ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-853/2018 от 28.04.2018 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Махачкала

11 мая 2018 года                                                                                  Дело №А15-853/2018

Резолютивная часть решения подписана 28 апреля 2018 года.

Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2018 года.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Омаровой П.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Дагестан о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий пункта 5 лицензии №108074 от 11.04.2013 на оказание услуг почтовой связи,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Дагестан (далее – заявитель, Управление Роскомнадзора по РД) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – заинтересованное лицо, предприятие, ФГУП «Почта России») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение лицензионных требований при оказании услуг почтовой связи.

Определением суда от 07.03.2018 заявление Управления принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

ФГУП «Почта России» отзыв на заявление с приложением документов в обоснование своих доводов не представило.

После истечения установленных сроков для представления документов на основании части 1 статьи 229 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 02.03.2016 №47-ФЗ) дело рассмотрено путем подписания резолютивной части решения от 28.04.2018. Сторонам разъяснено их право в установленные сроки подать заявление о составлении мотивированного решения.

От ФГУП «Почта России» в суд 03.05.2018 поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу №А15-853/2018.

Согласно части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления управления на основании следующего.

Как видно из материалов дела, федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве 13.02.2003 за ОГРН 1037724007276. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФГУП «Почта России» выдана лицензия №108074 от 11.04.2013 на оказание услуг почтовой связи сроком до 11.04.2018.

На основании результатов систематического наблюдения (акт №А-05/4/147-нд/186 от 28.12.2017) Управлением Роскомнадзора по РД издан приказ от 11.01.2018 №3-нд о проведении в отношении ФГУП «Почта России» внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных (лицензионных) требований при оказании услуг почтовой связи.

По результатам внеплановой проверки составлен акт проверки от 31.01.2018 №А05-4/3-нд/6, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения.

Усмотрев в действиях предприятия признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, главный специалист-эксперт Управления Роскомнадзора по РД Айвазова Г.Ю. в отношении ФГУП «Почта России» составила протокол от 22.02.2018 №АП-05/4/168 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором указано, что в отделениях почтовой связи (далее – ОПС) 367013, 367027, 367018 Махачкалинского почтамта УФПС РД – филиала ФГУП «Почта России» письменная корреспонденция, отписанная из Махачкалинского МСЦ в воскресенье не поступает, а поступает в понедельник. Письменная корреспонденция в воскресенье не обрабатывается, так как почтальоны в воскресенье не работают. В связи с этим должностным лицом управления сделан вывод о том, что в г. Махачкале, являющемся центром субъекта Российской Федерации не выполняются требования пунктов 2, 3, 4 Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 №160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» и подпункта «в» пункта 45 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 №234.

Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими  лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании, Закон №99-ФЗ) лицензия определена как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

Согласно части 7 статьи 3 Закона №99-ФЗ лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Закона №99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи" определено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, договором, а также руководствоваться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи (связанные с этим расходы несут операторы связи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87 утверждены Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – Перечень наименований услуг связи) и Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи (далее – Перечень лицензионных условий)

В соответствии с пунктом 20 Перечня наименований услуг связи в указанный перечень включены услуги почтовой связи.

 Разделом ХХ Перечня к лицензионным условиям осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи отнесено в том числе:

оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 5).

Подпунктом «а» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 (далее – Правила №234), установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 №160 утверждены Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (далее – Нормативы №160).

Согласно подпункту «а» пункта 1 Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют – из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи:

на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня - не менее 1 раза в день.

Норматив частоты обмена письменной корреспонденцией между объектами почтовой связи устанавливается в соответствии с частотой доставки письменной корреспонденции на эти объекты почтовой связи (пункт 2 Нормативов №160).

Согласно подпункту «а» пункта 4 нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заинтересованным лицом, в отделениях почтовой связи 367013, 367027, 367018 Махачкалинского почтамта УФПС РД – филиала ФГУП «Почта России» почтовая корреспонденция в воскресные дни не обрабатывается, почтальоны в воскресенье не работают. Проверкой производственных документов установлено, что письменная корреспонденция, отписанная из Махачкалинского МСЦ в субботу, поступает в указанные ОПС в понедельник.

Таким образом, в вышеуказанных отделениях почтовой связи г. Махачкалы – административного центра субъекта Российской Федерации в нарушение требований пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи и пунктов 2-4 Нормативов №160 не обеспечена ежедневная доставка письменной корреспонденции, то есть, доставка корреспонденции не осуществляется в воскресный день.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Осуществляя лицензируемую деятельность по оказанию услуг почтовой связи, предприятие не могло не знать об обязательных лицензионных требованиях (в том числе установленной нормативными актами сбора и доставки почтовой корреспонденции), и обязано было соблюдать их.

Доказательств невозможности соблюдения предприятием лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФГУП "Почта России" признаков вменяемого предприятию состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и его вины в совершении данного нарушения.

Проверив протокол об административном правонарушении от 22.02.2018 №АП-05/4/168, суд установил следующее.

Внеплановая выездная проверка в отношении предприятия проведена управлением по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 5 статьи 27 Федерального закона  от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи". Предварительное уведомление юридического и физического лица о проведении внеплановой выездной проверки по указанному основанию не допускается (часть 7 статьи 27 Закона №126-ФЗ).

Полномочия должностного лица, проводившего проверку и составившего протокол об административном правонарушении подтверждается пунктом 7.1.2.14 Положения об Управлении Роскомнадзора по Республике Дагестан, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 №50, частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, приказом Управления Роскомнадзора по РД от 26.09.2016 №13-к о продлении срока гражданской службы главного специалиста-эксперта Айвазовой Г.Ю. и ее должностным регламентом (п. 13).

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 22.02.2018 ФГУП «Почта России» извещено уведомлением от 02.02.2018 №674-04/05, направленным предприятию по месту его регистрации и врученным адресату 09.02.2018, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма. Получение уведомления на составление протокола об административном правонарушении предприятие не оспаривает. Доводы о нарушении процессуального порядка составления протокола им не заявлены.

Протокол об административном правонарушении от 22.02.2018 составлен в отсутствии представителя ФГУП «Почта России», извещенного надлежащим образом. Копия протокола направлена предприятию по почте, что подтверждается сопроводительным письмом от 22.02.2018 №1161-04/05 и реестром почтовых отправлений от 26.02.2018. Таким образом, управлением соблюден процессуальный порядок составления протокола об административном правонарушении.

Вменяемое предприятию правонарушение является длящимся и непосредственно обнаружено управлением 31.01.2018 по окончанию внеплановой выездной проверки. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела путем подписания резолютивной части решения от 28.04.2018 не истек.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Частью 3 статьи 4.1 Кодекса предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

ФГУП «Почта России» ранее решениями Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2017 по делу №А15-6003/2017, от 29.12.2017 по делу №А15-6002/2017, от 20.02.2017 по делу №А15-5889/2016 привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за совершение однородных правонарушений. Установленный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о невозможности применения в отношении предприятия наказания в виде предупреждения и с учетом характера совершенного правонарушения, установленной судом повторности привлечения к административной ответственности, считает необходимым назначить ФГУП «Почта России» наказание в виде административного штрафа в размере 31000 рублей.

В силу части 4.2 статьи 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.3, 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", зарегистрированное в качестве юридического лица 13.02.2003, ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276, юридический адрес: Варшавское шоссе, д. 37, г. Москва, 131000, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложить на него административный штраф в размере 31000 (тридцати одной тысячи) рублей.

Банковские реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель – УФК по РД (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Дагестан, место нахождения: ул. С. Стальского, д. 2, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000); л/с 04031А19910, ИНН 0562058182, КПП 057201001,  р/счет 40101810600000010021, Отделение – НБ Республики Дагестан г.Махачкала, БИК 048209001, ОКТМО 82701000, КБК 096 1 16 90040 04 6000 140, УИН 09600000000009321740.

Административный штраф должен быть уплачен в добровольном порядке лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. Платежный документ об уплате штрафа в указанный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Лица, участвующие в деле, вправе подать заявление о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                    П.М. Омарова