АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Махачкала
5 апреля 2019 года Дело №А15-578/2017
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 5 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Ахмедовой Г.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Меджидовым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
об изъятии путем выкупа земельного участка для нужд Российской Федерации с кадастровым с кадастровым номером 05:40:000028:4742, площадью 1163 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 3754,44 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - под автозаправочной станцией, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, в районе поста ГАИ вдоль дороги на п. Ленинкент, а также расположенное на данном земельном участке сооружение с кадастровым номером 05:40:000000:18855 с предоставлением выкупной цены за изымаемый земельный участок и сооружение, посредством перечисления со стороны федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» денежной суммы в размере 25 156 750 рублей на счет ФИО1,
при участии в судебном заседании:
от истца - ФИО2, доверенность,
от ответчика - ФИО1 (паспорт), ФИО3, доверенность,
от третьих лиц:
Федерального дорожного агентства - не явились;
Правительства Республики Дагестан - не явились;
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан - не явились,
АКБ "Инвестиционный торговый банк"- не явились,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий Федерального дорожного агентства" (далее-истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к ФИО1 об изъятии путем выкупа земельного участка для нужд Российской Федерации с кадастровым с кадастровым номером 05:40:000028:4742, площадью 1163 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 3754,44 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - под автозаправочной станцией, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, в районе поста ГАИ вдоль дороги на п. Ленинкент, а также расположенное на данном земельном участке сооружение с кадастровым номером 05:40:000000:18855 с предоставлением выкупной цены за изымаемый земельный участок и сооружение, посредством перечисления со стороны федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» денежной суммы в размере 25 156 750 рублей на счет ФИО1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Дагестан, Федеральное дорожное агентство, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан и АКБ "Инвестиционный торговый банк".
Определением суда от 27.02.2018 по материалам дела №А15-578/2017 назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "ФИРМА"АСКОМ" ФИО4, производство по делу приостановлено.
03.09.2018 в суд поступило заключение эксперта.
Определением суда от 04.09.2018 производство по делу возобновлено и судебное разбирательство отложено на 11.10.2018.
По ходатайству представителя ответчика по делу была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Экспертное дело" ФИО5.
21.01.2019 в суд поступило заключение эксперта.
Определением суда от 23.01.2019 производство по делу возобновлено.
Определением суда от 22.02.2019 судебное разбирательство отложено на 14 час. 30 мин. 22 марта 2019 года.
Ответчик ФИО1 в представленном в суд письменном отзыве исковые требования не признал, мотивируя тем, что проект соглашения об изъятии для нужд РФ объектов недвижимости, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем, непосредственно ответчику вручены не были. Согласно Федерального закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в РФ», выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки. При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов. Каким образом были проведены расчеты стоимости подлежащих изъятию объектов ответчику также не известно, так как проведены они были без участия собственника. Все указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении законных прав и интересов ФИО1
Представитель ответчика в судебном заседании ФИО3 требования истца не признал, ссылаясь на представление истцом отчета об оценке, не соответствующего закону. Заявил, что изъятие у ИП ФИО1 части земельного участка площадью 1163 кв.м. сделает невозможным использование оставшейся части земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868 и объектов недвижимости, расположенных на нем. Ответчик согласен с заключениями проведенных по делу экспертиз №087-19 от 10.01.2019 и №49 от 24.08.2018, которые составлены в соответствии с требованиями законодательства по определению выкупной стоимости земельного участка и стоимости объектов недвижимости, находящихся на спорном земельном участке. Заключениями указанных оценочных экспертиз наиболее точно и правильно установлена выкупная цена изымаемого земельного участка и размер убытков, связанных с изъятием у ответчика земельного участка. Оба экспертных исследования подтвердили, что эксплуатация оставшейся части земельного участка и объектов недвижимости: автозаправочной станции, минимаркета, кафе, автомойки, металлобазы, после фактического изъятия земельного участка, площадью 1163 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000028:4742, из общего земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, и завершения строительства дорожной развязки на данном участке автодороги М-29 «Кавказ» будет не возможной, так как после завершения строительства дорожной развязки, объекты исследования не будут соответствовать требованиям: - п.7.1 табл1, п. 8,.3. табл. 5 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные»; - требованиям пожарной безопасности в части ст.71, табл. 15, Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2018).
Просит суд с учетом заключения комиссионной судебной экспертизы №087-19 от 10.01.2019 изъять у ответчика указанный земельный участок для нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО1 на этот земельный участок с предоставлением выкупной цены за изымаемые объекты недвижимости в размере 127700605 руб. (в т.ч. 118 515 605 руб.- рыночная стоимость земельного участка и находящихся на этом земельном участке объектов недвижимости и 9185000 руб. убытки) путем перечисления на банковский счет предпринимателя.
Третье лицо АКБ "Инвестиционный торговый банк" в отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что спорное недвижимое имущество находится в залоге у банка, и в случае удовлетворения исковых требований могут быть нарушены права и интересы банка.
В последующем представителем третьего лица АКБ «Инвестиционный торговый банк» в суд было представлено письмо, согласно которому Банк отказывается от каких-либо претензий к ФИО1 в связи с полным погашением им кредиторской задолженности, дело просили рассмотреть в их отсутствие.
Третье лицо (Росреестр) в отзыве сообщает, что согласно записям ЕГРН на основании постановлений МО ГО "город Махачкала" № 360 от 10.02.2010, № 1453 от 22.04.2009 произведена государственная регистрация права собственности ФИО1 на земельный участок с к/н 05:40:000028:868, о чем в в ЕГРН внесена запись регистрации от 19.02.25010. Далее в ЕГРН внесена запись от 15.02.201 о регистрации обременения (залога) на основании договора залога недвижимости (ипотеки) от 14.02.2011, заключенного ФИО1 с АКБ "Инвестиционный торговый банк". Записи об ипотеке не погашены на сегодняшний день, в связи с чем заявленные требования могут затронуть права АКБ "Инвестиционный торговый банк".
Третье лицо (Правительство РД) отзыв на иск не представило, явку в судебное заседание своего представителя не обеспечило.
Третье лицо (Росавтодор) в пояснениях сообщил, что у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ссылаясь на заключение эксперта ООО "Экспертное дело" ФИО5, поскольку заключение не соответствует нормативным требованиям Федеральных стандартов оценки, а также при определении рыночной стоимости земельного участка был выбран сравнительный подход.
В судебном заседании 22.03.2019 по делу объявлен перерыв до 27.03.2019, а 27.03.2019 до 29.03.2019 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем в порядке, предусмотренном в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 № 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Республики Дагестан 22.03.2019, 27.03.2019.
Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 № 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что поскольку перерыв объявляется на непродолжительный срок и в силу части 4 статьи 163 АПК РФ после окончания перерыва судебное заседание продолжается, суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ , извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.
Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения (часть 5 статьи 163 АПК РФ).
Суд, заслушав доводы и объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества принадлежат на праве собственности ФИО1, о чем свидетельствует запись в ЕГРП, внесенная 07.04.2006 (выписки и ЕГРП от 02.8.2016 №05/140/101/2016-8801 от 02.12.2015 №05/001/001/2015-6243, свидетельство о госрегистрации права от 11.04.2006).
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 20.10.2015 №1949-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ»- из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) на участке км 805+000- км 817+000".
Распоряжением агентства от 29.03.2016 №472-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе принадлежащего ответчику на праве собственности участка с кадастровым номером 05:40:000028:4742 площадью 1163 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 3754,44 кв.м.
В пункте 2 отражено, что учреждение обязано обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия выкупа земельных участков; обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.23-43 т.1).
7 апреля 2016 года учреждение в порядке статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в адреспредпринимателя ФИО1 направило уведомление №214/ММ о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок с кадастровым номером 05:40:000028:868, расположенный по адресу: РД, г.Махачкала, район поста ГАИ вдоль автодороги на п.Ленинкент, подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ»- из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) на участке км 805+000- км 817+000".
На основании отчета об оценке от 18.07.2016 №С-302-Э/53, подготовленного независимым оценщиком ООО «Межрегиональный Центр оценки и экспертизы» представленном истцом, определен размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868. Размер возмещения за изъятие земельного участка составил 25156750 руб.
2 сентября 2016 года учреждение направило в адрес предпринимателя для подписания проект соглашения об изъятии путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:4742, образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 3754,44 (с приложением отчета об оценке).
В связи с отказом подписания предпринимателем проекта соглашения учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Как видно из искового заявления и материалов дела в соответствии с распоряжениями Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 20.10.2015 №1949-р и от 29.03.2016 №472-р принято решение об изъятии путем выкупа для федеральных нужд земельного участка площадью 1163 кв.м с кадастровым номером 05:40:000028:4742, образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, принадлежащего предпринимателю на праве собственности. Необходимость в изъятии обусловлена тем, что участок попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ»- из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) на участке км 805+000- км 817+000".
В адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 07.04.2016 учреждение направило уведомление об изъятии указанного участка (земли населенных пунктов под автозаправочной станцией) в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
ООО «Межрегиональный Центр оценки и экспертизы» подготовлен отчет об оценке от 18.07.2016 №С-302-Э/53, определен размер выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893. Общая стоимость возмещения (рыночная стоимость участка и убытки, связанные с изъятием земельного участка) составила 21492240 руб.
Учреждением подготовлен и направлен ИП ФИО1 (письмо от 09.09.2016) для ознакомления и подписания проект соглашения об изъятии путем выкупа земельного участка, который получен ответчиком, но им не подписан.
Поэтому учреждение на основании пункта 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд, решение которого является основанием для перехода права собственности на спорный участок (пункт 1 статьи 56.11 Земельного кодекса).
Ответчик, не оспаривая правомерность действий уполномоченных органов относительно оснований и процедуры по изъятию принадлежащего ему на праве собственности спорного земельного участка, не согласен с размером компенсации, определенным оценщиком ООО «Межрегиональный Центр оценки и экспертизы» в отчете об оценке от 18.07.2016 №С-302-Э/53, которым размер возмещения (рыночной) стоимости изымаемого для федеральных нужд земельного участка с кадастровым номером 05:40:000042:893 составляет 25156750 руб.
Федеральным законом от 31.12.2014 №499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №499-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее- ГК РФ), Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также ряд иных федеральных законов (вступили в силу с 01.04.2015). Названным законом в Земельный кодекс введена глава VII.1, содержащая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 279 ГК РФ принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 ЗК РФ изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
Правовое регулирование, введенное Законом № 499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений статьи 26 названного закона.
В силу части 1 статьи 26 Закона №499-ФЗ, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом и Земельным кодексом в редакции Закона №499-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 №374, таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Согласно пункту 5.4.1.1 названного Положения к полномочиям Росавтодора относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства (реконструкции) автомобильных дорог федерального значения.
Статья 56.3 ЗК РФ (пункт 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с положениями статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Орган, принявший решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организаций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 ЗК РФ, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации (часть 1 статьи 26 Закона № 499-ФЗ).
Распоряжением от 29.03.2016 №472-р Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) возложило на подведомственное учреждение ФКУ Упрдор «Каспий» обязанности по обеспечению выполнения в установленном порядке комплекса мероприятий, направленных на изъятие и выкуп земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе участка площадью 1163 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000028:4742, образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 37544 кв.м. Учреждению предписано: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в целях обеспечения реализации документации по планировке территории; заключить соглашение о выкупе земельных участков; обеспечить государственную регистрацию права федеральной собственности на изъятые участки. При этом автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-29 «Кавказ» на праве оперативного управления закреплена за учреждением.
В соответствии с пунктом 3.3.14 устава (утверждено приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 №801) учреждение осуществляет по решению Росавтодора, в том числе, деятельность по проведению комплекса мероприятий по изъятию, заключению соглашений по изъятию земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд и т.д.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение об изъятии земельного участка площадью 1163 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000028:4742, образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 37544 кв.м. принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Федеральным дорожным агентством), наделившим учреждение полномочиями по его изъятию (заключению соглашения о выкупе).
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015года, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015года, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса должна быть соблюдена в полном объеме.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2, 3 статьи 56.10 ЗК РФ).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 ЗК РФ).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 ЗК РФ).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 ЗК РФ).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 ЗК РФ).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд пришел к выводу о соблюдении учреждением порядка и сроков принудительного изъятия принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка для федеральных нужд.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 года, указано, что по требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее-Закон №135-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 56.8 ЗК РФ).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 ЗК РФ).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано следующее.
По смыслу пункта 2 статьи 281 ГК РФ собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было.
Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, также разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.
Размер выкупной цены земельного участка площадью 1163 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000028:4742, образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 37544 кв.м. определен учреждением (истцом) на основании отчета об оценке от 18.07.2016 №С-302-Э/53.
В соответствии с данным отчетом денежная сумма, подлежащая уплате предпринимателю (собственнику земельного участка, изымаемого для государственных нужд) составляет 25156750 руб.
Отчет об оценке от 18.07.2016 №С-302-Э/53 прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в саморегулируемой организации НП СРО «Деловой Союз Оценщиков».
Ответчиком представлен свой отчет об оценке №АГ2016-28/12, выполненный ООО «Институт профессиональной оценки», в соответствии с которым размер возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 37544 кв.м. у предпринимателя определен на сумму 120295500 руб.
Статьей 13 Закона №135-ФЗ предусмотрено, что в случае наличия спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 АПК РФ).
В связи с наличием у сторон разногласий относительно размера возмещения, причитающегося обществу за изымаемый для федеральных нужд земельный участок площадью 1163 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000028:4742, образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 37544 кв.м., и учитывая, что разрешение данного вопроса требует специальных познаний, суд по ходатайству ответчика определением от 23.08.2017 назначил по делу судебную оценочную экспертизу.
В связи с необоснованным затягиванием производства по экспертизе от ответчика поступило ходатайство о прекращении проведения судебной экспертизы и направлению материала в иное экспертное учреждение.
Экспертным учреждением невозможность проведения экспертизы в указанные сроки была подтверждена.
Определением суда от 27.02.2018 прекращено проведение судебной оценочной комиссионной экспертизы по делу № А15-578/2017 и назначена по делу судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "ФИРМА " АСКОМ " ФИО4.
Судом были поставлены перед экспертом вопросы:
1. «Определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:4742, площадью 1163 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, район Северного поста ГАИ, вдоль дороги на п. Ленинкент»?
2. «Определить возможна ли эксплуатация объектов недвижимости, а именно: автозаправочной станции, минимаркета, кафе, автомойки, металлобазы, после фактического изъятия земельного участка, площадью 1163 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000028:4742, из общего земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, и завершения строительства дорожной развязки на данном участке автодороги М-29 «Кавказ»?
3. «Определить рыночную стоимость объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000028:868, эксплуатация которых невозможна после изъятия земельного участка, с кадастровым номером 05:40:000028:4742 площадью 1136 кв.м., из общего земельного участка площадью 3754,44 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000028:868»
4.«Определить размер убытков (реального ущерба и упущенной выгоды), связанных с изъятием у ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:4742 площадью 1163 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 3754,44 кв.м., в связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках»?
В соответствии с заключением от 24.08.2018 №49, подготовленным экспертом ООО "ФИРМА " АСКОМ " ФИО4 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:4742, площадью 1163 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, район Северного поста ГАИ, вдоль дороги на п. Ленинкент составляет 26 897 000 руб.
Также эксперт пришел к выводу, что эксплуатация объектов недвижимости, а именно: автозаправочной станции, минимаркета, кафе, автомойки, металлобазы, после фактического изъятия земельного участка, площадью 1163 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000028:4742, из общего земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, и завершения строительства дорожной развязки на данном участке автодороги М-29 «Кавказ» не будет соответствует п.7.1 табл1, п. 8,.3. табл. 5 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности, не соответствует статье 71, табл 15, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2018), т.е. использовать объект не представляется возможным.
Рыночная стоимость объектов недвижимости, действующий автозаправочный комплекс «Роснефть», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000028:868, эксплуатация которого невозможна после изъятия земельного участка, с кадастровым номером 05:40:000028:4742 площадью 1136 кв.м., из общего земельного участка площадью 3754,44 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000028:868 и размещения сооружений автодороги ФАД Кавказ в ценах на момент производства исследования составляет 121 187 000 руб..
Размер убытков (реального ущерба и упущенной выгоды), связанных с изъятием у ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:4742 площадью 1163 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 3754,44 кв.м., в связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках на момент производства исследования с учетом срока возможного возобновления деятельности составляет 8 786 000 рублей.
Согласно части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе арбитражного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание.
Эксперт после оглашения его заключения вправе дать по нему необходимые пояснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда.
Для выяснения вопросов, возникших у сторон при ознакомлении с результатами экспертизы, в судебное заседание был вызван эксперт ФИО4, который дал ответы на поставленные судом и сторонами по делу вопросы. В судебном заседании эксперт ФИО4 полностью подтвердил выводы, изложенные в экспертном заключении от 24.08.2018 года №49, пояснив и обосновав дополнительно свой вывод о том, что при изъятии части земельного участка площадью 1163 кв. м. эксплуатация оставшейся части земельного участка, принадлежащего на праве собственности ИП ФИО1, а также объектов недвижимости, расположенных на нем, будет невозможной.
Определением суда от 12.12.2017 по ходатайству ответчика и в целях более всестороннего исследования по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Экспертное дело» ФИО5 ( г. Краснодар).
Согласно экспертному заключению от 10.01.2019 №087-19, подготовленному экспертом ООО «Экспертное дело" ФИО5, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:4742, площадью 1163 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, район Северного поста ГАИ, вдоль дороги на п. Ленинкент составляет: 27 640 000 (двадцать семь миллионов шестьсот сорок тысяч) рублей. Экспертом установлено, что эксплуатация объектов недвижимости, а именно: - автозаправочной станции, - минимаркета, -кафе, - автомойки, - металлобазы, после фактического изъятия земельного участка, площадью 1163 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000028:4742, из общего земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, и завершения строительства дорожной развязки на данном участке автодороги М-29 «Кавказ» будет не возможной, так как после завершения строительства дорожной развязки, объекты исследования будут не соответствовать требованиям: - п.7.1 табл1, п. 8,.3. табл. 5 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные»; - требованиям пожарной безопасности в части ст.71, табл. 15, Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2018). Расположение предполагаемой границы автодороги и изымаемого под дорогу земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:4742, расстояние 12м - отступ от кромки дороги, расположения строения АЗС с учетом 12 м. Рыночная стоимость объектов недвижимости, действующий автозаправочный комплекс «Роснефть», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000028:868, эксплуатация которого невозможна после изъятия земельного участка, с кадастровым номером 05:40:000028:4742 площадью 1136 кв.м., из общего земельного участка площадью 3754,44 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000028:868 и размещения сооружений автодороги ФАД Кавказ в ценах на момент производства исследования составляет: 118 515 605 (сто восемнадцать миллионов пятьсот пятнадцать тысяч) рублей.
В том числе: рыночная стоимость и стоимость определенная затратным подходом: рыночная стоимость автозаправочного комплекса – строение литер «А» и сооружения, расположенные на земельном участке площадью 3754,44 м2 , с кадастровым номером 05:40:000028:8768 по адресу: г. Махачкала, в районе Северного поста ГАИ, определенная затратным подходом составляет: 99 818 027 (девяносто девять миллионов восемьсот восемнадцать тысяч двадцать семь) рублей где: Автозаправка (комплекс) литер «А» 9 943 286. Ограждение 549 567. Ворота 96 174. Итого: 10 589 027 руб. Земельный участок 89 229 000 Всего: 99 818 027 руб.
Рыночная стоимость сравнительным подходом: Рыночная стоимость объекта оценки, по состоянию на дату оценки, определенная сравнительным подходом составляет: 123 190 000 129 (сто двадцать три миллиона сто девяносто тысяч) рублей. Размер убытков (реального ущерба и упущенной выгоды), связанных с изъятием у ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:4742 площадью 1136 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 3754,44 кв.м., в связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках на момент производства исследования с учетом срока возможного возобновления деятельности составляет: 9 185 000 (девять миллионов сто восемьдесят пять тысяч) рублей.
Исследовав указанное экспертное заключение от 10.01.2019 №087-19 оценив его по правилам статьи 71 АПК РФ наряду с иными представленными в материалы дела доказательствами, а также доводы (возражения) сторон, изложенные ими в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о соответствии указанного заключения эксперта требованиям статьи 86 АПК РФ.
Суд считает, что заключение судебной экспертизы от 10.01.2019 №087-19 является полным, ясным и содержательным, не содержит противоречий в выводах экспертов, не имеется сомнений в обоснованности экспертного заключения, поэтому отсутствуют основания для признания его недостоверным или недопустимым доказательством по делу. В нем содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение достаточно мотивировано, выводы эксперта обоснованы расчетами, исследованными им обстоятельствами, к заключению имеются фотоприложения исследованных земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости, а также скриншоты -фотографии объектов-аналогов.
Истец (учреждение), не согласный с заключением экспертизы, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ документально не опроверг выводы судебного эксперта, содержащихся в заключении от 10.01.2019 №087-19, а также не подтвердил иную, более низкую рыночную стоимость земельного участка, изымаемого для государственных нужд, чем это указано в экспертных заключениях.
Поэтому суд принимает экспертное заключение от 10.01.2019 №087-19 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего размер возмещения в размере 127700605 руб., подлежащего выплате индивидуальному предпринимателю ФИО1 за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 3754,44 кв.м. и объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, и удовлетворяет иск, обязав истца в счет возмещения за изымаемый участок перечислить на банковский счет ответчика денежную сумму в размере 127700605 руб. (в т.ч. 118 515 605 руб.- рыночная стоимость земельного участка и 9185000руб.- убытки).
Приведенные в дополнении к иску и в отзыве третьим лицом (агентством) доводы судом отклоняются. Обстоятельства, на которые ссылается истец и третье лицо, были проверены и не нашли своего подтверждения при разрешении спора, как не соответствующие нормам гражданского и земельного законодательства.
Ссылка истца и третьего лица (агентства) на то, что представленный им в материалы дела отчет об оценке от 18.07.2016 является единственным достоверным и допустимым доказательством, подтверждающим требования истца по иску, основана на ошибочном применении ими к спорным правоотношениям норм закона.
В случае неподписания сторонами соглашения об изъятии земельного участка путем выкупа размер возмещения- рыночная стоимость земельного участка и убытков, причиненных изъятием земельного участка для федеральных нужд, подлежит установлению судом на момент рассмотрения дела на основании судебной оценочной экспертизы.
По результатам исследования представленных сторонами доказательств, их правовой оценки по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о наличии оснований для изъятия земельного участка.
В Отчете об оценке ООО «Межрегиональный Центр оценки и экспертизы» от 18.07.2016 №С-302-Э/53, которым размер возмещения за изъятие земельного участка с площадью 1163 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000028:4742, образованного из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 37544 кв.м. определен на общую сумму 25 156 750 руб. (рыночная стоимость и убытки), оценщиком также использован сравнительный подход, а в качестве объектов-аналогов использована информация о продаваемых на сайтах авито.ру.Махачкала, земельных участках промназначения (с регистрацией права собственности, все коммуникации имеются): вдоль семендерской трассы в районе б/з Семендер - 10 млн.руб. за 6 сот., район северного поста ГАИ - 15 млн.руб. за 15 сот., на пр. Акушинского Кировского района -12млн. за 5 сот.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что сравнительный подход в наибольшей мере способствует достоверности определения рыночной стоимости земельного участка и не может искажать ее, поскольку изымаемый для государственных нужд земельный участок коммерческого назначения не отличается по ценообразующим факторам от объектов-аналогов, использованных экспертами при определении рыночной (выкупной) стоимости изымаемого земельного участка площадью 37544 кв.м.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки №1«Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)» раздел IV. Требования к проведению оценки п. 24. Оценщик для получения итоговой стоимости объекта оценки осуществляет согласование (обобщение) результатов расчета стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки. Если в рамках применения какого-либо подхода оценщиком использовано более одного метода оценки, результаты применения методов оценки должны быть согласованы с целью определения стоимости объекта оценки, установленной в результате применения подхода
Согласно ФСО №7 в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости,которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, а также положениям пункта 14 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», в соответствии с которыми при использовании сравнительного подхода объектом аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Использованная для подготовки экспертного заключения информация соответствует принципам достаточности и достоверности.
Изложенная экспертом позиция соответствует содержанию распоряжения Минимущества России от 06.03.2002 №568-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков", согласно которому рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения).
Рыночная стоимость земельного участка (с учетом находящихся на нем объектов) не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения).
Поэтому эксперт обоснованно посчитал необходимым отнести к ценообразующим факторам местоположение изымаемого земельного участка, наличие коммуникаций и транспортной доступности и т.д.
В тексте экспертного заключения присутствуют ссылки на источники информации, используемой в отчете, имеются приложения в виде фотографий со всей информацией об объектах-аналогах, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации, полученной из общедоступных источников (сайт объявлений авито.ру.Махачкала в сети Интернет).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что при проведении экспертных исследований экспертами ФИО4 и ФИО5 информация об объектах-аналогах (земли промышленного назначения) была взята в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте объявлений аvito.ru.Махачкала.
Цены на объекты-аналоги затем корректируются с учетом параметров, по которым объекты отличаются друг от друга.
После корректировки цен данные используются для определения рыночной стоимости оцениваемого объекта оценки.
По вопросу проверяемости объектов-аналогов суд установил, что к заключению экспертизы от 10.01.2019 №087-19 приложении №3 имеются фотографии (по состоянию на январь 2019 года) земельного участка ответчика и расположенных на нем объектов недвижимости, а также фотографии (скриншоты) о четырех объектах-аналогов земельных участков коммерческого назначения и объектов недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, а также положениям пункта 14 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», в соответствии с которыми при использовании сравнительного подхода объектом аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 также разъяснено, что по смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Таким образом, в силу вышеизложенных норм законодательства и правовых норм, судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, а также установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств спора судом исковое заявление удовлетворяется не в редакции требований истца об изъятии земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868, посредством перечисления со стороны учреждения за изымаемый участок денежной суммы в размере 25 156 750 руб. на счет ответчика, а с учетом правовой позиции ответчика и заключения судебной экспертизы №087-19 от 10.01.2019 путем перечисления истцом возмещения в размере 127700605 руб. на банковский счет ответчика.
Ограничение права на земельный участок не должно осуществляться с намерением причинить вред правообладателю земли, но имеет общеполезные цели, как в случае добровольного, так и в случае принудительного (государственного) ограничения. Иначе (в последнем случае) решения государственных и муниципальных органов власти по ограничению субъективных гражданских прав на земельный участок, а тем более изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд можно квалифицировать как злоупотребление правом.
Для сохранения баланса интересов, в целях справедливого разрешения спора по существу суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца, но с учетом заключений экспертов о невозможности использования оставшихся объектов недвижимости и части земельного участка.
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ госпошлина по делу относится на истца (на неправую сторону), а расходы ответчика за проведение судебной экспертизы (заключения экспертизы №49 от 24.08.2018, счет на оплату №20 от 29.03.2018 и №087-19 от 10.01.2019, счет на оплату №1 от 16.01.2019) в размере 130 тыс.руб. относятся на ответчика, поскольку согласно заявлению (соглашения) истца и ответчика от 29.03.2019 расходы на проведение экспертиз, ответчик взял на себя.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 109 АПК РФ денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей с депозитного счета арбитражного суда.
Согласно перечню стоимости работ, осуществляемых и расходов, понесенных в рамках проведения трех экспертиз, представленных экспертами, размер расходов составляет 130000 руб.
Ответчиком в подтверждение внесения на депозитный счет арбитражного суда денежных средств, подлежащих выплате эксперту, представлены чек - ордера Дагестанского отделения №8590 Сбербанка от 24.07.2017 и 28.03.2019 на сумму 135000руб.
В связи с этим суд считает необходимым перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Республики Дагестан на:
- счет ООО "Экспертное дело" (г.Краснодар) (по реквизитам указанным в счете №1 от 16.01.2019) сумму в размере 70000 руб. за проведенную судебную экспертизу (заключение экспертизы №087-19 от 10.01.2019);
- на счет ООО "Фирма "Аском" (г.Махачкала) (по реквизитам указанным в счет на оплату №20 от 29.03.2018) 60000 руб. за проведенную экспертизу (заключение экспертизы №49 от 24.08.2018).
Индивидуальному предпринимателю ФИО1 с депозитного счета суда подлежит возврату, как излишне уплаченные денежные средства за проведение судебных экспертиз 5000 руб., уплаченные по чек - ордеру Дагестанского отделения №8590 Сбербанка от 24.07.2017.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 106, 109, 110, 112, 159, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан
РЕШИЛ:
изъять для нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности индивидуального предпринимателя ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 3754,44 кв.м. и объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке (автозаправочный комплекс «Роснефть» автозаправочной станции лит.А с кадастровым номером 05:40:000028:8768 (минимаркет, кафе, автомойка, металлобаза) с предоставлением выкупной цены за изымаемый земельный участок и расположенных на нем объектов, путем перечисления со стороны ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства на банковский счет индивидуального предпринимателя ФИО1 денежной суммы в размере 127700605руб. а именно:
-за земельный участок с кадастровым номером 05:40:000028:868, общей площадью 3754,44 кв.м., (свидетельство о государственной регистрации права 05-АА №271436 от 19.02.2010г.) категория земель: земли населенных пунктов – под автозаправочной станцией, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, в районе поста ГАИ вдоль дороги на п. Ленинкент, а также за расположенные на данном земельном участке объекты недвижимости: действующий автозаправочный комплекс «Роснефть» автозаправочной станции лит.А с кадастровым номером 05:40:000028:8768 (минимаркет, кафе, автомойка, металлобаза), (свидетельство о государственной регистрации права 05-АА №370 017 от 20.02.2011г. общ. пл. 376,5 кв.м.), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000028:868, эксплуатация которых невозможна после изъятия части земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:4742, площадью 1136 кв.м., из общего земельного участка площадью 3754,44 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000028:868 и размещения сооружений автодороги ФАД Кавказ с предоставлением выкупной цены за изымаемый земельный участок и сооружение, в размере 118 515 605 руб.;
-убытки, связанные с изъятием у ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 05:40:000028:868 общей площадью 3754,44 кв.м. в связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, денежной суммы в размере 9185000 руб.
Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Республики Дагестан экспертной организации ООО "Фирма "Аском" (г.Махачкала) 60000 руб. (на счет суда перечислены истцом по чек-ордеру Дагестанского отделения №5890 Сбербанка от 24.07.2017) за проведение судебной экспертизы (заключение экспертизы №49 от 24.08.2018, счет на оплату №20 от 29.03.2018;
Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Республики Дагестан экспертной организации ООО "Экспертное дело" (г.Краснодар) 70000 руб. (на счет суда перечислены истцом по чек-ордеру Дагестанского отделения №5890 Сбербанка от 28.03.2019) за проведение судебной экспертизы (заключение экспертизы №087-19 от 10.01.2019, счет на оплату №1 от 16.01.2019.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 с депозитного счета Арбитражного суда Республики Дагестан 5000 руб., излишне уплаченные по чек-ордеру Дагестанского отделения №5890 Сбербанка от 24.07.2017 за проведение судебной экспертизы.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Г.М.Ахмедова