ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-516/13 от 14.08.2013 АС Еврейской автономной области

Арбитражный суд Еврейской автономной области

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, 10

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан

Дело №

А16-516/2013

20

августа

2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2013 года

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи

Яниной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сильванович Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области)

об обязании принять транспортное средство ГАЗ-3110, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <***>,

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 09.01.2013,

от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности № 1 от 10.01.2013,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области (далее – УФНС России по ЕАО, налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (далее – ТУ Росимущества в ЕАО) о признании незаконными действий, выразившихся в непринятии транспортного средства ГАЗ-3110, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <***>; об обязании принять транспортное средство ГАЗ-3110, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <***>.

УФНС России по ЕАО в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ представило дополнения к заявлению, в которых утонило требования, просило обязать ТУ Росимущества в ЕАО принять транспортное средство ГАЗ-3110, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <***> (л.д. л.д. 31 – 33).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнениях к нему. Пояснила, что ТУ Росимущества в ЕАО осуществляет полномочия собственника в отношении спорного движимого имущества. Налоговый орган в порядке статьи 299 Гражданского кодекса РФ объявил об отказе от права оперативного управления, что влечет за собой обязанность ответчика принять неиспользуемое имущество.

Ходатайствовала об отложении судебного разбирательства в связи с возможностью мирного урегулирования спора на срок не менее месяца, поскольку налоговым органом достигнута договоренность с общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» по Еврейской автономной области (ОО ДОСААФ России по ЕАО), которая готова принять транспортное средство. Организация обратилась в ТУ Росимущества в ЕАО с заявлением о предоставлении транспортного средства в безвозмездное пользование, которое в настоящее время ответчиком еще не рассмотрено.

Представитель ТУ Росимущества в ЕАО в судебном заседании и в отзыве на заявление  требования заявителя не признал в полном объеме. Пояснил, что изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества у учреждения является правом, а не обязанностью собственника. Указал, что налоговым органом к заявлению не приложены необходимые документы, а в самом заявлении отсутствуют идентифицирующие транспортное средство сведения. Требование об обязании принять имущество удовлетворению не подлежит, так как изначально собственник имущества должен издать распорядительный акт об изъятии имущества, а потом возникает обязанность по его принятию. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных налоговым органом требований.

Возражая против удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства, указал, что возможная передача транспортного средства в безвозмездное пользование ОО ДОСААФ России по О ЕАО  не влечет за собой мирного урегулирования настоящего спора, поскольку достигнутое соглашение основано на иных обстоятельствах, возникших уже после обращения в арбитражный суд (налоговый орган указал организацию, готовую принять имущество, представил часть документов).

Суд, рассмотрев ходатайство налогового органа об отложении судебного разбирательства, вынес протокольное определение об отказе в его удовлетворении.

Основания для отложения судебного разбирательства предусмотрены статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в том числе и по ходатайству одной из сторон. Определением от 03.07.2013 по ходатайству налогового органа судебное разбирательство уже откладывалось в связи с возможностью мирного урегулирования спора. Вместе с тем, по состоянию на 14.08.2013 соглашение сторонами не достигнуто. Решение сторонами вопроса о передаче транспортного средства в ходе судебного разбирательства при наличии иных обстоятельств, чем те, которые послужившими основанием для обращения в суд, не свидетельствует о достижении сторонами соглашения по тем основаниям и предмету, которые положены в основу настоящего иска.

Также необходимо указать, что настоящее заявление принято к производству арбитражным судом 20.05.2013, отложение судебного разбирательства приведет к нарушению процессуальных сроков рассмотрения дела в отсутствие объективных причин.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

На основании справки-счета серии 27 СВ № 978299 налоговым органом 22.08.2000 приобретено транспортное средство автомобиль ГАЗ-3110, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <***>. Транспортное средство поставлено на учет в качестве основного средства на основании акта о вводе в эксплуатацию № 10 от 25.08.2000, с присвоением инвентарного номера 0101050017 (л.д. 9).

Согласно статье 120 Гражданского кодекса права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

Транспортное средство: легковой автомобиль «Волга», ГАЗ-3110, 2000 года выпуска внесено в реестр федеральной собственности, реестровый номер федерального имущества В2379000513 от 18.07.2008. УФНС России по ЕАО данный автомобиль принадлежит на праве оперативного управления (л.д. л.д. 39, 40).

Автомобиль ГАЗ-3110, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <***> снят налоговым органом с регистрационного учета в МРЭО ГИБДД УМВД по ЕАО 31.03.2011.

Приказом Федеральной налоговой службы от 23.10.2012 № ММВ-7-10/792@ «О передаче федерального движимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за территориальными органами ФНС России и федеральными казёнными учреждениями, находящимися в ведении ФНС России» установлено, что решение о передаче федерального движимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления за управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России и федеральными казёнными учреждениями, находящимися в ведении Федеральной налоговой службы, (далее - Организации) балансовой стоимостью до 500 000 рублей за единицу объекта имущества принимается Организациями по согласованию с территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

УФНС России по ЕАО обратилось с письмом от 19.11.2012 № 01/02-51/0009 в ТУ Росимущества в ЕАО, в котором указала, что в целях оптимизации расходов на содержание и техническое облуживание транспортных средств просит изъять излишнее, неиспользуемое автотранспортное средство: ГАЗ-3110, 2000 года выпуска. Сообщило, что автомобиль находится в технически исправном состоянии, но в настоящее время не используется в деятельности управления и является излишним (л.д. 7).

ТУ Росимущества в ЕАО, рассмотрев данное обращение, уведомило письмом от 20.11.2012 № 4155, что в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением или казенным предприятием, в связи с чем изъятие имущества является правом, а не обязанностью собственника. Управление готово рассмотреть вопрос об изъятии движимого имущества – транспортного средства, которое является технически исправным и может быть использовано федеральными организациями По вопросу осмотра транспортного средства необходимо связаться с исполнителем письма (л.д. 8).

Поскольку действий, направленных на принятие имуществом ТУ Росимущества в ЕАО не совершено, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Судом не принимается довод ответчика о пропуске истцом срока обращения в арбитражный суд, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с тем, что исковые требования УФНС России по ЕАО основаны на статьях 235, 296, 299 Гражданского кодекса РФ и подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, а не по специальным правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

На основании пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

Государственную казну Российской Федерации в соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ составляет государственное имущество, не закрепленное за государственными (предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

В связи с этим имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и переданное учреждению в оперативное управление, в состав государственной казны не входит.

В соответствии с пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

В силу статьи 236 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

УФНС России по ЕАО настаивает на отказе от права оперативного управления спорным имуществом, что в соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса РФ свидетельствует о наличии основания для прекращения права оперативного управления спорным имуществом.

В основе действий по передаче (изъятию) имущества, находящегося на праве оперативного управления, лежат гражданско-правовые сделки, оформленные посредством распоряжений собственника.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее - Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является органом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Согласно пункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Росимущество. Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет указанные полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, которым в Еврейской автономной области является ТУ Росимущества в ЕАО.

Полномочия ТУ Росимущества в ЕАО определены в Положении о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, утвержденном Приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (далее – Приказ Росимущества № 278).

В соответствии с пунктом 4.1. Приложения № 30 к Приказу Росимущества № 278 ТУ Росимущества в ЕАО осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Пунктом 4.11. Приложения № 30 к Приказу Росимущества № 278 было установлено, что ТУ Росимущества в ЕАО закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за указанными учреждениями.

Приказом Росимущества от 23.07.2012 № 163 «О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом» внесены изменения в Положение о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, утвержденное Приказом Росимущества № 278, в соответствии с которым пункт 4.11 Приложения № 30 к Приказу Росимущества № 278 исключен.

Пункт 4.8. Приложения № 30 к Приказу Росимущества № 278 дополнен абзацем «ф''», согласно которому ТУ Росимущества в ЕАО имеет право производить в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями исключительно по поручению Агентства (Росимущества).

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 129 от 15.05.2013 установлено, что в целях совершенствования порядка осуществления полномочий собственника от имени Российской Федерации в отношении федерального имущества в соответствии с пунктом 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, все территориальные управления Роимущества наделяются отдельными полномочиями собственника – Российской Федерации в отношении имущества территориальных подразделений федеральных органов власти и подведомственных им учреждений: закрепление имущества на праве оперативного управления и осуществление изъятия имущества, закрепленного на праве оперативного управления.

Таким образом, с учетом внесенных изменений Приказом Росимущества от 23.07.2012 № 163 и № 129 от 15.05.2013 ТУ Росимущества ЕАО в период с 24.07.2012 по 14.05.2013 не вправе было самостоятельно закреплять, перезакреплять, каким либо другим способом распоряжаться имуществом без поручения Росимущества.

Следовательно, на момент обращения УФНС России по ЕАО в ТУ Росимущества по ЕАО с письмом об изъятии транспортного средства из оперативного управления, полномочия распоряжаться имуществом без поручения Росимущества у ответчика отсутствовали.

С 15.05.2013 ТУ Росимущества в ЕАО от имени собственника федерального имущества имеет право принимать решения и издавать ненормативные правовые акты по вопросам о передаче федерального имущества территориальным подразделениям федеральных органов власти на праве оперативного управления либо об его изъятии на территории Еврейской автономной области.

Кроме того, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (в соответствии с Регламентом Росимущества, Положением о Росимуществе, действовавшими на момент издания письма) федеральным органам исполнительной власти разослано письмо от 10.10.2006 № ЛП-08/23957 о перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества.

В соответствии с указанным письмом, действовавшим до 22.03.2013, для изъятия имущества из оперативного управления, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 296 и пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ (то есть не по инициативе собственника), соответствующие предложения в Росимущество необходимо представлять в установленном порядке письмом уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, в чьем ведении находится соответствующая организация, с приложением следующим документов:

- письменное согласие организации – балансодержателя на изъятие имущества из оперативного управления и организации на закрепление имущества с указанием перечня объектов недвижимого имущества;

- в отношении организации – балансодержателя и организации, за которой предлагается закрепить имущество, заверенные копии следующих документов: свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц либо выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе; учредительные документы; документы, подтверждающие полномочия руководителя организации;

- справка о балансовой стоимости объекта движимого имущества, предлагаемого к изъятию и расчет чистых активов, подписанные руководителем организации – балансодержателя;

- выписка из реестра федерального имущества о внесении в реестр федерального имущества движимого имущества, балансовая стоимость которого превышает 100 000 рублей.

Росимущество 22.03.2013 письмом № № ИБ-06/12205 признало утратившим силу письмо Росимущества от 10.10.2006 № ЛП-08/23957, одновременно утвердив перечень документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества (изъятии имущества). Новый перечень документов совпадает с ранее предусмотренным, дополнительно к вышеперечисленным документам необходимо представлять инвентарную карточку каждого объекта движимого имущества, а в случае передачи автотранспортных средств – заверенную в установленном порядке копию паспорта транспортного средства.

Как следует из материалов дела, УФНС России по ЕАО ни при обращении в ТУ ФАУГИ в ЕАО письмом от 19.11.2013, ни в ходе судебного разбирательства пакет документов, необходимый для принятия решения об изъятии федерального имущества из оперативного управления, ответчику не представило.

Из письма УФНС России по ЕАО от 19.11.2012 № 01/02-51/0009, содержащего только такое описание движимого имущества как: автотранспортное средство ГАЗ-3110, 2000 года выпуска, без указания сведений, позволяющих индивидуализировать имущество, невозможно достоверно установить в отношении какого именно транспортного средства заявлено об отказе от права оперативного управления и изъятии.

Таким образом, в отсутствие полномочий и необходимого комплекта документов у ТУ ФАУГИ в ЕАО не было правовых оснований для рассмотрения письма УФНС России по ЕАО от 19.11.2013 об изъятии транспортного средства из оперативного управления в связи с отказом от права, а следовательно и не возникло обязанности по принятию имущества.

Также необходимо учесть, что Гражданский кодекс РФ не содержит нормы, безусловно обязывающей собственника принять имущество, от права оперативного управления на которое правообладатель отказался.

Имущественные права лица, которое несет бремя содержания имущества, принадлежащего иному лицу, подлежат защите посредством предъявления требований о компенсации необоснованно понесенных расходов.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований УФНС России по ЕАО об обязании ответчика принять транспортное средство ГАЗ-3110, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <***> следует отказать.

Судебные расходы в силу требований статьи 110, подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ распределению не подлежат.

  Руководствуясь статьями 49, 167 – 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления  управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области  об обязании принять транспортное средство ГАЗ-3110, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) <***>, - отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решение (изготовления его в полном объеме).

Если иное не предусмотрено АПК РФ, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья С.В. Янина