ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-10131/19 от 08.06.2020 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново

17 июня 2020 года

Дело №А17-10131/2019

 Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2020 года.

 Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Никифоровой Г.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Наливиной Н.А., рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению Службы государственного финансового контроля Ивановской области к Управлению образования администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о возмещении Ивановской области ущерба в сумме 626 207,46 руб.,

при участии в судебном заседании:

от Службы государственного финансового контроля Ивановской области: ФИО1 по доверенности от 14.01.2020 №7,

установил:

  Служба государственного финансового контроля Ивановской области (далее – истец,  Служба) обратилась в Арбитражный суд Ивановкой области с исковым заявлением к Управлению образования администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области  (далее – ответчик, Управление) о  взыскании  в бюджет Ивановской области в счет возмещения ущерба  626 207,46 руб. 

Определением суда от 05.12.2019 заявление было принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 20.01.2020г. В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предварительное судебное заседание откладывалось на 17.02.2020. По окончании предварительного судебного заседания 17.02.2020 суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом мнения представителя лица, участвующего в деле, арбитражным судом в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершено  предварительное заседание и  назначено судебное заседание в первой инстанции 23.03.2020. В связи с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» дата   судебного заседания изменена на 20.04.2020, затем на 08.06.2020. 

Управление, признанное судом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв от 06.02.2020 на заявление и дополнение к нему от 05.06.2020, из содержания которых следует, что требования истца по п. 1, 2 и 3 искового заявления Управлением не оспариваются. Управление  считает, что при взыскании суммы ущерба надлежит учесть произведенные Управлением до 30.01.2019 оплаты, а именно 186 656,05 руб. недоимка по страховым взносам, оплата за учебники в размере 161 070 руб., всего на сумму 347 726,05 руб. По мнению Управления, взысканию подлежит 278 481,41 руб.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие указанного лица.

Заслушав представителя истца, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

  На основании распоряжений начальника Службы от 03.04.2018 № 21-кр «О назначении проверки», от 25.04.2018 № 27-кр «О продлении срока проведения проверки в управлении образования администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области» Службой проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета (выборочно), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами, в управлении образования администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее - Управление образования) за 2016 — 2017 годы.

По   результатам проведенной проверки Службой в адрес Управления образования направлено предписание от 28.05.2018 № 01-20/1-7 с требованием о возмещении причиненного ущерба Ивановской области (далее — Предписание),  в соответствии с которым   Управлению образования предписано возместить причиненный ущерб Ивановской области в общей сумме 626 207,46 рублей в срок до 31 августа 2018 года. 

Предписание получено ответчиком  01.06.2018, однако  в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ивановской области.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению об удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее, БК РФ)   принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В статье 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.

В ходе проведения проверки Службой выявлены следующие нарушения  бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов 

 В ходе проверки использования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в 2017 году установлено, что Управление образования, являясь главным распорядителям бюджетных средств, в нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 1, 2 части 3 статьи 1, частей 9, 10 статьи 1 Закона Ивановской области от 05.07.2013 № 66-03 «Об образовании в Ивановской области», пунктов 1, 3, 8 Порядка расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 20.11.2013 № 464-п, не обеспечило в 2017 году контроль за соблюдением муниципальными бюджетными образовательными учреждениями целей, установленных при предоставлении субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением  расходов  на  содержание  зданий  и  оплату  коммунальных  услуг), предоставленной из областного бюджета бюджету Юрьевецкого муниципального района.

В ходе проверки установлено и не оспаривается ответчиком МБОУ  «Елнатская средняя школа» указанные денежные средства направлены на   оплату коммунальных услуг по муниципальному контракту на поставку тепловой энергии от 24.01.2017 № 11, заключенному между Школой и ООО «Тепло-город», в том числе за счет средств, предоставленных из областного бюджета бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в виде Субвенции по целевой статье областного бюджета. 

Аналогично 28.12.2017 Школой № 3 оплачены коммунальные услуги по муниципальному контракту на поставку тепловой энергии от 25.01.2017 № 21, заключенному между Школой № 3 и ООО «Тепло-город», в том числе за счет средств, предоставленных из областного бюджета бюджету Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в виде Субвенции по целевой статье областного бюджета,  что привело к нецелевому использованию средств областного бюджета в общей сумме 595 078,35 рублей.

Таким образом, областной бюджет в 2018 году не дополучил доход в размере 595 078,35 рублей в связи с невозвратом остатка субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования, представленной из областного бюджета, как неиспользованного в 2017 году, сложившегося бы в случае обеспечения Управлением образования соблюдения целей, установленных при ее предоставлении, что свидетельствует о наличии причиненного ущерба бюджету Ивановской области.(П.1 Предписания).

 Также в ходе проведения проверки использования субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Ивановской области по выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в 2016 — 2017 годах, установлено, что Управление, являясь главным распорядителям бюджетных средств, в нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, абзаца 3 части 2 статьи 3 Закона Ивановской области от 02.07.2013 № 65-03 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования» в 2016 — 2017 годах не обеспечило контроль за соблюдением дошкольными образовательными учреждениями целей, установленных при предоставлении субвенции на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Ивановской области по выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее — субвенция на выплату компенсации части родительской платы), предоставленной из областного бюджета бюджету Юрьевецкого муниципального района.

В силу части 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

Законом Ивановской области от 02.07.2013 № 65-03 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования» (в редакции от 04.10.2016) (далее - Закон Ивановской области № 65-03) определено, в целях социальной поддержки детей из малоимущих семей, посещающих находящиеся на территории Ивановской области образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях. Размер компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, устанавливается в следующих размерах: 25% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Ивановской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на первого ребенка, 55% размера такой платы на второго ребенка, 75%  размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

  В силу пункта 6 Порядка расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городских округов Ивановской области, на осуществление переданных государственных полномочий по выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 20.11.2013 № 465-п, ответственность за целевое и эффективное расходование субвенций и достоверность представляемой информации возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Ивановской области.

Уведомлениями по расчетам между бюджетами Департаментом образования бюджету Юрьевецкого муниципального района доведены бюджетные назначения по субвенции по выплате компенсации части родительской платы на 2016 год в сумме 1 120 237,51 рублей, на 2017 год в сумме 647 531,64 рублей.

На основании пункта 8 Порядка № 136-п очередность рождения детей для установления размера компенсации определяется уполномоченным органом среди всех детей в возрасте до 18 лет, включая детей от другого (их) родителя (ей), совместно проживающих с заявителем, в соответствии с копиями свидетельств о рождении детей, представленных заявителем на основании пункта 5 Порядка № 136-п.

В ходе контрольного мероприятия установлено произведение выплат ряду родителей (законных представителей) в большем размере, нежели они имеют на это право в соответствии с указанными выше  нормами закона. Это обстоятельство ответчиком не оспаривается. 

Таким образом, переплата за счет средств субвенции по выплате компенсации части родительской платы составила в общем объеме 13 123,66 рублей,  что привело к нецелевому использованию средств областного бюджета в общей сумме 13 123,66 рублей, в том числе в 2016 году — в сумме 3 766,14 рублей (нецелевое использование бюджетных средств допущено: муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 4 «Аленушка» в сумме 1 614,55 рублей, муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 2 д. Михайлове в сумме 2 151,59 рублей), в 2017 году — в сумме 9 357,52 рублей (нецелевое использование бюджетных средств допущено: муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 4 «Аленушка»  в  сумме  8   031,78  рублей,  муниципальным  казенным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 2 д. Михайлово в сумме 1 325,74 рублей).(п.2-3 Предписания).

В ходе проверки Службой  использования субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Ивановской области по выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в 2016 — 2017 годах, установлено, что управление образования в нарушение статьи 34, пункта 3 статьи 86, статьи 158 БК РФ, Закона № 65-03 Управление не обеспечило эффективное расходования средств субвенции на выплату компенсации части родительской платы, предоставленной из областного бюджета Юрьевецкому муниципальному району, в связи с распределением и расходованием средств на оплату услуг кредитных организаций по перечислению компенсации части родительской платы, в размере, превышающем размер, установленный в методике расчета размера субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области, выделяемых из областного бюджета, на компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденной Законом № 65-03 (1,5% от общего объема средств на выплату компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования), что привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета в сумме 18 005,45 рублей.

 В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона № 65-ОЗ размер субвенции, предусмотренной бюджету муниципального района, городского округа Ивановской области на выплату компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, определяется в соответствии с методикой расчета размера субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов, выделяемых из областного бюджета, на компенсацию части родительской платы за присмотр   и   уход   за   детьми   в   образовательных   организациях,   реализующих образовательную программу дошкольного образования, являющейся приложением к настоящему Закону.

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 140 БК РФ субвенции местным бюджетам
из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с
едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом
субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ, между
всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы
местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные
государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп            населения),  потребителей          соответствующих  государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

  В силу  нормы, предусмотренной абзацем 2 пункта 3 статьи 86 БК РФ, в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

 Службой произведен расчет в соответствии с Методикой расчета размера субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области, выделяемых из областного бюджета, на компенсацию части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденной Законом № 65-03 (далее -Методика), размера оплаты услуг кредитных организаций, организаций почтовой связи по перечислению компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, 

   Размер средств на оплату услуг кредитных организаций по перечислению компенсации части родительской платы, в составе субвенции по выплате компенсации части родительской платы для Юрьевецкого муниципального района на 2017 год рассчитан в сумме 9 286,24 рублей (619083* 1,5%).

 В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что за счет средств субвенции на выплату компенсации части родительской платы, выделенной из областного бюджета в 2017 году, оплачены услуги кредитных организаций по перечислению компенсации части родительской платы с превышением норматива, используемого в Методике, а именно, в размере 27 291,69 рублей, что превышает установленный Методикой норматив на 18 005,45 рублей.

Таким образом, в нарушении пункта 3 статьи 86, статьи 158 БК РФ, Закона № 65-03 Управлением   не обеспечено соблюдение требований действующего законодательства при использовании субвенции на выплату компенсации части родительской платы, предоставленной из областного бюджета Юрьевецкому муниципальному району, в связи с расходованием средств на оплату услуг кредитных организаций по перечислению компенсации части родительской платы в размере, превышающем размер, установленный в Методике (1,5% от общего объема средств на выплату компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования), что привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета в сумме 18 005,45 рублей.

Оценивая доводы Управления о необходимости учесть произведенные Управлением до 30.01.2019 оплаты по погашению 186 656,05 руб. недоимки по страховым взносам, оплату за приобретение учебников в размере 161 070 руб., всего на сумму 347 726,05 руб., суд не усматривает достаточных оснований для признания их обоснованными.

Управление ссылается в подтверждение указанных расходов на платежные поручения, имеющиеся в материалах дела (т.5 л.д. 129-140).

При этом в силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При разрешении спора арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из представленных в материалы дела платежных поручений установить период возникновения задолженности по страховым взносам, НДФЛ, приобретений учебников ( по какому контракту),за счет средств какого бюджета не представляется возможным. Ответчику судом предлагалось подтвердить свои доводы соответствующими доказательствами и представить письменные пояснения (протокол судебного заседания от  17.02.2020), однако, никаких пояснений и документов в суд со стороны ответчика так и не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания  суммы нецелевого и неправомерного использования средств бюджета в общем размере 626 207 руб.46 коп.

В соответствии с подпунктом 1.1. части 1 статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с изложенным, принимая во внимание, что истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос об уплате госпошлины судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 170 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Требования Службы государственного финансового контроля Ивановской области удовлетворить.

2.Взыскать с  Управления образования администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в доход бюджета Ивановской области    626 207,46 руб.

  3.Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

  4. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

    5.  Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

                            Судья                                         Никифорова Г.М.