ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-39/19 от 06.03.2019 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ  РЕШЕНИЕ

по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

г. Биробиджан                                                                                               Дело № А16-39/2019

22 марта 2019 года

  Решение арбитражного суда принято путем подписания резолютивной части решения 06 марта 2019 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Доценко И. А.

рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу (г. Хабаровск, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (г. Санкт-Петербург, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

УСТАНОВИЛ:

управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области  с заявлением о привлечении публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – общество, ПАО «Ростелеком») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке упрощённого производства подлежат рассмотрению дела, в том числе, о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей.

Определением суда от 21.01.2019, исходя из вида и размера административного наказания, заявление принято к производству арбитражного суда с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощённого производства, без вызова сторон, в соответствии со статьёй 228 АПК РФ.

В силу части 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

На основании части 2 статьи 228 АПК РФ определением установлены сроки для представления ответчиком мотивированного отзыва на заявление в соответствии со статьей 131 АПК РФ.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству лицу, привлекаемому к административной ответственности, предложено в срок до 11.02.2019 представить в суд мотивированный отзыв на заявление в письменном виде, направив его также заявителю; доказательства обоснованности своих возражений. 

Сторонам предложено в срок не позднее 04.03.2019 представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Лица, участвующие в деле, уведомлены о принятии заявления и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.

Почтовыми уведомлениями, имеющимися в материалах дела, подтверждается факт направления арбитражным судом сторонам по настоящему спору определения о принятии и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, а также факт получения ими данного определения.

Информация о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства размещена на официальном сайте Арбитражного суда Еврейской автономной области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 228 АПК РФ.

ПАО «Ростелеком» определение суда от 21.01.2019 в установленные судом сроки не исполнило, отзыв на заявление  не представило.

От Управления 08.02.2019 в арбитражный суд поступило ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Определением от 14.02.2019 в удовлетворении заявленного ходатайства о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства судом отказано.

По результатам рассмотрения дела арбитражным судом 06.03.2019 принято решение путем подписания резолютивной части.

Резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 07.03.2019.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» разъяснено, что поскольку арбитражный суд, исходя из части 2 статьи 229 АПК РФ, составляет мотивированное решение только по заявлению лица, участвующего в деле, рассмотренном в порядке упрощенного производства, то при отсутствии соответствующего заявления лица, участвующего в деле, обжалованию подлежит решение, принятое путем подписания резолютивной части.

От Управления 18.03.2019 в суд поступило заявление об изготовлении мотивированного решения.

Суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, установил следующее.

В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) оказание услуг связи подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензионные требования – это  совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 46 Закона о связи установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных условий.

Управлением на основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу от 21.09.2018 № 152-нд в период с 26.11.2018 по 21.12.2018 проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ПАО «Ростелеком» с целью контроля за соблюдением обязательных требований при оказании универсальных услуг связи и лицензионных условий.

В результате планового систематического наблюдения, проведенного на территории Октябрьского района Еврейской автономной области, выявлены нарушения:

 В средствах коллективного доступа (СКД), расположенных по адресам:

•          Еврейская автономная область, <...> (протокол обследования средства коллективного доступа (СКД), с помощью которого оказываются универсальные услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от 27.11.2018 № 01-08/27);

•          Еврейская автономная область, <...> (протокол обследования средства коллективного доступа (СКД), с помощью которого оказываются универсальные услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от 27.11.2018 № 02-08/27);

отсутствует доступ к информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», оборудование отсутствует, в связи, с чем не обеспечено предоставление пользователю универсальными услугами связи возможности:

а)        доступа к телематическим услугам связи и услугам связи по передаче данных со скоростью не менее 2 Мбит/с;

б)        передачи сообщений по электронной почте;

в)        бесплатного доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", перечень которых утверждается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

При оказании услуг связи, но передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точки доступа (с использованием пользовательского оборудования абонента) но адресам: ЕАО, <...> (протокол обследования ТД от 27.11.2018 № 01-08/27)  точка доступа организована, для получения доступа к сети Wi-Fi ПАО «Ростелеком» необходимо пройти идентификацию пользователя. При идентификации устройства пользователя с помощью CMC код подтверждения, в течение отведенных пяти минут, не поступает. Таким образом, получить доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не удается, подключение невозможно.

Таким образом, обществом нарушены: пункты 3, 3.2  Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 241; пункты 3 Требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи с использованием таксофонов, утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 30.09.2015 № 371; пункт 1 статьи 46 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (далее - Закон о связи); пункты 4, 5, 10,  условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 166733 от 16.02.2016; пункты 4, 5, 10 главы V постановления Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»; пункты 2.1.4, Договора об условиях оказания универсальных услуг телефонной связи от 13.05.2014 № УС-01/2014, заключенного с Федеральным агентством связи.

Как следует из материалов дела, ПАО «Ростелеком» является оператором универсального оборудования на основании статьи 58 Закона о связи, распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.03.2014 № 437-р, договора от 13.05.2014 № УУС-01/2014 и лицензии от 16.02.2016 № 166733. Срок действия лицензии – до  16.02.2021.

Таким образом, не выполняя требования вышеуказанных нормативных правовых актов в сфере связи и Договора об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 № УУС-01/2014, заключенного с Федеральным агентством связи и действующего до 13.05.2024, оператор ПАО «Ростелеком» осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг связи с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией) № 166733, которой предусмотрено их соблюдение.

Факт осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства зафиксирован: протоколами обследования СКД и точки доступа от 27.11.2018 №№  02-08/27, 01-08/27; актом систематического наблюдения от 21.12.2018 № А-27/08/152-нд/176 .

Уведомлением от 28.12.2018 № 30588-08/27 общество извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д. 39-40).

Главным специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, в отсутствие представителя общества, в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, 11.01.2019 составлен протокол об административном правонарушении № АП-27/08/3, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 49-55).

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и её территориальные органы, осуществляет полномочия по лицензированию деятельности, в том числе надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области оказания услуг связи.

Протокол об административном правонарушении от 11.01.2019 составлен уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с требованиями абзаца 3 части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, названный протокол с материалами дела об административном правонарушении 14.01.2019 поступил в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно частям 1, 2 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Согласно части 1 статьи 89 АПК РФ иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

В силу части 2 данной статьи, иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В ходе проведенных проверок в отношении общества составлен акт систематического наблюдения, к которому приложены протоколы  обследования средств коллективного доступа (СКД) и точки доступа, с использованием которой осуществляются услуги связи по передаче данных. В указанных документах изложены установленные обстоятельства. По результатам дистанционного контроля составлен протокол об административном  правонарушении.

Доказательствами, подтверждающими совершение обществом административного правонарушения, являются: протоколы обследования с приложенными к ним фотографиями, в том числе на СD-R диске; акт систематического наблюдения; протокол по делу об административном правонарушении в области связи.

Исследовав и оценив представленные административным органом доказательства, сбор которых осуществлен без нарушения норм действующего законодательства, суд пришел к выводу о подтверждении обстоятельств совершения ПАО «Ростелеком»  вменяемого правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные нарушения свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности по предоставлению универсальных услуг связи, что свидетельствует  о виновности его действий.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП  РФ.

Процедура производства по делу об административном правонарушении Управлением соблюдена, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся разъяснения, согласно которым днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

В рассматриваемом случае днем обнаружения и выявления совершенного обществом административного правонарушения является день составления протоколов обследования  средств коллективного доступа и точки доступа, с помощью которых оказываются универсальные услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без использования пользовательского оборудования абонента -  27.11.2018.

Названные протоколы обследования, а соответственно и выявлен факт совершенного правонарушения, составлены лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении – главным специалистом-экспертом Биробиджанского территориального отдела Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу ФИО1

Таким образом, срок давности привлечения общества к административной ответственности  истёк 27.02.2019.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статей 4.5, 24.5 КоАП РФ, принимая во внимание правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в абзаце 4 пункта 18 Постановления  от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что сроки, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-168, 180, 205, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу о привлечении публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение арбитражного суда принято путем подписания судьей резолютивной части решения.

Резолютивная часть решения подлежит размещению на официальном сайте Арбитражного суда Еврейской автономной области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления  мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

                                              И.А. Доценко