательства подтверждающие, что управление инвестиционными площадками и координация деятельности участников инвестиционных площадок было возложено на него в спорный период.
Согласно п. 7.2 Положения, лицо, намеревающееся стать участником инвестиционной площадки, представляет уполномоченному органу заявление на заключение инвестиционного соглашения с приложением перечня документов, в числе которых: заявка на осуществление деятельности на территории инвестиционной площадки; паспорт инвестиционного проекта по установленной форме; сведения о площади земельного участка, необходимого для деятельности (при наличии потребности в нем); годовая бухгалтерская отчетность за предыдущий год и истекший период текущего года с отметкой налогового органа по месту постановки на налоговый учет организации; справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам; копии свидетельств о государственной регистрации, других учредительных документов; утвержденный заявителем бизнес-план, проектная и иная технологическая документация, наличие положительного заключения государственной экспертизы.
Минимущество РД не представило доказательства свидетельствующие, что уполномоченному органу было подано заявление на заключение инвестиционного соглашения с приложением перечня документов указанных в пункте 7.2 Положения.
В соответствии с Положением «О порядке формирования инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан», утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан № 368 от 11 октября 2010 «О формировании инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан» на земельных участках, включенных в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, по согласованию с заинтересованными лицами не проводятся работы, препятствующие дальнейшему формированию их под реализацию инвестиционных проектов (площадок). Данные земельные участки могут быть предоставлены в краткосрочную аренду сроком до 1 года для целей, не создающих препятствий при реализации инвестиционного проекта, что указано
Минимущество РД, не являющееся уполномоченным органом по управлению инвестиционными площадками Республики Дагестан, передало в аренду ФИО2, не являющейся инвестором, не подававшей заявку на осуществление деятельности на территории инвестиционной площадки и не представившей паспорта инвестиционного проекта, бизнес-плана и другой необходимой документации, земельные участки, включенные в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, на период, превышающий разрешенный вышеуказанным постановлением Правительства Республики Дагестан № 368 от 11 октября 2010 срок аренды земель указанного фонда, для целей не связанных с реализацией инвестиционного проекта, что противоречит указанным ненормативным правовым актам и нарушает интересы Республики Дагестан.
Заинтересованным лицом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств опровергающих доводы заявителя и подтверждающих законность оспариваемого распоряжения.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные заявителем в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии совокупности предусмотренных статьями 198, 200 АПК РФ оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным.
(Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.12.2017 по делу №А15-4260/2017, от 10.04.2018 по делу №А15-4261/2017, от 19.04.2018 по делу №А15-4263/2017).
Руководствуясь статьями 6.1, 27, 65, 71, 110, 153, 156, 167-170, 176, 189, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить ходатайство Правительства Республики Дагестан и восстановить срок подачи заявления о признании недействительным распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан №550-р от 13.11.2008.
Признать недействительным распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан №550-р от 13.11.2008.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ессентуки в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья К.С. Гридасова