ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А16-702/2021 от 28.06.2021 АС Еврейской автономной области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: https://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                 Дело № А16-702/2021

05 июля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2021 года. Полный текст решения изготовлен 05 июля 2021 года.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Завалиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Араповым К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области)

к Департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для цели заготовки древесины, изложенного в письме от 08.02.2021 № 03-03/512, и обязании устранить допущенные нарушения,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя: индивидуальный предприниматель общество с ограниченной ответственностью "Бираканский лес" (г. Хабаровск Хабаровского края, ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии ФИО1 – заявителя, ФИО2 – представителя ответчика по доверенности от 27.04.2021, ФИО3 – представителя ответчика по доверенности от 04.03.2021 № 2,

УСТАНОВИЛ:

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области (далее – Уполномоченный, заявитель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным решения Управления лесами правительства Еврейской автономной областиоб отказе обществу с ограниченной ответственностью "Бираканский лес" (далее – Общество) в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для цели заготовки древесины, изложенного в письме от 08.02.2021 № 03-03/512, и об обязании Департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области (далее – Департамент) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем повторного рассмотрения его заявления от 14.01.2021 о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного в <...>, 82, 87-90, 95-100, 102-104, 107-111, 114-118, 121-124, 127, 130, 131, 137 Будуканского участкового лесничества Бирского лесничества Еврейской автономной области, в месячный срок в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

В обоснование заявления Уполномоченный указал, что по результатам рассмотрения жалобы Общества выявлены нарушения прав и законных интересов последнего в сфере предпринимательской деятельности, оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, вынесено с нарушением части 1 и пункта 3 части 6 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), не содержит правовые причины (нормы законодательства), послужившие основанием для отказа, и потому является произвольным.

В отзыве и дополнении к нему Департамент просил отказать в удовлетворении заявления, привел положения статьи 18 и статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 30 ЛК РФ, указал, что нормы ЛК РФ не содержат императивных требований об обязательном принятии решения о проведении аукциона по заявлениям заинтересованных лиц; заготовка древесины гражданами для собственных нужд и проведение аукционов для субъектов малого и среднего предпринимательства на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений осуществляется в пределах одних и тех же лесных участков, перечень которых определен лесным планом области (Таблица 8), испрашиваемые Обществом участки не поименованы в ней, однако, ведется работа по внесению соответствующих корректив; оспариваемое решение принято в целях защиты прав граждан, поскольку последние утрачивают возможность заготовки древесины для собственных нужд на лесных участках, предоставленных в аренду третьим лицам, срок действия договора аренды от 10-ти до 49-ти лет, условием проведения аукциона на продажу права заключения договора аренды является проектирование лесного участка и его постановка на кадастровый учет.

В судебном заседании Уполномоченный настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, заявил, что испрашиваемые кварталы не поименованы в Таблице 8 лесного плана ЕАО, из представленной Департаментом выписки из государственного лесного реестра не следует наличие каких-либо препятствий для проведения аукциона в отношении спорного лесного участка, при подаче заявления о проведении аукциона хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определять вид использования лесного участка, оспариваемое решение не мотивировано, не содержит ссылки на нормы права, в соответствии с которыми лесной участок не может быть предоставлен в аренду, фактически заявление Общества надлежащим образом не рассмотрено, поэтому в качестве правовосстанавливающей меры заявлено требование об обязании повторно его рассмотреть.

Представители Департамента в судебном заседании требования не признали, привели доводы, изложенные в отзыве, дополнительно пояснили, что на момент принятия решения об отказе в проведении аукциона изменения в лесной план не вносились, препятствием к этому послужили изменения законодательства о "регуляторной гильотине" в 2020 году и оспаривание прокурором лесохозяйственных регламентов лесничеств в судебном порядке, проект изменений разрабатывается в настоящее время.

На основании положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено без участия представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 21.06.2021 объявлялся перерыв до 28.06.2021.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что общество с ограниченной ответственностью "Бираканский лес" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.08.2017 за основным государственным регистрационным номером <***>, основным видом деятельности Общества являются лесозаготовки.

ООО "Бираканский лес" подало в Управление лесами правительства Еврейской автономной области, впоследствии переименованное в Департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области, заявление от 14.01.2021 о предоставлении в арендусроком на 49 лет лесного участка площадью 27 401 га, расположенного в <...>, 82, 87-90, 95-100, 102-104, 107-111, 114-118, 121-124, 127, 130, 131, 137 Будуканского участкового лесничества Бирского лесничества Еврейской автономной области, для заготовки древесины (вх. от 14.01.2021).

В ответ на указанное обращение Управление письмом от 08.02.2021 № 03-03/512 сообщило о принятии решения об отказе в проведении аукциона на указанном лесном участке в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ, указав, что запланировано использование этого участка в целях обеспечения прав граждан на получение древесины для собственных нужд.

Не согласившись с указанным решением, Общество 24.02.2021 подало жалобу Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный пришел к выводу о её обоснованности и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 и части 4 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Частью 2 статьи 53 АПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

Должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области учреждена Законом Еврейской автономной области от 30.10.2013 № 392-ОЗ "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области" в соответствии с частью 4 статьи 8 Устава Еврейской автономной области от 08.10.1997 № 40-ОЗ.

В силу части 1 и пункта 2 части 3 статьи 10 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" уполномоченный в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее также - заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

При осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 7 и пункте 2 части 1 статьи 8 Закона Еврейской автономной области от 30.10.2013 № 392-ОЗ "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области".

Таким образом, настоящее заявление подано в арбитражный суд уполномоченным лицом.

Предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для подачи заявления соблюден.

В соответствии с частью 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также полномочия по подготовке, организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с подпунктом 5.2 пункта 5 Положения о Департаменте управления лесами правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 19.06.2012 № 285-пп, одним из полномочий, осуществляемых Департаментом, является предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда.

В целях реализации возложенных на него задач Департамент выполняет функцию подготовки, организации и проведения соответствующих торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (подпункт 6.17 пункта 6 Положения).

Таким образом, оспариваемое решение принято в пределах компетенции, предоставленной ответчику законом.

Как установлено частью 2 и частью 3 статьи 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Частями 1, 6 статьи 73.1 ЛК РФ определено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу статьи 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона).

В случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого заявления.

Заявление о проведении аукциона подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона, а также требования к его формату, если оно подается в форме электронного документа, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Решение об отказе в проведении аукциона принимается в следующих случаях:

1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу;

2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу;

3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с настоящим Кодексом не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона;

5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.

Решение об отказе в проведении аукциона, содержащее мотивированное обоснование такого отказа, направляется органом государственной власти или органом местного самоуправления гражданину или юридическому лицу, подавшим заявление о проведении аукциона, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Лицо, подавшее заявление о проведении аукциона, вправе обжаловать решение об отказе в проведении аукциона в судебном порядке.

Отказывая в проведении аукциона на испрашиваемый Обществом лесной участок, Департамент сослался на пункт 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ, указав, что спорный участок планируется использовать в целях обеспечения прав граждан на получение древесины для собственных нужд.

Вместе с тем, решение ответчика не содержит нормативно-правового обоснования, послужившего основой для выводов, сделанных Департаментом.

Принятие органом публичной власти того или иного властного решения применительно к конкретным обстоятельствам не может быть произвольным и должно быть надлежащим образом мотивировано и обосновано как с фактической, так и с юридической стороны.

Под мотивированностью решения следует понимать внешнее выражение обоснованности, представляющее собой совокупность мотивов (доводов), которые объясняют, как фактические обстоятельства конкретной ситуации взаимодействуют с подлежащими применению нормами права. Мотивировка призвана объяснить, почему публичным органом (его должностным лицом) принято то или иное решение, обосновать выводы конкретными обстоятельствами с учетом действующего нормативно-правового регулирования соответствующих правоотношений. Публичный орган не должен ограничиваться в своем обосновании только ссылкой на наличие тех или иных обстоятельств, обусловивших принятие решения, и обязан нормативно аргументировать свои выводы.

В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Одним из видов использования лесов является заготовка древесины, которая представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, и осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 1 части 1 статьи 25, части 1, 2 статьи 29 ЛК РФ).

В силу статьи 27 ЛК РФ использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Допускается установление следующих ограничений использования лесов:

1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса;

2) запрет на проведение рубок;

3) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.

Статьей 85 ЛК РФ установлено, что основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств, является лесное планирование. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу положений статьи 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются:

1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;

2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Постановлением губернатора Еврейской автономной области от 18.01.2019 № 4 утвержден Лесной план Еврейской автономной области на период 2019 – 2028 гг.

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 14.11.2018 № 411-пп утвержден лесохозяйственный регламент Бирского лесничества Еврейской автономной области.

Исходя из указанных нормативных документов и представленной в материалы дела выписки из государственного лесного реестра, спорный лесной участок относится к эксплуатационным лесам с видом разрешенного использования – заготовка древесины, участок не имеет обременений и ограничений его использования.

Учитывая изложенное доводы Департамента о наличии законных препятствий для предоставления испрашиваемого лесного участка в аренду подлежат отклонению, как не основанные на действующем законодательстве.

В соответствии с частью 1 статьи 30 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории (часть 5 названной статьи).

Законом Еврейской автономной области от 05.12.2007 № 272-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов реализации прав граждан в сфере лесных отношений на территории Еврейской автономной области" установлены нормативы заготовки, Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и порядок заготовки гражданами древесины, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41.3 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с данными договорами.

Согласно Таблице 8 пункта 3.1 Лесного плана Еврейской автономной области на 2019 – 2028 гг. для заготовки древесины гражданами для собственных нужд и субъектами малого предпринимательства в Бирском лесничестве выделены лесные кварталы № 88, 90 (часть).

В заявлении Общества от 14.01.2021 указанные кварталы не поименованы.

Суд соглашается с доводом Департамента о том, что предоставление гражданам возможности заготавливать древесину на лесных участках, не поименованных в Таблице 8, не противоречит закону.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае данное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку оспариваемое решение не содержит такого основания для отказа, как предоставление участка в аренду иному лицу или передача лесных насаждений в собственность иному лицу.

На момент принятия решения об отказе в проведении аукциона изменения в лесной план или лесохозяйственный регламент Бирского лесничества не были внесены.

Ссылку Департамента на то, что препятствием послужило оспаривание лесохозяйственных регламентов в судебном порядке, суд отклоняет, поскольку из представленных решений суда Еврейской автономной области от 19.04.2021 по делу № 3а-16/2021, от 28.01.2021 по делу № 3а-1/2021 следует, что предметом спора являлись положения регламентов, касающиеся лесных кварталов, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий. Спорные участки к таковым не относятся.

Дополнительно суд учитывает, что лесной план разработан на 10 лет (на период с 2019 по 2028 год), следовательно, Департамент, в функции которого входит организация разработки и утверждения лесного плана, рассчитывал на 10 лет обеспечить удовлетворение потребностей граждан, проживающих на территории Бирского лесничества, в древесине за счет лесных насаждений, имеющихся в двух лесных кварталах (квартале № 88 и части квартала № 90). При этом, с момента утверждения лесного плана истекло 2 года.

Документальное обоснование невозможности обеспечения потребностей граждан за счет уже отведенных или иных лесных участков в нарушение статьи 65 АПК РФ Департамент не представил.

Изменения в Закон Еврейской автономной области от 05.12.2007 № 272-ОЗ, предусматривающие предоставление гражданам отдельной категории право однократно осуществить заготовку древесины для собственных нужд для строительства жилых домов на указанных земельных участках в объеме не более 100 кубических метров ликвидной древесины, внесены Законом Еврейской автономной области от 24.02.2021 № 695-ОЗ, то есть, после принятия оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Следовательно, заявление Уполномоченного, поданное в защиту интересов Общества, подлежит удовлетворению.

Учитывая, что оспариваемое решение не мотивировано, не содержит ссылки на нормы права, в соответствии с которыми испрашиваемый лесной участок не может быть предоставлен юридическому лицу в аренду, требование заявителя об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем повторного рассмотрения его заявления от 14.01.2021 о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного в <...>, 82, 87-90, 95-100, 102-104, 107-111, 114-118, 121-124, 127, 130, 131, 137 Будуканского участкового лесничества Бирского лесничества Еврейской автономной области, в месячный срок в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации также следует удовлетворить.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

заявление Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области от 23.03.2021 № 90 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления лесами правительства Еврейской автономной областиоб отказе обществу с ограниченной ответственностью "Бираканский лес" в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для цели заготовки древесины, изложенное в письме от 08.02.2021 № 03-03/512.

Обязать Департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Бираканский лес" путем повторного рассмотрения его заявления от 14.01.2021 о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного в <...>, 82, 87-90, 95-100, 102-104, 107-111, 114-118, 121-124, 127, 130, 131, 137 Будуканского участкового лесничества Бирского лесничества Еврейской автономной области, в месячный срок в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

Судья

О.В. Завалина